Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Сухарев Ю.М. Покровская церковь при станции Шумиха и её служители

С детства относился к церквам, как к чему-то особенному, не принадлежащему  тому миру, в котором жил. Это были остатки иной эстетики, иной философии жизни, иных смыслов. «Белые церкви, осколки Руси…». И это влекло.

В Шумихинском районе в 60-е годы действующих церквей не было. Немногие богомольцы (еще «царского» замеса люди) ездили в Свято-Троицкий храм п. Мишкино. Каменные церкви в селах стояли полуразрушенными, с вывернутыми оконными решетками, с похабными надписями на стенах.

Но даже и в таком виде они приносили радость.  Едешь поездом мимо села Мало-Дюрягино и всегда смотришь на церковь, возвышающуюся над полями и долами. Не на фермы смотришь, не на тракторный двор, а на остов храма.

Церковь в с.Мало-Дюрягина после реставрации

То, что в Шумихе существовала деревянная церковь дореволюционной постройки, представление было. Но без подробностей. У дедов не спросили, а родители про нее ничего не знали в силу возраста. «Где-то у Хитрого рынка стояла…». А Хитрый рынок с довоенного времени находился у привокзальной площади.

Один знакомый мужик рассказывал, что он мальчишкой участвовал в разборке храма. Якобы при этом рабочие нашли в подвале бочку церковного вина. Но это, скорей, легенда.

Сейчас доступны архивы. Некоторая информация приведена в известной книге Е.Морозова о Шумихинском крае. Довольно плотно изучали тему сотрудники Шумихинского краеведческого музея и публиковали свое исследование. В данной работе попытаемся представить более-менее цельную историю первого Шумихинского храма и его причта.

В 1892 г на Транссибе основана станция Шумиха. Построены вокзал, водокачка и другие строения железнодорожного назначения, в том числе и жилые дома для работников. С 1893 г станция стала работающей и пропускала поезда.

Постепенно важный железнодорожный пункт стал обрастать разной инфраструктурой, прежде всего торговой. Железнодорожная станция становилась логистическим узлом, и с юга, и с севера по старинным трактам сюда поступали товары для погрузки в вагоны.

На переломе веков при станции проживало всего 75 человек. В 1907 г 29 дворов, 63 м.п., 67 ж.п., всего 130 человек.[1]

И хотя количество местного населения хутора Каменского при станции Шумиха (как первоначально называлось поселение) было мало, коммерсанты увидели перспективу. Торговцы Харламов, Еремеев, Наумов, Кошкин построили здесь магазины, мельницы, кабаки. Пишут, что в 1902 г здесь было 14 пивных и  даже публичный дом.[2]

Магазин Харламова

Раз есть публичный дом, то должна быть и церковь, иначе нарушается баланс добра и зла,греха и благочестия.

Церкви-то были, ближайшая  — в с. Мало-Дюрягино, в 4 км. Каменская церковь, к приходу которой Шумиха относилась по территориальности, в 6 км. Но почему-то в составе прихода Каменской церкви станция Шумиха показана только один раз, в 1907 г.[3] Никогда до того здесь не было железнодорожных станций, вероятно, не знали, как поступить правильно…

Решение о строительстве церкви и открытии прихода строящегося храма было принято в 1902 г. Именно с этого года ктитором (старостой) прихода числится Еремеев Стефан Иванович. Ему и принадлежит главная заслуга  постройки и обустройства церкви Покрова Божьей Матери в пристанционном поселке.

Родился Стефан Еремеев в д. Береговой ок. 1865 г (в 1916 г ему показано 51 г)[4]. Он из рода первопоселенцев Карачельского форпоста. Его предок Степан Тарасов сын Еремеевых (30 лет) в 1719 г проживал в д.  Кайгородова Шадринской слободы.[5] К 1744 г он «записалса и переехал в новь построенной Карачелской фарпост».[6]

В духовных росписях Карачельского форпоста по д. Береговой за 1774 г мы видим его сына Ивана Стефанова Еремеева, вдового, 55 лет, сыновей Ивана: Михаила (25 л), Михаила (18 л), Дмитрия (12), трех дочерей и мать Февронью Андрееву (80 лет)с дочерью Параскевой (60 л).[7]

В 1800 г в Береговой продолжают род Михайло Иванов Еремеев младший (45 л) с сыновьями Лукой (18 л) и Василием (2 г), а также 4 дочерями. Одним двором с ними брат Дмитрий Иванов (39 л) с сыновьями Яковом (16 л), Петром (8), и Павлом (1), дочерью Матроной (4 г). Здесь же их тетка Параскева 98 (!) лет и вдова Михаила старшего – Софья Данилова (62 г) с дочерью.[8]

В 1819 г Михаила Еремеева уже нет. На хозяйстве Лука Михайлов (37 л) с женой, детей нет. Брат его Василий Михайлов (21 г), женат (жене 25 лет), сыну его Дмитрию уже 6 лет. Дмитрий Иванов Еремеев (57 л) с женой Ксеньей Ивановой (58 л) с сыновьями Яковом (35 л), Петром (27), и Павлом (21). Все женаты, у Якова сын Данило (12 л), Максим (4 г). У Петра сын Алексей (1) и дочь.[9]

Дальше продолжать не будем. У Дмитрия, сына Василия Михайлова, ок.1838 г родился сын Иван.[10] Он, полагаем, и стал отцом нашего героя храмостроителя Стефана Ивановича Еремеева.

