Сухарев Ю.М. О доменном работнике Прокопии Плотникове, назвавшем себя Христом
В ноябре 1745 г в Каменском заводе произошло событие, ставшее предметом долгого разбирательства и Главного Правления Сибирских казенных заводов, и консистории Тобольской митрополии. Крайне пагубно сказалось происшествие на его виновнике – доменном работнике Прокопии Плотникове и его семье.
Начало действа понятно нам, людям 21-го века. Заводские конюхи Тимофей Сажаев[1] и Андрей Гобов[2] 14 числа ноября, в 9-м часу вечера узнали, что у их коллеги Зотея Орлова[3] есть пиво. Нравы, видимо, были простые, и дуэт конюхов ничтоже сумняшеся направился к Орлову в дом.
Дальше, как увидим, манеры людей 18-го века сильно разнились с нашими. Войдя в дом, они не стали сразу кричать: «Зотя, наливай!», а обратились к образам «и стали молитца Богу».
Здесь то и произошло нечто. «Того же завода доменный работник Прокопей Плотников[4], сидя в переднем углу в одной рубашке и в портках, подчерня лицо сажей, розметав руки и голову положа на правое плечо выговорил, что, де, я Христос, и молитесь де мне». Многие годы жалел потом Плотников об этой пьяной глупой шутке.
Конюхи отреагировали на увиденное и услышанное, совсем не так, как нам представляется. Они не посмеялись над пьяным охальником и не дали ему по шее. А, забыв о выпивке, «того Плотникова взяли и в Каменскую контору свели и под караул взяли». А на следующий день, а потом 20 ноября, дали официальные показания по инциденту.
Плотников в расспросе затем показал, «что он в тот день был в разные при том заводе домах и напился пьян, и в доме Орлова был, и доносителей видывал, и что говорили не помнит. И от того пьянства проснулся, тогда как уже в Каменской конторе под караулом».
Каменская контора вынуждена была начать следствие. Опросили свидетелей, караульных солдат, соседей. Выяснилось, что «1) хозяин и свидетели три человека сказали, о Плотникове таких слов как доносители показывают не слыхали, а что тот говорил, о том доносители им извещали; 2) хозяин, де, сказал: Плотников в переднем углу в одной рубашке, подчернил лицо, разметав руки и голову положив на одно плечо, сидел; 3) иные свидетели сказали: Плотников впереди в одной рубашке почерня лицо сидел и руки были не разметаны, а положены на колени; 4) караульные солдаты два человека сказали, Плотников в Каменскую контору приведен весьма пьян; 5) cоседей 5 человек сказали, Плотников у них в доме был, и вино и пиво пил и у последних двух был пьяной; 6) соседей же четыре человека сказали, оной Плотников в церковь божью ходит, прежде ни в каких подозрениях не бывал».
Того ж завода церкви Трех Святителей бывшей дьячок Степан Богомолов доложил, что оной Плотников на исповеди в этом году был.
Сам же Прокопий в расспросе показал: с семилетнего возраста во все годы на исповеди и причастии бывал, кроме 1744 года, «затем что при заводе попа не было». Отцами духовными ему были Екатеринбургские «бывший протопоп Федосей Иванов, поп горнощитский Ефим, каменские Семен Евдокимов, Семен Парамонов, и ныне это ж Парамонов». Не имеет с православно кафолической[5] церковью никакого раздору, «и по изображении крестного знамени сложение троеперстное имеет».
Канцелярия Главного Правления Сибирских казенных заводов, сообщая о происшествии Преосвященному Антонию митрополиту Тобольскому и Сибирскому, перечислила и возможные наказания за богохульство, предусмотренные законодательным уложением. Самое лютое: язык раскаленным железом прожечь, и потом голову отсечь. Если богохульство совершено по легкомыслию, то минимальное наказание — «четырнадцать дней в железо заключен быть и жалованье его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан же».[6]
Лучшим для Плотникова вариантом было отсидеть по «минималке» две недели в железе и потерять месячную зарплату. Однако Правление казенных заводов перемудрило и решило передать дело митрополии. Ибо «оные произнесенные от Плотникова слова рассмотрение и решение в духовном правительстве быть надлежат». О чем была составлена промемория от 28 февраля 1746 года и направлена в Тобольскую консисторию[7]. Промеморию подписали столпы горнозаводского Урала Никифор Герасимович Клеопин[8] и Игнатий Никитич Юдин[9].
