Сухарев Ю.М. Почему гора Синяя?
28 августа 2019 г вместе с Максимом Шишминцевым и его собакой Вестой обследовали местность вблизи Алтынайского озера.
Первое, что нас интересовало урочище Синяя гора. Так оно названо на карте 30-х годов прошлого века.
Думалось, что найдем некую скалу, камень которой будет иметь цвет, соответствующий названию.
Однако скалы мы никакой не обнаружили. Как и следует из карты, местность имеет подъем, представляя собой большой холм. Заметны следы прошлых вырубов, лес на которых хорошо восстановился. Оставлено и какое-то количество возрастных сосен, некоторые возрастом лет под 200, пожалуй.
Интересно, что все пожилые сосны подсочены чуть ли не до верхушки. Обычно это говорит о близости местности к базовке лесхима. Вздымщикам удобней выполнять план подсочки вблизи своего барака, нежели в дальних кварталах.
Нашли и место, отчасти похожее на бывшую жилую площадку. Но не больше.
Пока название горы ничем объяснить не можем. Никаких следов горных работ тоже не видно. Можно бы предположить, что синий камень в недрах горы, но отвалов не найдено. Впрочем на карте в этом месте показаны шурфы, которые в натуре не замечены. Возможно в этих шурфах находили нечто синее…
Второе предположение, что некогда на горе доминировали цветы соответствующего цвета, например иван-чай. Но сегодня видим только папоротник.
В общем, происхождение топонима Синяя гора перенесли пока в раздел загадок.
Дальше прошли по дороге реально Колмацкой (или Калмацкой). С древнейших времен она проходила вдоль Рефта, а в Ирбитские Вершины повернула тогда, когда это селение появилось на карте (ближе к 1700 году). Старая же часть использовалась, как более короткая вплоть до 60-х годов 20 века.
Наше движение по дороге на юг уткнулась в брод через р.Каменку, когда-то комфортный, а ныне («благодаря» бобрам) не проходимый. В районе б. Каменского (Рефтинского) кордона ручеек едва заметен, а здесь — целый пруд…
Повернув в обратную сторону дошли до ручья Березового.
Хотя дорога и древняя, но короткий автомобильный период оставил след. Вот сцепка из мощной цепи.
А в этом случае в качестве сцепки использовали кусок рельса с узкоколейки, просверлив по краям отверстия для фаркопа.
Из более древнего увидели кованные гвозди, обломки подков, другую «конину», сломанный серп и стрелянную гильзу на 7,62.
Животный мир этого уголка тайги не впечатляет. Семейство рябчиков, глухарь, отбившийся от Весты крыльями и какое-то норное на Синей горе — вот и все, что видели.
Кормушка и солонец для копытных ими, похоже, не посещаются — прошлогоднее почерневшее сено не тронуто, солонец не лизан.
В целом «пробежка» по лесу была приятной и полезной.
Ю.Сухарев