Сухарев Юрий

Календарь

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Шишминцев М.В. История рода Шишминцевых из д. Кислой Челябинского уезда

домДанное исследование представлено в форме заочного доклада на  X НПК УИРО (Рефтинский, 14.02.2015 г)

Эта история обычной крестьянской семьи. Хотя, как можно назвать обычной —  все семьи разные, свои устои, привычки, обычаи. Объединяет их жизнь страны, с которой они испытали, скорее всего, всё — и трагедию  и земные радости. Но радости в нашей многострадальной Родине было не очень много.

Я несколько раз откладывал  написание этой истории,  и вот решился. Так сказать, «заразил» меня изысканиями, мой родной дядя Шишминцев Юрий Викторович. Он проделал всю гигантскую работу, я ему лишь помогал. И вот что получилось. Но поиски не остановлены, они продолжаются.

Мои предки были государственные крестьяне, из деревни Кислой, Обанинской волости, Челябинского уезда, сейчас это Курганская область, Куртамышский район. Когда они пришли в деревню Кислую и откуда — неизвестно. Вероятно с первыми поселенцами из Окунёвского дискрита, а возможно с юга со стороны Усть-Уйской  оборонительной линии. На этой линии тогда был расквартирован Шешминский  драгунский полк, формировавшийся из служивых людей Старошешминска и Новошешминска. В 1771 году полк был обращён на создание лёгких полевых команд по всей Усть-Уйской линии, в том числе и в Звериноголовской крепости. Многие драгуны этого полка носили фамилию Шешминцов, а после увольнения со службы некоторые из них осели в поселениях вдоль этой линии.

семья

На фото семья Ивана Яковлевича Шишминцева, слева на право: Иван Яковлевич(сидит), старший сын Пётр, мама Ивана Яковлевича Агрипина Ивановна(в девичестве Орлова), сын Лазарь и жена Елена Николаевна (в девичестве Островных).

Как жили они, какой их был быт, о чём мечтали, сейчас можно только догадываться. Моего далёкого предка, младшего сына Василия Семёновича, Петра Васильевича приблизительно в 1801 году забрали в рекруты, доподлинно известно, что часть своей солдатской службы он проходил в Звериноголовской крепости. Был женат. От брака у него были сыновья Косма 1806 года рождения и  Василий. Косма Петрович всю жизнь прожил в деревне Кислой и умер в 1886 году. После себя оставил детей: Марья 1826 года рождения, Анна 1834 г.р., Иван 1839 г.р., ещё Иван 1843 г.р., Алексей 1850г.р.

Василий Петрович, как и его отец, был отдан в рекруты. Ещё до рекрутского набора был женат. По архивным документам в 1862 году его жена Мария Максимова с детьми Евстигнеем 18 лет, Василием 17 лет, Яковом 12 лет, Пелагеей 12 лет проживала в деревне Кислой. Вела крестьянское хозяйство и воспитывала детей, а вырастив, женила. Так, 28 января 1870 года в Николаевской церкви села Обанино венчались « деревни Кислой крестьянин Яков Васильев Шишминцев, православный, первым браком 19 лет и деревни Язевой крестьянская девица Агрипина Иванова Орлова, православная 22 лет». Первые дети Якова и Агрипины – Иван и Дорофей умерли младенцами, а третий сын – Иван, родившийся 13 сентября 1875 года, вырос и женился.

В 1877 году в семье Якова Шишминцева родился ещё один сын Пётр.  А за ним ещё четыре дочери:  Ульяния 1879 г. р., Христина 1883 г.р., Евгения 1886 г.р. (известно, что выросла и вышла замуж в селе Обанино за крестьянина Куликовского, прожила долгую жизнь, последние годы жизни провела в Шумихе у сына Суханова Ивана  Алексеевича) и Мария 1889 г.р.