Консистория Тобольского митрополита проявила к делу Плотникова интерес. Уже 10 марта владыка затребовал Прокопия в Тобольск «под крепким и секретным арестом в немедленном времени»[10].
9 апреля 1746 г Никифор Клеопин секретным письмом сообщил, что «означенный Плотников при сем за караулом сибирского гарнизона тобольского полку солдата Филиппа Кузовникова с товарищи послан в консисторию»[11].
Означенный Плотников по доставке его в Тобольск закован в колодки и содержится а Архиерейском доме, видимо, в подвальной его части. Следствие идет неспешно. На допросе выясняется:
«Вроде ему тридцать три года, родился он Екатеринбургского ведомства в Каменском заводе, отец его был в том же заводе подмастерье Федосей Перфильев сын Плотников который назад тому лет с пятнадцать и помре, а оной же Прокопей еще до смерти отца своего взят в Екатеринбург в словенскую школу[12], в которой также и в арифметической школе был восемь лет безотлучно, а в 1733 году определен в Каменский завод в доменные работники, где он и поныне безотлучно, в том шлется на старост мирских и протчих обывателей»[13].
Неожиданно и для нас: у Прокопия Федосеевича приличное образование. Восьмилетний срок обучения соизмерим с гимназическим (там учились семь лет). Учился он вероятно в горной школе (открыта в 1724 г). Обучение было связано с многими испытаниями. «Ученическое жалованье было очень невелико, многим школьникам приходилось голодать, ходить по миру и просить милостыню. За любой проступок, «непонятливость», неявку на учебу дети подвергались жестоким физическим наказаниям. Провинившихся учеников били лозами, розгами, а иной раз и держали в помещении школы закованными в цепи»[14].
Вполне возможно, что Прокопий примерил на себя колодки еще в школе. Но от этого не легче.
«Женат он Прокопей назад тому лет з десять Камышевской слободы Белоносовой деревни на крестьянской Ивана Прокопьева сына, а прозвание ему не знает, на дочери ево девке Анне, детей у себя имеет женска пола: Прасковья четырех, Вера полугодовая, на исповедь и к святому причастию ходит и жена его Анна повсегодно в приходской своей церкви к священнику Семену Евдокимову и Семену Парамонову, а в Екатеринбурхе [когда учился] в школе, то на исповедь ходил к протопопу Ивану Федосееву иль отцу его Федосею Фроловскому, впрочем же он, Прокопей, утверждается на прежнем своем допросе, каковой произведен в канцелярии Главного управления Сибирских казенных заводов /…/ за собой никакого как он Прокопей, так и жена его не имеют и креститца троеперстно и в раскол быть не хощут… Прокопей Плотников руку приложил».[15]
Проверяют показания Прокопия по исповедным ведомостям. Оказалось: в 1741,1743 и 1744 годах, он исповедовался, но не причащался («по совету духовника»), а в 1742 г его имени и жены в росписи совсем нет. «А в допросе в консистории… Плотников между прочим показал: на исповедь и святое причастие ходит он Плотников и жена его Анна повсегодно…», замечает служитель консистории[16]. Вывод: значит и к другим его показаниям нужно относиться, как к фальшивым…
Главное Правления Сибирских казенных заводов не ожидало, что в простом деле духовные будут разбираться так долго. 9 июля 1746 года Никифор Клеопин письмом к митрополиту требует от консистории уведомление: де,« с Плотниковым что учинено?»[17].
Но обращение главы горного ведомства следствие не ускорило. Лишь 22 октября с Плотникова берут объяснение про уклонение от причастия. «Иного году причащался, а иного не причащался за недостатком пощения и ко приуготовлениии себя к причастию святых даров времени, понеже обращался в непрестанной в заводской работе… в том приносит он Плотников [извинение]»[18].
Как на зло, 17 января 1746 г Синодом был опубликован указ о розыске 60-летнего лже-Христа Степана Васелева их Ярославской губернии. В консистории зачем то всерьез сравнивают его внешность с внешностью тридцатилетнего Плотникова, составив соответствующий акт. Благодаря этому осталось описание Прокопия Федосеевича.
«Ростом средней, толст, а мерою в два аршина в шесть вершков (ок.162 см), лицом бел пришадровит, волосы на голове и бороде светлорусые, прямые, борода круглая, глаза серые, плоско нос, который поврежден в болезни и на левой ноздре рубец. У правой ноги в посеку на берце и на лопасте по рубцу на левом колене рубец, на правой руке на завите рубец же от порезу косой. Летами тридцати трех лет».[19]
Лишь 23 декабря 1746 г консистория заслушала дело и вынесла приговор. Факт дачи ложных показаний о ежегодном причастии навел её на вывод: то, что богохульные слова им «говорены за пьянством [и] он [их] не помнит..верить [тому] не надлежит…».
