Сухарев Юрий

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Сухарев Ю.М. О Богородицкой церкви села Птичьего Челябинского уезда и её приходе

Деревня Птичья, среди других поселений Карачельского форпоста, возникла около 1752 г. Это утверждение исходит от ученого, академика П.С. Палласа, побывавшего в Птичьем через 19 лет после его основания. И оно согласуется с логикой  заселения пространства форпоста, основанного в 1743 г.

В 1746 году  в самом Карачельском уже был священник — Михаил Иевлев сын Поликарпов, определен сюда 14 апреля. Значит была в готовности (или заканчивалась постройкой) церковь Трех Святителей форпоста.[1]

Церкви тогда были не только домами молитвы. Они выполняли важные государственные задачи. Например, те, которые сегодня осуществляют ЗАГСы. Здесь же приводили народ к присяге новому Императору, доводили до населения важные Указы. Вели надзор за нравственностью прихожан. Слободе быть без церкви никак не возможно.

Прибывало население форпоста. Но еще быстрей  увеличивалось его пространство, т.е пространство прихода. Так в 1755 году приходских дворов в слободе (форпосте)  было всего 145[2], но та же деревня Птичья находилась в 32 верстах от Трисвятительской церкви. Даже при благоприятной погоде и при хорошей лошади дорога туда-обратно займет часов 6.

К 1765 году численность населения деревни Птичьей и соседних с ней деревень в южной части форпоста приблизилось к семистам человек. Тобольская духовная консистория отмечала: «По делу о застроении сего 765 года февраля 28 дня  в показанной Воскресенского заказа Птичьей деревни церкви во имя Казанския Пресвятыя Богородицы и к ней состоящих 4 деревнях… значится: приходских дворов 86, душ мужеска 349, женска 344, всего 693. Да сверх оного дворового числа и обоего пола душ, как в доношении о заказе тогда показано было, в пяти еще вновь заводящейся Калмаковой деревне дворах…имеется душ (за неписание,  по новости еёв духовных росписях не известно)».[3]

Первым священником Птичанской Богородицкой церкви стал Дмитрий Иванов сын Протасов. В 1765 г ему было ок. 25 лет. «К той церкви священником определен 1765 года Марта 6-го числа по прошению его и служит по граммате Преосвященного Павла Митрополита. В семинарии не обучался».[4]

Митрополит Тобольский и Сибирский Павел

Корни о. Дмитрия  в Барневской слободе. В 1720 г Барневского уезду селе Макаровском его дед  церковный дьячек Кирило Федоров сын Протасов. «Сказал себе дватцать семь лет. Сын Иван году»[5].

В 1765 году церковь была полностью готова, в штат были принят дьячок Михаил Никифоров Резанов, 24 лет. В стихарь Михаил посвящен 30 ноября 1765 г («в знаниях средственен, по нотам поет»)[6].

Надо сказать, что приход обычно формируется еще до начала строительства церкви. Оформляется мирской приговор, испрашивается благословение архиерея, согласовываются параметры храма (а в идеале – его проект). Избирается староста, который руководит сбором пожертвований, курирует строительство. Так, без всякого сомнения, было и в Птичьем.

Да, не забудем упомянуть, что первая Птичанская церковь была деревянной. Как и подавляющее большинство сельских храмов

Был даже назначен второй священник — бывший диакон Карачельского прихода Спиридон Федотов. Отец  Спиридон, дабы обосновать необходимость двух священников на Птичанском приходе, сильно преувеличил число прихожан. «При постановлением же во священника вышеписанный Спиридон Федотов сего 765 года июня 25 числа в духовной консистории скаскою показал, что в той Птичьей деревне при церкви Богородской состоит приходских дворов ста с полтора и более, да сверх того еще по новому месту не малыя семьи из разных мест населяются, коих де будет подлинно состоит сот до двух дворов [Помета: почему он туда и зван во священника]»[7].

Священник Спиридон Федотов к 1767 г был возвращен  в Карачельское, а Птичанский приход на десятилетия остался одноштатным.

Не позже 1771 г туда был определен диаконом Андрей Иванов Набережный. В 1771-м же году с ним случилось происшествие. «Июня 5 дня того села Богородицкой церкви диакон Андрей Набережных неведомо от чего давился, а после того с ума сошел, бегал по лесам, и всегда с того времени находился без ума, а когда и в церковь приходил не читает, не поет, и не молится, но только плачет и смеется…».[8]

О происшествии доложили в Тобольск. Журнальным определением консистории от 8 марта 1772 г  предписано: «…дабы он как есть и другому кому в том его безумии какого вреду учинить не мог, взять под смотрение родственников…». Несчастный  был отдан брату его родному Окуневского острога дьячку Петру Набережных «с подпискою (рапортовать священникам о его состоянии)».[9]

Андрей потом пришел в себя и служил долго на приходе села Птичьего.

Исповедные ведомости по церкви Богородицкой села Птичье показывают в приходе само село (42 двора) и деревни Петуховая (6 дворов), Убиенная (16 дворов), Березовая (36 дворов),  Кушминская (9 дворов).[10] Заметим, что деревни Калмакова Камышу, о существовании которой говорилось еще в 1765 году, в списке нет. Видимо потому, что ее нет в ревизской сказке 1762 г, а следующая ревизия состоится в 1782 г. Жители числятся в деревнях прежнего проживания.