Пётр Яковлевич вырос, женился. От  брака у него были дети Василий 1895 г.р., Пётр 1898 г.р., Анна 1902 г.р., Александр 1911 г.р., Апполинария и Серапион 1919 г.р.

Сын Якова, мой прапрадед Иван Яковлевич 26 января 1894 года женился на Елене Николаевне Островных 1873 г.р. из деревни Курмыши. 12 января 1896 года у них родился сын Пётр. В этом же году Ивана Яковлевича призвали на службу в царскую армию, где он дослужился до старшего унтер-офицера. 17 июля  1901 года у него родился второй сын Лазарь. После возвращения со службы, Иван Яковлевич проживал в деревне Кислой. Был заметной фигурой не только в своей деревне, но и в округе. С 1907 по 1910 гг. он избирался волостным старшиной Каминской волости. Писал заметки в губернские газеты  под именем « Милостивый государь Иван Яковлевич Шишминцев». Имел крепкое хозяйство. В хозяйстве имелось: 30 га земли, сенокосилка, веялка, лошадей до 15 голов, коров до 15 голов, кроме того он держал бакалейную лавку и ещё занимался торговлей скотом и хлебом с годовым оборотом 6000-7000 рублей.

2 февраля 1914 года Иван Яковлевич   женил старшего сына Петра на Тюкачёвой Анне Яковлевне из деревни Перевалово. Всё было хорошо, но в 1917 году произошла революция и закрутились жернова истории, которые прошли практически по всем крестьянским семьям.

Началась Гражданская война. Когда пришёл Колчак в Зауралье, Иван Яковлевич стал контрагентом мясного двора Министерства снабжения и продовольствия.  Когда в августе 1919 года колчаковцы стали отступать, то Министерство снабжения и продовольствия поручило ему доставить в Павлодар 3000 голов крупнорогатого скота. После выполнения  этого поручения, Иван Яковлевич вернулся в деревню Кислую, где были уже красные.

5

6

 1 сентября к нему в дом пришли милиционер и член ревкома, которые арестовали его по подозрению в контрреволюции. Как происходило на самом деле, сейчас можно только догадываться и строить предположения на основе документов — спустя годы стало возможным  изучать  архивы того времени. Я держу в руках копию уголовного дела Ивана Яковлевича. Оно заведено 1 сентября и окончено 13 сентября. В нём протоколы заседаний, собрания жителей деревни Кислой, рапорты и опросы милиционера, свидетелей и, конечно же, приговор.  В деле Ивана Яковлевича обвиняют в пособничестве белогвардейцам и выдаче коммунистов. Но так ли это? 24 декабря 1992 года прокуратурой  Курганской области был, реабилитировал Шишминцев Иван Яковлевич, так как в материалах дела доказательств об активных действиях против Советской власти не имеется. Что произошло?

1

Как видно из дела 1 сентября 1919 года в дом к нему пришли милиционер  Клеме и член ревкома Пастухов,  якобы для обыска оружия. Иван Яковлевич показывает, что они были пьяные, требовали у него спиртное и для устрашения грозили оружием и даже произвели выстрел.  Но сами  милиционер и член ревкома объясняют, что выстрел произошёл совершенно нечаянно и никакой выпивки не требовали и были трезвыми, доказывая объяснениями местных жителей: Григория Ивановича  Перевалова и Ивана Семёновича Неустроева.  А Василий Фёдорович и Иван Фёдорович Переваловы показывают, что с них Иван Яковлевич вымогал деньги в размере трёхсот рублей, за то чтобы он на них не доносил белогвардейцам об их участии в советской работе. А жительница села Обанино Евгенья Яковлевна Куликовских показала, что гостила в доме у Ивана Яковлевича, и Клеме был трезвый, а Пастухов  немного навеселе, но указать пил ли он или не пил не может, может быть,  по её мнению, он физически не здоров. Выстрел она слышала с улицы, но не знает, был ли он произведён намеренно или нечаянно. В этот же день Ивана Яковлевича арестовали и увезли из деревни.

