Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Сухарев Ю.М. По родовым местам. Ч.2. Кабанье.18.06.2023 г.

Село Кабанское Барневской слободы. Это следующая точка нашего маршрута. От Барневского напрямую 33 км. Но прямой дороги нет. На машине мы добрались за 50 минут. Триста лет назад дорога от Кабанского до Барневской определенно была прямей. Но все равно, гужевым транспортом, лесной дорогой – часа четыре пути. Это было самое удаленное поселение слободы. В 18 веке – немаловажный фактор. Южнее – редкие малонаселенные слободы по Миассу, за ними – степняки, воинственные кочевники.

Карта 1755 г

Здесь, у озера Кабаны, и поселились Кожевниковы. 1702 г: Иван Герасимов сын Кожевников. У него дети Агафон, Козма, Трофим, Харитон, брат Трофим. У Трофима сын Иван.  Всего в этот год в деревне Кабанской  12 дворов.

Нападения кочевников на Кабанское были регулярными. В 1706 г деревню Кабанскую мятежники разграбили полностью, перебив, взяв в плен много крестьян

Следующий набег в 1709 г. Больше всего опять досталось удаленной деревне Кабаньей. 16 июня 1709 г тобольскому дворянскому сыну Федору Толбузину писал крестьянский староста Барневской слободы Яков Сергеев, что «прибегали де воровские люди Башкирцы в Кабанью деревню, и церковь Божию и дворы выжгли… и в Кабаньей деревне… многих русских людей побили до смерти и в полон взяли, и скот отогнали; а тех де воров  было человек со сто ».

Несмотря на то, что летописи и переписи именуют Кабанскую деревней (до 1719 г), в ней уже существовала Казанско-Богородицкая церковь (пожженая мятежниками). Еще одно доказательство этого факта: в переписи 1710 г в д. Осиновской Барневской слободы показан двор, «а в нем живет Богородицкой часовни дьячек Дмитрей Никифоров сын Попов 30 лет». Думается, что здесь речь идет о дьячке церкви д. Кабанской, престол которой еще не возобновили после пожара, потому и называли часовней. В 1719 году в Далматовском заказе, под управлением настоятеля монастыря, была  церковь села Кабанского – Богородицкая.

Перепись 1710 г показывает результат набегов. Из 12 домохозяйств Кабанского 1703 г  8 (восемь)  к 1710 г переселились (бежали) в другие поселения слободы. Одна семья исчезла из Барневской слободы совсем (скорей всего погибла полностью). К 1719 году 6 семей беженцев вернулись в Кабанское.

Из 12 глав домохозяйств (по сост. на 1703 г) к 1710 г 9 (девять) можно отнести к безвозвратным потерям (убиты, взяты в плен и не вернулись). Причем, возраст большинства из них был средний и списывать такие потери на естественную убыль невозможно. Общее число потерь, разумеется, больше. Мы видим их и среди членов семей. Кроме того, нет возможности сопоставить женскую часть населения, оценить ее потери.

Это в полной мере относится к семье Кожевниковых. В 1710 г из 7 мужчин семйства мы находим в переписи только малолетнего Ивана Трофимова сына. К 1719 г вернулись в Кабанье (которое стало уже селом) и остатки семьи Ивана Герасимовича. Без его самого, его сына Козьмы и брата Трофима. Где они находились после смутных лет? В плену или где-то в дальних слободах? Этого мы пока не знаем.

После потрясения род Кожевниковых разделился на две линии: один двор потомков Ивана Герасимовича, второй двор – потомки Трофима Герасимовича.

Надо сказать, что в 1736 г в июле месяце слобода пережило еще один башкирский набег. В Барневской слободе были разорены село Кабанье, деревни Заозерная и Батурино — выжжено 24 двора, убито 7 крестьян, отогнано 224 лошади, 281 головы рогатого скота, сотни овец. Видимым образом на составе семей Кожевниковых это не отразилось.