Еремеевы были людьми деятельными и старались через созидание  повысить благосостояние. 5 августа 1768 г в Исетской провинциальной канцелярии составлена ведомость о мельницах, кузницах, лавках и других оброчных статьях в Исетском дистрикте. В Карачельском форпосте 7 ветряных мельниц. Одна их них Ивана Еремеева. Кстати, еще одна ветрянка -моего предка Кожевникова Леонтия. Прибыли получали по 2 рубля в год, в казну платили по 20 копеек.[11]

Стефан Еремеев  — сын крестьянина, и в купеческое звание не вступил. В 1916 г он имел дома, мельницу и магазин в Шумихе.[12]

Итак, крестьянин Стефан Иванович Еремеев с 1902 г староста и храмостроитель.  15 октября 1908 г он утвержден епархиальным начальством на новый срок в должности церковного старосты к церкви села Шумихи Чел. у.[13] Как видим, Шумиху называли и селом.

Между тем, к 1908 г церковь была постройкой окончена «тщением прихожан и добровольных пожертвований» [14]. «Зданием деревянная с таковою же колокольнею. Престол один Покрова Пресвятой Богородицы»[15].




Шумиха (Шумихинский район). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая), фотография. Фото 1928 года из фондов Государственного исторического музея Южного Урала. Автор Иван Гаврилович Горохов

Где располагалась церковь? Церковь находилась напротив дома старосты Еремеева С.И., как утверждают специалисты Шумихинского краеведческого музея.  А дом Еремеева находится доныне по адресу улица Ленина 80.

К слову сказать, ранее я слышал версию, что первый шумихинский храм находился по улице Ленина, по четной стороне, за магазином Кошкина (угол Ленина и Кирова, я помню его под названием «Каблучок»), следующий дом (в сторону машзавода, разумеется).

Магазин Кошкина ныне

Вплоть до 1912 года штатного священника и псаломщика на этом приходе не было. Однако метрические книги велись с 1908 г, а с 1910 г исповедные росписи.[16] Значит, священник был…

Дело в том, что в Шумихе проживал и имел свой дом заштатный священник Алексей Лукин, ранее служивший в селе Закомалдино (ныне Куртамышский район). Он-то, полагаю, и служил все время с 1908 г до смерти своей в Покровском Шумихинском храме.

Проживающий в хуторе Шумихинском Челяб. у. заштатный священник Алексей Лукин умер 14 октября 1911 г.[17] И уже через два месяца на этот приход был назначен штатный священник.

В начале 1910 г преподано Архипастырское  благословение Его Преосвященством за полезно-усердные труды и денежные пожертвования в пользу церквей Божиих церковному старосте Шумихинского Покровского молитвенного дома Стефану Еремееву.[18]  Как видим, здесь статус  дома Божия занижен.. Между тем, здесь служили, исповедовали, крестили и венчали.

Благословение правящего архиерея  преподано было и прихожанам Шумихинского прихода Челяб. у. Захарию Семакову, Алексею Лобанову. Про Лобанова ничего сказать не можем. А про Захария Семакова кое-что известно.

Семаков З.Ф. Мещанин. Попечитель церковно-приходской школы в селе (!) Шумиха Челябинского уезда. Отмечен в 1911-1912 учебном году как ревностный помощник церковной школы. [19] «Весьма заботлив в изыскании средств на школу, устроил елку, любительский спектакль, чай, сахар и хлеб, а некоторым и ситец для белья». Положительно отмечен и в 1912-1913 учебном году: проконопатил здание школы за свой счет, переложил печи и покрасил полы в квартире учителей, устроил елку для учеников. Служил школе к этому году 5 лет.[20]

Когда же начала действовать ЦПШ? Современные источники называют разные даты. Клировая ведомость Каменской церкви за 1907 г прямо указывает, что открыта « на станции Шумиха одноклассная школа с 1906 года»[21].  ЦПШ относились к епархиальному ведомству. Здание школы принадлежало церкви. Оно дожило до наших дней, и, как сообщает книга о Шумихе, в  2017 г еще находилось во дворе школы № 4 по ул. Кирова (Почтовой).

Известна фамилия одного из первых учителей. 21 сентября 1910 г предоставлено место псаломщика учителю цер.-прих. школы хутора Шумихи Даниилу Захарову в пос. Васильевске, Оренб. у.[22] Кстати, большинство учителей ЦПШ оканчивали духовные училища и легко служили псаломщиками при необходимости (так могло быть и в Шумихе).

Вторая школа того периода – двухклассная министерская (Министерства народного просвещения), ее же, очевидно, называли и железнодорожной. Возможно, она размещалась в здании железнодорожного ведомства. С 1 октября 1898 г законоучителем этой школы состоял священник Каменской церкви Русанов Николай Яковлевич. Расскажем и о нем, ибо к истории Шумихи он имеет отношение.

Русанов Николай Яковлевич. Сын протоиерея Свято-Троицкой церкви села Медведского Челябинского уезда  Якова Васильевича Русанова (*9 апреля 1836 – 1910). Родился 2 марта 1869г. В 1889 г окончил Уфимскую духовную семинарию по 2-му разряду. Год служил псаломщиком в Медведском. 21 июля 1891г. рукоположен во священника и определен на священническое место к церкви  Во имя Обрезания Господня с. Каменное того Челябинского уезда. В 1903г. назначен благочинным XX округа Челябинского уезда.

22.05.1906г. утвержден в должности благочинного на трехлетие. 10.11.1909 г. избран благочинным на следующее трехлетие.

Состоял законоучителем Министерских училищ в с. Каменном (с 1890 г) и на ст. Шумиха Сибирской железной дороги (с 1898 г).

11 июня 1911г. избран членом Императорского православного Палестинского Общества с выдачей знака. В 1911г. — член Епархиального Комитета Православного миссионерского Общества по списку 1911г.[23]

 С начала 1913 г — г. Кустанай, Свято-Николаевский собор, настоятель.  С 1913г. — председатель Общества трезвости Кустанайского Николаевского братства. 13.11.1913г. утвержден в должности председателя Кустанайского уездного отделения епархиального училищного совета.

