Флягин Юрий (руководитель Сухарева А.Э.) Мои немецкие корни
Часто корни рода уходят в далекие края. Особенно на Урале, где большинство населения сформировали переселенцы. Так и в нашей семье. Если мои дедушки и бабушки, что называется, «местные» (родились в Свердловской, Курганской, Тюменской областях), то их предками были уроженцы Новгородской, Пензенской, Орловской губерний. Предки моей бабушки, Александры Эрвиновны, до 20-х годов прошлого века проживали в Житомирском уезде Волынской губернии. По национальности они были немцами.
В 1884 г немцев в этом уезде было 31 тысяча человек[1]. Жили они отдельными колониями. Большинство переселенцев оказались выходцами из польских губерний, меньшая часть прибыла из Пруссии и Австрии. Почти все были по религиозному составу протестантами (преимущественно лютеранами и менонитами). Подавляющее большинство занималось сельским хозяйством.
Этика колонистов была строго регламентирована согласно религиозным канонам – это законопослушность, дисциплина, высокое качество труда. Леность, пьянство, разврат беспощадно осуждались, как одни из самых грязных человеческих пороков. За высшее благо считалось укрепление семьи, семейных устоев и собственности, приобщение детей к труду, знаниям, опрятности в труде, честности в выполнении взятых обязательств[2].
Пока известен самый старший предок из этого рода – Вильгельм Штоберт. Был он крестьянином, земледельцем. Родился в 1848 г. С женой Еленой, 1854 года рождения, они вырастили 8 детей. Сыновья: Вильгельм, Эмиль, Густав, Фридрих, Альберт; дочери: Кельберт, Зенка, Гинтер.
Прадед моей бабушки Альберт Штоберт родился в 1878 г[3]. Его жена Аделина Карловна Штоберт (в девичестве Трудрунг) родилась в 1882 г и умерла в 1968 г. И их семья была многодетной, детей тоже было 8: Гуго, Артур, Эдвин, Айжен, Гизлер, Герберт, Даниил, Гергарт.
Старшим был Гуго, 1905 г.р. Это дед моей бабушки.
Мирная и достаточно благополучная жизнь волынских немцев закончилась в 1914 г, с началом Мировой войны. В 1915-16 гг немцев из приграничных губерний депортировали на восток страны. Семья Штоберт оказалась в Омской области. Переселение было болезненным, пришлось бросить или продать за бесценок нажитое и оказаться на новых землях ни с чем.
После окончания войны (видимо, в начале 1920-х годов) семья вернулась на Волынь, к своему разрушенному за эти годы хозяйству. Через некоторое время Гуго Штоберт вернулся в Омскую область. Как объяснял его сын Гергард, здесь отцу нравилось больше, чем на Украине.
Его женой стала Берта (Вера) (1903-1977 гг). Поселились они в Щербакульском районе, в селе Яблоновка. У них родилось 7 детей: Райнгольд (Роман) 1926 г.р., Лейнорд (Леонид), Гергард (Григорий) (1930 г.р.), Маргарита, Эрвин (1934 г.р.), Гельдия (Галина), Рубин.
Перед войной большая семья переселилась в деревню Усовка Марьяновского района. Григорий Штоберт вспоминал, как мальчишкой перегонял корову из Яблоновки в Усовку, двое суток, с ночевкой.
Началась война. 14 июля 1942 г умер отец семейства, Гуго Альбертович, в возрасте 36 лет.. Он страдал туберкулезом. Работал трактористом, простудился, болезнь обострилась, слег и умер.
Старшему из Штобертов было тогда только 16 лет, остальные – «мал мала меньше». Трудно было Берте Штоберт поднимать в голодные военные годы детей, но все выжили.
На немцев Омской области режим спецпоселений не распространялся. Но военнообязанных в действующую армию не мобилизовывали, а направляли в трудармию, как и немцев Поволжья. Условия содержания в подразделениях трудармии были примерно такими же, как в местах заключения. Мобилизован в трудармию был старший сын в семье — Райнгольд (Роман) Штоберт. В 1947 г трудармия была расформирована.
В конце 1940-х – начале 1950-х основная часть семьи переселилась в один из леспромхозов Тюменской области – в пос. Лебедевка, Заводоуковского района. Работали на лесозаготовках или шпалзаводе. Здесь же работали и немцы-спецпоселенцы из Поволжья, за ними надзирала спецкомендатура.
В Лебедевке же оказалась и Безбородова Анна Николаевна, 1933 г.р. В 16 лет она со своим дядей переселилась со своей родины, из села Владимировка Курской области, в тот же тюменский леспромхоз.