 3

4

Я  стараюсь каждый год бывать  в деревне Кислой. Ездил по той самой дороге, по которой увозили, моего прапрадеда. Я смотрел на дорогу и  мысленно представлял, о чём думал он, когда его арестованного увозили, может так же смотрел на дорогу, может, прощался взглядом, а может, верил, что его отпустят, ведь он считал себя честным человеком и надеялся, что все жители деревни подтвердят об этом. Он сам попросил провести собрание деревни. Но увы, как видно из протокола, все жители, в том числе и родственники показали, цитирую « что он всё время до настоящего переворота был действительным противником Советской власти, на многих  лиц доносил начальству о их большевиской деятельности… Ибо мы Шишминцева признаём действительным контрреволюционером, саботажником и шпионом, в чём и расписываемся.»

В действительности Иван Яковлевич донёс только на жителя деревни М.А. Осколкова, так как между ними была вражда. Она зародилась, когда Осколков проторговался  в виду дешевизны товаров Шишминцева. А взяток Иван Яковлевич никогда не брал.  Когда перегнал скот,  вернулся в Кислую, но там  его  всё хозяйство описали и закрыли.

Суд был скорым и уже 13 сентября заседание Президиума Челябинской Чрезвычайной Комиссии постановили: «Шишминцева Ивана Яковлевича расстрелять и всё его имущество, в чём — бы оно не заключалось конфисковать». Когда была произведена казнь и где и место захоронение – не известно, не осталось ни каких документов, а может,  их и не было, шёл 1919 год. Так и оборвалась жизнь моего прапрадеда.

7

Судьба его детей тоже трагична. Когда в 1930 году началось раскулачивание, то среди первых, раскулачили Петра Ивановича – старшего сына. Его вместе с женой Анной Яковлевной и детьми, восьмилетним Виктором и пятилетней Фаиной на основании решения Президиума Куртамышского РИКа от 30.06.1931 выслали со станции Юргамыш в Кизеловский район Пермской области, где их выбросили в лесу на 15 квартале, прямо в снег. Там они вырыли в снегу норы и в них ночевали, до той поры, пока не выкопали землянки, в которых прожили до осени. Только осенью срубили бараки. На 15 квартале с ними были и другие раскулаченные  из Куртамышского района, например семья Суровяткина Петра Фёдоровича, из деревни Вторая Никольская.

Жизнь переселенцев была очень тяжёлой. Работали на лесозаготовках в глухой тайге. Мой прадед Пётр Иванович работал коновозчиком. Прабабушка не работала. Когда в деревни со двора уводили последнюю скотину, то она побежала вдогонку, упала и повредила сухожилия на ноге. После этой травмы, нога осталась согнутой в колене, и она всю жизнь ходила на «ступе». Кроме того, она стала совершенно глухой. На поселении у них родились сыновья Валерий, Финагент и Николай, но все они умерли в младенчестве.

Умер Пётр Иванович 3 апреля 1957 года на Иваке, в возрасте 63 лет.

На поселении мой дед Виктор Петрович в 1938 году окончил Всеволодо-Вильвенскую неполную среднюю школу и в 1939 году поступил в Кизеловский горный техникум и в 1942 году за отличную учёбу, после окончания техникума, он получил право поступить в институт без отработки.  Но,  по неизвестной причине, отказался от вызова в на учёбу в Свердловский горный институт. После был направлен на работу в шахту.  Летом 1942 году его должны были направить на фронт. Их эшелон три дня стоял на станции Кизел без паровоза. Наконец паровоз пришёл и привёз приказ Сталина «шахтёров не брать». Вскоре после этого, его направили от шахты в лес заготавливать крепь для штолен. С этого момента трудовая деятельность моего деда, была связана с лесозаготовками.

