Сухарев Ю.М. Опыт работы муниципальной генеалогической организации
Мало кто из основателей уральского генеалогического движения предполагал, что заметные родоведческие организации появятся в таких поселениях, как Рефтинский. Перспективными в этом плане территориями виделись те, история которых уходила вглубь лет на триста. А поселок Рефтинский начал возводиться в 60-е годы прошлого века, как жилая база при строящейся крупной электростанции.
Его население сформировали, главным образом, миграционные потоки строителей и эксплуатационно-ремонтного персонала. Костяк строителей прибыл в 1963 г с Яйвинской ГРЭС (Пермская область). Эксплуатационники были привлечены с аналогичных электростанций Урала: Серовской, Верхнетагильской, Егоршинской (Свердловская область), Троицкой (Челябинская область). Самотеком устраивались и поселялись в Рефтинском жители окрестных районов (Артемовского, Сухоложского, Белоярского, Березовского, Режевского) и, конечно, г. Асбеста. Совсем малую долю составили переселенцы из лесных малолюдных поселков, окружавших строящийся энергогигант (Кирилловский, Роговской, Рудный, Золоторуда) – стремительный рассвет Рефтинского стал для этих поселений закатом.
Аборигены в среде переселенцев составляли доли процента. По сути, некому было передать массе «неофитов» даже топонимы края. Ближние к поселку притоки Рефта (Кирилловка, Выскорная, Каменка…) они стали называть 1-я речка, 2-я и т.д. Удалось это поправить только лет через 40 после основания поселка (благодаря членам Рефтинского объединения родоведов и краеведов, добившимся установки указателей).
Это иллюстрирует знание истории края (точнее, ее полное незнание) основной частью населения Рефтинского в период до первого десятилетия XXI века. Как-то жили с этим и никого это не смущало.
В конце 90-х и начале 2000-х годов проблема недостатка краеведческих сведений вдруг обнажилась и стала очевидной. Возможно потому, что в школьную программу (ненадолго) включили предмет «История Урала», который ставил школьнику и вопросы местного масштаба.
Да, в 60-80-е гг XX века вышли работы Н. Ф. Рубцова, П. В. Никитина, А. И. Чечулина, которые, придерживаясь советских ориентиров, создали канву истории края, под которым мы подразумеваем бассейн реки Рефт. В этих работах, носящих обзорный характер, хронология г. Асбеста начиналась с 1885 г, с года открытия месторождения этого минерала. История п. Рефтинского — с 1963 г. Между тем, человеческая деятельность на территории края осуществлялась (если говорить о русском населении) с 17-го века.
С середины первого десятилетия XXI века начали появляться работы, более углубленно раскрывающие отдельные аспекты истории края: книга Л.Ф.Амосовой «Асбест. Жизнь и судьба» (о первой учительнице Асбестовых копей Ф.И.Аввакумовой и ее семье), 2005 г; книга автора этой статьи «Храмы и приходы поселений по реке Рефт» (2008 г). Вышли некоторые материалы С.Н. Липачева об асбестовских лагерях военнопленных.
С 1999-го года Н.А.Бархатова (уже член УИРО) занимается составлением родословия крестьянских семей с. Бичур Ирбитского уезда. И пытается создать Общество родоведов, единое для муниципалитетов Асбеста, п.Рефтинского, п. Малышева. Было проведено несколько мероприятий, вокруг Нины Алексеевны начала формироваться группа поддержки и формально организация была создана в 2005 г. Но общество узкой генеалогической направленности на небольшой (по численности населения) и «молодой» (по времени заселения) территории оказалось нежизнеспособным.
В 2007 и 2008 гг удалось провести две научно-практических конференции родоведческо-краеведческой направленности на площадке школы № 17 п. Рефтинского. Они оказались довольно массовыми. Эти мероприятия позволили сформировать костяк будущей организации. 10 апреля 2008 г была проведена реорганизация Общества родоведов в Рефтинское объединение родоведов и краеведов. Первым председателем был избран В.Р.Пильчевский.
