Сухарев Ю.М. Пасха в Германии
В этом (2017-м) году Пасха застала меня на юге Германии. Причем католическая и православная Пасхалии совпали, что бывает чаще всего раз в три года (иногда – через 8 лет).
Даже самые поздние «русские» Пасхи приходятся на первую половину мая, что на Урале сопровождается в лучшем случае робким распусканием листвы. А уж 16-го то апреля леса и луга прикрыты снегом.
Здесь же природа полностью пробудилась от короткой зимы. Лужайки бодро зеленеют.
Цветут яблони и магнолии.
Пчелы собирают нектар.
От Пасхи всегда жду радости. Той радости, которая постигала меня в детстве. Утро. Мать у печки хлопочет с пирогами. На столе разноцветные яйца. В банке распустившаяся верба. Солнце. Ледок на лужах отходит от ночного морозца. «Бжик…», — с разбегу скользишь по тонкому хрустящему льду…
С годами то место в душе, где привольно жила радость, зарастает грехом и грязью. Но иногда в каких-то ее уголках возникают всполохи счастья: так вспыхивает в затухающем костре от свежего ветра веселый огонек. Бывает это и после пасхальной службы, когда выходишь из стен храма под звездное небо, в объятия воздуха, зная, что дома – праздничный стол и… «Христос воскресе!».
Мне интересно было: не найду ли я этой пасхальной радости здесь, в Германии, где религиозная традиция никогда не прерывалась. Тем более, по форме празднования все к этому располагало. Торговля добросовестно отрабатывает тему. В магазинах продают уже окрашенные яйца, освобождая от этого действа немецких домохозяек. Фонтан в центре города также оформлен в пасхальном стиле.
В домах создают и собственные инсталляции в честь Светлого Воскресения.
Более того, в отличии от России, в Германии установлены пасхальные каникулы – не только для школьников, но и для всех трудящихся. Страстная пятница, суббота, воскресенье и понедельник – выходные дни.
Причем в пятницу и воскресенье все магазины закрыты. По этой причине в четверг и субботу невероятный шопинг. Немцы, всегда закупающие продукты на неделю, в связи с праздником берут их вдвойне: ящиками, коробками, упаковками.
Собственно, пасхальное оживление среди народонаселения видимым образом проявляется только в этом шопинге. Если в России в эти дни наблюдается некая «движуха» в сторону церкви: освятить куличи, поставить свечку, постоять хоть немного на службе, по-христосоваться, то в немецких традициях этого нет.
Утром Светлого Воскресения специально пошли в центр городка, к его собору, который оказался евангелическим.
Собор 15-го века окружают скульптуры в абстрактном стиле. Это вообще характерно для современной Германии, где монументов, выполненных реалистами, почти нет. Разве только, доставшиеся от матери-истории.
На балконе великолепного собора вообще странная скульптура розового цвета. Что она изображает – узнать или понять не удалось.
Поразила пустота улиц, окружающих собор.
Заметим, что ночная служба у них не проводится. Значит, верующий люд должен бы подтянуться утром. Но его не видно.
Позднее выяснилось, что в храме народ все-таки был. Дисциплинированные немцы приходят к назначенному часу и сидят всю службу. На Руси же – одним приходят, другие уходят, христосуются, делятся впечатлениями, новостями…
У входа в собор – его служительница (а в евангелической церкви женщины могут быть священнослужителями) с двумя девочками возжигают огромную свечу и входят в двери храма.
Они изображают жен-мироносиц. Их вход сопровождается звуками органа и пением соответствующего гимна.
В течении дня также не заметил какого-то христианского пасхального единения немцев, которое в России еще присутствует, хотя часто и в карикатурном виде.
Вот все есть – весна, природа, погода, чудесная архитектура, благосостояние жителей. А радости не увидел…
Надеюсь, что эта пасхальная радость, которой я не увидел на улицах чудесного южно-германского городка, присутствовала хотя бы за праздничными немецкими столами…