Сухарев Ю.М. Район Роговского, 3.11.2020 г
Район Роговского обследовался нами много раз. Об его истории написана большая статья. Но некоторые вопросы оставались. И вот 3-го ноября опять выезжаем к этой заметной речке.
Мороз 8 градусов. Идем с Максимом Шишминцевым и собакой Вестой по разбитой лесовозами грунтовке. По началу, честно сказать, петь песню «Моря и горы мы обшарим все на свете..» не хочется. Воздух холодный, по дороге не идем, а прыгаем. Дыхание сбивается, у меня и Весты одышка. Но потихоньку организм приспосабливается.
Первое, что мы хотим проверить – кладбище поселка Роговской. С ним – целая история. Оно показано на картах. Погост даже включен в официальный реестр мест захоронения Сухогожского городского округа. Но на местности он никак не обозначен.
Году в 2011-м я попытался его найти по карте. Сделал вывод, что на месте погоста сейчас свежие посадки сосны. Через пару лет с Андреем Сергеевым мы выезжали на Роговушку специально с навигатором. Прибор показал другое место, но не далеко от того, которое определил я.
В 2015-м Максим Шишминцев решил установить площадку погоста по «генштабовской» карте. Там была возможность сделать привязку к вырубу. Подозрительное место нашлось, там была и яма, предположительно от могилы. Дело в том, что после ликвидации поселка Роговского некоторые жители перенесли останки близких на другие кладбища.
На следующий год мы осмотрели площадку в середине леса вместе. Были холмики, похожие на могилы. Мы использовали и примитивный способ геолокации – проволочную рамку, которая реагировала над предполагаемыми могилами. Конечно, этого было недостаточно.
Никаких надгробий (крестов, памятников, оградок) не было и в помине. Заросшая кустами поляна с несколькими соснами. Захоронения были выполнены в 50-е гг прошлого века. Деревянные кресты за 60 лет сгнили. Низовые лесные пожары могли снести все под ноль. Как определиться без глобальных раскопок?
Кресты сгнили или сгорели. Но гвозди, которыми закрепляли поперечины, должны сохраниться. Их можно найти прибором, реагирующим на металл. Присутствие гвоздей на лесной поляне и станет доказательством, что эта поляна – кладбище.
И вот (еще через 4 года) мы пришли на поляну с прибором. За это время участок попал в полосу выруба, некоторые холмики были смяты лесовозом.
Сначала у ямы (предполагаемой бывшей могилы) находим топорик явно не современной работы.
Затем на правильной стороне одного из холмиков находим два гвоздя. У обоих одинаково концы загнуты под прямым углом. Находим их среди гнилушек, причем один гвоздь нанизан на кусок сгнившего дерева. То есть понятно, что гвозди забивались в дерево, скрепляя два бруска, а концы на противоположной стороне были аккуратно загнуты. Видно было по гнилушкам и прежнее расположение брусков – крестообразно.
Сомнений не оставалось – это могила и остатки креста. С противоположной от креста стороны холмика находим элемент от гармошки, видимо – губной. Возможно, кто-то положил в землю любимый инструмент покойного. Но это наше предположение.
На других холмиках нашли еще один гвоздь и какой-то хомут из гвоздя или проволоки (возможно, им крепили что-то к кресту).
Всего обнаружено около 8 могил, причем из трех (судя по всему) останки перезахоронены в другое место – они представляют из себя сейчас неглубокие (почти прямоугольные) ямы.
В одной, судя по размерам, был похоронен ребенок.
Бывшие жители Роговского говорили, что количество захоронений было не большим — в пределах 10.
Для тех, кто хочет посетить кладбище с благими целями – номер «лесниковского» столбика, который находится в 50 метрах от погоста. Спросите в лесничестве и они объяснят где он стоит.
Ну вот, сделали хорошее дело. Но идем дальше.
Поляна у безымянного лога. Явно, здесь была какая-то жилая или производственная площадка.
Чуть дальше – разведочный шурф. В нем находим некие тубы конусообразной формы из оцинковки. Предполагаем, что их оставили геологи Березовской партии, которые работали здесь в 50-е гг.
Теперь идем вдоль безымянного ручья, не замерзающего и зимой. Его пески отработаны по полной программе, судя по отвалам у борта ручья.
Рядом с ручьем находим яму от огромной землянки. То, что это не выработка и не шурф говорит наличие входа, прямоугольная правильная форма. Площадь не меньше 40 квадратов.
Тщательно осматриваем. Никаких консервных банок и прочей чепухи. Это говорит об ее древнем возрасте. С большим трудом находим пару кованых гвоздей. К сожалению это все…
Дорога от устья этого безымянного ручья до устья Роговушки по правому берегу Рефта показана на карте 20-х гг 20-го же века. На самом деле ее нет и приходится идти лесом.
Лес этот за историю несколько раз вырубался. Первый раз его восстанавливал Главный лесничий Уральских заводов Шульц году в 1825, примерно. Сосен такого возраста встретили только несколько, причем одна огромная недавно спилена.
На соснах помоложе оставлены десятки воронок со смолой. Они пластиковые, видимо 60-х гг. Вот стоят уже 60 лет, брошенные последними «хим-дымовцами».
Выходим к устью Роговушки. Вид красивый.
В 50-е гг был подвесной мост на ту сторону Рефта. Пытаемся понять, как и на что его подвешивали. Реально сейчас ничего нет, кроме подозрительных ям, в которых, возможно, стояли «быки».
Идем по сохранившейся древней дороге в сторону бывшего поселка.
Обращаем внимание на два брошенных у дороги крюка от воздушной линии – то ли электрической, то ли линии связи. Вот нет информации, были ли эти блага цивилизации хотя бы в последние годы Роговского…
Ближе к бывшему поселку еще одна база. Здесь в 70-е и 80-е гг прошлого века был лагерь охотников на бобров. Осталась непонятная будка и козлы для пилки дров.
На этом закончился наш маршрут, не долгий и не протяженный. Но памятный маленькими открытиями.
Ю.Сухарев