Черенков Е.П. Двадцать лет назад
Это статья также из газеты «Энергостроитель», за 1983 г. Её автор — рабкор газеты Евгений Петрович Черенков. в то время он работал начальником механических мастерских в УС и очень много писал в газету.
В этой заметке, посвященной 20-ти летию начала строительства, он повторяет некоторые известные факты, но привносит и свое.
В статье указано 13 июля 1963 г,
как дата прибытия первого десанта строителей. Обычно указывалось 3 июля. Вряд ли опечатка. Действительно, установлено, что 3 июля был первым рабочим днем для начальника участка Кислицына А.В., прораба Еловикова Ю.И. и помощника геодезиста Селезневой Н.К. Составы прибыли позже. Вполне реально, что 13 июля.
Ю.Сухарев
Двадцать лет назад
13 июля 1963 г на окраине города Асбеста высадился первый «десант» — будущие строители Рефтинской ГРЭС. На железнодорожных платформах прибыли механизаторы, шоферы, сварщики. Среди них находились и работающие поныне на стройке Г.Мишин, В.Яковенцев, А.Захаров, Н.Деркач, Н.Ветлужских, трактористы И.Гриценко, В.Соколов, газоэлектросварщик И.Крупин и другие. Возглавляли эту группу три инженерно-технических работника, первые «главные инженеры» — это И.А.Силуков «главный инженер» лесоучастка без единого рабочего, «главный механик» А.В.Кудрявцев имел уже и людей и технику. Все общее руководство осуществлял «главный инженер строительства» Ю.И.Еловиков.
Первым делом надо было устроить где-то людей и поставить технику. Расположились на опушке леса, людей разместили в вагончиках, привезенных с собой, а часть из них поселилась в частных домах Старо-Окунево, под гараж им отдали старый заброшенный свинарник. Выгнали крыс, подремонтировали помещение и поставили машины и бульдозеры.
Теперь на повестку дня стал вопрос: где взять кадры. К будущему месту строительства электростанции не пройти и не проехать: сплошная тайга и болота. Значит нужна дорога. И не какая-нибудь, а хорошая, прочная, чтобы по ней могли пройти большегрузные машины, экскаваторы, краны и другая техника. С помощью местных партийных и советских органов вопрос с кадрами был решен положительно и работа закипела. Лес валили все под руководством опытных вальщиков В.Н.Крестьянинова, П.В.Иринина, Л.П.Трушникова, М.А.Рябкова, прибывших из леспромхозов и лесхозов.
Работали и жили коммуной. Варили обед и ели на месте работы, здесь же и ночевали. Утром вставали чуть свет и приступали к работе, работа «от и до» у них не была в почете. Прибывшие под погрузку шоферы не курили в сторонке, ожидая, когда их машину загрузят, они сами включались в работу, становились стропальщиками, чокеровщиками, грузчиками. Весь учет, или как они говорили, «всю бухгалтерию» вели Т.Р.Ануфриева и Т.В.Мишина.
Дорогу решили проложить безо всяких обходов и объездов, как говорят, напрямую. И теперь, когда едешь по дороге на автобусе или машине, не крутишь баранку «вправо-влево», а от бывшей Опушки леса до самого Рефтинского держишь руль на месте. Все дальше и дальше в лес уходила дорога, широкая, бетонная. Постепенно рос коллектив, прибывали новые партии рабочих и ИТР, строились бараки поселка Опушка.
Были выстроены в свой срок Стройбаза, а затем и наш гигант – Рефтинская ГРЭС. Но тех первых дней ветеранам стройки не забыть никогда. И ещё долго дедушки будут рассказывать своим внукам о тех трудных, но светлых днях, о дружбе и товариществе, о повседневной работе, в которой они, люди, сплотились в один коллектив.
Е.Черенков,
Рабкор
На снимках: такой была дорога на будущую ГРЭС; начало строительства поселка Опушка леса.
Фото И.Силукова.
(газ. «Энергостроитель» № 27 за 1983 г)