Уже в момент учреждения РОРК в число учредителей вошли жители Асбеста, а вскоре их число увеличилось. Примкнули к организации и уже состоявшиеся асбестовские краеведы А.Л.Копырин и В.Н.Рубцов. По сути, сейчас это межмуниципальное объединение родоведов и краеведов Рефтинского края, т.е. и г. Асбеста, и п. Рефтинского и п. Малышева. Рефтинский – потому что организация находится под кровом Рефтинского центра культуры и искусства; потому что объединяет исследователей — жителей поселений по реке Рефт; потому что предметом изучения краеведов является Рефтинский край (бассейн реки Рефт).
Деятельность РОРК осуществляется по нескольким направлениям.
1.Проведение ежегодных научно-практических конференций «Возрождение родословных традиций. Крайний форум , под номером XV, прошел 8.2.2020 г. Конференции в Рефтинском стали событиями для родоведов-краеведов Рефтинского, Асбеста, Артемовского и Режевского районов, городов Каменска-Уральского, Сысерти, Сухого Лога и других. С докладами выступали и руководители УИРО – екатеринбуржцы. Мероприятие имеет региональный формат. Материалы конференций публикуются и в сети Интернет, и отдельными сборниками.
Следует сказать, что соучредителем НПК в Рефтинском, кроме РОРК, выступает и УИРО, и муниципалитет. Данное мероприятие ежегодно включается в целевую муниципальную программу «Развитие культуры в городском округе». Это является основанием для финансирования из бюджета (в последние годы – софинансирования) печати сборников конференции. Само собой, что площадка ЦКиИ предоставляется безвозмездно, причем учреждение обеспечивает техническое и художественное сопровождение мероприятия.
- Участие в родоведческих и краеведческих форумах на других площадках.
Рефтинские краеведы неизменные участники и докладчики на конференциях УИРО и Уральского церковно-исторического общества в Екатеринбурге. Регулярно выступают рефтинцы и на форумах краеведов Артемовского (в т.ч. в селах района), Каменска-Уральского, Режа (и селах района), Сухого Лога (и сел Сухоложья), Катайска, Верхотурья, в селе Коптелово и т.д.
3.Издание сборников докладов конференции «Возрождение родословных традиций». Первые сборники выходили на дисках, потом брошюрами. Последние 9 лет такие сборники выпускаются в хорошем типографском исполнении, с цветными иллюстрациями. Тираж, как правило, 100 экз. Он распространяется среди докладчиков, членов УИРО, родоведческих (краеведческих) организаций и по библиотекам поселка.
4.Экспедиции, походы – составная часть деятельности РОРК.
Ежегодно нами совершается по нескольку экспедиций в труднодоступные места Рефтинского края, с целью изучения мест проведения горных работ, осмотра площадок бывших здесь некогда лесных поселков, кордонов, приисков.
Наши краеведы изучают и места боев Гражданской войны, происходивших в нашем крае сто лет назад.
5.Экскурсионная работа. Были проведены экскурсии в Далматовский монастырь, музей села Коптелово и д. Чудово, в Каменск-Уральский и др. А также — по местам горных работ, производившихся в окрестностях Асбеста, на изумрудных копях, золотых приисках в XIX‒XX вв. Такие познавательные походы проводились, как для членов РОРК, так и членами РОРК для школьников. Экскурсоводами и руководителями, выступали ветераны нашего объединения – А.Л. Копырин, Г.А. Скачкова, Л.В. Шушакова, М.Черепанова.
6.Участие в народных праздниках (сел Артемовского района). Традиционно, более 10 лет посещаем и участвуем в празднике Троица в с. Покровском. Участвовали в праздновании 200-летия храма в с. Мироново. Организовывали и неоднократно участвовали в проведении престольного праздника с. Бичур, Дня этого села.
7.Поддержка строительства храма в с. Бичур. РОРК, кроме оказания некоторой денежной помощи, осуществляет и информационную поддержку этому благому делу, участвовало во всех событиях, связанных с этим строительством.
