Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Сухарев Ю.М. Некоторые сведения о первых священно-церковнослужителях Камышловской Покровской церкви

Первые известные сведения о клире Камышловской Покровской церкви (собором она станет позже) относятся к 1680 г. Переписная книга Льва Мироновича Поскочина сообщает: «Камышеская слобода на реке Пышме и промеж речки Камышевки. В слободе острог. В остроге церковь Покрова Пресвятыя Богородицы да в пределе Зосимы и Саватия Соловецких чюдотворцов со всякою церковною утварью»[1].

            Указано и имя священника. «У той церкви поп Федор Ананьин. У него дети: Васка десяти лет, Офонка шти лет. Пашни не пашет, кормитца от мирских людей доходом»[2].

   Происхождение о. Федора Ананьина и его священнический путь неизвестен. В том же 1680 году в Невьянской  слободе записан поп  Кирияк Ананьин[3]. Шишонко пишет:  “В 1680 году в Невьянской слободе, ныне в Ирбитском уезде, митрополитом Сибирским Павлом велено быть в попех Ананьину Киприану (правильно, очевидно, Кирьяку.-Ю.С.)»[4]. Возможно, учитывая не распространенное отчество и немногочисленность духовенства того времени, Федор и Кирьяк были братьями.

Зато происхождение дьячка и пономаря Покровской церкви переписчик приводит.

«Во дворе дьячек Кирилко Дмитреев сын Зыков. Сказал, родился де он Тобольского уезду в Верхней Ницынской слободе. Отец ево был у церкви в пономарех. У него сын Еремка году. Пашни не пашет, кормитца от мирских людей доходом. Сенных у него покосов в дуброве на пятдесят копен»[5].

Зыковы больше нам не встретятся. В отличии от пономаря Семиных. Он и его потомки прослужат в Камышлове не меньше  60 лет. « Во дворе пономарь Малафейко Иванов сын Семиных. Сказал, родился де он в Важском уезде в подгородном селе. Отец ево был в том селе у церкви во дьячках. В Сибирь пришол и живет в Камышевской слободе со 178-го году. У него дети: Пашко дву лет, Сенка году. Пашни не пашет, кормитца от мирских людей доходом. Сенных у него покосов в дуброве на сто копен».[6]

7178 год по сотворении мира соответствует  1670/71 гг от рождества Христова. Считается, что Покровская церковь существует с 1679 г. Вероятно, до этого года Малафей крестьянствовал. Или церковная жизнь  в слободе была и до 1679 г?

Следующая известная перепись  1710 г.  Священников двое.

«Поп Иван Михайлов Ворона  48 лет. Жена Акилина 40 лет; 3 сына: Алексей 9 лет, Прокопей 7 лет, Леонтей полугодовой; 2 дочери: Федосья 10 лет, Маремьяна 4 лет. Да зять Козма Архипов 35 лет. У него жена Овдотья 27 лет»[7].

Опять же, разыскать происхождение священника с такой  «громкой» фамилией пока не удается. В том же 1710 г в Троицком соборе Верхотурья служил  священник Григорий Воронов 56 лет. Возможно, они от одного корня. Камышловские Воронины будут церковными еще больше 120 лет.

Между 1710 и 1720-м годами семья перемещается в Скатинский погост. А именно, «Поп Иван Михайлов Воронин 60 л., сын церковной дьячек Прокопей 14 л., сын Алексей 17 л., сын Леонтей 8 л.»[8]. К 1737 году Прокопий уже священник, а Леонтий  перешел в крестьянство, но служил трапезником в храме, там же в Скатинском.         

В книге о «церковничьих детях» 1737 года:  « Камышловской слободы Скатинского погосту Николаевской церкви попа Прокопия Иванова сын Влас 9 лет, а по скаске онаго попа взят в Долматов монастырь в школу. /…/ Трапезника крестьянина Воронина сын Филип 4 лет – за малолетством не послан»[9].

1822 году при Градо-Камышловском Покровском соборе служил дьячок Воронин Дионисий[10].