Значит, наказание по полной программе. И жестокость наказания удивляет.
«Приговорили означенному Плотникову за означенные тягчайшие слова /…/ богохуления, произнесенную в пьянстве продерзость, вместо положенного в воинском уставе в 3,7 и 8 артикулах штрафов учинить в консистории его Преосвященства жесточайшее плетьми наказание; [отправить] под караулом в Успенской Далматов монастырь при указе в покаяние и в тяжкие монастырские труды на пять лет, где содержать его неисходно и велеть ходить ему повседневно в церковь святую по всякому славословию божью и то славословие паче же божественную литургию слушать ему с самого начала и до окончания со всим вниманием и кротостью; в среды же и пятни употреблять себе в пищу хлеб токмо да воду, а хмельного пития во все пятилетное покаяния своего время отнюдь не употреблять и повсегодно […] исповедыватися и святых Христовых тайн, повсегодно ж и во святую и великую четырехдесятницу преобщатися; неотменно вовреме собрания на службе людей в церковь стоя вне дверей церковных у входящих просить прилежно: да помолятся господу Богу оне и о прощении вышереченного и прочих грехов его. Чего велеть над ним наблюдать и какое во оном монастыре иметь будет оный Плотников жития своего состояния о том ежегодно его Преосвященству рапортовать и сей приговор представить его преосвященству на слушание».[20]
Наказан обязательным посещением церковных служб… Наказан обязательным исповедованием грехов… Наказан обязательным принятием Святых Христовых тайн… Это явное и очевидное богохульство консисторских судей. А именно, Тобольского Знаменского монастыря архимандрита Порфирия, дому архиерейского эконома казначея иеромонаха Иосифа, иеромонаха Иоаникия Павлуцкого[21].
Митрополит Антоний[22], подписав приговор, вынес и частное определение в адрес канцелярии горных заводов: дабы в четырехдесятницу рабочие «в определенное время были увольняемы от работ (для причастия), чтоб не могли иметь отговорок…»[23].
7 января 1747 года означенному Прокопею Плотникову в консистории строжайшее наказание учинено, сообщил в доношении владыке эконом иеромонах Иосиф[24]. А 10 января битый плетьми (думаю, полуживой) колодник отправлен в Далматово.
Однако прибыл он туда только 4 марта. Из чего можно сделать вывод, что эти два месяца он провел в Каменском заводе, зализывая раны и оплакивая предстоящую разлуку с семьей, оставляемой на произвол судьбы.
«Указанный оной колодник 4 марта 1747 года получен, у посланного за ним Каменского завода пономаря Федора Парамонова принят и посиле [указа]в неисходные монастырские труды определен. Архимандрит Сильвестр. Марта 4 дня 1747 г»[25].
В феврале 1749 г 17 дня архимандрит Сильвестр направляет «Репорт о колоднике Прокопеи Плотникове». Тот, де, пребывает в покаянии и в трудах монастырских послушно так как и повелено…[26]
Кажется, монастырь относился к Плотникову, сочувственно. Во всяком случае, настоятели не сообщали в Тобольск о каких-то нарушениях колодником режима. Ведь при желании придраться можно всегда. Монастырские дьячки помогали Прокопию составлять прошение к митрополиту об освобождении. Митрополит, кстати, уже другой. Вот текст прошения.
«Великому господину преосвященному Сильвестру[27] Митрополиту Тобольскому и Сибирскому
Всеподданнейшее доношение
С прошлого 1747 года марта с 3 числа за некоторые мои пригрешения содержусь я нижайший по указу в Успенском Далматове монастыре в покаянии и в неисходных трудах. И за прошлые 1747, 748 и 749 годы от платежа подушных и роскладных денег за себя впал я нижайший в долги и пришел во всеконечную скудость и разорение от чего имеющиеся жена и дети мои скитаются меж дворы не имея дневной пищи.
Того ради Ваше Преосвященство покорнейше прошу, дабы соблаговалено было Вашим архипасторским /…/ Благословением ис помянутого монастыря меня нижайшаго ис трудов свободить и в погрешениях моих простить и разрешить и отпустить на прежнее жилище, впредь для зарабатывания подушных денег и о том обо всем молю таковой указ учинить.