8.Публикация родоведческих и краеведческих статей в периодической печати. Краеведческие работы А.Л. Копырина, Ю.М. Сухарева, Н.А. Бархатовой, В.И. Бугаенко регулярно публикуются на страницах местных изданий, а некоторые статьи в центральных («Журнал Московской Патриархии») и региональных СМИ (журнал «Уральский следопыт», «Нижегородская старина», «Вестник ЕДС», «Православная газета» и др.). РОРК стремится оказывать содействие своим членам в распространении результатов исследований.
9.Издание трудов членов РОРК отдельными книгами. Кроме докладов и статей, опубликованных в краеведческих сборниках и СМИ, члены РОРК Ю.М. Сухарев, А.Л. Копырин, В.И. Бугаенко, Н.А.Бархатова издали свои труды отдельными книгами. Член РОРК А.Л. Копырин, по представлению РОРК, в 2012 г. был удостоен, учрежденной областным краеведческим музеем, медали имени Н.К. Чупина за свою книгу «Асбест. Куделька. Копи». РОРК помогает авторам методически, материалами, оказывает помощь в распространении.
10.Создание и распространение видео-контента для информирования о деятельности РОРК. В.Н. Рубцов – автор серии фильмов под названием «Городские истории» для асбестовского телевидения. Его многолетние архивные изыскания в совокупности с исследованиями на местности (см. об экспедиционной деятельности РОРК) вылились в серию уникальных фильмов об истории развития золотых и других горных промыслов по реке Рефт.
Н.Р. Старков (п.Малышева) – режиссер замечательных видеофильмов краеведческого содержания, размещаемых на You Tube. Им же создаются ролики о мероприятиях РОРК.
С 2020 г РОРК активно сотрудничает с Православным телеканалом «Союз» — в эфир вышло не менее 5 сюжетов, отражающих деятельность РОРК.
11.Использование интернет-рессурсов для информирования о деятельности РОРК.
Вся информация о деятельности РОРК размещается на сайте sukharev-y.ru/ Здесь же публикуются статьи членов РОРК на краеведческие и родоведческие темы, электронные версии сборников докладов конференции “Возрождение родословных традиций». Как правило, ссылка на значимые статьи этого сайта размещаются на Форуме уральской генеалогии.
12.Проведение Дня родоведа. С 2011 г РОРК проводит такой праздник – сначала в ДОЛ поселка, потом – на природе, а последние годы совместно с соседними генеалогическими организациями – в с. Мироново Артемовского района, в г. Сухой Лог и Сухоложском районе.
Все члены РОРК занимаются генеалогическими исследованиями, большая часть – и краеведческими. Некоторые члены РОРК продвинулись в исследовании родов весьма существенно (Бархатова Н.А., Андреева Л.С.). Уверено продвигаются по своему родовому древу Рубцов В.Н., Панова Л.М., Шишминцев М.В., Хадеев Д.В. и др.
Еще одно направление деятельности РОРК – биографические изыскания. Автором этой статьи выполнено более 10 жизнеописаний заметных в прошлом, но совершенно забытых ныне людей Урала – священников, горнопромышленника, педагога. Людей, во многих случаях разбросанных вихрями 20 века по всему свету – от Китая до Парагвая.
Членом РОРК Бугаенко В.И. написан цикл статей о ветеранах-педагогах п. Рефтинского. Некоторые члены РОРК занимаются этнографическими исследованиями (Житник М.Ю. создает куклы, выполненные по старинным правилам). История лесных поселков Рефтинского края (большей частью исчезнувших) — в работах, Копырина А.Л., Рубцова В.Н., Сухарева Ю.М., Шишминцева М.В. При этом, кроме архивных данных, используются интервью со старожилами. Представляют интерес работы Клюкина Н.В. и Клюкиной Н.А. — история пожарной части, история семьи железнодорожных строителей…
Важное в работе РОРК – связь с внешней средой. На заре становления организации родоведы наладили отношения с Асбестовским краеведческим музеем, музеем Аввакумовых (г.Асбест), ЦДТ и школой №17 п.Рефтинского. В дальнейшем нашей площадкой стал ЦКиИ п.Рефтинского, но старые связи не забываем. Сложились отношения с Центральной библиотекой г. Асбеста (здесь проходят Чечулинские чтения, соучредителем которых является РОРК). В 2020 г нашли контакт с библиотекой п. Малышева, где проводили встречу с местными краеведами. Хорошие отношения и с муниципальными архивами: личный фонд автора этих строк находится на хранении в Рефтинском архиве (заведующий Давыдова Л.Ф.), а фонд Бархатовой Н.А. образован в архиве г. Артемовского.