Награждался набедренником, скуфьей, камилавкой, архипастырскими благословениями. В 1913 г возведен в сан протоиерея. 7 июля 1915г. утвержден протоколом ОДК в должности благочинного 1-го округа  Кустанайского уезда. В 1915г. — действительный член Оренбургского епархиального Михаило-Архангельского братства.В 1916 г награжден орденом св.Анны.

30 августа 1920г. арестован Кустанайским Политбюро по обвинение в агитации против Советской власти и заключен в тюрьму г. Кустаная. После его ареста в Политбюро при Кустанайской Уездной Советской милиции поступали заявления от отдельных граждан и группы лиц в защиту о.Николая. Были собраны сотни подписей. Сбор подписей организовал священник Никольского собора Антонин Яковлевич Русанов, младший брат протоиерея Николая Русанова (с 1925 года епископ Кустанайский Тимон).

По версии обвинения, протоиерей Николай неоднократно высказывался против Советской власти и большевиков. Так, на похоронах белых офицеров согласно показаниям свидетелей, «называл большевиков людьми, отрицающими все священное (безбожниками), а павшие офицеры, по его словам, достойны венца и Царства Небесного».

Из его показаний на следствии:  «Во время Богослужения я говорил проповедь о восстании, которая выражалась в соделании слезы Христа, о всех будущих несчастиях, конечно о тех несчастиях,  которые постигли нас». «На вопрос о порицаниях коммунистов, что они антихристы, мною читалось послание патриарха Никона, где говорится проклятие антихристам на всех тех,  кто идет против Христа и религии!».

25 ноября 1920г. Челябинская ГубЧК приговорила о.Николая к расстрелу как «опасного и вредного врага Советской власти». Свою вину на следствии о.Николай не признал, показаний против других лиц не давал.

Из рассказа внучки о.Николая Галины Алексеевны Русановой:  «Когда дедушку арестовали и из Кустаная отправили в Троицк, Челябинской обл., то бабушка Апполинария Ивановна, вместе с детьми отправилась за ним в Троицк. В Троицке бабушка ходила к нему в тюрьму и приносила передачи. И однажды, когда бабушка пришла с очередной передачей, она увидела на ногах одного из солдат-охранников тюрьмы дедушкины сапоги. И она поняла, что  дедушки больше нет в живых…»

Николай Русанов был расстрелян  28 ноября 1920 г.[24]

Возвращаемся в 1911 г. 30 декабря священник Богодуховской церкви ст. Буранной, Оренбургского уезда, Михаил Кисляков, согласно прошению перемещен к «железнодорожной церкви при  станции Шумиха». [25] Как видим, церковь именовали и так.

Михаил Кисляков задержался в Шумихе не долго. Перемещен 9.08.1912 на второе священническое место к церкви села Варлакова Челябинского уезда.[26] А 28.01.1913 г вовсе  уволен за штат по прошению.[27]

17  августа 1912 г  на священническое место к церкви при ст. Шумиха, Челяб. у. определен бывший надзиратель Челябинского духовного училища Михаил Авксентьевич Белов.

 Михаил Авксентьевич родился ок.1885 г (в 1916 г ему 31 год) в семье священника, в Миассе. Окончил Оренбургскую духовную семинарию по 2-му разряду. С 1 сентября 1908 г служит надзирателем  за воспитанниками  Челябинского духовного училища. С 1909 г преподавал также историю, славянский язык, катехизис, латинский язык в ЧДУ и Челябинском епархиальном женском училище.[28]

Назначен в начале 1912-1913 учебного года на должность Челябинского уездного наблюдателя церковных школ.[29]  Определен 10.07.1912 на священническое место к церкви села Алабуги Челябинского уезда.[30] От предоставленного места отказался. Обычно епархия не церемонилась с отказниками  и  лишала их рукоположения. Но с Михаилом так не поступили. От предоставленного места его по прошению освободили  и назначили к Покровской Шумихинской церкви.[31]  29 августа 1912 г он рукоположен в сан священника.[32]

о. Михаил Белов, 1930-е гг

Женат был на дочери статского советника Василия Ивановича Михайлова  девице Антонине, 1887 г.р. Тесть служил учителем греческого языка в Челябинском духовном училище[33]. Статский советник это чин  между полковником и генерал-майором. В царской России, оказывается, до него мог дослужиться учитель уездного училища.

В 1916 г в семье были дети Вера 3 лет и Виктор 2 лет.[34]

Причиной выбора молодой семьей Шумихи, видимо, послужили хорошие жилищные условия. Стефан Еремеев построил дом для церковного причта с пристройками (баней, садом и пр.). В 1916 г этот дом в собственности церкви не находился, очевидно, числился за Еремеевым. Здание сохранилось до наших дней – Ленина, 84, сегодня там магазин. [35]
В марте 1913 г епархиальная газета показала вакансию псаломщика на Шумихинском приходе.«Шумиха пос. Челяб. у. прихожан 1000 человек, дохода на весь причт 500 р.».[36] Напомним, что в 1907 г прихожан было 130.

Вакансию занял Целярицкий Леонид. В 1908 г он был уволен из 1 класса Челябинского духовного училища «по малоуспешности». Но выходцу из оренбургской духовной династии для служения псаломщиком большого образования не надо.  Призван 9.09.1915 на военную службу по набору.[37]  В 1914 г Россия вступила в войну, а у псаломщиков брони не было.

Ко дню Святой Пасхи 1915 г о. Михаил Белов награжден набедренником.  [38]

В 1915 г Шумиху посетил епископ Челябинский Сильвестр (Ольшевский). Священник Петр Холмогорцев вел подробную запись подробностей этого визита.  Епископ был в селе Каменном, затем посетил Мало-Дюрягино и к вечеру выехал в Шумиху. Приводим текст по Шумихе полностью.

6 июня. Суббота.

Покровский молитвенный дом при станции Шумиха

Около 7 часов 30 минут вечера прибыл владыка. Встреченный ктитором хлебом-солью, приложившись ко кресту, владыка проследовал в алтарь. Началось всенощное бдение. Пел местный хор любителей. На литию владыка вышел в сослужении шести священников из ближайших к Шумихе селений. Храм был полон молящихся. По полиелее владыка выразил желание прочитать акафист Покрову Пресвятой Богородицы, но, к сожалению, акафиста в церкви не оказалось. Видимо, что таковой никогда не читался, даже и в престольные Дни. Из затруднительного положения вывел иподиакон Тарасов, везший с собой целый сундук богослужебных книг. Среди многих других акафистов был тут и акафист Покрову Пресвятой Богородицы, этот-то акафист и был подан его преосвященству. При чтении акафиста священниками владыка обратил внимание на то, что многие из сослуживших читали акафист проповедническим тоном. Сделав поправку им во время самого чтения, после всенощной в беседе с батюшками владыка разъяснил им неуместность подобного чтения за богослужением. Всенощная закончилась довольно поздно. Преподав благословение молящимся, владыка отбыл к настоятелю храма на ночлег. Место общественного богослужения хотя и называется молитвенным домом, но по своей капитальности и вместительности заслуживает названия храма. Во многих селениях каменные храмы менее этого молитвенного дома. При доме существует самостоятельный причт, состоящий из священника и псаломщика. Церковной утварью обеспечен достаточно. Ризница богатая, церковные книги в исправности. Обращает на себя внимание чрезмерно обильное количество святого мира. Фунтовая склянница наполнена доверху. Мира этого хватит для прихода на целые десятки лет. Между тем для хранения его особого помещения не имеется. Есть основания бояться за целость его.[39]

Из Шумихи епископ утром следующего дня отправился в Карачельское и был там уже в 8 часов утра. А ночевал он в доме священника, т.е. в доме, имеющем ныне адрес ул. Ленина д.84.

Епископ Сильвестр во время этого путешествия получил известие о назначении на Омскую кафедру. В Омске в ноябре 1918 года был избран главой Временного высшего церковного управления Сибири. 29 января 1919 года привёл к присяге адмирала Александра Колчака, как Верховного правителя России. После оставления Омска Сибирской армией находился в своей епархии. Был взят под арест красными, но по требованию горожан освобождён вечером того же дня и изгнан из архиерейского дома. Он жил у священника Фёдора Чемагина и умер 10 марта 1920 года от рака кишечника. В августе 2000 году Архиерейский собор Русской православной церкви причислил святителя Сильвестра (Ольшевского) к лику Новомучеников и Исповедников Российских.

Епископ Сильвестр, 1915 г

А в Шумиху вместо забритого в солдаты Леонида Целярицкого 9.09.1915 г определен на псаломщицкую должность диакон Андрей Васильевич Романов.[40] 

К своим 50 годам  Андрей Романов сменил массу мест. Учился в Шадринском городском училище. С 1883 г псаломщик в Маслейском, затем в Стариково (1888 г), потом в Птичье (1895 г). В Птичье рукоположен в сан диакона. Затем Щучанский приход (1896 г), Слободо-Кочердыкский (1898 г), Горшковский (1900 г), село Ракута Уральской обл.  (1902 г), Тургояк (1902 г), поселка Костицкий Троицкого у. (1913 г). Диакон на псаломщической вакансии Филимоновского прихода Троицкого уезда. Уволен 31.03.1913 от должности за нетрезвость с посылкой в Николаевский скит Троицкого уезда впредь до исправления.[41]  Еще ранее, в 1901-02 гг запрещен в  служении за нетрезвость,  3-месячная епитимия в монастыре.[42]

Вдов. Имеет дочь Августу 21 г и сына Павла 7 лет. Дочь учительствует, сын при отце.

Поведения (по состоянии на 1916 г), как ни странно, отличного…

1916 год – последний год, за который мы имеем сведения о Шумихинской Покровской церкви. Все, как будто, не плохо. Утварию обеспечена в достаточном количестве.По штату в ней положены: священник и псаломщик, они в наличии. Казенного жалования нет (минус). Кружечных доходов за 1916 год получено 1254 руб 40 коп. (не плохо). Других источников нет. Земли церковной нет. Похоже, что и та, которая под храмом, церкви не отведена (но это предположение). Возможно, она входила в те три десятины, которые оформил на себя староста Стефан Еремеев.

Шумиха (Шумихинский район). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая), фотография. Фото 1928 года из фондов Государственного исторического музея Южного Урала. Автор Иван Гаврилович Горохов

Другие здания : церковно приходская школа. Состояние школьного здания хорошее. Церковная школа одноклассная, смешанная. Находится в собственном здании, на содержание ее отпускается от родителей учащихся на отопление, освещение, прислугу и ремонт по 5 руб. с ученика. В сем году обучается 66 мальчиков и 48 девочек.

Часовен, домов кладбищенских нет. Прежние приходно-расходные книги, выданные в 1908 г, уничтожены пожаром в доме церковного старосты, новые восстановлены в 1912 г. Здесь есть подозрение, что книги приходно-расходные «сгорели» не случайно. В период отсутствия священника старосте приходилось решать вопросы без оглядки на формальности.

Метрические книги  хранятся с 1908 г. Исповедные росписи находятся в целости с 1910 г. Церковной библиотеки нет.

Священник Михаил Авксентиев Белов жалования от казны не получает. По должности законоучителя 2-х классной железнодорожной школы МНП получает 250 руб. в год. Поведения отличного. Назначен окружным духовным следователем  1915 г 30 января.

Церковный староста Стефан  Иванов Еремеев,  51 года, имеет архипастырского благословение и благословение Святого Синода. Сын крестьянина. Имеет дома, мельницу и магазин в Шумихе.

