Сухарев Ю.М. Храмы по Пышме (от Обуховского до Савино)
В селе Обуховском два храма. Один собственно в селе, второй — в санатории. Последний построен лет десять назад. Он удачно вписан в архитектурный ансамбль санатория. Освящен в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Отличает его и наличие скульптур православных святых у стен церкви и у оригинальной колокольни. В нашей области только Храм на крови имеет такое сопутствие.
Дальше двигаемся на ПАЗике, видавшем виды. Но ко святым местам и нужно двигаться без помпы, смиренно. Наш гид по имени Борис — человек церковный и интересный. Не все его суждения бесспорны, но без этого не бывает.
Следующий храм в старинной части села. Церковь во имя св. Симеона Верхотурского был построен в начале 20-го века. После закрытия в 30-е годы использовался по разному, большей частью, как зернохранилище.
Сейчас храм восстанавливается на пожертвования граждан.
Покровский собор г. Камышлова. Единственный сохранившийся храм из семи, существовавших до революции. Восстанавливается уже более 20 лет.
Над кованными вратами знак, который используют и масоны. Объяснение такое, что это древний христианский символ всевидящего Бога, который «вольные каменщики» позаимствовали.
В росписи храма участвовал, но некоторым данным, художник Васнецов, будучи в молодом возрасте. Частично фрески сохранились.
Второй камышловский храм — во имя 40 Севастийских мучеников. Начал строиться ещё в 80-е годы. Разрешение на его строительство церковная двадцатка получала очень тяжело. Как будто использовалась даже и поддержка международной общественности, т.к. советская власть долго и упорно не давала «добро». Начинал строительство о. Владимир Зязев.
До постройки храма (и передачи Покровского собора) верующие собирались вот в этом молитвенном доме, рядом с нынешней церковью.
Едем дальше вниз и вдоль Пышмы. Зауральские села, лесостепь. Село Красноярское Пышминского уже района. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Тоже в лесах, тоже после поругания.
Также сохранились фрагменты росписи. Храм основан в 1886 г. До этого, по данным 1887 г, была деревянная церковь.
Первый деревянный храм во имя Пресвятыя Богородицы в 1719 году уже существовал и устроен, вероятно, вместе с устройством острога в 1682 г.; по грамоте Преосвященнаго Варлаама, Епископа Тобольскаго и Сибирскаго, от 24 Дек. 1777 г., за ветхостью перваго деревяннаго храма, построен был новый деревянный храм, но 10 Июня 1784 г. от молнии сгорел, а вместе с ним сгорел и ветхий храм. По благословению того-же Преосвященнаго Варлаама, в 1785 г. заложен, а в 1787 г. освящен новый деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы; с разрешения в 1788 г. того-же Преосвященнаго устроен был в трапезе теплый придел во имя Богоявления Господня, но вследствие тесноты храма, придел этот в 1864 г. упразднен. Существующий каменный, однопрестольный храм 17 Июня 1879 г., по благословению Преосвященнаго Вассиана, Епископа Пермскаго и Верхотурскаго, заложен, а 16 Февраля 1886 г., по благословению Преосвященнаго Нафанаила, Епископа Екатеринбургскаго и Ирбитскаго (1882 – 1888 г.), освящен во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы на антиминсе, взятом из стараго храма, который в 1888 году разрушен и из леса построено в 1894 г. школьное здание; храм построен на средства прихожан и посторонних жертвователей. При храме имеется особенно чтимая икона Божией Матери «Скоропослушницы», выписанная, по добровольной подписке прихожан, из Афонскаго Ильинскаго скита в 1899 году; в честь этой иконы установлен праздник 9 Ноября. В 1900 г. с разрешения епархиальнаго начальства построена кругом церкви каменная ограда на средства прихожан и попечительства. В приходе четыре часовни: в д. Черемыше, в д. Духовой, Тырковой и Угрюмовой. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, для помещения коих имеются церковные дома. В самом селе и дер. Лепехиной имеются земския школы.
Материал из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году.
Следующее — село Тупицино. Храм здесь появился перед революцией. Не сохранился. Но построена часовня во имя Святого Великомученика Владимира Холодковского — священника, служившего здесь в 20-е и 30-е гг, расстрелянного в 1937 г, не отрекшегося, не оговорившего.
Священномученик Владимир – Владимир Павлович Холодоковский – родился в ноябре 1895 года в городе Каменск-Уральский Шадринского уезда Пермской губернии в семье государственного чиновника (коллежского регистратора). Образование будущий священномученик получил в Екатеринбургской паломнической школе, которую окончил в 1912 году. С 1912 по 1918 год Владимир служил псаломщиком в Вознесенской церкви села Завьяловское (Екатеринбургский уезд, Пермская губерния – ныне Свердловская область, Талицкий район). В 1916 году он обвенчался с Анной Васильевной и в 1918 году был рукоположен в сан диакона к церкви села Тимохинское (Камышловского уезда Пермской губернии).
В декабре 1920 года отец Владимир был рукоположен в сан иерея и определен к Николаевской церкви села Тупицинское (в некоторых источниках Тупицыно). После перевода, с 1925 по 1927 год, он служил в церкви села Юрмытское. В 1927 году эта церковь перешла к обновленцам и в ней стал служить обновленческий священник В.Д.Яворский. Отец Владимир, отрицательно относившийся к «живоцерковникам», часто говорил своим чадам: «Власть понуждает нас к обновленчеству, но пусть меня на куски растерзают, не пойду в раскол!» Ему пришлось вернуться в село Тупицынское, где прихожане были готовы защищать тихоновскую церковь и батюшку от обновленцев.