Крепкая связь с муниципалитетом Рефтинского. Администрация и Дума ГО – соучредители конференции «Возрождение родословных традиций». Мероприятие включено в муниципальную программу «Развитие культуры».
Моральную (и некоторую спонсорскую помощь) оказывает Рефтинское отделение партии «Единая Россия». На конференцию в Рефтинском приглашаем депутатов Заксобрания Свердловской области, депутатов Госдумы. Они (или их представители) выступают с приветствиями и награждениями, что подчеркивает уровень мероприятия (да и всего родоведческого движения).
Уральское историко-родословное общество, фактически, наша материнская организация. РОРК – самостоятельное объединение, но почти все ее члены являются и членами УИРО, пользуемся площадкой УИРО, методической помощью. Через УИРО входим и в систему Генеалогических организации России. Трое наших членов награждены медалями «За достижения в генеалогии…» (Бархатова Н.А. – двух степеней).
Тесные и длительные отношения породнили с соседними историко-родословными организациями из Режевского и Артемовского городских округов (РИРО и Артемовское отделение УИРО), а также Каменск-Уральского и Сухого Лога. С созданием Санкт-Петербургского отделения УИРО появилась возможность сказать и о контактах с этой организацией, председателем которой является Н.С.Карасев, которого давно знаем. В этом году (преодолевая риски пандемии), помогли ему организовать встречу с краеведами в с. Б.Трифоново Артемовского ГО (и сами присутствовали).
Сравнивая РОРК с Режевским историко-родословным обществом, можно (при схожести деятельности) увидеть и различия. Режевляне проживают на территории, освоенной почти 400 лет назад; многие режевские фамилии присутствуют там столько же. Это благодатная почва для составления родословий, нежели у рефтинцев, корни которых, порой, весьма далеко. Заслуживает внимания и уважения работа РИРО по систематизации данных о захоронениях на их старинном кладбище «Орлова гора» (они проводят на нем и субботники). Системную работу проводит РИРО и с школьниками.
К сожалению, РОРК системной работы со школами не проводит. К положительным отличиям рефтинцев можно отнести регулярную экспедиционную деятельность, более широкую географию участия в конференциях (чтениях) на других территориях, широкое привлечение интернет-рессурсов и видео-контента для информирования о деятельности нашей организации.
Двадцатилетний опыт попыток создания, организационного оформления и деятельности Рефтинского объединения родоведов и краеведов говорит о следующем:
1.Для немноголюдных территорий, подобных нашей (где постоянное население появилось только в 20-м веке) оптимальной является организация родоведческо-краеведческой направленности (а не чисто генеалогической);
2.Укреплению организации способствует: предоставление своим членам возможности публиковать и оглашать результаты исследований; совместное участие в форумах, экспедициях, экскурсиях, праздниках; моральное стимулирование через представление активистов к наградам разного уровня (муниципальным, общественным и др.);
2.Важно войти «под крыло» муниципального учреждения, как творческое объединение. Это открывает возможность хотя бы частичного финансирования мероприятий общества через это МУ из бюджета, путем включения таких мероприятий в целевую муниципальную программу («Развитие культуры», «Патриотическое воспитание и т.п.). О том, что государство должно способствовать историко-родословной деятельности неоднократно указывалось на самом высоком уровне.
Сегодня состояние истрорико-родословного движения, на наш взгляд, является одним из индикаторов культурного уровня территории.