Ревизия 1833 г показала при соборе следующих Ворониных: «Заштатный диакон Воронин Андрей Прокопьев 74 лет в прошлую ревизию – в 1818 г. помер; онаго заштатного диакона Воронина дочь девица Ульяния 65 лет. Онаго собора умершего диакона Иоанна Воронина (Воронин Иоанн) жена Евдокия Феодорова 64 лет, дочь её Надежда 30 лет. Шадринского уезда Буткинской слободы умершего диакона Андрея Воронина жена Фекла Иванова 74 лет»[11].

По ревизской сказке  1833 года декабря 28 дня Пермской губернии Камышловского уезда, Скатинской слободы двукомплектной Николаевской церкви видим потомков Филиппа (сына трапезника, надо полагать). «Священник Воронин Георгий Филиппов 55 лет в прошлую ревизию – помер в 1820 г. Диакон Воронин Иоанн Филиппов 53 лет в прошлую ревизию, ныне 71 года – в 1833 г. уволен от должности с почислением в заштат; онаго заштатного диакона Иоанна Воронина жена Мария Васильева 73 лет; у него сын Воронин Иаков Иоаннов 20 лет в прошлую ревизию – обучался в семинарии, произведен был в г. Екатеринбург священником, где в 1832 г. и помер. Пономарь Воронин Иван Иванов 22 лет в прошлую ревизию – в 1830 г. поступил в крестьяне»[12].

Видно, что церковный род Ворониных угасает. В 1907-1909 г в екатеринбурских церквях служил воспитанник школы псаломщиков Воронин Михаил. Не исключено, что он из рода камышловских Ворониных.

Возвращаемся в 1710 г. Второй священник Покровской церкви (церковь уже двухштатная)  « Поп Игнатей Павлов 27 лет. Жена Маремьяна 30 лет; 3 сына: Михайло 7 лет, Леонтей 3 лет, Гаврило годовой»[13].  В последующем потомки будут именоваться Иконниковыми.Вся семья, кроме Михаила, в наличии среди Камышловской слободы церковников в 1720 г: поп Игнатей Павлов 40 л., сын Леонтей 13л.,  сын Гаврило 10 г.[14]

В 1737 г Леонтий дьякон Покровской церкви. Дети при нем, а брат Гавриил  отправлен на учебу. «Диакона Леонтия Игнатьева дети: Михайло 6 лет – за болезнию не послан, Василей 5 лет – за малолетством не послан, брат ево 29 лет – послан»[15].

Ревизия церковников Покровского собора 1833 г  показала только одного Иконникова: заштатный пономарь Иконников Иоанн Михайлов 74 лет, в прежнюю 7-ю ревизию писан был при сей же церкви стражем – в заштат поступил к сей же церкви 1816 г[16].

Во второй половине 19 века в епархии служили: Иконников Иосиф Николаевич  – псаломщик Свято – Троицкой церкви Ертарского завода Камышловского уезда. Окончил Далматовское духовное училище в 1849 году; Иконников Порфирий Александрович – диакон Свято – Троицкого собора города Верхотурья. Окончил курс Екатеринбургского духовного училища среднее отделение в 1872 году. Перемещен был в Туринские рудники 2 декабря 1886 года. Сын Иосифа Николаевича – Николай Иосифович служил в с. Вознесенском Шадринского уезда в 1899 г псаломщиком. А первым священником церкви села Кочневского Камышловского уезда (конец 18 века)  был Иконников Давид[17]. Приводим эти данные в расчете, что оные Иконниковы могли быть потомками Игнатия Павлова.

Раз церковь в 1710 г двухштатная, то и дьячков двое. Первый  — Михей Козмин 30 лет. Жена Марфа 28 лет, дочь Орина 10 лет. Покормленик Микифер 8 лет. Больше ничего сказать не можем. Второй  дьячек  — Ярасим Терентьев 48 лет. Жена Маланья 35 лет, сын Данило 8 лет; 3 дочери: Анна 13 лет, Оксинья 9 лет, Матрена 4 лет[18]. Семья в дальнейшем под фамилией Кокорины.