2 января 1943 года с Виктора Петровича и его сестры Фаины Петровны сняли статус спецпоселенцев, их же родителей Петра Ивановича и Анну Яковлевну освободили от ссылки только в 1947 году.

В 1944 Виктора Петровича назначили техруком (главным инженером) образованного Ивакинского леспромхоза, позднее его называли первым инженером на Иваке.

В 1943 он женился. Вместе с женой Фатимой Абрамовной они вырастили и воспитали шестерых детей: Валерия 1946 г.р., Галину 1948г.р., Юрия 1953 г.р., Наталью 1955г.р., Татьяну 1958 г.р. и Марину 1963 г.р.

Умер Виктор Петрович 24 марта 1971 года от туберкулёза лёгких.

Пережившая вместе с ним ссылку  сестра Фаина Петровна тоже много болела и умерла в 1986 году в г. Коркино Челябинской области.

В 1930 году был раскулачен и младший брат Петра Ивановича – Лазарь Иванович, который также был выслан в Кизеловский район Пермской области вместе с матерью Еленой Николаевной, женой Анастасией Ивановной и детьми Алексеем,  Еленой и Нестером. В ссылке его дети вскоре умерли…

В ссылке  15 сентября 1941 года у них родилась дочь Галина (я встречался с ней в апреле 2010 года, но, к сожалению, она скончалась 22 декабря 2010 года).

Шишминцев Лазарь Иванович, скончался 22 февраля 1978 года. Жена его Анастасия Ивановна пережила его на 15 лет и скончалась 2 марта 1993 года. Ещё Лазарь Иванович был арестован по доносу 6 января в 1938 году во Всеволодо-Вильве и находился в тюрьме, но дело прекратили за отсутствием состава преступления 24.12.1938, и был освобождён 04.01.1939 г., а его земляку  Суровяткину Петру Фёдоровичу не удалось выйти из стен тюрьмы. Он тоже был арестован  6 января 1938 во Всеволодо-Вильве и умер 20 декабря 1938 года в тюрьме, дело прекратили 20 марта 1939 года в связи со смертью арестованного.

Из деревни Кислой также были раскулачены и высланы семьи Петра Ивановича Шишминцева 1867 г.р. и Григория Евстигнеевича Шишминцева 1876 г.р.

В 2011 году на кладбище посёлка Ивака Александровского района Пермского края установлен памятный крест навечно оставшимся в ссылке Шишминцевым  и всем другим неизвестным оболганным, обобранным, выгнанным, выброшенным, загубленным, забытым спецпереселенцам из Куртамышского района.

В настоящее время Шишминцевых в деревне Кислой нет. Память о них стёрта, но дом, из которого выгнали семью моего деда в марте 1930 года, так и стоит на берегу реки у моста, он до сих пор жилой.

дом

Ещё один дом  раскулаченных Шишминцевых  перенесли, и на его месте  сейчас установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне  жителям деревни Кислой.

Летом 2012 года, я был в деревне Кислой и взял землю возле дома Шишминцевых и отвёз в Пермский  край на могилы Петра Ивановича, Виктора Петровича, Лазаря Ивановича, Анастасии  Ивановны, Галины Лазаревны.

Вот что пока у меня получилось, не знаю,  всё ли описал? Очень трудно охватить всё. Перелистываю копию  дела  расстрелянного прапрадеда Ивана Яковлевича, смотрю на его почерк, он очень аккуратный и сильно отличается от тех, кто его допрашивает. Читаю рапорта, записную книжку, просматриваю купчие, расписки, старые фото. Акты и выписки по раскулачиванию семей Петра и Лазаря Шишминцевых и в конце — свидетельства о смерти, их много. И нет слов, которыми я бы мог описать, какие чувства  всё это вызывает у меня внутри. Но теперь зная часть истории своей фамилии, пусть ещё не всю, но большую часть, ощущаю внутри себя стержень, и это делает мой дух твёрже…

Комментарии запрещены.

Полезные сайты