Сухарев Ю.М. Устье р. Икрянки – излучина Рефта – п.Золоторуда. 10.09.2022 г
В этот день в путь выдвинулись втроем: Максим Шишминцев, Александр Копырин и автор этой статьи. Дорога до поселка Золото в приличном состоянии, ее грейдеруют заинтересованные организации, дай им Бог доброго здоровья. Сам поселок Золоторуда выглядит гораздо лучше, чем 10 лет назад. Дачники обустраивают свое жилье и многие дома выглядят вполне.
Есть, конечно, и с провалившимися крышами. А этот магазин стоит закрытым уже лет 50.
Есть такая расхожая фраза: что позвало вас в дорогу? Действительно, что позвало…
Пермские губернские ведомости публиковали в 1885 г заявки на золотосодержащие участки. Вот одна из них.
Сразу видим опечатку: не Ревда, не самом деле, а Рефта. Речь идет о Каменской даче, здесь Ревды нет. Важно: на расстоянии выше р. Норной по Рефту в 4 верстах была Петрушинская мельница. Если отсчитать расстояние по карте это окажется чуть ниже устья ручья Скачек.
Вот это мы и решили проверить. После мельницы на реке сохраняются остатки плотины, на берегу площадка и (чаще всего) дорога. Это мы видели на Суставовской мельнице, Кумовской и других пышминских. Проверить можно только детальным визуальным обследованием.
К Рефту вышли ниже устья Скачка и, осмотревшись, двинулись вверх по реке.
Надо сказать, что вдоль Рефта еще лет 15 назад были хорошо натоптанные тропы. Сейчас этого нет. Все густо и живописно заросло кустарником и травой, через которые приходится пробиваться.
Бобры…
Вот и устье Скачка…
Решили продвинуться до Икрянского залива. Вот и он.
Теперь движемся в обратном направлении, вниз по реке.
Встречаем две стойки, видимо, для ворота. Назначение непонятно.
Вот и излучина Рефта.
Результаты осмотра такие: есть пара мест, похожих на мельничное. Но плотины мы не увидели… Первое, что можно сделать – осмотреть участок поздней осенью, когда падет листва. Второе – попробовать найти план мельницы в архиве.
В районе излучины видим свежие шурфы: золото манит людей и сегодня.
А вот остатки золотоносной шахты столетней давности. Вызлядит живописно, рядом остатки копра.
Остатки бегунной фабрики. Она была построена в середине 30-х гг. Кроме дробилки, здесь был паровой котел, парогенератор (дававший электричество и поселку, помещение для промывки «дробленки», фабрика по отработке эфеля («эфельный завод»), куда эфель поступал с главной фабрике по лоткам. Но сохранились только стены бегунной.
Рядом и в некотором отдалении от фабрики находим несколько неплохо сохранившихся шахт. Безводные годы открыли их, раньше они были залиты водой. Видна крепь, обшивка. Глубокие: брошенный в ствол камень летит секунд 5.
Одна из шахт вообще шикарная: метра три на два примерно. Хорошо видна внутренность ствола.
Видим, что активно ведется геологическая проходка района. Много разведочных скважин.
А в полуверсте от поселка пыхтят механизмы Февральского золотоносного разреза. Жизнь продолжается.