Прошло время и она обратила внимание на Эрвина Штоберт, видного парня и гармониста. Эрвин тоже проявил к ней интерес. Молодые люди познакомились и вскоре создали семью. Это мои прабабушка и прадедушка.
В 1953 г у них родилась дочь Светлана, а в 1959 г – Александра, моя бабушка.
В начале 1960-х братья Штоберты начали из леспромхоза разъезжаться. Роман Штоберт вернулся в Усовку. Позже работал там заведующим столовой. Умер в 1990 г. В Омской области проживают его дети и внуки. В Усовку вернулся и Григорий Штоберт, он работал на Дальнем Востоке. Григорий Штоберт умер в 2023 г в возрасте 93 лет. Незадолго до его смерти здесь установили обелиск в честь участников войны и тружеников тыла. Доверили его торжественное открытие Григорию Штоберт, как старейшему труженику тыла.
Леонид Штоберт переселился в Джамбульскую область село Новотроицкое. Его жена Мария была из поволжских немцев, для них после снятия спецрежима существовали ограничения в выборе мест поселения. Младший брат Рубин жил в Прибалтике, служил пастором в протестанской церкви, работал в сфере общепита, директором крупного ресторана.
Эрвин Штоберт с женой, двумя детьми, сестрами и матерью уехали в Кишинев. Почему выбор пал на этот город не ясно, думается инициатива была от Берты Штоберт – она была активной баптисткой, возможно, ее пригласили единоверцы или родственники по ее линии.
В Кишиневе Эрвин с семьей прожили недолго – отношения между снохой (Анной Штоберт) и свекровью совсем испортились. Берта Штоберт осталась Кишиневе, там и умерла в 1977 г. Семья Эрвина переехала в Казахстан, в село Новотроицкое, где уже жил брат Леонид (Лейнорд).
Здесь купили землянку недалеко от дома брата, построили дом.
Эрвин Штоберт окончил 7 классов сельской школы. Человеком был развитым: прекрасно играл на баяне, не было равных ему и в шахматах. Был он развит и физически, долгое время работал грузчиком на сахарном заводе. Однажды удержал от падения огромный штабель мешков с сахаром, при этом повредив спину. Успешно работал токарем, поливальщиком на свекольных плантациях, слесарем в вагонном депо. Всегда был уважаем начальством и коллегами, человеком был не пьющим и не курящим. Награждался, как ударник и ветеран труда.
Здесь, в Новотроицком у них родилось еще двое дочерей, Римма и Алла.
Дочери взрослели. Моя бабушка Александра уехала учиться в г. Свердловск, окончила педучилище (позже — пединститут) и, выйдя замуж, оказалась в п. Рефтинском. Ее сестры также стали замужними, родили детей.
С перестройкой начали открываться границы. Это с одной стороны. С другой стороны Казахстан сделал упор на национальные кадры, другие народы стали чувствовать себя здесь чужими. Первой в Германию переехала Светланана Штоберт (Эберле) с мужем и его родителями.
Эрвин с женой сначала переселились в Джамбул, а оттуда в Германию, вместе с дочерью Риммой и ее детьми в 1999 г. Пришлось вспомнить детство и сдать экзамен по немецкому языку, который Эрвин к тому времени совсем забыл.
Позже выехала на историческую родину его дочь Алла Штоберт (Шван) с семьей мужа.
Живут они в Германии вполне благополучно. Эрвин Штоберт умер в 2020 году, а бабушка Анна жива, ей 91 год. В 2005 г дедушка Эрвин в последний раз приезжал в Россию, был в Рефтинском и омской Усовке, поклонился могиле отца и брата.
Я тоже видел дедушку Эрвина в 2013 г в Германии, только я был еще маленьким.
Многие потомки пращура Вильгельма Штоберт выехали за границу еще в начале 20-го века, больше всего в США и Канаду. Сейчас Штобертов в мире 271 человек. В США – 165 чел., в Канаде – 65 чел., в Германии – 48, в Англии – 12, Молдове – 6, Новой Зеландии – 5, России – 5, Австралии – 4, Израиле – 3, Таиланде – 1.
Статья представлена на XX региональной НПК «Возрождение родословных традиций», Рефтинский, 15.02.2025 г
[1] Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. М., 1996. С.240
[2] Шульц Райнгольд. Общий котёл:- Литературное общество немцев из России, 2009
[3] По сведениям родственников, Альберт Штоберт был репрессирован в 1937 г органами НКВД.