Окончил начальную школу. Состоит старостой бессменно с 1902 г. Женат в семействе имеет жену Матрону Стефанову, 47 лет, дочерей Клавдию 20 лет, находится при отце, и Марию 18 лет, обучающуюся в Миасской гимназии.  Поведения отличного.

Кстати сказать, Стефан Иванович, кроме своего бизнеса и забот по храму, был также частным поверенным страхового общества «Саламандра»[43]. В детстве встречал металлические таблички с названием этого общества на некоторых домах Шумихи. Сохранились ли сейчас?

К духовному сословию отнесена и показана в клировой ведомости вдова умершего священника села Закомалдина Екатерина Павлова Лукина, 61 года. Получает пенсию от казны 150 руб. в год. Из духовного сословия. Имеет деревянный дом на хуторе Шумиха. Поведения отличного.

В семействе имеет сына Леонида Алексеева  27 лет, обучающегося в Варшавском Императорском университете. Леонида Лукина мы еще упомянем.

На хуторе Шумиха  301 двор,  841 чел. м.п.,  873 ж.п.; в т.ч. духовных  2, 5, 4 ; дворян 2,7,4; мещан   16,47,44; купцов  2,5,5; крестьян  279,777,816. Итого 1714 человек.[44]  То есть в 13 раз больше, чем в 1907 г.

Это был 1916 г. Следующий, 1917-й, тоже в начале не предвещал катастрофы. По семейному преданию Беловы «свержение императора восприняли без восторга, но и без ужаса, просто как новость»[45]. На Пасху о. Михаил награжден скуфьей.[46]  В августе священник села (!) Шумихи Михаил Белов утвержден благочинным 7 округа Челябинского уезда[47]  В  7 й округ входили приходы: Березовский, Больше-Хохловский, Калмаково-Камышский, Коровинский, Каменский, Мыркайский, Маслейский, Мало Хохловский, Мало-Дерягинский, Петуховскій, Птиченский, Столбовский, Чирковский, Шумихинский.

К середине года Шумиху  наводнили орды «мешочников». Участились пожары, грабежи. Политическая борьба вышла за дозволенные формы и распространялась на провинцию. Е. Морозов пишет, что «судья Л.А. Лукин пригрозил открыть следствие по делу местных [шумихинских] большевиков»[48].  Судья это Леонид Алексеевич Лукин, выпускник Варшавского университета, сын проживавшего в Шумихе  заштатного священника Алексея Лукина.

Угрозы не помогли и в ноябре 1917 г  власть и в стране, и в Шумихе перешла большевикам.

 23 января 1918 г вышел Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Продекларировав свободу вероисповедования, он  лишил Церковь имущества и  поставил ее в тотальную зависимость от государства. «Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».

Состоятельные граждане – главные церковные благодетели подверглись жесткому прессингу новых властей. Староста церкви С.И.Еремеев весной 1918 г выплатил наложенную на него контрибуцию – 10 тысяч рублей. До внесения средств он, как и другие торговцы, находился под арестом. В распоряжение Совета был изъят и его легкий рессорный экипаж.[49]

Летом 1918 г чешский корпус и Сибирская армия свергли власть большевиков в Зауралье. Небольшая Шумиха разместила довольно большой воинский контингент. Как ни странно, но именитым шумихинцам и при удобной для них власти приходилось тесниться[50]. В доме старосты Еремеева (ныне ул. Ленина, 80) разместили управление коменданта во главе с полковником Никитиным. А рядом (ныне здание полиции) работала следственная комиссия белогвардейцев, как сообщает источник «возглавляемая судьей Лукиных». По ее приговору были казнены руководители Шумихинского Совета И.Г.Морозов и А.Ф.Тутынин. Думается, судья Лукиных это тот самый судья Л.А.Лукин, сын умершего заштатного священника. Дом этого священника стоял у Базарной площади и в 1920 г пустовал, понятно почему. В нем тогда было размещено отделение для холерных больных.[51]

Советы настигли Лукина через 20 лет. Лукин Леонид Алексеевич, 1890 г.р., место рождения: Челябинский уезд, Усть-Уйская обл., Кочердык с., образование: высшее юридическое, профессия / место работы: экономист, место проживания: Северо-Казахстанская обл. Арестован УНКВД по СКО 5 января 1938 г. Обвинение: ст.58, п. 7 УК РСФСР. Осужден: 22 января 1938 г тройкой УНКВД по СКО. Приговор: ВМН (расстрел). Дата реабилитации: 31 марта 1989 г.[52]

В 1919 г  произошел перелом, и Красная армия повернула силы антибольшевистской коалиции вспять. Вечером 8 августа  красноармейцы вошли в Шумиху. Имущие граждане и интеллигенция в большинстве своем покинула поселок и двинулась на восток. В доме старосты  Еремеева Стефана Ивановича разместился ревком. Сам хозяин, как видно из контекста, поселок покинул.[53] Дальнейшая его судьба нам не известна.

Зато известна судьба священника Михаила Авксентьевича Белова. Потомки его рассказывают, что  жили Беловы обеспеченно, держали прислугу. Жена священника не работала, отдавая себя семье и детям. В Челябинске был дом двухэтажный на берегу реки. Видимо, речь идет о доме тестя о.Михаила, статского советника.

«Когда Белая армия оставляла Челябинск, многие горожане покинули насиженные места. Сия чаша не миновала и семью Беловых. В тот момент у отца Михаила и матушки Антонины было трое детей. Моей маме Вере было 6 лет, Виктору 4 года, а Нине 2 года. Во время эвакуации Ниночка гостила в загородном доме у дедушки и бабушки – родителей матушки Антонины. Когда священник с женой приехали забрать дочь, дедушка и бабушка сказали: «Ребенок настолько мал, в дороге такая малышка только в тягость. Поезжайте без Ниночки: волнения кончатся, и вы вернетесь». Отец Михаил доверился тестю с тещей и оставил дочь в Челябинске», — рассказывает внучка священника Нина Давидовна Садакова.[54]

Дочь Нину родители больше никогда не увидят. Отец Михаил и матушка Антонина состарились и умерли в эмиграции, а Ниночку вырастили в Челябинске бабушка и дедушка.

«С отступающими белыми частями продвигались в Сибирь. С собой удалось взять посуду, белье в деревянных сундуках, обитых железом. Зимовали в сибирских городах. Отец Михаил служил в храмах, этим как-то перебивались. В Забайкалье одно время жили на станции Оловянная. Здесь установилась советская власть. И вскоре дедушка узнал, что ему угрожает гибель. По семейному преданию, друзья под большим секретом сказали отцу Михаилу, что он внесен в расстрельный список священников. Жуткое сообщение. Решили срочно бежать в Маньчжурию, благо, граница еще была открыта. На Китайско-Восточной железной дороге трудились и жили русские, но территория Маньчжурии – это уже Китай Сначала оказались в городе, который назывался так же, как и географическая область, – Маньчжурия. Здесь в 1924 году у Беловых родился еще один сын Анатолий. Жили бедно. В школе мою маму однажды остановила на перемене завуч и спросила: «Девочка, почему вы носите черную форму? Должна быть коричневая». Мама покраснела: было неловко признаться, что платье ей сшили из старого папиного подрясника».[55]

Служил в храмах на разных станциях КВЖД, позднее в г. Маньчжурия (1929 г.), на Мулинских копях и на станции Бухэду Западной линии КВЖД в 1930–1940 гг. Умер  отец Михаил Белов в 1942 году и похоронен в церковной ограде.

О.Михаил Белов с семьей в эмиграции

Антонина Васильевна пережила мужа на 10 лет, умерла в Китае.

Сыновья отца Михаила Виктор и Анатолий сумели получить высшее техническое образование – стали горными инженерами. В 1945 г, после освобождения Маньчжурии советским войсками были арестованы и осуждены. Виктор умер от тифа с начале срока, Анатолий «отсидел» 8 лет и остался в Магадане, работал на золотодобывающем предприятии.

В архиве Хабаровска среди дел БРЭМ (Бюро русских эмигрантов в Маньчжурии) сохранились сведения о братьях Беловых.

Белов Виктор Михайлович, родился 12 января (февраля) 1915 г. в г. Челябинске; вероисповедание – православный, подданство – эмигрант, национальность – русский. Образование – окончил гимназию на станции Бухеду в 1932 г.; горно-химические курсы при институте св. Владимира в 1935 г. Профессия – горный техник. Место службы – копи МУАО. Прибыл в Маньчжурию в 1920 г. из Челябинска Оренбургской губернии. Политические убеждения – монархист. Состоял в союзе монархической молодежи. Семейное положение – холост. Мать – Антонина Васильевна (06.06.1890 г.р.), брат – Анатолий (30.09.1920 г.р.).

Белов Анатолий Михайлович, родился 31 сентября 1920 г. в г. Маньчжурии; вероисповедание – православный, подданство – эмигрант, национальность – русский. Образование – окончил гимназию на станции Бухэду в 1937 г.; Северо-Маньчжурский университет в 1941 г. Профессия – инженер электро-механик. Место службы – копи МУАО. В общественных, политических организациях не состоял. Семейное положение – женат. Жена – Белова (в девичестве – Федореева) Елизавета Павловна (24.09.1924 г.р.). Мать – Антонина Васильевна (06.06.1890 г.р.), брат – Виктор Михайлович (12.02.1915 г.р.). Тесть – Федореев Павел Яковлевич (15.07.1899 г.р.), сестра жены — Александра (08.11.1922 г.р.).
Не ушла из под контроля БРЭМ и жена Анатолия. Белова (в девичестве – Федореева) Елизавета Павловна, родилась 24 сентября 1924 г. на ст. Полтавке Приморской обл.; вероисповедание – православная, подданство – эмигрантка, национальность – русская. Образование – окончила гимназию на копях МУТ в 1942 г. Профессия – преподаватель-практикант. Место службы – гимназия на копях МУАО. Прибыла в Маньчжурию в 1931 г. из Приморья через Дунин. Политические убеждения – монархистка. Состояла в НОРР (Национальная организация русских разведчиков). Семейное положение – замужем. Муж – Белов Анатолий Михайлович (31.09.1920 г.р.). Отец – Федореев Павел Яковлевич (15.07.1899 г.р.), сестра — Александра (08.11.1922 г.р.). Свекровь – Антонина Васильевна (06.06.1890 г.р.), брат мужа – Виктор Михайлович (12.02.1915 г.р.). [ГАХК. Ф. Р-830. Оп. 3. Д. 3712, 3751, 3705].

Дочь Вера вышла замуж за латыша Давида Берзина. «Чтобы жениться на ней, он перешел из лютеранства в православие. К сожалению, через несколько лет папа погиб от несчастного случая. Мама пела на клиросе и преподавала русский язык и литературу в школах. Вышла замуж второй раз за регента церковного хора».[56]

В 1955 г Вера с семьей переехала в СССР, жили в Кирове. Встретилась с сестрой Ниной после 37 лет разлуки. Нина работала на железной дороге, жила в Тбилиси, в 90-е переехала в Челябинск, где и умерла. Вера умерла в 1979 г.

Каким был отец Михаил Белов, шумихинский священник?  «Прекрасным семьянином. Мама рассказывала, что он очень любил своих детей, каждый вечер заходил в спальню, благословлял на «сон грядущий», легонько целовал, поправлял одеялко, шептал что-то хорошее. И священником был достойным. Когда во время литургии тяжелобольные люди случайно роняли изо рта причастие, отец Михаил без раздумий подхватывал и отправлял его себе в рот, чтобы не пропало ни капли Тела и Крови Христовых. Был жизнерадостным и милосердным человеком. Семья жила небогато, но зачастую отдавала последнее тем, кому еще хуже. Баба Тоня, вспоминая об этом, с горчинкой повторяла: «Мы или дураки, или святые».[57]

С 1920 г метрические книги церковью не велись, рождения и браки регистрировал Шумихинский ревком.

Что мы знаем о священниках Шумихи после 1919 г? Их имена есть в списках лиц, лишённых избирательных прав. За 1925 год по Шумихинскому сельсовету(?) Шадринского округа, Уральской области среди оных записаны: Дерябкин Иван Вас. 40 лет – священник. Дерябкина Мария 39 лет – жена священника. Л.310: Шишмаренко Надежда – монашка. Унгвицкий Конснт. Ив. 40 лет. – до революции священник, после – служащий.[58]

Священника Ивана Дерябкина неизвестно как в Шумиху занесло. Родился он в  д. Ковылино Луховского района Ивановской (ныне) области 11 февраля 1884 г.Учился в сельской школе и техническом училище. Имел профессию столяра.  С 1906 по 1909 гг служил в царской армии в Риге, ефрейтор. Если верить материалам уголовного дела, то до революции имел 500 (!) десятин земли (это огромная площадь) и 13 лошадей.

В 1922 г — диакон церкви Троицы Живоначальной с. Остафьево Подольского у. Московской обл. Рукоположен во священника  в 1924 году. Вероятно, сразу был определен к Шумихинской церкви. В 1926 г арестован в Челябинске по 72 ст. УК, находился под стражей 13 суток. Второй раз был арестован в 1932 г в Ивановской области, мера наказания неизвестна.

 До ареста 23.11.1937 года проживал в с. Телятники, Сараевский район, Рязанская область. Служил священником. Обвинен в антисоветской агитации. Предъявленное обвинение отрицал, никого не оговорил.

«Жена — Мария 1878 г.р., живет на Урале, адрес неизвестен», говорил он на допросе. Очень вероятно, что жила она в Шумихе.

Осужден  09.12.1937 года тройкой при УНКВД по Рязанской области по ст.58-10 УК РСФСР к ВМН. Расстрелян 05.01.1938 года. Реабилитирован Рязоблпрокуратурой по Указу ПВС СССР от 16.01.1989 года посмертно. Арх. дело №9700 в УФСБ по Рязанской области. Вероятное место захоронения: двор Старообрядческой Церкви на Скорбящинском кладбище г. Рязань.[59]

Сколько батюшка Иван Дерябкин прослужил в Шумихе, неизвестно. Вряд ли больше года-двух.

Еще один священник из шумихинского списка — Унгвицкий Конснтантин Иванович. Это внук известного птичанского священника Серафима Невзорова и сын умершего священника с. Карачельского Ивана Унгвицкого. Мать его, Александра Серафимовна Унгвицкая, служила учительницей в селе Островское. Сам он служил псаломщиком в селе Варлаково в 1913 г, в пос. Преображенский Кустанайского уезда (1914-16 гг), в 1916 г переведен  в село Сосновское Челяб. у., затем к Свято-Троицкой церкви г. Челябинска.[60] Очевидно, там и был рукоположен в священника. Служил ли в Шумихинской церкви, мы не знаем.

Унгвицкий Конснтантин Иванович. Родился в 1892 г. в с. Кремен-Куль Челябинского уезда. Житель Омска. Русский, без определенных занятий. Арестован 6 июля 1938 г. УНКВД по Омской обл. предъявлено обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Умер 31 июля 1938 г. в тюрьме. Реабилитирован 2 июня 1992 г. прокуратурой Омской обл. на основании Закона РФ.

Когда закрылась Покровская церковь?  Точно не известно. В 1928 г она стояла с крестами. В 1929 г началась коллективизация. Её проведение сочеталось с усилением антирелигиозной работы. Ибо «поп пособник кулака». Много церквей закрылось в 1929-30 гг. 2 марта 1930 г вышла статья Сталина «Головокружение от успехов». После этого на время ослабили и антицерковную кампанию.

Но Шумихинской церкви это не помогло. В 1932 году деревянная церковь была передана железной дороге на постройку клуба имени Олохова. Клуб позже переименовали, дали ему имя Кагановича. После того, как в 1957 г Лазарь Моисеевич примкнул к «антипартийной группе», клубу вернули имя Олохова.

Был в этом клубе в детстве, смотрели с отцом кино. После 1964 г он стал Домом пионеров. Там работали кружки и я некоторое  время ходил на радиокружок, а сестра занималась довольно долго  в детском кукольном театре. Был там и краеведческий музей. Запомнил коллекцию старинных монет.

Клуб железнодорожников (им. Олохова, им. Кагановича)

Здание снесли, очевидно, при строительстве нового железнодорожного вокзала и благоустройстве территории вокруг него, в начале 1980-х.

Здесь вся информация о Покровской Шумихинской церкви, имеющаяся на сегодняшний день. Она может быть дополнена и нуждается в дополнении, особенно сведениями 1920-30-х гг.


[1] Клировые ведомости церкви Обрезания Господня с. Каменное Челябинского уезда. ГАЧО Ф.И-226. Оп.3.Д.294 Л.23

[2] Зауральский городок Шумиха (к 125-летию со дня образования) / МКУК «ШЦРБ» – Шумиха, 2017. С.10.

[3] Клировые ведомости церкви Обрезания Господня с. Каменное Челябинского уезда. ГАЧО Ф.И-226. Оп.3.Д.294 Л.23

[4] Клировые ведомости церквеи Покровской хутора Шумиха Челябинского уезда ГАЧО Ф.И-226, Оп.3, Д.364 Л.27

[5] РГАДА, фонд 214, опись 1, дело 1587 лист 691

[6] РГАДА. Ф.614. Оп.1. Д.73 Л.149 об.

[7]ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №31, стр. 178

[8] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №267, стр. 8

[9] ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №173, опись №11, дело №676, стр. 5

[10] НАРБ Ф. И.-138 Оп.Д.683 Л.398 об.

[11] Материалы по истории Башкирской АССР, т.4, ч.2.С.114

[12] Клировые ведомости церкви Покровской хутора Шумиха Челябинского уезда ГАЧО Ф.И-226, Оп.3, Д.364 Л.27

[13]  ОЕВ  1908 г  30 октября  № 43-44 С.318

[14] Клировые ведомости церкви Покровской хутора Шумиха Челябинского уезда ГАЧО Ф.И-226, Оп.3, Д.364 Л.27

[15] Там же

[16] Там же, л.22а

[17] ОЕВ (Оренбургские епархиальные ведомости)   1911 г 3 ноября № 44 С.359

[18] ОЕВ 1910 г 25 марта № 12 С.113

[19] ОЕВ 1913 г.№ 4. Часть неоф.С.34 вкладыш.

[20] ОЕВ 1914 г.№28-29 С.295

[21] Клировые ведомости церкви Обрезания Господня с. Каменное Челябинского уезда. ГАЧО Ф.И-226. Оп.3.Д.294 Л.18

[22] ОЕВ 1910 г 30 сентября № 39 с.296

[23]  ОГАЧО Ф.И-226 Оп.3 Д.300 Лл.37-44

[24] Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. Режим доступа: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6XbuEsy4UfOuW66qceeufc8YUbueiceiZceXb** Дата обращения: 21.09.2023 г

[25] ОЕВ 1912 г 12 января № 2 С.10.

[26] ОЕВ 1912 г.№34-35.С.365

[27] ОЕВ 1913г.№5.С.40

[28] ОЕВ 1912 г.№ 22-23.С.250; ОЕВ1913 г.№36-37.С.319,323); Клировые ведомости церкви Покровской хутора Шумиха Челябинского уезда ГАЧО Ф.И-226, Оп.3, Д.364 Л.24-25

[29] ОЕВ 1914 г.№10.С.102

[30] ОЕВ 1912 г.№28-29.1.С.309

[31] ОЕВ 1912 г.№34-35.С.366

[32] ОЕВ 1912 г.№38.С.401

[33] Адрес календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1914 г: Оренбург, 1914 С.182; Клировые ведомости церкви Покровской хутора Шумиха Челябинского уезда ГАЧО Ф.И-226, Оп.3, Д.364 Л.24

[34] Клировые ведомости церкви Покровской хутора Шумиха Челябинского уезда ГАЧО Ф.И-226, Оп.3, Д.364 Л.24

[35] https://vk.com/wall-181205840_1043

[36] ОЕВ  1913 г 19 марта №10 С.80

[37] ОЕВ 1915 г.№39-40.С.430

[38] ОЕВ 1915 г.№9. С.88

[39] Обозрение церквей и приходов Троицкого и Челябинского уездов епископом Челябинским Сильвестром (Ольшевским) в 1915 году / [записано священниками Петром Холмогорцевым и Василием Кудрявцевым ; сост. М.А. Меньшикова] Еманжелинск : Приход храма св. преп. Серафима Саровского пос. Зауральского, 2011

[40] ОЕВ 1915 г № 39-40 С.430

[41] ОЕВ 1913.№13-14.С.119

[42] Клировые ведомости церкви Покровской хутора Шумиха Челябинского уезда ГАЧО Ф.И-226, Оп.3, Д.364 Л.26-27

[43] Адрес — календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1912 год.  Оренбург : губернская типография, 1912.

[44] Клировые ведомости церкви Покровской хутора Шумиха Челябинского уезда ГАЧО Ф.И-226, Оп.3, Д.364 Л.21-29

[45] Ермолюк А. «Мы или дураки, или святые»/ Газ. «Южноуральская панорама» 18 июля 2019 года

[46] Оренбургский церковно -общественный вестник № 2, 9 апреля 1917 г С.1

[47] Оренбургский церковно -общественный вестник № 36 20 августа 1917 г  С.4.

[48] Морозов Е. Шумихинский край в прошлом и настоящем: -Шумиха, 1999 С.62.

[49] Там же, с.65

[50] Там же, с.70

[51] Зауральский городок Шумиха (к 125-летию со дня образования) / МКУК «ШЦРБ» – Шумиха, 2017 С.57

[52] Источники данных: БД «Жертвы политического террора в СССР»; Сведения ДКНБ РК по Северо-Казахстанской обл.; МВД Республики Казахстан

[53] Морозов Е. Шумихинский край в прошлом и настоящем: -Шумиха, 1999 С.77

[54] Ермолюк А. «Мы или дураки, или святые»/ Газ. «Южноуральская панорама» 18 июля 2019 года

[55] Там же

[56] Там же

[57] Там же

[58] ГАСО ф.р-88 оп.9 д.33 т.2 л.308-309:   – Списки лиц лишённых избирательных прав по всем округам и руководящая переписка по этому вопросу за 1925 год

[59] https://stopgulag.org/object/63313156 Сведения: Рязанский Мартиролог, Книга Памяти жертв политических репрессий Рязанской области, База Жертвы политического террора в СССР, Проект Открытый список; Рязанское епархиальное радио https://rer1025fm.ru/index.php?option=com_dropfiles&tmpl=component&view=frontviewer&id=4679&catid=102&type=audio&ext=mp3; ЦИАМ, ф. 2303, д. 283, 1922 г., Прош., л. 109

[60] ОЕВ 1913 г.№23-24.С.209; ОЕВ 1913 г.№36-37.С.317; ОЕВ 1914 г.№22-23.С.228; ОЕВ 1916 г.№29- 30.С.274; ОЕВ 1916 г.№47-48.С.390

Комментарии запрещены.

Полезные сайты