В 1776 г деревни те же, дворов всего 119, количество жителей в них 1183.[11] Надо сказать, что в подсчет дворов не попадают дворовые люди помещика Мировича. Они живут в сельце Окуневка (Мировичева тож)  у озера Окунево. Находилось 5 верстами восточнее деревни Петухи. От Птичьего по прямой 19 км. В Окуневке жило семей пять крепостных, но их всех записывали ко двору Мировича и в подсчет дворов они не входили.

Через 10 лет (1786 г) в ведомости появятся деревни  Сажина (она есть в «исповедках» начиная с 1784 г, 8 дв.), Воробьева (6 дв.), Калмакова (10 д.), Столбова (8 д), Одина (она же Чирухина, 1 двор Чирухина Ивана Семенова). В селе Птичье  дворов 48, деревнях Петуховой – 10, Убиенной – 22, Березовой – 33, Кушме – 27. Всего 173 двора, 1947 жителей обоего пола.

Оторвемся от статистики и уделим время семье  первого священника села Дмитрия Иванова Протасова. Дети (по сост. на 1777 г): Иван 1766 г.р., «псалтирь обучает»; Семен 1769 г.р., «часослову обучается»; Николай 1771 г.р., «часослову обучается»; Алексей 1775 г.р.[12]

В 1786 г о. Дмитрию  записано 49 лет, жене его Параскеве Михайловой 50 лет, сыновьям Николаю, дьячку этой церкви, 17 л, Ивану 21 г, Алексею 11 л. Еще двоих старших сыновей в росписи нет, видимо, находятся на обучении. У Ивана жена, Матрона Григорьева.[13] Иван записан в солдаты и в 1800 году Матрона уже числится солдатской вдовой.

1795 г. В Птичьем 75 дворов. По деревням (состав их прежний) тоже есть количественные изменения (рост), это видно из таблицы. Общее количество дворов 190, население 2196 человек.

Видно, что за 30 лет число  дворов увеличилось более чем в 2 раза, а население прихода – в 3 раза.   

Карта 1800г

В 1805 году видим на приходе уже двух священников – знакомого Дмитрия Иванова Протасова  (68 л) и Федосия Стефанова Базанова  (57 Л).

О.Федосий до этого служил в Карачельском пономарем (с 1763 г). Он крестьянский сын, но был приемышем у подьячего Окуневского острога Степана Базанова и выучился от него грамоте.

23 июня 1769 г в храме Трех Святителей Карачельского во время Божественной службы в церкви Федосий Базанов пострадал: «огнева Божия громом его оглушило и прочие тела части некоторые повредило». Долго был глух и болен, вернулся к службе не раньше 1775 г.[14] Как видим, стал священником.

Диакон в 1805 году Федор Максимов Ионин (35 л) – внук Карачельского священника Семена Ионина.

Дьячок Алексей Протасов (30 л), сын настоятеля. Пономарь — Семен Афанасьев Арефьев (24 г), из крестьян.[15]

В том же 1805 году число приходских дворов достигло 258, а прихожан – 3182 человека.[16] Прибавилась новая деревня – Дюрягина (Малая), 23 двора.

ПГМ Птичьего. Нач.19 в.

Первый священник села Дмитрий Протасов умер 12 февраля 1809 года от горячки (высокой температуры). Возраст ему записан 74 г. Похоронен при церкви. [17] Служил здесь 43 года, до последних дней жизни.

Еще через 11 лет (1816 г) к приходу прибавилась деревня Хохловская (17 дворов). Но убавилась на 11 дворов деревня Убиенная. Это, вероятно, говорит о том, что Хохлы прирастали за счет Убиенной. Всего в приходе 330 дворов, 3872 человека.

Приход уже полноценный двухштатный. Настоятель священник Василий Савин Поршенников  (27 л). Второй священник  Алексей Дмитриев Протасов  (41г) – сын о. Дмитрия Протасова, ранее служил дьячком при этой церкви.  Диакон знакомый нам Федор Максимов Ионин  (46 л.).

Дьячки  Андрей Васильев Игумнов (27 л.) и  Александр Никитин Комаров  (24 г). Церкви Челябинского уезда уже перешли из Тобольской Епархии в Оренбургскую и здесь появились новые фамилии духовенства.

Пономарь Петр Федосеев Базанов  (44 г) – сын Федосея Базанова, опаленного когда-то «огневом Божиим», бывшего иерея  Птичьего и к тому времени умершего. Другой пономарь Семен Афанасьев Арефьев  (35 л), он служил здесь и в 1805 году.

Таблица 1

В Исповедных ведомостях стали помечать раскольников, которые таковыми являются «искони лет». Базировались они  большей частью по линии Убиенное – Хохлы – Петухова, т.е. в восточных деревнях прихода. В Хохлах за расколом были Осинцевы, Горбуновы, Кузовлевы. В Убиенной Горбуновы, Бутюгины, Лукины, Тенигины. В Петухах – Петуховы, Бутюгины, Ивановских, Семеновы.

В Малой Дюрягиной числились в расколе Токаревы, Боровиковы.[18]

Социальный состав прихода в 1816 г муж./жен.чел.: духовенство и их домашние   15/19;  отставные офицеры и их домашние  7/8; отставные военные и их домашние  33/120; дворовые (крепостные)   12/14; крестьяне  1721/1923. Всего  1788 чел мужского пола и 2084 женского.

