Сухарев Ю.М. Сведения о явлении св. Георгия в селе Бакланском Шадринского уезда (1737 г)
В год 70-летия Победы, когда имя святого великомученика Георгия Победоносца у всех на устах, уместно вспомнить о том, что имеются сведения о явлении этого угодника Божия в пределах бывшего Шадринского уезда, в селе Бакланском (ныне Каргопольский район Курганской области). Тем более, явлений святых в пределах уральских земель за четыре века существования здесь христианства, почти не засвидетельствовано.
Да, много было явленных икон. Да, сказание повествует о явлении тюменскому татарину Илигею Пречистой Матери в 1645 году – с повелением не обижать инока Далмата. Но из источников не ясно, во сне было видение, или наяву, — потрясшее Илигея событие случилось, когда тот остановился ночевать. Явление же в селе Баклановском произошло (как понятно из текста) при многих очевидцах и почиталось селянами почти 200 лет.
История приводится протоиереем Григорием Стефановичем Плотниковым (1792-1869), настоятелем Николаевской церкви в городе Далматово, ранее служившим ректором Далматовского духовного училища. Опубликована она в 1869 г в Пермских епархиальных ведомостях в статье о. Плотникова «Очерки бедствий Далматовского монастыря и частию края с 1644 по 1742 год». В 1889 г эту статью полностью включил Василий Шишонко в свою книгу «Пермская летопись с 1263 – 1881 г. Пятый период. Часть третья». (Пермь, Типография Губернской Земской Управы, 1889 г).
Событие произошло в период т.н. Третьей Башкирской войны, будоражившей Зауралье. Русские поселения были уже многочисленны и многолюдны. Территорию охраняли и регулярные войска. Такие населенные пункты, как Катайский острог или Далматов монастырь были хорошо защищены, имели на вооружении пушки и стали не по зубам кочевникам. Однако отдаленные села нет-нет, да и становились объектом их нападений и разграблений.
Принимались меры и по усилению обороноспособности сел. Протоиерей Плотников писал: «К мерам предосторожности против внезапности набегов относилось ещё и то, что каждая слобода, каждое село, укрепленное острогом, имело в готовности к отражению артиллерию. Так точно к встрече степных хищников, башкирцов и кирзиз-кайсаков, чередилось, и вычередилось село Бакланское, укрепленное: 1)по просьбе 22 мая 1736 года попа Василия Федорова в Окуневскую управительную канцелярию, острогом которой и неохотно, но устроили жители, под угрозою, за недеятельность, строгого наказания; 2) 29 июля 1736 г по определению Сибирской губернской канцелярии, из Тобольского цейгауза отпуском двух чугунных, двух-фунтовых пушек с принадлежащими припасы; 3) присылкою – сначала 14 генваря 10 фунт. пороху и 20 фунт. свинцу, потом 29 июля 1736 года 10 пудов, по полам пушечного и фузейного пороху, и 5 пуд. свинцу». [1]
Не совсем понятна история с наименованием села. Книга «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», 1902 г издания пишет: «После построения в деревне Бакланской церкви во имя св. Великомуч. Георгия, означенная деревня стала называться селом Георгиевским. В 1724 году, по освящении церкви, здесь образовался самостоятельный приход, с Мая 24 дня 1737 г. переименованный из Георгиевского в Бакланский». [2] Это странно, так как церковь-то была во имя святого Георгия до 1798 г, когда построили новую «с главным престолом в честь Рождества Пресв. Богородицы и придельным – во имя великомуч. Георгия». [2]
Само явление, получается, произошло через два с половиной месяца после того как имя св. Георгия было снято с названия села. Связаны ли эти события? Мы этого не знаем.
Вот как писал о. Плотников о Бакланском чуде.
