Сухарев Ю.М. По родовым местам. Ч.3. Карачельское. 18.06.2023 г
Из Кабанского на Шумихинский тракт выезжаем дорогой, на картах не обозначенной. Обогнув озеро, едем грунтовкой, меж березовых колков, среди обширных полей. «Места здесь изрядные»… Эти слова академика Палласа (сказанные, правда, о другой местности) постоянно крутились в голове. У дороги, не смущаясь людей, кормится косуля, похожая на лань с картины идеалиста. Вдоль тракта деревушки, уютно пристроившиеся к берегам озер.
Едем в Карачельское, некогда – Карачельский форпост. Расстояние от Кабанского километров 55. Крестьяне кабанские, 280 лет назад переселявшиеся в форпост, чуть свет запрягали лошадей, придирчиво осматривали уложенный в телегу скарб, цикали на причитающих баб, кланялись храму… «Даст Бог, к обеду будем на месте…».
У Карачельского, рядом с дорогой, родник. Наверное, тогда он струился веселее, нежели сейчас. Переселенцы наполняли чистой прохладной водой берестяные кружки, омывали утомленные лица…
Причины переселения указывает Рычков П.И., автор «Топографии Оренбургской губернии», 1762 г. «Причина к населению оных слобод была та, что из вышеупомянутых трех дистриктов государственные крестьяне просили в Оренбургской губернской канцелярии, объявляя, что на прежних их жилищах имевшиеся земли выпахались, да и довольства в них не имеют столько, чтоб им собственную свою пашню и оброчный хлеб отправлять».
Другой причиной переселения из старых слобод стала кабальная приписка в 1756-57 г к Кыштымским заводам Демидова части Барневской слободы и Маслянского острога. Приписанные крестьяне желали от нее избавиться, не приписанные – избавиться от такой возможности в будущем. Удаление от заводских мест было некоторой гарантией спокойного крестьянского жития.
Третье — в Исетской провинции было широко распространено старообрядчество. Для ревнителей древнего обряда переселение на новые земли – это и удаление от досаждавших им официальных церковных институтов
Заселение земель между реками Миасс и Уй имело и еще одну особенность. Если в заводимые Пышминские и Исетские слободы крестьян (в конце 17-го и начале 18-го веков) завлекали, предлагая разные стимулы (льготный податной период, например), то здесь наоборот: переселенцы брали на себя повышенные обязательства перед государством за право поселиться на новых землях. И это не смотря на постоянные угрозы нападений кочевников: наличие оборонительных линий полностью их не исключало.
В 1743 году была создана Нижне-Уйская оборонительная линия с крепостями: Усть-Уйской, Крутоярской, Каракульской и Троицкой. Очевидно не рассчитывая, что этот рубеж будет сразу непреодолимым для враждебных племен, укреплялась и линия по Миассу. В том же 1743 г началось заселение Карачельского форпоста.
Он был поставлен в устье реки Карачелки при впадении этого притока в Миасс. В таком местоположении был военный смысл: форпост, находясь внутри острого угла, образованного слиянием двух речек, был защищен естественной преградой, фактически, с трех сторон. Высокий забор по периметру, с пятью башнями по углам, находился рядом с береговой линией («саженях в десяти» ) и усиливал обороноспособность поселения.
Доминантом Карачельского была каменная церковь Во имя Трех Святителей Вселенских. Подъезжай хоть с севера, хоть с юга – белоснежная красавица высилась нал полями-лугами. Не честно, конечно, обвинять нынешних селян (они живут, как могут), но сейчас вид на храм с севера заслоняет новодел. С юга гармонию нарушает строящаяся автозаправка…
Каменная церковь в Карачельском имела две деревянных предшественницы. Первая Трёхсвятительская церковь освящена около 1746 года. Ее разобрали на рубеже 60-х–70-х годов XVIII века, заменив новым деревянным храмом, который освятили 26 октября 1771 года.
В 1817 год – начало строительства каменного Трёхсвятительского храма. 28 августа 1824 года он был освящён. В следующем году ему исполнится 200 лет. В 1872 г церковь была реконструирована и значительно: стало техпрестольной с приделами во имя Трёх Святителей, Владимирской иконы Божией Матери и Димитрия Солунского..
В советское время храм использовался как зернохранилище и склад МТС. В 1954 г церковь постиг сильный пожар. Огонь уничтожил деревянные конструкции, выгорели кровли, своды дали многочисленные трещины.
В 1961 г. Шумихинский райисполком признал здание аварийным и просил областные власти разрешить разобрать его. Однако ходатайство это было отклонено, т.к. еще 30 августа 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР Трех-Святительская церковь была отнесена к числу памятников архитектуры, подлежащих охране государства. Восстановление затянулось почти на 60 лет.
С 1990-х покосившиеся купола соседствовали со строительными лесами, на которые реставраторы поднялись лишь в 2014 году. Работы были проведены и церковь-красавица вновь стала таковой. С осени 2016 г здесь проводятся богослужения.
О священнослужителях Карачельского есть отрывочные сведения. Скажем о последних (до закрытия храма) иереях этого села и церкви. В списке лиц, лишённых избирательных прав, за 1925 год по Карачельскому сельсовету числятся: Боголюбов Иван 48 лет – священник. Боголюбова Мария 48 лет – жена священника. Сухоплюев Осип 56 лет – священник.
Биография священника Боголюбова известна. Боголюбов Иоанн Петрович, протоиерей (по сост. на 1937 г). Родился 20.04.1872 в с. Ивановка Челябинского уезда., состав семьи на март 1920: жена, четверо детей и теща (род. в 1840). Места служения: 1893 – между 1896 и 1900 — Оренбургская и Уральская епархия, Оренбургская губ., Троицкий уезд, Миасский завод, псаломщик; не ранее 1896 – 6.3.1900 Оренбургская и Уральская епархия, Уральская обл., пос. Рубежный, священник (на вакансии диакона); 6.3.1900 – не ранее марта 1920 Оренбургская и Тургайская епархия, Оренбургская губ., Челябинский уезд, Карачельская вол., с. Карачельское, Трехсвятительская церковь, священник. Перед арестом в 1937 году он протоиерей Вознесенского собора Новосибирска. Арестован в Новосибирске 28 июля 1937, осуждён 15 августа 1937 Постановлением тройки УНКВД по Запсибкраю, обвинение в причастности к к.р. повстанческой организации и а/с агитации, ст. 58-2,10,11 УК РСФСР. Приговор ВМН. Расстрелян 25 августа 1937. Дата реабилитации 5 января 1957.
Сегодня храм Трех святителей опять в лесах. Надеемся, что это непродолжительные технические работы.
Храм возвышается над глубокой поймой реки Миасс и от этого выглядит еще более величественным. Специалисты называют архитектурный стиль церкви сибирским барокко.
Виктор К. наложил современные объекты на схему Карачельского острога и наоборот…
На площади у храма несколько старинных зданий. В Интернете пишут, что это церковные склады и магазины. Это навряд ли. Скорее, здания были купеческими. Но выглядят колоритно.
Фото автора и из открытых источников.
Ю.С.