О сем доноситель, имеющийся в Успенском Долматове монастыре в трудах, Екатеринбургского ведомства Каменского завода доменной работник Прокопей Федосеев сын Плотников 1750 года генваря дня
К сему доношению руку приложил (подпись Плотникова)».[28]
Уже минуло 4 года после «события» и три года после приговора. Опостылевшая обитель, нищенствующая жена с дочерьми…
«Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость свою…».
Эти строчки из песни Высоцкого и про его судьбу.
Новый митрополит с обстоятельствами не знаком и его резолюция «Представить дело. Февраля 1750 года Сильвестр М Т (митрополит Тобольский – Ю.С.)».
Говорят, милосердие – поповское слово. Может быть. Но дело милосердия Тобольскому архиерейскому дому того времени было чуждо совершенно.
«Указ ЕИВ …консистории Преосвященного Силвестра МТиС в Успенский Долматов монастырь наместнику иеромонаху Митрофану. Сего февраля дня присланы к его Пресвященству доношение: содержащейся в том монастыре в покаянии и монастырских трудах колодник Екатеринбургского Каменского завода доменный работник Прокопей Плотников просит об увольнении его от трудов и об отпуску из оного монастыря по прежнему [месту жительства и просит] благорассмотрительного определения. А по справке в реченной консистории, что оный Плотников [наказан] за некоторую тяжечайшую произнесенную им в пьянстве продерзость. О чем значит именно по учинению ему [приговору], которому сего 750 году генваря минуло только три года… а не пяти лет. Того ради его Преосвященство … приказал: оного Плотникова по силе преждеучиненного антецессором[29] его Преосвященства преосвященным Антонием митрополитом определено содержание в том монастыре еще два года неисходно. И тако будет сполна пяти лет. А по прошествии определенного ему в труды времени до отпуска его Плотникова представить обстоятельное его Преосвященству доношение, на которое тогда и резолюция будет учинена…
750 году февраля»[30].
Прошло еще два года. Митрофан, Успенского Далматова монастыря архимандрит, день в день, 5 марта 1752 г пишет митрополиту Сильвестру «покорнийший репорт», где сообщает, что «оное пятигодное время и минуло». Что, де с Плотниковым делать? Домой отпустить или к Вам в Тобольск?[31]
Ответ написан 18 марта. Значит, в Далматово он поступил ближе к апрелю.
«Оного Плотникова от содержания монастырского свободить и отпустить в команду. При отпущении велеть ему …исповедываться приобщиться святых тайн, а ему впредь быть … [не допускать] таковых продерзостей, каковы от него тогда безсташно произошли».[32]
Представим бредущего по весенней распутице из Далматово в Каменск Прокопия Плотникова. Он возвращается к порушенному дому, к измученной семье…
Здесь мы и попрощаемся с нашим героем, ибо иных сведений о его судьбе нет…
Статье представлена на «Восьмые Каменские чтения», Каменск-Уральский, 4.12.2021 г.
[1] Ревизские сказки 1747 года Каменского завода. Написанной в прежную перепись в Катайском остроге конюх Тимофей Григорьев сын Сажаев, 33 лет. У него дети: Андрей 9 лет, Петр 7 лет, Антон 4 лет, Пантелей 2 лет. (РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.899 л.160 об.);
[2] Там же, л.161. Рекрутские дети. Андрея Осипова сына Гобова сын Филип 3 года.;
[3] Там же, л.160. Написанной в прежную перепись в Колчеданском остроге конюх Зотей Вавилов сын Орлов 32 лет, после переписи рожденной у него сын Зиновей ½ года;
[4]Там же, л. 157 об.. Написанной в прежную перепись доменной работник Прокопей Федосеев сын Плотников 32 лет;.
[5] Кафолическая (от греч. καθ – по и όλη – целая ; όικουμένη – вселенная ) означает Вселенская.
[6] Тоб. арх. Ф.156. Оп.1 Д.212 Лл.2-3;
[7] Там же;
[8] Клеопин Никифор Герасимович(1700-после 1771). Организатор горного дела на Урале и в Сибири. Потомственный дворянин. С 1722 г. – на Урале (прибыл в команде Геннина). В 1723–1724 гг. – на строительстве Екатеринбурга; личный порученец Геннина. ). В 1745–1754 и 1756–1758 гг. исполнял обязанности главы горного ведомства на Урале. В 1753 г. – один из организаторов строительства Березовского золотопромывального завода. В 1758–1761 гг. – управитель Нерчинского завода. С 1761 г. – в отставке в чине коллежского советника.