К середине XVIII века в Исетских слободах усилили укрепленность поселений. В Барневской слободе это коснулось сел Полевского, Кабанского, Макаровского. Укрепления сел представляли собой «ограду, забранную в столбы заплотом» вокруг церкви, в селе Кабанском — усиленную «палисадом, надолбами и рогатками».

ПГМ, нач. 19 в

Кожевниковы проживали в Кабанском, по предположениям, до 1760-х годов, примерно. В 1774 г они уже записаны в с. Птичьем Карачельского форпоста.

За семь-восемь десятилетий проживания в Кабанском не один Кожевников здесь крестился, венчался и отпевался. Церковь была  Казанско-Богородицкая. Первую деревянную сожгли кочевники в 1709 г. Второй храм тоже был деревянный. Пишут, что он приобретен прихожанами из  митрополичьего села  Воскресенского  при Варлааме Епископе Тобольском. Но Варлаам был на кафедре с 1769 г. Значит, между 1709 и 1769 г была еще одна церковь в Кабанском. С 1822 года существовал каменный храм двух-придельный. Его разрушили до основания в 1950-е годы.

Из священников села можно выделить о.Попова Владимира Ивановича, служившего здесь около 45 лет. В 1904 г он организовал пожертвование воинам (шла русско-японская война). Жертвовать фронту актуально и сейчас. «Пожертвования, поступившие в Распорядительный Комитет по лазарету от духовенства Екатеринбургской Епархии для больных и раненых воинов: от священника этого села Попова Владимира: пшеницы с мешками 25 пудов, ситцу 20 арш., и 15 аршин материала на шаровары, платков 1 дюжина и книг 3 экз.; от жены священника этого села Поповой Лидии Никандровны: холста 1 труба, перчаток 1 пара, ниток 12 мотков, полотенец 3 шт.; от дочери священника этого села, жены псаломщика Гаряевой Раисы Владимировны: полотенец 3 шт., салфеток 2 шт.; от внучки священника Панова Владимира Клавдии: ниток 3 тюричка, перьев 1 дюжина, ручка, 1 десть почтовой бумаги, пачка конвертов, карандаш, два мешка с конфектами; через о. Попова Владимира от купца г. Шадринска, Брахевского Николая Михайлова: 5 аршин ситцу; и жены купца Брахевской Анны Александровны: 2 пары перчаток; и от одной старушки: холста 8 аршин; от купчихи Макаровой 1 подушка».

Первым же священником, известным мне, является Кабанского села иерей Кирило Федоров Протасов, служивший здесь в 1755 г.

Кабанское село примечательно одноименным озером площадью 450 га.  Водятся утки, гуси, лебеди и даже  пеликаны. Пеликаны это пустое, а карась, гольян и пресная вода были, видимо, дополнительным бонусом для первопоселенцев.

Существовала у озера и деревня Малая Кабанья. Видимо ее до поры до времени считали частью села Кабаньего, а позднее обособили.

Обелиски памяти жителей Кабанского, пострадавших в разных ситуациях, аккуратно огорожены заборчиком. Жертвы белочехов и кулаков… Кулаки, жертвы репрессий… Погибшие на Великой Отечественной…

Многие фамилии на обелисках знакомы по Карачельскому форпосту (ныне – Шумихинскому району). Рюмины проживали в деревнях Тахтарова и Петухово форпоста, Голубчиковы в Петухово и селе Птичье,  Горшковы в Птичье и Карачельском, Минины – тоже в Птичье и Карачельском. Эти фамилии можно увидеть  и на обелисках Шумихинского района. То есть, эти рода переселились из Кабанского не всем составом. Кожевниковы переселились все, без остатка.

Всего из Кабаньего в Карачельский форпост к 1782 г переехало 14 семей. В с. Птичьем  9 дворов выходцы из с. Кабаньего.

То переселение было переливом  трудовых ресурсов на новую территорию: семьи увеличились кратно, земли и покосов стало не хватать.

Сегодня село угасает, много «заброшки». Но причины  оттока совсем другие…

Ю.С.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты