Сухарев Ю.М. От Ильинского к камню.
Рефтинское объединение родоведов и краеведов не оставляет без внимания ни одного интересного объекта нашего края, если он относятся к его истории или природе. Вот и 27 апреля 2017 г группа в составе Копырина А.Л., Рубцова В.Н., автора этой статьи и нашего добровольного проводника Вирясова В.В. выдвинулась к бывшему поселку Ильинскому, дабы осмотреть находящийся в том районе интересный камень. Василий Васильевич Вирясов, более 30 лет проработавший в лесничестве, когда-то видел здесь интересную каменную глыбу, удивившую его своими правильными формами.
До площадки, где некогда находился Илинский кордон и поселок, доехали по худой дороге. Сейчас здесь насосная станция. Единственный обитаемый объект — будка охраны.
На месте кордона — лесопосадки.
Ничто не напоминает о достаточно бойкой жизни в этом уголке края в 19-м, первой половине 20-го века.
Разработка золота Режевским заводом на Ильинском прииске велась уже в 1828 г. Он был значимым для завода. Интересно, что в Реже, в конце Рефтинской улицы (переходящей в одноименную дорогу) стоял до революции поклонный крест с иконой Ильи пророка. О Ильинском прииске есть достаточно подробные воспоминания горного инженера Маркова, который занимался здесь золотодобычей в 1890-е гг.
Карта золотых приисков Режевского завода в начале 19 века (фрагмент). выполнена В.Н.Рубцовым.
В 1926 г поселение фигурировало в справочнике, как кордон, а в 1928 — как хутор Режевского сельсовета (потом — района). Проживала здесь одна семья из 5 человек (из них один мужчина). В 1930-е гг Илинский отходит к Изумрудскому поссовету, затем — к Малышевскому. В годы индустриализации здесь уже поселок (лесохимия и заготовка леса).
Реально к 70-м гг прошлого века поселок перестал существовать, однако и в 2006 г он формально входил в схему избирательных участков г.Асбеста.
Ну что же, дальше пешком…
Пересекаем речку Медвежку…
Затем, запруженную бобрами Ильинку..
Прекрасное солнечное апрельское утро. Чистый лесной воздух, «вкус» которого нами и подзабыт.
Несколько раз перед нами на дороге появлялись глухари, клюющие камушки, необходимые им для пищеварения.
Дорога, по которой идем — насыпная. Грунтовки же, пересекающие ее, разбиты лесовозами по самое «не могу».
Вдоль дороги огромная канава.
В 1970-80-е гг г. Асбест тянул водопровод к Рефтинскому питьевому водохранилищу, намереваясь попить от туда водицы. Мега-проект рухнул. когда выяснилось, что объема накопляемой там воды на город не хватит . Более того, в сухие годы воды в питьевом водохранилище не хватает и для Рефтинского, для которого это единственный источник H2O.
Через час пути сворачиваем в лес.
Пытаемся найти камень. Находим не сразу. Он зарос мхом и слился с местностью.
Камень действительно интересный. Счищаем мох. Это камень-одиночка. Других камней такой породы нет нигде в окрестностях.
С определенного ракурса он напоминает толстенного лежащего зайца.
Все таки коллеги-горняки делают заключение, что глыбу притащило сюда ледниковым потоком и по пути обкатало форму. Вроде как человеческая рука ее не обрабатывала. Все равно, это интересный объект и мы благодарим Василия Вирясова за то. что он показал камень.
Выходим к реке, точнее — водохранилищу.
Эта местность сплошной сосновой подсочки. Попадаются и ржавые воронки, которым лет по 60.
В.Н.Рубцов разворачивает отцовскую охотничью карту, начерченную до войны в ручную на особой непромокаемой кальке.
Место обозначено.
Возвращаясь, по совету Василия Васильевича, моем лица в чистых водах реки Медвежки.
Заметно легче. День кажется еще более чудесным.
Ю.Сухарев