В 1720 г мужская часть семьи увеличилась.  Дьячек Гарасим Терентьев Кокорин 53л, сын Данило 20 л., внук Федор 0,5 г[19].

В документе 1737 г о детях духовенства, Даниил уже священник Покровской церкви. «Попа Данила Герасимова сын Федор 14 лет – оной Федор болен нутренной немощью и левая рука в локте отставлена и ногами болен да он же имеет освобождение архиерейского дому»[20]. Дальнейшего развития церковного рода камышловских Кокориных не усматривается.

Пономари, 1710 г. Первый – Малафей Семиных.   Он же и старейший служитель этого храма. «Двор. А в нем живет пономарь Малафей Иванов 70 лет. Жена Палагея 50 лет, дочь Марфа 14 лет, нивеска Ховронья 40 лет; 2 внука: Федор 13 лет, Алексей 12 лет; вну(ч)ка Овдотья 11 лет»[21].

Видим, что сыновей у Малафея нет (померли?). Внуки продолжили  дедовское служение. 1720 г. Пономарь Федор Павлов 26 л., его  сыновья  Григорей 3 л. и  Матвей 0,5 г. Брат Алексей 25 л.[22] Братья – «из поповских детей». Это значит, что Павел Малафеев Семиных, рано умерший, был в священническом достоинстве.  Алексей Павлов в 1737 г значится дьячком.

В том же 1737 г в реестре Камышловской слободы Покровской церкви «церковничьих детей» показаны   пономаря Федора Павлова дети: «Семен 5 лет – оной Семен вышыб ногу …, Василей 3 лет – за малолетством не послан»[23].

Дальше мы линию этого рода теряем. «Росписка Успенского Далматова монастыря Николаевской церкви священника Андрея Федосеева о всех находящихся в Далматовском заказе священниках которые у него Федосеева сего 1754 года в Петров пост были во исповеди и которые не были» показывает  Скатинского села  священника Григория Федорова Пономарева.[24] Возможно, это сын Федора Павлова, ок.1717 г.р.

Второй пономарь Покровской церкви 1710 г. — Иван Федоров Попов,30 лет. «Жена Анна 32 лет; 2 сына: Василей 3 лет, Терентей годовой; сестра Палагея 15 лет»[25]. Не исключено, что он сын первого известного камышловского священника  Федора Ананьина.  В 1720 г, очевидно – после перевода церкви в  одноштатную, перешел в Камышловской слободы беломестные казаки: Иван Федоров сын Попов (45), у него дети Терентей (9), Кондратей (7), Микита (4), Алексей (4)[26].

Заканчивая перечисление сведений о духовных лицах Камышлова конца 17-начала 18 века, сообщим еще одну.  В «Росписке Успенского Далматова монастыря Николаевской церкви священника Андрея Федосеева о всех находящихся в Далматовском заказе священниках которые у него Федосеева сего 1754 года в Петров пост были во исповеди и которые не были» и аналогичных документах 1755-1756 г показан священник Камышловской слободы Иван Петров Попов[27].

Вот полный список  священников Покровской церкви (собора), выявленный исследованием (с указанием года фиксации служения (периода служения), — от основания храма до 1920-х гг.

Федор Ананьин, 1680 г.

Иван Михайлов Ворона, 1710 г.

Игнатей Павлов (Иконников), 1710-1720 гг.

Данил Герасимов (Кокорин), 1737 г.
Иван Петров Попов, 1754-1756 гг.

Алексей Михайлович Плотников, 1785-1816 гг.

Симеон Григорьевич Пеунов,  1810 -1813 гг.

Георгий Гаврилов Тетюев, 1812 -1833 гг.

Николай Феодоров Некрасов, 1812 -1833 гг.

Аврамий Андреев Оглоблин, 1831, 1833 гг.

Василий Александрович Прибылев, 1847-1880 гг.

Василий  Иванов Иванов, 1870 — 1874 гг.

