Сухарев Ю.М. Урочище ДОКа. 19.09.2021 г
Поселение ДОКа возникло в 1942 г. Именно в этот год в Сухом Логу был создан Деревообрабатывающий комбинат №3 (в 90-е годы он носил № 864). Комбинат относился к Народному Комиссариату обороны, и весь военный «деревянный» заказ района взял на себя. Для заготовки леса был организован лесоучасток в правобережье реки Рефт, километрами тремя ниже п. Золоторуда.
Воспоминания Хабаловой Елены Трофимовны приведём почти полностью, потому что они дают подробности жизни в посёлке ДОКа. «После того, как умер отец, а я ещё была маленькой, у мамы на руках остались кроме меня старший брат и сестра. Жили в с. Курьи. В школу меня определили с 8 лет. Проучилась ровно два года. В 1942 году мы переехали на лесоучасток ДОКа № 3. На лесоучастке в основном жили и работали трудармейцы, занимавшиеся лесоповалом и сплавом леса на биржу Асбестовского леспромхоза, для загрузки пилорамы ДОКа».
Состав и количество трудармейцев неизвестно, но, видимо, среди них были немцы из Поволжья. Один из них, Шульдайс Гендрих Гендрихович 1904 г.р.,женился на местной и остался жить в поселке Золото, где и умер в 1989 г. По русски говорил с акцентом, золотовские ребята звали его «Лём» (слово лом он проговаривал именно так).
Фото 2009 г.
Продолжаем воспоминания Хабаловой Е.Е.
«Мама устроилась банщицей. Топила для рабочих баню и стирала одежду. /…/ Первое время жили в палатке, отапливаемой печкой-буржуйкой. К зиме перебрались в землянку, которую переметало снегом так, что приходилось рыть ходы, похожие на подземные тоннели. По весне землянки заливало водой, и мы вновь перебирались в палатки. /…/
В конце 1945 года на лесоучасток привезли пленных японцев. Перед их прибытием рядом с нами была огорожена спецзона, и выставлена охрана. В короткие сроки пленные срубили несколько бараков, как для себя, так и два барака для обитателей лесоучастка. Вскоре мы из землянок перебрались в них. При зоне для пленных были организованы столовая, медпункт, прачечная — комнаты быта и отдыха. Были у них свои повара, парикмахер, медицинский сотрудник. Меню в основном соответствовало национальным блюдам Японии. Продукты поставлялись централизовано, в основном преобладал рис.
Часто они получали посылки с родины и по линии международного креста. Охотно делились с нами их содержимым. Мы нелегально снабжали их свежими ягодами, так как прямое общение с ними запрещалось. Особенно лютым среди охранников был Феофанов, отличавшийся от всех неприкрытой грубостью и, не стесняясь, крыл всех нецензурной бранью. Пленные его побаивались, да и мы, когда он приходил в баню, старались на глаза ему не попадаться.
На лесоучастке было много лошадей. Это были трофейные лошади-тяжеловесы, доставленные из Германии. Ухаживали за ними и работали на них коневоды из пленных. И делали они это довольно ревностно и добросовестно. Кони всегда выглядели сытыми и ухоженными. Лес пленные валили с помощью поперечных пил. Хотя данная работа была не из лёгких, особенно в зимних условиях, японцы делали это умело, со сноровкой, словно занимались лесоповалом всю жизнь. От мороза они особо не страдали, так как были одеты в длинные меховые шубы зелёного цвета. Правда, были случаи и с летальным исходом: простудные заболевания, отсутствие квалифицированных врачей — все это играло роль… Сами же пленные в сопровождении охранников умерших увозили на кладбище. Были слухи. что иногда хоронили прямо в лесосеках. Но с нами на эту тему никто разговоров не вел».
После отправки японцев на родину (1947 г), их место заняли «вербованные кадры». Как минимум до начала 60-х силами их силами продолжалась лесозаготовка в районе посёлка ДОКа. Была там даже 4-х классная школа. Учительница жила в п. Золото. Проблемой для неё было преодолеть реку, чтобы попасть к ученикам. Помогали «доковцы», перевозили на лодке. Затем посёлок использовался как базовый для выпаса колхозных стад с. Рудянского.
По административному справочнику 1967 г, поселок ДОК относился к Алтынайскому поссовету.
Решением облисполкома №778 от 11.10.1972 поселок Док (в документе он назван так), а также и Рудный Алтынайского поссовет исключены из учетных данных, как прекратившие существование.
В середине 1970 г развалины его еще оставались, но потихоньку строения (говорят, они были хорошие, бревенчатые) перевезли в окрестные поселения.
В 2013 г с Андреем Сергеевым мы кратко посетили эту площадку. Там оставались ржаветь весы, как память о животноводческом периоде поселка, а столбы стояли ровно, в два ряда.
Фото 2013 г.
Предполагаю, что столбы изначально ограждали зону, а затем колхозное стадо.
19 сентября текущего года мы с Максимом Шишминцевым решили посетить урочище ДОКа, дабы ознакомиться с ним более внимательно.
Путь начали от сухоложской дороги, оставив машину. До точки назначения по карте километров пять. Однако с самого начала запутались в лесных колеях, вынуждены были призвать на помощь навигатор. Но и с навигатором сделали большой крюк.
По пути интересовались разными объектами. Вот остатки землянки, лет ей больше 50-ти точно. Кто ее строил, кто в ней жил? Вариантов море: охотники, лесорубы, подсочники, «пенькодралы», дезертиры…
Рядом с ней солонец, совсем недавний.
Осень входит в свои права, окрашивая лес полной палитрой цветов, замечаем мы, идя вдоль некого ручья или лога.
Вот она, русская дорога. «Просто нам завещана от Бога — Русская Дорога».
Наконец, потратив времени в два раза больше расчетного, достигаем урочища.
Весы, видимо, ушли в приемный пункт металлолома. Столбы частично повалились (время!), но многие стоят. Сохранились и скобы.
Урочище состоит из нескольких полян, окруженных лесопосадками. Поляны, как и положено, заросли крапивой или папоротником.
Видны рукотворные ямы.
Среди них и явные землянки. Причем, расположены культурно, в ряд. Есть кусты рябины, черемухи, дикие яблони – привет нам из прошлого.
Любители археологии основательно (и совсем недавно) здесь потрудились. В чем-то облегчили и нашу задачу, обнажив кирпичную кладку по фундаменту строения.
А к этой сосне кто-то давным давно прибил брусок. Зачем, можем только гадать.
Внимательно осмотрев поляны, находим некоторые предметы труда и быта «доковцев».
Полотно пилы. Возможно им пользовались японские самураи, валя рефтинскую сосну…
Перекусив, чем Бог послал, обмениваемся впечатлениями и встаем на обратную (правильную) дорогу.
Которая уже через час приводит нас к машине.
День еще в разгаре, а мы, надышавшись лесным воздухом, успели погрузиться в прошлое. Кстати, из животного мира увидели только одного глухаря.
Ваш Юрий Сухарев