Сухарев Ю.М. Священник Мстислав Бусыгин и село Клевакинское (1935 г)
Далеко не всегда, исследуя чью-то биографию, вполне понимаешь характер персоны. В случае с Мстиславом Бусыгинам в моем сознании его образ сложился. Был он человеком жизнерадостным, не глупым, общительным, энергичным. Легким был человеком.
Родился Мстислав в селе Сива Оханского уезда Пермской губернии 10 июня 1887 г[1]. Его отец – священник Петр Бусыгин, окончил в 1885 г Пермскую духовную семинарию по первому разряду. Чаще всего прилежные ученики становятся и прилежными служителями. К 1898 году о. Петр был уже награжден скуфьей, служил священником Очерского завода Михаило-Архангельской церкви.С 1899 г он – настоятель Успенского храма г. Оханска, благочинный 2-го округа этого уезда[2].
Образование Мстислав получал, в отличие от отца, мелкими порциями. Сам он формулировал это так: «Обучался в Пермском духовном училище и Оханском городском училище (с 1900 по 1902 г), и по выходе из 3-го класса подготовлялся при Миссонерских курсах Очерского завода (1904 г)[3]». Это надо понимать так, что он начинал учиться в Пермском духовном училище, но перешел в 4-х классное городское Оханское, выйдя из него до окончания полного курса. Шестимесячные миссионерские курсы, на которые он определился (судя по всему) по протекции отца-благочинного, завершили не безупречную образовательную конструкцию.
8 января 1905 года Мстислав сдал экзамены на звание псаломщика и в апреле того же года был определен на должность псаломщика при Очерской Острожской Сретенской церкви Пермской епархии. Епископом Никонором награжден стихарем 19 февраля 1906 г[4].
В 1907 г псаломщик Бусыгин переводится в Екатеринбургскую епархию. Очевидно, это связано с женитьбой. Его избранница – Зинаида Ивановна Квашнина. Родилась 6 октября 1888 года на Верх-Исетском заводе. Ее отец Иоанн Стефанович Квашнин служил в Главном управлении Верх-Исетских заводов, а затем принял диаконский сан[5].
22 ноября 1907 г Мстислав определен исполняющим должность псаломщика к Успенской церкви Ново-Уткинского завода. В следующем году в семье появляется дочь Галина, а в 1909 – Муза.
Лишь в январе 1911 г Мстислав Бусыгин утвержден в псаломщицкой должности при Успенской церкви[6]. 20 июня того же года перемещен по прошению к Покровской ц.с. Куяшского[7], но задержался при храме сем лишь до сентября, когда был направлен (тоже согласно прошению) к Христорождественской церкви Кыштымского завода[8].
Но тянет их к берегам реки Утки. Со 2 октября 1913 г псаломщик Бусыгин перемещен к Георгиевской церкви Уткинской слободы[9]. В этом году рождается и третья дочь – Фаина, а в следующем – долгожданный сын Генннадий.
1914 г ознаменовался для семьи Бусыгиных не только рождением сына (радость), но и (как и для миллионов соотечественников) началом Великой войны (горе). Она не обошла стороной и их дом.
В октябре 1914 г Мстислава Петровича призывают в действующую армию[10]. У него четверо детей, младшие – грудные младенцы. Как пережила без кормильца военные годы Зинаида Ивановна – один Бог знает.
В составе VII армии Мстислав находился на Галицийском фронте. Дослужился до звания младшего унтер-офицера. Сразу он был причислен к госпиталю или после окопов — из клировых непонятно, но службу он заканчивал «в 113 полевом запасном госпитале церковником и писарем, где и заслужил медаль с надписью «За усердие»[11].
Был демобилизован только 10 декабря 1917 г. Уже и социальная революция произошла. Между тем, в свое отсутствие Мстислав Петрович был перемещен в 1915 году из Уткинского в Билимбаевский завод[12].
Летом 1918 г он находился в Билимбае, ставшим горячей точкой в июле этого года, в период захвата завода чешскими полками[13].
30 октября 1918 г. Епископом Григорием (Яцковским) Мстислав Бусыгин рукоположен в сан диакона с оставлением на вакансии псаломщика[14].
Уже после восстановления Советской власти на Урале о. Мстислав возвращен согласно прошению к Георгиевской церкви слободы Уткинской – 30 ноября 1919 г[15].