 Крескент  Стефанов Кирпищиков, 1870 г.

Владимир Иоаннов Скворцов, 1872-1881 гг.                               

Иоанн Александров Удинцев, 1874  -1893 гг.

Александр Платонов Адриановский, 1877-1884 гг. 

Николай Михаилов Оранский 1878 – 1886 гг.

Николай Иоаннов Оранский, 1880 -1891 гг.

Николай Петров  Кокшаров, 1886 г.

Александр Николаев Чернавин, 1886-1887 гг.

Николай Никандров Чернавин , 1887-1890 гг.

Димитрий Стефанов Оглоблин, 1888-1901гг.

Петр Львович Ситников,  1890-1897 гг.

Иоанн Евфимов Соколов, 1891 г.

Стефан Павлинов  Пономарев,1893 -1918 гг.

Иоанн Алексеев Дергачев, 1894-1905 гг.

Петр Петров Ситников, 1897-1917 гг.

Алексий Григорьев Серебренников, 1905-1914 гг.

Василий Ильин Кыштымов, 1908 г.

Иоанн Александров Максимов, 1909  г.

Иоанн Филиппов Комаров, 1907-1910 гг.

Александр Анатолиев Колосов, 1910-1915 гг.

Феодор Баженов 1910-1925 гг.

Николай Алексиев Алексиев, 1915 гг.

Александр Андреев Золотавин, 1915 гг.

Сергей Александров Увицкий, 1918-1920 гг.

            При работе над статьей использовалась база данных Екатеринбургской  епархии, составленная Валерием Богомоловым.

Статья представлена на «Наумовские чтения», 2021 г, г.Камышлов


[1] РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.697 Л.736; 

[2] Там же;

[3] Там же, л.259 об.;

[4]Шишонко В.Пермская летопись. 4-й период. Т.2. Тип. Губерн. Земск. Управы, Пермь, 1884. С.448;

[5] РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.697 Л.736; 

[6]  Там же, лл.736-736 об.;

[7] РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539 Л.422об;

[8] РГАДА Ф.214. Оп.1. Д. 1508. Л.333;

[9] ГАСО Ф.24 Оп.1 Д.683 Л.57 – Книга 14. Канцелярии Главного Правления Сибири и казенных заводов в которую збраны по приказному повытью промеморий и протчие письма о церковничьих детях. 1737 г.

[10] МК Камышловского уезда за 1822 год — ГАСО Ф.6 оп.1 Д. 365 Л.14об;

[11] Ревизские сказки Камышловского Духовного Правления за 1833 год – ГАПК Ф.111 Оп.1 Д.2712 Лл.3об-4,.7: – Фотоархив УЦИО;

[12] Там же, Лл.54об- 55об;

[13] РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539 Л.423;

[14] РГАДА Ф.214. Оп.1. Д. 1508.Л.330;

[15] Книга 14. Канцелярии Главного Правления Сибири и казенных заводов в которую збраны по приказному повытью промеморий и протчие письма о церковничьих детях. 1737 г. ГАСО Ф.24 Оп.1 Д.683 Л.57;

[16] Ревизские сказки Камышловского Духовного Правления за 1833 год – Ф.111 Оп.1 Д.2712 Л.6об – Фотоархив УЦИО;

[17] ЕЕВ за 1891 год, Н.О., 845, от 28 сентября № 38;

[18] РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539Л.423;

[19] РГАДА Ф.214. Оп.1. Д. 1508.Л. 330;

[20] ГАСО Ф.24 Оп.1 Д.683 Л.57;

[21] РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539.Л.423;

[22] РГАДА Ф.214. Оп.1. Д. 1508. Л. 330об;

[23] ГАСО Ф.24 Оп.1 Д.683 Л.57;

[24] Тоб. Арх. Ф.И156 Оп.1 Д.1965;

[25] РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539.Л.423 об.;

[26] РГАДА Ф.214. Оп.1. Д. 1508. Л.174.

[27] Тоб. Арх. Ф.И156 Оп.1 Д.1965.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты