Сухарев Ю.М. По родовым местам. Ч.1. Барневское. 18.06.2023 г
18-19 июня 2023 г (с братом Сергеем Михайловичем и его сыновьями Степаном и Василием) совершили поездку по родовым местам, т.е. поселениям, где обитали поколения наших предков Кожевниковых на протяжении трех с половиной веков своей жизни в Зауралье. Кожевниковы – наши родственники по линии моей бабушки (матери отца) Кожевниковой Марии Семеновны.
Самое раннее появление предков выявлено в Барневской слободе, в Крестьянской книге 1691 г: «Новоприписные… Ивашко Кожевин с братом». В следующих именных книгах раскрыто отчество братьев – Герасимовы, и имя второго брата: Трофим. С 1702 г они с детьми в деревне Кабанской Барневской слободы. Вполне реально, что они с самого начала заселились в Кабанское, т.к. Крестьянская книга 1691 г не дает разбивки по деревням. Но в любом случае со слободской столицей у ранних Кожевниковых были сильные связи: там ближайшая церковь, туда платить подать, там слободское начальство, там соль и вино…
Слобода Барневская была заведена в 1673 г слободчиком Федькой Мазихиным, тобольским казаком. При переписи этой слободы Львом Поскочиным (1682 г) церкви здесь еще не было.
В 1710 г здесь уже полный причт: «Покровския церкви поп Дмитрей Иванов», дьячек Василей Андреев сын Злодеев, пономарь Нефед Логинов сын Сысоевых, трапезник Данило Лукьянов сын Ловчин, просвирница Анна Ларионова Трапезникова.
Первая церковь и кладбище при ней находилось в устье Барневки. «Теперь это место смыто Исетью и Барневым, страшно бушующими во время весенней водополи, и представляет собою русло первой речки, и только виднеющиеся в правом берегу остатки гробов свидетельствуют о том, что тут когда-то бывало кладбище», — писали в книге «Екатеринбургская епархия», 1900 г.. Возможно, среди смытых и унесенных Исетью гробов были домовины кого-то из наших предков…
Итак, мы в Барневском. Там где церковь, там и исторический центр поселения.
Рядом с сильно пострадавшим храмом – очаг культуры. Здание тоже старинное, но серое какое-то, не привлекательное. Надеюсь его содержание более яркое.
Каменная Покровская церковь уже третья по счету. Когда второй деревянный храм стал ветхим, начали строить каменный и в 1816 году был уже готов нижний этаж. «4-го Августа того года освящен во имя Св. Николая Чудотворца епископом Пермским Иустином, производившим тогда обозрение церквей. Но в этом новоосвященном храме не суждено было долго совершать богослужение. Через два дня по освящении, в ночь на 7-е число в средней его части своды обрушились». Летом 1817 года были возобновлены работы по возобновлению разрушившихся сводов храма и устройству второго его этажа, «при чем явилась необходимость стены нижняго этажа укрепить контрфорсами».
Контрофорсы можно видеть и сейчас. Это такие лапы, поддерживающие стены. Кстати сказать, Яндекс-карта упорно именует храм Вознесенским, что ни разу неправильно. В храме один придел оборудован для богослужений и таковые проводятся.
«Храм обнесен каменной с железными решетками оградою, устроенной в 1866 – 9 г.г., на углах западной стороны ея устроены два каменных флигеля, из которых в одном помещается церковная кладовая, а в другом – школа». Один флигель кое-как сохранился, при стенах. А от второго остались только признаки.
В целом церковь, оконченная строительством в 1831 г, выглядит живописно на фоне зауральской степи, выполнена в стиле уральское барокко.
Из священников Покровской церкви можно выделить Первушина Николая Михеевича, брата известного иерея-математика. Отец Николай служил в Барневской с 1870-х гг (не позже) до смерти (1912 г). Последним, до закрытия храма,похоже, был священник Стахиев Анатолий Алексеевич: c 1917 по 1930 г. священник ц.с. Борневского Шадринского района Челябинской области
Еще одним историко-культурным объектом деревни Барневское (это нынешний статус слободской столицы) является обелиск памяти погибших в годв ВОв барневцев.
Среди погибших есть носители фамилий ранних поселенцев Барневской слободы (по состоянию на 1702 г): Хомутинниковы, Брюховы, Лукиных, Перунов, Пахомовых, Пайвины.
Барневское находится километрах в 12-ти от Шадринска, где жизнь бьет ключом. Здесь же все признаки угасания… Впрочем, начало восстановления храма вселяет надежду, что Барневское восстанет из своего уныния…