А Церковь уже попала в полосу жестокой турбулентности. Вот перемещения диакона Бусыгина по епархии:
Покровская церковь с. Горного Щита, 27 июля 1922 г; перемещен по избранию прихожан к Богородице казанской церкви Нижне-Исетского завода – 20 марта 1923 г.; к Михайло-Архангельской Бобровской церкви – 11/24 сентября 1923 г.; к Свято-Троицкой ц.с. Курьинского Камышловского у – 28 апреля 1926 г.; Покровской церкви Каменского завода, 1927 г; Николаевской церкви с. Далматово, 1928 г; Свято-Троицкой церкви с. Катайско-Троицкого 1929 г; Покровской церкви села Барневского Шадринского уезда[16].
Монотонную череду перемещений прерывает указ управляющего Свердловской епархией Архиепископа Евсевия от 2 января 1931 г. за №27. «На псаломщическую вакансию Верхне-Сергинского завода Приуральского благочиния Свердловской епархии определен и.об. псаломщика Богородице-Покровской церкви села Барневского 1-го Шадринского благочиния диакон Бусыгин Мстислав Петрович согласно его прошения и ради нужды в помощнике приходскому священнику с рукоположением во иерея»[17].
Итак, о. Мстислав – иерей. Посмотрим, в каком состоянии Церковь. Осмотримся.
Архиепископ Евсевий (Рождественский) очередной раз арестован в декабре 1930 г. Рукоположение о. Мстислава состоялось 22 декабря 1930 г, как он сам пишет в клировой ведомости[18]. Это, видимо, по старому стилю, а указ – по-новому. Как-то так. Во всяком случае, думается, это было последним рукоположением Преосвященного Евсевия. Уже 22 января 1931 г ему дадут 10 лет лагерей, а в 1937 г он будет расстрелян.
Вот приход церкви в Верхних Сергах, 1931 г. Священник Еремеев Иларион Миронович, сын крестьянина, род. 19 октября 1884 г. Находится в административной ссылке в Обдорске с января 1930 г. В семействе его жена Параскева Григорьевна 46 лет и при ней малолетние дети: Павел род. 13 октября 1916 г.; Леонид род. 6 апреля 1919 г.; Сергий род. 13 сентября 1921 г.; Валентин род. 11 апреля 1928 г. — проживают в приходе.
Второй священник Кибяков Василий Семенович. Сведений о его службе в архиве не найдено. Находится в административной ссылке в Тобольском округе с января 1930 г.
Временно заведующий приходом протоиерей Амвросов Иоанн Иннокентьевич. До гражданской войны — настоятель Иркутской Входо-Иерусалимской церкви. Состоял на должности штатного псаломщика при Ялуторовском Сретенском соборе с августа 1923 г. по 1930 г.
Вр. и. об. псаломщика Бурдаков Василий Андреевич 55 лет. Освобожден согласно прошения от должности псаломщика[19].
Вот в такую пору стал иереем о. Мстислав. Взойти на амвон было не просто опасно, а смертельно опасно. Но священник Бусыгин (через 25 лет церковной службы) на него взошел… Ни в одно их течений раскола в Русской церкви не уклонялся, служил в храмах сергиевской ориентации, наиболее тогда терзаемых властью.
Видимо, эти обстоятельства (давление властей и неприятие раскола) определили дальнейшие скитания о. Мстислава по епархии.
В феврале 1933 г он определен на настоятельское место к Петро-Павловскому храму Черноисточинского завода Верхотурского округа. Уже в июле того же года «по независящим обстоятельствам» перемещен к церкви села Мугайского. Через две недели перемещен по прошению к Богородице Владимирской церкви села Осиновского Шадринского района и округа. А в октябре опять «по независящим обстоятельствам» — к Свято-Николаевской церкви села Щербаковского Каменского района.
В марте 1934 г «по своему прошению» переведен в село Мурзинское Нижне-Тагильского района, к Сретенской церкви.
И, наконец, 21 декабря 1934 г «по личной просьбе перемещен к Флоро-Лаврской церкви Клевакинского села, Режевского района» — к своему последнему месту служения[20].
Лишь десять месяцев привелось ему здесь послужить. Некоторые обстоятельства его жизни мы узнаем (к сожалению) из следственного дела № 4368, заведенного следователями НКВД в октябре 1935 г.
9 октября 1935 г начальник Режевского районного отделения НКВД Парфенов рассмотрел имеющиеся материалы на священника с. Першино Мазырина Макария (мирское имя Михаил) Васильевича, 1891 г.р., м.р. Верхние Серги, монашествующего. Мазырин М.В. подозревался в сопротивлении снятию церковных колоколов и расхищении церковного имущества. 10 октября был произведен обыск в доме, где он проживал. В этот же день Парфенов подписывает постановление о возбуждении уголовного дела, берет священника под арест.
Остов храма с. Першино
Иеромонаха Мазырина этапируют в Свердловскую тюрьму. В постановлении Режевского РО НКВД о предъявлении ему обвинения, позиций уже прибавилось — чекисты с обвиняемым «поработали». Появился пункт, прямо относящийся к клевакинскому священнику М.Бусыгину. Мазырин, де, будучи в гостях у свящ. Бусыгина в Клевакинском, участвовал в разговорах, где произносились угрозы в адрес советских работников и Советской власти[21].
Все. Механизм уничтожения включен. Машина отработает по установленному алгоритму.
Свердловский следователь начинает с мало значимых вопросов. Затем – о краже церковного имущества (ковров и половиков). Мазырин полностью признает факт кражи, рассказывает, где и за сколько было это продано, кто из церковного совета принимал в этом участие.
Затем спрашивает о круге знакомств иеромонаха (интересует духовенство). Обвиняемый рассказывает, уделяя внимание замеченной «крамоле».
«В части моего знакомства со священником клевакинской церкви отцем Мстиславом, он мой старый знакомый, человек очень развитой… настроен против Советской власти, колхозов. Когда был в гостях на Петров день, он мне говорил, что очень хорошо играет на гитаре. Собирает [игрой на гитаре] молодых, детей и ведет с ними разговоры на темы религии, убеждая их посещать церковь… в церкви собирают и ведут с матушкой беседы с верующими против колхозов, чтоб там не работать.
Церковь с. Клевакино.
В этот день я, клевакинский священник Мстислав и его жена были вечером в гостях у церковной старосты (звать не знаю). Здесь был ее муж, кажется кулак, работает плотником в Реже, он вел разговор, чтобы скорее была война. «Я бы (он взял трость, как винтовку) поколол бы ещё работников Советской власти, поработал бы во всю, чтобы свергнуть Советскую власть, чтобы не работать в колхозе, развалить колхозы». Мстислав и его жена повторяли его слова и присоединялись к разговору.
Мстислав учил меня собирать деньги [на церковь, не только по домам] но и по организациям, на производстве, на Спартаке[22], — среди верующих. Они [так делали и] много собрали»[23].
Быстро сохли чернила под пером «следока». Но еще быстрее отработали тему режевские опера. 16 октября начальник Парфенов издает постановление на обыск и арест Бусыгиных (вместе с женой) и священника закрытой в Глинках церкви Пономарева.
Обыск проведен 17.10.1935 г. У Бусыгиных изъяли: «конспект проповеди, его автобиографию, паспорт и фотокартинку его и его жены». Конспекта проповеди в деле нет, но есть переписанная от руки молитва Божьей матери «Державной» и машинописное письмо одного мирянина (1917 г) на имя священника Иоанна Сперанского об исцелении дочери от одной из чудотворных икон. Возможно, это и было принято за конспект. Автобиография – это клировые ведомости за 1935 год.
18 октября о. Мстиславу была избрана мера пресечения в виде взятия под стражу. Жены это не коснулось.
О. Бусыгин М.П. с женой. После 1931 г.
Между тем, в деле появляется документ еще от 1 октября. Уполномоченный Режевского РО НКВД Шахмаев рассмотрел материал на Бусыгина и нашел, что тот «при отправлении религиозного обряда отпевания священник был обязан уведомить родителей умершего ребенка Авдюкова зарегистрировать в ЗАГСе акт его смерти, священник Бусыгин этого не сделал… он обязан был разъяснить Авдюкову, что без регистрации ЗАГСа отпевать нельзя». Постановил: завести уголовное дело на священника Клевакинской церкви Бусыгина М.П. Начальник Парфенов и прокурор в тот же день постановление согласовали[24].
Видно, что искать повод арестовать Бусыгина начали еще до ареста Мазырина.