[9] Юдин Игнатий Никитич (1690-1772). Горный деятель. Разночинец, сын офицера Семеновского гвардейского полка. Выпускник Московской инженерной школы. В 1717—1718 гг. по личному распоряжению Петра I составил планы сухопутных путей и плана г. Дербента к предстоящему персидскому походу российской армии. С 1720 г. — в горном ведомстве, служил на Олонецком заводе. С 1721 г. — на Урале. Служил на Алапаевском, Верх-Исетском, Полевском, Ягошихинском заводах. В 1749—1752 гг. командовал Нерчинским заводом. В 1754—1759 гг. служил в Московской монетной канцелярии. В 1744—1745 и 1760—1763 гг. исполнял обязанности главы горного ведомства на Урале. С 1763 г. — в отставке в чине коллежского советника.
[10] Тоб. арх. Ф.156. Оп.1 Д.212 Л.4;
[11] Там же, Л.6;
[12] Слова подчеркнуты в документе;
[13] Там же, Л.7;
[14] Дашкевич Л. А. Становление и развитие школьного дела на Урале в первой половине XVIII в. // Документ. Архив. История. Современность. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. — Вып. 6. — С. 139-155.
[15] Тоб. арх. Ф.156. Оп.1 Д.212 Л.7;
[16] Там же, Л.8;
[17] Там же, Л.10;
[18] Там же, Л.11;
[19] Там же, Л.12;
[20] Там же, Лл.13-17;
[21] Иоанникий, иеромонах, позже епископ Воронежский и Елецкий (Павлуцкий Иван Степанович). Родился в 1699 году в городе Тобольске в дворянской семье. Образование получил в доме родителей при помощи ученых монахов. В 1715 году (16 лет от роду) тайно ушел от родителей в Кодинский (Котский) монастырь. В 1719 году пострижен в монашество и оставался в монастыре на различных послушаниях. В 1723 году вызван в Тобольск, рукоположен во иеродиакона и оставлен при архиерейском доме, где в продолжение 25 лет занимал должность казначея и эконома. В 1743 году рукоположен во иеромонаха. С 1744 года – член Тобольской духовной консистории. В 1750 году возведен в сан архимандрита Енисейского Спасского монастыря. Вскоре был назначен членом Московской синодальной конторы. В 1758 году перемещен настоятелем Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. 6 декабря 1761 хиротонисан во епископа Воронежского и Елецкого. Скончался 2 января 1763 года.
[22] Антоний (Нарожницкий), митрополит Сибирский и Тобольский, род. в Малороссии, ум. 9-го октября 1748 г. Образование получил в Киевской духовной академии и в 1739 г. был наместником Троицкой лавры, а с 1742 г. митрополитом сибирским и тобольским. Антоний потребовал, чтобы все дети тобольского духовенства обязательно были представлены в Тобольскую славяно-латинскую школу, а в 1744 г. открыл Тобольскую семинарию, для чего выстроил каменное здание и выписал из Киевской академии четырех опытных преподавателей; Антоний положил также основание семинарской библиотеке, пожертвовав для этого свою собственную библиотеку, по тогдашнему времени весьма ценную. Из литературных трудов Антония известны: „Слово“, изд. в Москве в 1741 г. и другое, говоренное 4-го августа 1742 г.
[23] Там же, Л.18;
[24] Там же, Л.19;
[25] Там же, Л.28;
[26] Там же, Л.29;
[27] Сильвестр, митрополит Суздальский и Юрьевский (Главацкий или Гловатский Стефан) По окончании Киевской духовной академии определен учителем академии. С 1732 года – префект Казанской духовной семинарии, где и пострижен в монашество. В 1742 году возведен в сан архимандрита Свияжского Богородицкого монастыря. 6 июля 1749 года хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита.С 9 октября 1755 года – митрополит Суздальский и Юрьевский. Скончался 20 мая 1760 года.
[28] Тоб. арх. Ф.156. Оп.1 Д.212 Лл.30-30 об;
[29] Антесессор ( ново — лат ., от лат . ante — прежде , и cedo — иду , уступаю ). Предшественник .
[30] Тоб. арх. Ф.156. Оп.1 Д.212 Лл.31-31 об;
[31] Там же, Л.32;
[32] Там же, Л.33.