« В первых числах августа 1737 года мятежные шайки башкирцов делали приступ к острогу Окуневскому, и когда, бывши отбиты, взять его не могли, то, через деревни Жернакову и Доглгую, последнюю ограбив, подступили к селу Георгиевскому со стороны запада. Село Георгиевское опоясывалось в 1737 году глубиною вод – с севера р. Бакланки, с запада озера Степного, поросшего камышом, окаймленного совне березняком. Речка и озеро, в то время ещё многоводные, не отоптанные, не обсоренные со стороны села, посредством ручья соединялись с р. Миясом, которая от востока и полудня обтекая село, приступ к нему, укрепленному таким образом природой, представляла почти невозможным.
При постоянной бдительности нападение хищников на село не было тайною. Крестьяне из деревень прихода Георгиевского с семействами и животами укрылись в село под защиту заплотной в столбах ограды церковной, обставленной рогатками. Выезд и въезд сухим путем в село Георгиевское был не широк, со стороны запада; но и он тянулся под охранением бойницы и рогаток с надолбами. Подступ сюда буйного скопища бунтовщиков отражали и отразили стрельбою пушечной с бойницы, и ружейной из чащи березовой от степного озера. Мятежники, снявши безуспешную осаду, по за-озеру Степному, подле реки Мияс, к низу, бежали, гонимые, не столько действием артиллерии, сколько впечатлением видения сверхъестественного: это, по общему преданию старожилов, был св. великомученик Георгий, коего имени в то время и посвящен был храм Божий в селе Георгиевском, Бакланском. Явился Победоносец скопищу кочевников, во всеоружии, на коне, в тот момент, как более отважные, двинулись вперед под выстрелами, готовились завладеть укреплениями, которые ко вторжению в село стали преградою на пути. На месте, где по преданию явился св. Победоносец, впоследствии девица из рода Обабковых, жизни неукоризненной, поставила деревянный св. крест с живописным изображением Распятия Господня: на этом же месте она завещала и себя похоронить. Остатки обветшавшего св. креста, над могилою, виднелись ещё в 1854 году на возвышении, подле реки Бакланки». [3]
Красным крестиком помечено примерное место явления св. Георгия
В 1902 г источник сообщает, что в честь этого события приход села совершает особый крестный ход «23 число Апреля месяца после литургии на речку Бакланку к особому крестику, воздвигнутому в ½ в. от храма. На сем месте, по преданию, было явление св. великомученика Георгия на белом коне, защищающаго жителей от татар во время одного из бывших набегов на село». [2]
На плане села можно обозначить место явления чуда – описание довольно точное.
Протоиерей Плотников ссылается на следующие источники, подтверждающие события, но не разделяя военную составляющую от сакральной: указ из Окуневской канцелярии в Бакланское село августа 1737 года № 688 и запись священника села Бакланского Василия Богомолова. [3]
Отец Василий Богомолов окончил Пермскую семинарию в 1832 г. Значит, родился около 1810 г. Умер в 1870 г. [4]
Современное состояние храма в с. Бакланском
Интересно, что чудотворения происходят в Бакланском по сей день. Вот что рассказывает редактор курганского журнала «Очевидец» Юлия Васильева. «Чудеса исцеления происходят в храме в деревне Бакланское Каргапольского района: одному из прихожан, который не мог самостоятельно передвигаться, пришло видение: если он займется восстановлением храма, то сможет ходить. Как только был восстановлен один придел, человек излечился. «Это не какая-то легенда, а чудо, произошедшее в наши дни», — рассказала Васильева». [5]
Примечание: Данная статья представлена на 5-ю региональной научно-практическую конференцию УЦИО в г. Катайске (23.05.2015 г)
Источники:
1. Плотников Г.С., протоиерей. Очерки бедствий Далматовского монастыря и частию края с 1644 по 1742 год. Пермские епархиальные ведомости, 1869 г № 4, отдел неофициальный;
2. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии;- 1902 г;
3. Плотников Г.С., протоиерей. Очерки бедствий Далматовского монастыря и частию края с 1644 по 1742 год. Пермские епархиальные ведомости, 1869 г № 6, отдел неофициальный;
4. Шестаков И. Справочная книга всех окончивших курс Пермской духовной семинарии:- Пермь, Типография Н. Каменскаго, 1900 г;
5. http://ura.ru/news/1052123592