В 1823 г (или в конце 1822 г) деревянная церковь села сгорела. Так и написано в «исповедках»: «Роспись Оренбургской епархии Челябинского уезда Птиченского села  сгоревшей Богородицкой церкви».

Состав причта изменился мало, вместо дьячка Игумнова служит диаконский сын  Стефан Федоров Ионин (19 л.).

Состав приходов тоже несколько скорректировался. Вместо д. Кушмы – деревни Малая Кушма (8 дв.) и Чеснокова (10 дв.). Всего дворов 356, прихожан 4382.[19]

В Птичьем строится каменная церковь. И строиться она будет долго.  Духовенство остается на приходе. Крестить, отпевать можно на дому. Молебен тоже не возбраняется отслужить в пристойном помещении, в волостном правлении, например. Исповедные книги ведутся, значит, исповедуют на дому или в ином помещении.

Данные за 1827 год: дворов 355, прихожан 4433. В самом селе 109 дворов.[20] Из прихода выбыли деревни Чеснокова и Малая Кушма. Очевидно, они вошли в состав Бутырского прихода, церковь которого в 1825 г числится строящейся, но на приходе есть священник.[21]

Примечанием к исповедным ведомостям Птичанского прихода 1827 года  записано: «При сем обязанностью себе поставляем  объяснить здесь и то, что которые в графе под заглавием «Кто исповедовался токмо , а не причастился  за каким винословием (причиной.- Ю.С.)» , отмечены нами без означения причины  небытия  их у Святого  причастия потому, что церковь, строящаяся в селе Птичьем, еще не освящена, а соседних приходов церкви  отстоят в неблизком расстоянии, почему по неудобству сему не причастившихся  и показаны в сей росписи  просто токмо бывшими у исповеди  без означения  особенных причин, и что действительно сие, в том удостоверяем собственноручными нашими подписами….».[22]

То же примечание и в исповедных 1828 года. Между тем, в клировых ведомостях 1916 г записано: «Церковь построена в 1838 г, предел в 1828 году тщанием прихожан».[23] Получается, один придел был построен в 1828 г, но еще не освящен или освящен в самом конце года. А вся постройка закончена аж в 1838 г, через 15 лет после утраты деревянного храма.

Богородицкая ц. 20 век.Фото из работы Жихарева И.П. «Село мое родное…»

Надо сказать, что к 1826 г священник Алексея Протасов умер, его жена среди духовных Птичьего и числится вдовой.[24] В следующем году на его месте сын Николай Алексеев Протасов 31 года. В семье жена Евдокия Матвеева и дети.[25]  Таким образом, династия Протасовых продолжает служить в Птичьем уже больше 60 лет.

Но в 1828 г оба священника сельской церкви записаны вдовыми. Поршенникову 39 лет, а Протасову 32. Для них это  не только семейная трагедия. Вдовый священник, по тому времени, должен сделать выбор: либо уйти в монастырь, либо расстаться с саном. Впрочем, епархиальное начальство давало возможность вдовцам-иереям поставить на ноги малых детей. И в 1830 г оба священника на приходе с. Птичьего[26].

В 1845 г состав прихода не уменьшился, прибавилась д. Антоновка (в восточной части прихода). Между тем в 1840 г уже существовала Воскресенская церковь в с. Березово[27] (очевидно, деревянная), но она была единоверческой, т.е. служба проводилась по старому обряду. Поэтому основная масса жителей Березово  являлись прихожанами Птичанской церкви, а приход единоверческой составляли немногочисленные старообрядцы многих сел и деревень. Служил в Березово в те годы прикомандированный священник из другой единоверческой церкви – Сладко-Карасинской, Николай Георгиев Еменычков (?) с местным причетником Александром Алексиевым Кыштымовым.

В 1850 г  к приходу Птичьего прибавилась д. Гундариха (она же Рождественка), это тоже на востоке.[28]

Церковь Обрезания Господня в селе Каменном строилась с 1850 по 1858 гг. По в 1851 г уже существовал приход этой церкви, куда отошла д. Калмакова.[29]

В 1854 г из прихода Богородицкой церкви села Птичьего выбыла д. Петухово. Она приписана к церкви села Маслейского, а в 1868 г  в Петухово построена свой каменный Петро-Павловский  храм с такой же колокольней и оградой.[30]

Петухово. Остатки храма.

Михайло-Архангельская церковь села Столбово построена в 1859-1868 годах тщанием прихожан. «Зданием каменная  на таковом же фундаменте с таковой же колокольнею в одной связи, крепка, покрыто железом».[31] Но  уже в 1859 г Столбова выбывает из состава Птичанского прихода. Видимо, свой священник там появился с началом строительства. В следующем году и деревня Воробьева отошла к Столбовскому приходу.

Столбово. Остатки храма

Деятельность церквей мало влияла на состояние раскола. Приводим списки раскольниковво 2-ом стане Челябинского уезда Каменной волости  по приходу села  Птичьего за 1859 год.[32] Указаны, как правило, только главы семей. Покажем, в т.ч., и те деревни, которые к 1859 г вышли из прихода.

В самом селе раскольники:

Притчина Федота Ивановича жена Степанида, 55 лет
Кожевников Григорий Ефимович, 38 лет
Рогозин Федот Алексеевич, 50 лет
 Храмцов Григорий Михайлович, 70 лет
 Черданцов Александр Потапович, 77 лет
 Брюханов Василий Яковлевич, 45 лет
Кожевников Егор Алексеевич, 50 лет
Рогозин Александр Степанович, 61 год
 Минин Федосей Павлович, 65 лет
 Денисова Семена Стафеева жена — Ульяна Алексеева, 64 года
Кожевникова Якова Конова сестра — девка Фёкла, 64 года
Горшков Василий Иванович, 64 года
 Григория Перлупова жена — Матрена Васильева, 59 лет
Павла Васильева жена — Устинья Алексеева, 59 лет
Петра Кожевникова жена — Настасья Иванова, 52 года
Самбурских  Степан Егорович, 48 лет
 Горшков Иван Васильевич, 44 года .


 Деревни Выселок Хохлов:
Василий Иванов, 71 год /жена Марья
Афонасий Васильев, 41 год /жена Крестинья
Федот Екимов, 60 лет /его 2-ая жена Федосья
Сила Васильев, 67 лет /сыновья Иван и Егор с семьями
Захар Спиридонов, 47 лет /жена Татьяна
Тарас Сидоров, 48 лет /жена Марья
Осинцов Феофан Иванович, 61 год /жена Афимья
Андрей Васильев, 42 года /жена Дарья
 Никифор Федоров, 46 лет /жена Марья
Иван Ефимов, 56 лет /жена Февронья
Алексей Никифоров, 35 лет /жена Ховронья
Степан Александров, 42 года /жена Акинья Никитина
Кузнецов Ефрем Иванович, 45 лет /Настасья Петрова


Деревни Убиенной:
 Феофонта Лукиных жена Агафья, 50 лет
 Дмитрий Терентьев, 80 лет /сын Андрей и жена Андрея — Марья, с детьми


Деревни Петухов:
Петухов Павел Андреевич, 46 лет
 Прокопий Иванов, 57 лет /жена Варвара
Петухов Ульян Аверьянович, 33 года /жена Парасковья
Осинцов Тимофей Дементьевич, 34 года /жена Авдотья

Деревни Малой Дюрягиной:
Лазарев Иван Тимофеевич, 34 года
 Вдова Устинова Настасья Степанова, 53 года
Жданов Михайло Филиппович, 61 год


Деревни Большой Кушмы:
 Востряков Максим Иванович, 55 лет
Водянников Антон Федорович, 39 лет
Чиняев Степан Трофимович, 35 лет
 Востряков Кузьма Осипович, 71 год
Востряков Гаврила Трофимович, 51 год

Деревни Воробьевой:
 Гридин Иван Федорович, 61 год
Найданов Петр Михайлович, 55 лет
Сверлов  Ануфрий Степанович, 54 года
Воробьев Иван Семенович, 73 года
Бурылев Дмитрий Виссарионович, 57 лет
Воробьев Прокопий Андреевич, 45 лет
Шивалов Герасим Семенович, 62 года


Деревни Столбовой:
 Голубков Андрей Степанович, 38 лет
Забродин Петр Иванович, 54 года

В 1874 г деревня Рожественская (Гундыриха) отошла к приходу с. Петуховского, а в 1875-м деревня Березово к приходу с. Столбы.

Троицкая церковь села Мало-Дюрягина  построена в  1892 г тщанием прихожан. «Каменная, с таковою же колокольней в одной связи, теплая и прочная, крыта железом».[33] Но уже в 1891 г там свой приход. С этого времени нет в приходе Птичьего деревни Трусиловой (Чирухиной), которая перешла в приход Мало-Дюрягинский.

Мало-Дюрягино. Восстановленный храм.

В 1897 г в приход села Птичьего входят: само село (православных 1377 м./1405 ж.), дд. Сажино (578/528), Чирково (440/350), Убиенная (222/236), Хохлы (720/837).

Заметим, что деревню Чирки мы ранее не встречали, она возникла в 8 верстах восточнее д. Тусилово, у озера Чирковского. И возникла не позже 1850 г, как свидетельствуют клировые ведомости.

Кроме православных здесь много сектантов. Беглопоповцев в селе 20 м. и 20 ж., в Хохлах  11 м. и 13 ж.

Еще больше раскольников поморского согласия (Даниловского толка): в селе 180 м. и 182 ж, в Сажино, соответственно, 9/10, в Убиенной 70/69, в Хохлах 140/129.

В селе Птичьем церковь Казанско-Богородицкая, праздник её 22 октября, с приделом во имя Св. Иоанна Устюжского Чудотворца (28 мая). Часовня в деревне Убиенной в честь Св. Пророка Божия  Илии (20 июля). Часовня на речке Каменке в 9 верстах от с. Птичьего, во имя Св. Апостола Иоанна Богослова (8 мая).

Внутреннее убранство храма с. Птичьего. Фото из работы Жихарева И.П. «Село мое родное…»

Священников трое (1897 г 1 ноября): Серафим Невзоров (61 г, в должности 38 лет), Григорий Евскидов(?) (52/31), Петр Холмогорцев (25/4). Диакон Виталий Лыткин (50/31), диакон Александр Лопестский (?) (39/13).[34]

Из этого списка надо отдельно сказать о двух священниках. Серафим Георгиевич Невзоров  родился 11 сентября 1835 года в селе Кулики Челябинского уезда в семье священника . Окончил Челябинское духовное училище, а в 1858 г Уфимскую духовную семинарию по 1 разряду. В 1859 г рукоположен во священника  к Крутоярской крепости Челябинского уезда. В село Птичье о. Серафим был переведен из с. Щучьего в 1870 году. В Птичьем  он прослужил 35 лет. Заботился о состоянии церкви, в 1875 г организовал покраску стен и крыши, а в 1886 г капитальный ремонт храма. В 1891-92-м голодных годах возглавляемое им церковно-приходское попечительство устроило столовые для голодающих  в самом селе и деревнях Хохлы и Убиенное. К 1876 году во всех поселениях прихода организованы приходские школы (кроме Мало-Дюрягино). К 1901 г на приходе существовало 5 школ грамоты. В селе для школы выстроено отдельное здание. С 20 октября 1896 г  на наемных квартирах открыты школы в деревнях Хохлы, Чиркова, Сажина. В 1896 г открыта в селе второклассная мужская школа. Заведовал ей о. Серафим Невзоров. При ней было общежитие для учащихся и квартиры для учителей.

В 1896-1900 годы старшим учителем Птиченской второклассной школы Челябинского уезда служил Антонин Яковлевич Русанов, будущий епископ Кустанайский Тимон (годы жизни 1872-1930).

Епископ Кустанайский Тимон (Русанов)

При Птичанской школе был организован огород-сад. Часть его отвели под парк, где были посажены и успешно прижились неизвестные Зауралью деревья. Всем этим руководили Невзоровы.

За свои труды о. Серафим был награжден орденом Святой Анны 3 степени и возведен в сан протоиерея.

В 1905 г скончался муж дочери о. Серафима, священник села Карачельского Иван Унгвицкий. Чтобы материально помогать семье дочери, о. Серафим перевелся в Карачельское, с трудом оторвавшись от Птичьего.

В Карачельском его приняли неоднозначно. Часть прихожан хотела видеть настоятелем второго священника Ивана Боголюбова и активно этого добивалась. Решением архиерея настоятельство осталось за о. Невзоровым. Но излишние стрессы сделали свое дело: 31 августа 1909 г он скончался.[35]

Третий священник Птичанского прихода Холмогорцев Петр Георгиевич (будущий митрополит Петр).
Родился 22 июня 1871 году в семье священника в г. Челябинске.
В 1893 г. окончил Оренбургскую духовную семинарию.
13 сентября 1893 года был рукоположен в священники и назначен в с. Петухово.
15 сентября 1893 года перемещен по прошению в с. Столбово Оренбургской епархии
С 1898 служил при Казанско-Богородицкой церкви в с. Птичьем, был челябинским уездным наблюдателем церковных школ, с 7 июля 1898 г. — благочинный 24-го округа.
5 февраля 1912 назначен настоятелем челябинского Христорождественского кафедрального собора. 26 февраля 1912 г. возведен в сан протоиерея и назанчан благочинным городских церквей.Законоучитель в Челябинском реальном училище, возглавлял Совет епархиального женского училища (с 1912), был депутатом от духовенства на собр. Челябинского уездного земского собрания (с 1913), почетный член Челябинского отделения Училищного совета.
В 1924-1930 гг. настоятель Александро-Невской церкви г. Челябинска.
Награды: скуфья (1899), камилавка (1904), наперсный крест от Св. Синода (1908), из светских — орден Св. Анны 3-й степ. (1912).11 июня 1917 собранием духовенства и мирян был избран председателем Челябинского окружного совета. После освобождения города от колчаковцев Красной Армией 27 сент. 1919 был арестован и обвинен в сотрудничестве с белогвардейцами. В его защиту выступили прихожане и церковные организации Челябинска. Решением Сибревкома от 8 ноября 1919 года дело было прекращено.
Обновленчества не принял, в связи с чем был запрещен в служении архиепископом Гавриилом (Ландышевым), решению которого не подчинился. Возглавил приход Александро-Невской церкви. В 1924 после публикации в печати текста несостоявшегося соглашения между патриархом Тихоном и одним из лидеров обновленчества В. Д. Красницким от имени прихода заявил об автокефалии Александро-Невской общины.
В 1925 году присоединился к григорианам (противникам патриаршего местоблюстителя, требовавшего провести выборы нового патриарха). Овдовел.
В ноябре 1927 года в Москве хиротонисан во епископа Челябинского. В 1929 году под его началом находилось 50 общин.
В начале 1932 года по настоянию митрополита Григория переехал в Свердловск. Возведен в сан архиепископа.
С апреля 1932 года после смерти основателя григорианского раскола митрополита Григория (Яцковского) занял его кафедру, с титулом «архиепископ Челябинский и Свердловский». Совершил чин отпевания митрополита Григория.
Кафедра Свердловского архиерея находилась в Иоанно-Предтеченском храме.
В 1934 году замещал во время отпуска митрополита Виссариона (Зорина), председателя ВВЦС.
С 1935 года — митрополит.
6 мая 1937 года арестован и 17 октября приговорен тройкой УНКВД по Свердловской области к расстрелу. Расстрелян в Свердловске 19 октября 1937 года.
Реабилитирован посмертно решением Военного трибунала УрВО от 19 апреля 1956 года.[36]

Митрополит Петр (Холмогорцев)

Такие вот яркие личности служили в Птичьем на переломе веков.

Активно строились церкви в приходских деревнях. Строились силами крестьян и на их средства. Просто удивительно, что лет через 30 те же крестьяне будут с задором сшибать с них кресты.