«…В силу религиозных убеждений я не согласен с безбожием и остаюсь непримиримым с ним, ведя активную борьбу с безбожием путем богослужения, исполнения таинств и обрядов для верующих. Глубоко убежденный, что существует Господь, как Творец всего видимого и невидимого, это же самое внушал и верующим».
Несмотря на то, что к арестованным применяли «незаконные методы ведения следствия», т.е. пытки, отец Владимир держался стойко, с достоинством, никого не оговорил и виновным себя не признал.
Тройка при УНКВД СССР по Челябинской области приговорила священника к высшей мере наказания. 13 августа 1937 года в 17 часов священник Владимир Холодоковский был расстрелян.
Далее — село Савино. Интересно, что до революции оно назывлось Совино, или Совинское. Вот что писали об этом селе в 1902 г.
Существующий храм каменный, однопрестольный, заложен, по благословению Высокопреосвященнаго Неофита, Архиепископа Пермскаго 12 Мая 1863 г. на месте, отведенном помощником гражданскаго инженера, на краю деревни Совиной, освящен, по благословению того-же Высокопреосвященнаго Неофита, 12 Марта 1867 г. во имя Св. Великомученицы Параскевы. Храм построен исключительно трудами и средствами прихожан: кирпич делали и обжигали сами прихожане, известь и лес заготовляли на свои средства. В Совинском храме хранится икона Св. Великомученицы Параскевы, чтимая явленною. По преданию, икона эта обретена близ деревни Совиной, у реки Пышмы, на пне девицею из фамилии Загудаевых. Как скоро было дано знать об этом обретении Пышминским священно-церковно-служителям, то они тотчас же перенесли ее в Пышминскую Богоявленскую церковь, где она хранилась до пятка 9 недели по Пасхе; в этот день иконы сей в церкви не оказалось, по учиненному розыску икона оказалась на месте явления; такое чудесное явление случалось не по один год. По сему решено было построить на месте явления часовню, в которую 26 Ноября 1861 г., по указу Пермской Духовной Консистории, икона перенесена была. В настоящее время икона Св. Великомученицы Параскевы хранится в Совинском храме и ежегодно в четверг 9 недели по Пасхе в эту часовню бывает крестный ход с иконою Св. Великомученицы Параскевы, при громадном стечении богомольцев из разных приходов. В часовне в этот день и следующий служатся молебны. Причт, состоящий из священника и псаломщика, помещается в церковных домах. Кроме часовни в селе, имеются еще часовни: в дер. Кочевке и Усть-дернейской. Из школ существуют: в дер. Тупициной – земская, а в селе и дер. Усть-Дернейской – школы грамоты: первая – с 1894 г., вторая – с 1895 г.
Материал из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году
Та часовня, на месте явления иконы, не сохранилась. При епископе Викентии была построена новая на том месте.
Рядом святой источник. Родник был здесь и до обретения иконы св. Параскевы. Правда сейчас он на некотором расстоянии от прежнего. Имеются купальни. Паломники истово окунают свои грешные тела в довольно холодную воду.
Место определенно аномальное. Один из признаков — сосны с раздвоенными, часто с кривыми или наклоненными стволами.
Сам источник.
В селе храм св. Параскевы. Никогда не закрывался. вот его данные 1887 г.
За алтарем — церковное кладбище. Такие были у большинства старых церквей. Сохранились у совсем немногих. Да и в Савино большинство могил безымянных.
Эта могила церковного сторожа Бутакова (монаха Василия). В 30-е гг, когда хотели церковь взорвать, заперся в храме и просидел там два месяца. Власти передумали рушить храм и он продолжал потом действовать. Умер сторож в 1956 г, был похоронен на сельском кладбище. В 2000-е годы его останки были перезахоронены на церковный погост. При отпевании, по свидетельству прихожан, кисти его рук, закрытые покрывалом, приподнялись.
На сем месте покоится тело священнической жены
Пелагии Матвеевой Удинцевой
Скончавшейся 6 мая 1869 г на 99 (90-м?) году своей жизни
А это могила, надо полагать, внука Пелагии Матвеевны.
Здесь покоится прах священно-иерея
Димитрий Алексеев Удинцев
Родился 1835 г 23 (?) октября
Помер 1897 г 9 ноября
В 9 часов вечера.
Внимание: выяснилось, что Пелагия Матвеевна Удинцева это жена священника Димитрия Алексеева Удинцева — Пелагея Матвеева, ур. Мамина, ок. 1839 г.р. — родная тетя Д.Н. Мамина-Сибиряка. Возраст на памятнике мной прочитан неправильно, на самом деле 29 лет. Спасибо исследователю Николаю Карасеву (С-Петербург), заметившему эти обстоятельства.
Могила некого Петра Егоровича Сенцова.
Явленная икона св. Параскевы и сейчас находится в храме. Ежегодно устраиваются крестные ходы от церкви до места ее обретения, до часовни у источника. Собираются паломники не только из Свердловской, но и других областей — Курганской, Тюменской. Икона почитается как чудотворная.
Ю.Сухарев