В постановление о предъявлении обвинения (от 22 октября) указано, что Бусыгин М.П.:
«- Будучи священником с. Клевакинское, используя игру на гитаре, зазывал учеников школы, играл на гитаре, проводил беседы на религиозную тему, приглашал ходить в церковь и влиял путем: тот, кто неверующий, тем плохо будет, когда война начнется;
- Ходил по домам, где не крестили детей и влиял на родителей;
- Содержал у себя религиозные воззвания контр-революционного содержания;
- Вел агитацию при проповедях, что сейчас живется плохо»[25].
Постановлением от того же числа о. Бусыгин этапирован в Свердловскую тюрьму.
Анкета, заполненная Мстиславом Петровичем в стенах тюрьмы, имела и раздел «Состав семьи». Заметно, что арестованный не стремится раскрыть всю информацию о детях, понимая, что им это не полезно. Он не указывает фамилии замужних дочерей, про сына пишет «где служит неизвестно», младшая дочь – «где-то на Украине». Лишь прибавив сведения из анкеты Зинаиды Бусыгиной можно понять про детей.
Сын Геннадий (21 г) служил в Златоусте страховым инспектором.
Дочь Галина Емельянова (27 лет) работала в Свердловске учительницей.
Дочь Муза Черных (26 лет) жила в поселении Озеро Горькое Челябинской области.
Дочь Фаина (22 г) – ее жительство не указала и мать («адреса не знаю»).
При первом допросе о. Мстислав делится информацией со следователем осторожно. Кто из священников у него бывает? — Из Паньшино Бочинин Сергей, из Липовки Рыболовлев Иоанн, из Глинского Пономарев, из Першино Мазырин, благочинный Ладыжников.
Рассказаный Мазыриным эпизод он приводит так. «В Петров праздник был в гостях у церковной старосты Кузьминых Параскевы Прокопьевны. Я, Мазырин, хозяин Кузьминых Василий Григорьевич, его жена и моя жена Зинаида Ивановна. Отец Мазырин говорит: «Скоро война…». Кузьминых Василий Григорьевич: «Эх, какая теперь жизнь плохая, скорей бы война была…». Мы были выпимши, не помню все. Мазырин: «Как лучше было бы, если бы все переменилось по-другому». Хозяйка Параскева: «Верующие уйдут в колхоз, тогда и закроют церкви». Я: «Господь всех обратно возвратит в лоно…».
Кузьминых не говорил, что «винтовку возьму», говорил «все равно погибать».
Помню мимо проезжал председатель колхоза Авдюков, партиец. Хозяйка говорит: «… поберегитесь… едет, собака… [будет потом говорить, что у меня сборища]».
Вопрос: Говорили в церкви, что Советская власть дана от бога для вразумления?
Ответ: Говорил так: Кто Бога не верует – плохо живет, а кто верует – тому хорошо. Советская власть, уча безбожию, сама доказывает, как лучше жить – без Бога или же жить верующему.
Вопрос: Откуда письмо-молитва «Державная».
Ответ: Привезла жена Зинаида Ивановна из Ленинграда, бывшего Царского Села. Хотел ее перепечатать. Признаю, что молитва монархического содержания и направлена для натравления народа против существующего строя. И второе письмо к о. Иоанну оттуда.
О гитаре и сборе детей у него: « У меня во дворе качели поставлены для своего внука, ходят дети на качели. Я им играл на гитаре, они заходили в дом. Религиозных бесед не проводил».
Вопрос: Как объясните то, что от отпетия Вами ребенка до регистрации его смерти прошло 72 дня?
Ответ: Был выходной, в сельсовете регистрации не было.[Я говорил родителям, что надо оформить регистрацию].
Вопрос: Были в доме учительницы Бочининой Ольги и предсказывали ей судьбу?
Ответ: Был и предсказывал судьбу по фотокарточке. Фронологию[26] изучал, мне уже за это попадало. Не говорил, что девочка помрет, если ее не крестить.
Виноватым себя в предъявленных мне обвинениях не признаю, т.к. антисоветской агитации я не вел. Относительно присвоения функций сельсовета разъясняю, что я произвел религиозный обряд над умершим по договоренности с родственниками умершего ребенка, что они на следующий день зарегистрируют в сельсовете, что подтвердят присутствовавшие граждане[27].
Арестован был и Кузьминых Василий Григорьевич, 1875 г.р., житель села Клевакино, крестьянин-единоличник, муж церковной старосты,не грамотный (может расписываться). При обыске у него ничего не нашли.
В отличии от священников он ничем порадовать следователя не хотел – ни о своих поступках, ни о чужих. «Знал, что Бусыгин собирает детей, но какие беседы велись – не знаю… Про разговоры в Петров день не помню, был пьян… Бусыгин и Мазырин врут на меня…»[28].
Такую же линию выбрал священник Глинского Пономарев Николай Акимович (Якимович), 1980 г.р., м.р. г. Уфа, 3 класса семинарии[29].
Церковь села Глинского. Прежний вид.
Свидетелей было привлечено очень много. Из Клевакино были допрошены, например, Клевакин Ефим Иванович (62 г), Авдюков Петр Николаевич (отец умершего ребенка, которого отпевал о. Мстислав). Он, кстати, сказал, что священник его не предупредил о необходимости регистрации. Амосов Галактион Константинович (1890 г.р.)
Никаких серьезных компрометирующих показаний свидетели не дали. В раздутый следователями костер они бросали какие-то мелкие щепки. Амосов Г.К.: «Бусыгин не только моего сына-ученика заводил домой, но и других отвлекал от учебы… Заводил в церковь, показывал иконы…».
Опрашивалась и Зинаида Ивановна Бусыгина. Себя она назвала секретарем церковного совета. Как и многие женщины, когда дело касается мужей, она была категоричной. «Разговоров о политике у Кузьминых не было… Муж детей любит, играл им на гитаре… Письма-молитвы взяла от сторожа Знаменской церкви в селе… Ленинградской области. Я верю в эту чудотворную икону…»[30].
Очевидно, положение Зинаиды Ивановны было козырной картой следствия в игре с о. Бусыгиным. Её имя фигурировало в нескольких эпизодах, и они могли жену священника спокойно «закрыть». Если Мстислав Петрович будет запираться…
И он начал добавлять к своим показаниям. При очной ставке с Кузьминых В.Г. о. Бусыгин излагал эпизод Петрова дня уже так: « При разговоре о войне [Кузьминых] схватил железный прутик, взял его по-военному наизготовку и угрожал, говорит, что пойдет ещё свергать Советскую власть и бить советских работников. Я считал это шуткой»[31]. Бравада нетрезвого, обиженного на власть единоличника, вполне тянула на 58-ю статью УК (по тем временам).
Дополнил о. Бусыгин свои показания и таким фактом, что дал ученику Колесникову Поликарпу Александровичу дореволюционный учебник истории Рождественского[32]. Каждое лыко в строку – вот и распространение антисоветской литературы…
Обвинительное заключение по делу № 4368 по обвинению священников Мазырина М.В., Бусыгина М.П., Пономарева Н.Я. и крестьянина Кузьминых В.Г.: всех обвиняли по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР, Мазырина и по ст. 168 (кража), а Бусыгина М.П. и по ст.125 (присвоение себе религиозными или церковными организациями административных функций и прав юридических лиц).
Очень было выгодно следствию показать их группой. Тогда мелкие проявления несогласия с советской политикой каждого ложились на всю «группу». Хотя реально никакой группы не было.
«Группа граждан… занимались контр-революционной работой и проведением тайных совещаний… среди верующих… оказывали сопротивление снятию колоколов и закрытию церквей… В Клевакино на одном из сборищ угрожали убийством советских работников… Бусыгин систематически собирал детей-учеников… для конт-ре-революционной работы [с ними]… хранил у себя контр-революционного содержания письма…». Постановили: передать дело для рассмотрения в специальную коллегию областного суда.
Первое судебное заседание прошло 5 января 1936 года. Председатель суда – Комов, заседатели – Галкин и Коврижин. Однако одним днем не закочилось.
Из судебной коллегии ушло письмо в адрес начальника Режевского отдела НКВД с требованием обеспечить явку свидетелей, так как суд неоднократно переносился из-за их неявки.
Заседание состоялось 5 февраля 1936 г. Из протокола можно узнать, что М.П.Бусыгин дополнил свои показания о содержании «речи» Мазырина на вечеринке в Петров день. «Мазырин сказал: Скорей бы уж война, к одному бы уж концу, [может] власть переменится…»[33].
Следствие и суд в 1935-36 гг еще выполняли все необходимые юридические формальности. Но возможность безгранично широко трактовать понятия «контр-революционная деятельность», «пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти» не оставляла обвиняемым шанса. Если уж застрял в зубах у власти, то 58 статья поможет от тебя избавиться без вариантов. Завернул селедку в газету с портретом вождя – агитация и подрыв…
Так произошло и с режевскими фигурантами. В последнем слове подсудимые Кузьминых и Пономарев виновными себя не признали. Мазырин: «Я в 1928 г хотел бросить службу священника, поступил сторожем, но я болен и мне работать не пришлось, с 1930 г я снова стал служить священником. Теперь я даю суду слово, что служить священником больше не буду».
Обвиняемый Бусыгин: « Я прошу суд дать мне возможность работать в советских учреждениях, я служить священником больше не буду. Прошу отнестись ко мне снисходительно, так как агитации в моих действиях не было»[34].
Как-то они поняли, что проблема – не мнимые правонарушения, а их служение Богу. И (к сожалению) согласились это служение оставить. Но не помогло.
Меньше всех (3 года) по ст. 58-10 получил крестьянин Кузьминых В.Г., обещавший колоть штыком советских работников.
Мазырину М.В. дали 6 лет по совокупности (22 месяца за кражу и 6 лет по ст. 58-10).
Пономарев Н.Я. получил 8 лет по ч.1 ст. 58-10 УК.
Бусыгин М.П. по ст. 125 УК (за отпетие покойника без регистрации смерти в ЗАГСе) получил 6 месяцев исправработ и по ст. 58-10 (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти… с использованием религиозных предрассудков масс) – лишение свободы на 8 лет, по совокупности – 8 лет лишения свободы.
Определение Коллегии верховного Суда РСФСР от 26 марта 1936 г приговор оставлен в силе.
Мстислав Петрович Бусыгин отбывал в Карлаге Карагандинской обл. Казахской ССР. Умер в 1938 году[35].
В деле есть заключение от 17 апреля 1995 г. «По материалам уголовного дела Бусыгин Мстислав Петрович подпадает под закон «О политической реабилитации».
По данным источника заявителем о его необоснованном осуждении была дочь священника Емельянова Галина Мстиславовна (1908 г.р.)[36]. Получается, в 90-е годы она была жива.
[1] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.32.;
[2] Юбилейная памятная книга для духовенства, изданная по случаю 100-летия (1799 — 16 октября — 1899 года) Пермской епархии с приложением адресов духовенства Пермской и Екатеринбургской Епархий. Пермь, 1899;
[3] Клировые ведомости Флоро-Лаврской церкви села Клевакинского, Режевского района, того же благочиннического округа, Свердловской епархии за 1935 г. Л 2 об. Из фондов ГААОСО;
[4] ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 5. Д. 169. л.8;
[5] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.82; Клировые ведомости Флоро-Лаврской церкви… за 1935 г. В 1913 г диакон на вакансии псаломщика Квашнин Иоанн Стефанов (начальное образование, с 1904 года) служил во Всехсвятской церковь на Михайловском кладбище Екатеринбурга. (Спр.кн. за 1915 год, с.19). Умер на Верх-Исетском заводе (после 1914 г);
[6] ЕЕВ за 1911 г., т.1, с.36, от 6 февраля №6;
[7] ЕЕВ за 1911 год, с.183, от 12 июня №24;
[8] ЕЕВ за 1911 год, с.384, от 18 сентября №38;
[9] ЕЕВ за 1913 год, от 13 октября №41, с. 469;
[10] Клировые ведомости Флоро-Лаврской церкви… за 1935 г.л. 2об.;
[11] Там же;
[12] ЕЕВ №38 от 20 сентября 1915 года, с. 503;
[13] Кручинин А.М. Невьянский набат: Народное восстание на Среднем Урале в июне 1918 г. Серия «Очерки истории Урала», вып.60. –Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010, с.136;
[14] ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 5. Д. 169. л.8;
[15] Там же;
[16] Клировые ведомости Флоро-Лаврской церкви… за 1935 г.л. 2об.;
[17] Там же;
[18] Там же;
[19] ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 5. Д. 169. Лл.6-10;
[20] Клировые ведомости Флоро-Лаврской церкви… за 1935 г.л. 2об.;
[21] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.7;
[22] Посёлок возле дер. Голендухино Режевского района, где на предприятии добывали асбест;
[23] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.11-16;
[24] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.27;
[25] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.29;
[26] Возможно, френологию – науку о строении лица в его связи с психологией человека.
[27] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.36-38;
[28] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.51-55;
[29] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.61;
[30] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.82-83;
[31] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.114;
[32] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.115;
[33] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.154;
[34] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.30573. л.177;
[35] http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnMp9XEmAE*
[36] Там же