В 1902 г построена церковь во имя Николая Мирликийского Чудотворца в деревне Хохлы. «Деревянная, с таковой же колокольней, на кирпичном фундаменте, опалублена и покрашена белой масляной краской снаружи, а внутри голубой. Крыта железом».

Церковь имела казенное содержание причта и общественное. «От казны на причт 400 руб. и от общества 360 руб. Получается исправно, иногда затягивается. Кружечных доходов в 1916 г получено 700 руб. Сбор добровольных деяний хлеба вообще плохой, а в нынешний неурожайный  собрано только  60 пудов и 10 пудов картофеля на причт» (1916 г).

Наделен причт и землей. «Земли усадебной 36 дес., пахотной 26 дес., сенокосной 6 дес. и под лесом 4 дес. В 4 вер. от церкви, всего 36 дес. Качество  земли   пахотной хорошее, а луга на 1/3 неудобица. Доход от земли    годовой пахотной и луговой 3 руб. десятина».

Школы церковные были в селе и д. Рождественка. Хохловская располагалась в доме собственном. На содержание ее  от общества платилось 20 руб. Рождественская помещалась в квартире, в ней обучалось  34 мальчика и 14 девочек.

Староста церкви — Хохловский крестьянин Михаил Федотов, с 1914 г и «избран на следущие трех лет».

Неплохое содержание привлекло в Хохлы авторитетного священника.

Священник Владимир Петров Зефиров,  53 лет,  род. 8 июля 1863 г. Имеет серебряную медаль в память царствования Императора Александра III. Таковую же — в память 25-летия церковных школ. Набедренником награжден в  1908. Светло-бронзовая медаль в честь 300 лет Дома Романовых. Скуфьей награжден в 1914 г. Жалованье от казны 300 руб., от общества – 225 руб. и дохода до 500 руб. в год из братской кружки.

Сын псаломщика. Окончил курс в Оренбургском уездном городском училище в 1880 г.

Служил псаломщиком станицы Угольной (1881), диаконом в пос. Новочеркасский Орского уезда (с 1888 г), в Оренбургской Дмитриевской церкви  (с 1892 г). Штатный диакон Оренбургского кафедрального собора  — 1893 г. Священник  Казанско- Богородицкой церкви  пос Кулевчицкого с 1897 г. Эконом Оренбургской  духовной семинарии  ( 1904 г). Определен к Хохловской церкви  в 1904  г 23 декабря. Духовник Птичанского благочиния,  с  1913 г. Вдов (в те годы ко вдовым епархиальные власти относились уже лояльней).

Псаломщика в 1916 г на Хохловском приходе не было (умер).

В  1916 г селе Хохлы    338 дворов,   1070 м.,   933 ж. Деревня Рождественка  — 177, 588, 535.

Итого в приходе:  512, 1658, 1468. Крестьян  —  510, 1655,1466. Раскольников поморцев   — 61,159,   201.  Часовенных — 11,28,23.  Итого жителей: 584 двора , 1845 мужчин,1692 женщины.[37]

Хохлы. Фотоэтюд Артема Кержака

Последняя предреволюционная церковь в деревнях прихода: Преп. о. Серафима Саровского Чудотворца в селе Чирковом. Построена в 1908 г и освящена в 1909 г. «Зданием деревянная, колокольни нет, а ограда деревянная».

До 1916 г она была, похоже, приписной к Птичанской, метрические книги до этого года не велись. В1916 г Птичанскую церковь сделали одноштатной, а высвободившийся второй штат отправили в Чирки.

Материальное обеспечение нового причта было не ясно. В клировых ведомостях изначально записано, что священник получает от казны 300 руб. в год, но эта запись зачеркнута. Жалование от прихожан причту – 400 руб в год.

Земли причту  усадебной  2 дес., пахотной 20 дес.,  сенокосной 6 дес.,  под лесом 7 десятин. Земля в 3 верстах от церкви, всего 33 десятин. Десять удобной, а 11 неудобной. Доход от земли от 20 до 25 руб. в год.

Дом для священника построен  в 1916 г и составляет собственность  прихожан. Состояние дома:  священника удобное, а дом для псаломщика не построен и нет даже для него удобной квартиры.

Церковная школа  помещается  в доме квартирном. На её содержание от Епархиального училищного  совета  выделяется 144 рубля. В 1916 г году в ней обучалось 56 мальчиков и  26 девочек.

Церковный  староста Нил Симеонов Васильев, состоит в должности  с 1914 г.

Священник Николай Алексиев Тельнов, 31 г. Награжден медалями:  25 лет церковно-приходским школам и   медаль в честь 300-летия Дома Романовых.

Сын медицинского фельдшера. По выходу из первого класса Духовной семинарии  состоял учителем казачьей школы  (1899). Назначен надзирателем учителем в Миссионерское Богословское училище  (1902). По прошению определен псаломщиком Казанско-Богородицкой церкви пос. Бородинского Уральской обл.  (1904). По прошению переведен в пос. Верхне-Озерное Орского уезда  (1904). Для «службы полезной» переведен к Градо-Челябинскому  Христо –Рождественскому  собору  (1907). Рукоположен во диакона  (1908). Рукоположен в сан священника на 2 место  к Богородицкой ц села Птичьего  (1910 марта 12). Состоял законоучителем в Министерской  школе  села Птичьего и земской школе д. Сажиной.

По закрытии второго штата в селе Птичьем переведен в открытый вновь приход в село Чирково к Серафимовской церкви   (1916 июля 13).

Диакон Виталий Алексеев Лыткин  70 лет. Награжден медалями в честь царствования  Александра III, в честь 300-летия Дома Романовых. Сын священника.

Уволен за болезнью из низшего отделения Луховной семинарии  (1865). Пономарь церкви Белорецкого завода (1866). По просьбе родителей переведен к церкви станицы Карагайской Верх- Уральского уезда дьячком  (1867). По прошению переведен  к церкви с. Медвецкого Челябинского уезда  (1873). Рукоположен в диакона (1883). Переведен к церкви  пос. Полетаевского  Челябинского уезда (1891). Переведен к церкви  пос. Белоусовского  (1892).Переведен к Казанско-Богородицкой церкви  с. Птичье  (1895  февр 15). Рапортом благочинного переведен в с. Маркай  (1901). Переведен  к Казанско-Богородицкой церкви  с. Птичье  (1913).

По закрытии второго штата переведен  в Чирково   1916 г  июля 13.

В селе Чирковом в 1916 г 105 дворов, лиц мужского пола 346 женского — 369 [38]

Как написано на страничке Шумихинского музея в Сети, село Чирки в 1917 г сгорело всё, до одного двора, полностью. Но не церковь. Как вспоминали старожилы, ее (видимо, в 1930-е гг) разобрали и построили клуб.  

Итак, к 1916 году в составе прихода, кроме села, остались только деревни Сажина и Убиенное.

В селе Птичьем  в этот год  218 дворов, м.п.  825 чел, ж.п.838 чел.  В д. Сажиной  105, 297, 321. В д. Убиенной   75,   237,238. Итого в приходе:  398 дворов,  м.п.1359 чел., ж.п.1397 чел. В т. ч. духовных  2,5,7. Крестьян 396,1354, 1390. Раскольников поморцев  93,270,275. Беспоповцев   25, 72,64. Итого жителей:  516 дворов, м.п.1701 чел., ж.п.1736 чел.

Церковь «зданием каменная с таковыми же колокольнею и оградою». По штату при ней уже только один священник и один псаломщик. Жалованья положено священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. в год от казны. Кружечный доход за 1916 год 320 руб.

Земли при церкви усадебной 6 дес.,  пахотной 48 дес., сенокосной  52 дес.,  под лесом 90 дес. в расстоянии 5 верст от церкви. Всего 190 десятин. Качество земли точно неизвестно, но много неудобной. Средний доход от земли до 100 руб.

Дома для священника и церковнослужителей на церковной  усадебной земле деревянные, построены тщанием прихожан  в разное время с 1860 по 1896 годы и состоят в  собственности церкви. Другие здания: церковно-приходская  образцовая школа деревянная. Состояние домов:   удобны, но дом священника требует ремонта.

Приписных церквей нет, часовен стало пять: в селе Птичьем и в деревнях Убиенной, Сажиной, при речке Каменке и на приходском кладбище. В д.Сажиной часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца.

Копии метрических книг хранились с 1823 г. Исповедные росписи находились в целости с 1819 г.

Книги для церковного круга имелись в недостаточном количестве, средств приобрести новые  не имелось. В библиотеке было 280 книг для чтения «духовно-нравственного и полемического содержания».

Имелись  в приходе школы:  в селе Птичьем одна Министерства народного просвящения, церковная и земская в деревне Сажиной и на «статье Тумановой». Что за «статья (не станица и не станция) Туманова», не известно.

Церковная школа помещалась в собственном  доме, содержание: от Училищного совета 240 руб. Обучались 48 мальчиков и 16 девочек.

В Птичанской министерской обучались —  122 мальчика и 38 девочек.  В Птичанской земской — 30 мальчиков и   15 деочек.в  В Тумановской церковно-приходской 13 мальчиков и  6 девочек. В Сажинской земской  -107 мальчиков и 38 девочек.

Староста церкви в 1916 г Степан Михайлов Рогозин.  Преосвященный  посещал церковь последний раз в 1906 г.

Настоятель — священник Александр  Петров Инфантьев,  50 л. Батюшка маститый, но образования не высокого. Сын дьячка. Вышел по болезни из 3 класса Челябинского духовного училища. Поступил псаломщиком к Введенской единоверческой церкви  (1883). Рукоположен во диакона (1888 г ). Рукоположен в священники  к церкви с. Сладкие Караси  (1890). Переведен по прошению в село Редутское  (1894). Определен благочинным 27 округа (1896). Переведен по прошению в с.Горшково  (1904). Переведен в село Медвецкое   (1913). По прошению переведен в с Птичье (1915).

Награжден:  набедренником  (1894 г),   скуфьей (1898),  камилавкою (1902),  Орденом Святой Анны 3 ст. (1909), благословением  и грамотой Святого Синода (1910), медалью в честь царствование  Императора Александра III,   медалью  25 лет церковно-приходским школам,  медалью 300 лет Дома Романовых.  В  1916 г состоял под духовным следствием.

От казны получает 300 рублей. Состоит законоучителем  в церковных,  министерских и земских школах.

Диакон Василий Кириллов Сусликов, 32 л. Сын диакона. По окончании курса в Кустанайской второклассной школе поступил учителем школы грамоты деревни Вехти  (1902). По прошению определен в станицу Миасскую и. д. псаломщика  (1904). Рукоположен во диакона (1911). На прошение о рукоположение во священника был вызван для поступления в пастырскую школу  (1912 г, окт). В следствии болезни был уволен из пастырской школы и определен в г. Орск на   место псаломщика  (декабрь 1912). На прошение об определении  в с. Чистое уволен за штат (декабрь 1912). По прошению определен на диаконское место в с. Белозерское Оренбургского  уезда (январь 1913). По прошению определен на псаломщическое  место в с Птичье (1914 август).

Состоит законоучителем в церковной школе и учителем пения в министерской. Из казны получает 100 руб. в год. Награжден медалью  25 лет церковно-приходским школам,  медалью 300 лет Дома Романовых.[39]

15 октября (ст.ст.)1917 г в Птичанской церкви венчались мои дедушка и бабушка. Венчали их священники Александр Инфантьев и Виталий Сусликов.[40] Последний, как видим, уже священник.

Вот мы и уперлись своим повествованием в пресловутый 17-й год… Больше 150 лет служила Богородицкая церковь, была нужной государству и людям. Была нужной людям: они голосовали за ней рублем, сами ее строили, сами благоукрашали. Священники крещением принимали их в мир сей и напутствовали в последний путь. Звон ее колоколов радовал селян, радовал окрестные деревни. В «поповских» школах их детей научили писать и читать. В голодные годы церковная похлебка спасала многих.

Но пришли иные времена. История угасания и физического уничтожения храма это отдельная тема. Мы лишь немного погрузимся в пучину тех лет.

 Среди лиц, лишенных избирательного права,  в 1925 году по  Птичанскому  сельсовету проходят: Падерин Георгий 42 лет – священник, Сапогов Александр 43 лет – служитель культа. Падерина Анна 43 лет – жена священника. Сусликова Вера Егор. 39 лет – жена священника. Последняя в списке – жена бывшего диакона Птичанской церкви (1916 г). Где сам новопоставленный священник, неизвестно.

По Чирковскому сельсовету: Изосимов Николай 58 лет – священник до революции. Кожевников Евгений – то же.

Хохловский с/с: Антропов Кузма 38 лет – до революции хлебороб, после – священник.[41]

При написании статьи использовались, в том числе, документальные данные, представленные исследователем истории Зауралья Алексеем Шапоренко. За что ему большая  благодарность.


[1] ГУТО ГА в г. Тобольске Ф. И-156. Оп. 3. Д. 1192. С. 94об.

[2]ГУТО ГА в г. Тобольске Ф. И-156 Оп.1.Д.1962.Л.2об.

[3] ГУТО ГА в г. Тобольске Ф.156 оп.2. д.397.л.17

[4] ГУТО ГА в г. Тобольске Ф. И-156. Оп. 3. Д. 1192. С. 92об.

[5] РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1617. Л.631 об.

[6] ГУТО ГА в г. Тобольске Ф.156 оп.2. д.397. л.17

[7] ГУТО ГА в г. Тобольске Ф.156 оп.2. д.397 л.17

[8] ГУТО ГА в г. Тобольске Ф.И-156 Оп.2 Д.2896 Лл.1-3

[9] ГУТО ГА в г. Тобольске Ф.И-156 Оп.2 Д.2896 Лл.1-3

[10] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №31

[11] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №45

[12] ГУТО ГА в г. Тобольске Ф. И-156. Оп. 3. Д. 1192. С. 92об.

[13] Там же

[14] ГУТО ГА в г. Тобольске Ф. И156, Оп.3, Д.510 Л.2.

[15] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №325, стр. 44

[16] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №325, стр. 44

[17] ГБУ «ОГАОО», фонд №173, опись №11, дело №466, л.95, стр. 95

[18] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №597

[19] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №787,

[20] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №937

[21] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №848, стр. 27

[22] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №937,л.52

[23] ОГАЧО ф.226, оп.3, д.364,л.116

[24] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №899, стр. 25

[25] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №937, стр. 1

[26] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №1051, стр. 139

[27] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №1457, стр. 22; ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №1586, стр. 82

[28] ОГАЧО Ф.И-226. Оп.3. д.20

[29] ОГАЧО Ф.И-226. Оп.3. д.22

[30] ОГАЧО Ф.И-226, оп.3, д.364, л.106

[31] ОГАЧО Ф.И-226, оп.3, д.36 л.2

[32] ЦИАРБ Ф. И-6, оп.1, д.520 «Сведения, списки раскольников Уфимской и Оренбургской губерний, 1859-63гг»

[33] ОГАЧО Ф.И -226, оп.3, д.364 л.72

[34] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №10, дело №76, стр. 341

[35] Фот А.Г. Сельский протоиерей Серафим Георгиевич Невзоров: жизнь и пасторские труды (1835-1909)//Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб.ст. по материалам LVII межд. науч.практ конф.=№ 10(57). – М.Изд. «МЦНО», 2021. С.5-18

[36] Режим доступа: http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-3533.html   Дата обращения:08.11.2023 г

[37] ОГАЧО Ф.И -226, оп.3, д.364, л.90-103

[38] ОГАЧО Ф.И -226, оп.3, д.364, лл.134-142

[39]ОГАЧО Ф.И -226, оп.3, д.364, лл.116-124

[40] ГАКО Ф.244 Оп.1.Д.2384.Лл.37 об.-38

[41] ГАСО ф.р-88 оп.9 д.33 т.2 ll/310-311– Списки лиц лишённых избирательных прав по всем округам и руководящая переписка по этому вопросу за 1925 год

Комментарии запрещены.

Полезные сайты