Яшина Р.М. Бараба (главы из рукописи). Школа
Школа будет всегда. Она сохраняется в людской памяти на долгие годы. У нас не сохранилось никаких архивных документов, есть только краткие упоминания. Поэтому мы обратились к воспоминаниям старожилов и тех, кто по рассказам своих родителей, дедушек и бабушек помнит эти важнейшие страницы в истории поселения, школы. Первая школа в селе Бараба была церковно-приходская. Она возникла (по воспоминаниям селян) в 1895 году и находилась недалеко от часовенки.
Возможно, это была небольшая бревенчатая изба, где обучались дети 2-х возрастов в одной комнате Дальше воспоминания расходятся, одни считают, что школа была увеличена до 3-х классов в 1901г. методом пристроя. Другие, что она построена заново на едином фундаменте. И те и другие возможно правы в своих воспоминаниях. Школа действительно была построена заново, возможно на этом же месте, но на едином фундаменте. Фундамент был выложен из камней природного происхождения. А вот брёвна, возможно, были взяты и от старой школы и от других чьих-то домов, т.к. были состыкованы. Первая школа, основанная 1895г., могла находиться на территории часовенки и сгореть вместе с ней, в другом случае, для неё могли арендовать чей то пустующий дом, недалеко от часовенки. Эта школа просуществовала всего 6 лет. Нам неизвестно по какой причине было начато строительство новой 3-х класной школы.
Для строительства новой школы было выбрано свободное от жилых домов место. Это была низинка, мокрый заливной луг. На фотографии школы видны тополя, их посадили для поглощения излишней влаги на территории школы. Одно взрослое растение тополя высасывает из земли 200 литров воды в сутки. Спортивная площадка школы находилась за огородом семьи Боровских Леонида И., которые проживали рядом со школой, на высоком месте. Крышы школьных сараев были на уровне фудамента их дома. А на территории школы, в нескольких метрах от здания, уже прорастал камыш.
Средства на строительство этой школы собирали с населения. Представители земской управы ходили по домам и собирали деньги, кто сколько может пожертвовать. Для возведения здания школы была создана строительная бригада под руководством Шантарина Дмитрия Александровича. В фундамент была заложена бумага, в которой написали, когда, кем, на какие средства была построена школа. В строительстве школы принимал участие кузнец Андриян Иванович Белоглазов, (Андрей) который крыл крышу на новой школе, клал печи, «окалывал» их железом (такие печи раньше назывались голландками). В декабре 1901 года, когда закончились полевые работы, открылась школа грамотности. Небольшое школьное здание располагалось в центре деревни.
Это было очень приличное, деревянное здание с крышей четырёхскаткой. Стены были сложены из брёвен одинакового диаметра, высота крыши, размер окон, всё очень грамотно рассчитано. Классные комнаты уютные, светлые. Окна с двух сторон. Двери в классах были двухстворчатые, высокие. Даже хозяйские постройки во дворе школы были построены с большой аккуратностью. Чувствуется, что в это занятие строители вложили не только умение и силу, но и свою душу. Расположение классных комнат в школе совпадает с планировкой других школ того времени, а именно в селе Грязновское и Чудово. Здание школы делилось на две части широким коридором, где на стене были вешалки для одежды. С правой стороны было два класса, две смежные комнаты. В селе Грязновское они разделялись занавеской, а в Барабе была перегородка с дверью (1960г.). С левой стороны располагался один класс и учительская. Сначала в школе учились в основном мальчики, наиболее состоятельных родителей. Дети из бедных семей не учились, не на что, у родителей не было «капиталу», а часто просто не отпускали – много дел по хозяйству. Учительницей в новой школе была поповская дочь из села Грязновского Арефьева Анна Евгеньевна. В Барабинской школе работала с 1903 года, зарплату она не получала, учащиеся и их родители снабжали её продуктами питания. Первой ученицей была Бирючёва Устинья Фёдоровна, (бабушка Валентины Васильевны Осинцевой), потом пришли и другие ученики — Берсенёв Иван Фёдорович, Берсенёв Василий Карпович, Берсенёв Иван Федотович и другие. Основной целью образования было – овладение грамотой, учились писать, читать, считать, расписываться. Кроме грамматики и счёта, преподавали ещё «Слово Божие». Дети должны были знать многие молитвы на память, особенно «Отче Наш». Первый урок начинался с молитвы. Дети вставали лицом к иконе и дежурный читал молитву вслух «Отче Наш». Читать нужно было не торопясь, чётко произносить слова, при этом соблюдая чисто славянское произношение. Моя тётя, будучи дежурной по классу, не смогла прочесть эту молитву как надо и чтобы она не получила наказание, вместо неё встал и прочёл молитву её родственник, Иван Фёдорович, муж Берсенёвой Ираиды Нефёдовны. (Она вспоминала об этом с благодарностью). Наказания были разные, в зависимости от степени шаловливости. Могли поставить в угол, ударить указкой, мальчишек трепали за ухо.
Многое для школы сделал староста деревни Барабы — Боровских Яков Михайлович (дед учителя физкультуры Белоглазова Владимира Павловича). Он был отзывчивым человеком. Яков Михайлович помогал в строительстве школы, заботился об её отоплении, кроме того, нашёл жильё учительнице. В классах училось по 5-8 человек, в основном мальчики 8-10 лет. Учебников было мало- один на два три человека. Вторую учительницу звали Клавдия Васильевна. Из девочек учились единицы, одна из них Белоглазова Татьяна Ларионовна. Велико у неё было желание учиться, и поэтому приходилось учиться тайком от мачехи. Для того времени она хорошо читала, считала, писала. Писала письма соседям, знакомым, у кого родные были на фронте. Домашняя работа — прясть, ткать холсты — не давала возможности многим девочкам учиться. Одна из старожилов села, Рубцова Евдокия Григорьевна вспоминала, что на её желание пойти учиться в школу, её отец (тятя) заявил:
» Ить, чего захотела! Чтоб женихам письма писать? А кто робить будет?»
В 1918 году в школе был штаб Колчака. Колчаковцы использовали вместо дров все школьные книги, приобретённые с большим трудом.
В документах Грязновской волости за 1919-1921 годы записаны три работающие учительницы:
- Арефьева Анна Евгеньевна 42 года, стаж работы 25 лет, в Барабинской школе работает с 1903 года, девица. (Очень красивая, с длинной ниже пояса косой)
- Бирючёва Анна Сергеевна 20 лет, образование 2 класса высшего нач. учреждения, стаж 1год, замужем.
- Рубцова Лидия Мироновна 15 лет, образование 4класса гимназии, стаж 1 месяц, девица.
Шантарина Клавдия Васильевна окончила 4 класса Чимкентской женской гимназии, служит в Грязновском волисполкоме. (1920год)
1920г. в школе училось 85 детей, в 1-й группе- 21 мальчик и 27 девочек. Во второй группе — 18 мальчиков и 4 девочки. В третьей группе — 13 мальчиков и 2девочки.
Первую группу обучала Арефьева Анна Евгеньевна.
С 1-го января 1921 года в Барабе учились мальчиков 91 человек, а девочек 34, всего 125 детей.
Заведующей учебной части Барабинской школы 1-й ступени, была назначена Рубцова Лидия Мироновна, б/партийная.
Председателем школьного отдела назначен Бирючёв Яков Гаврилович, б/партийный.
К 1939 году начальная школа имела уже четыре класса. В это время директором школы был Попов Владимир Владимирович. Во время войны занятия в школе не прекращались. Его жена, Александра Ивановна Осиновская вела начальные классы. Она была очень внимательна к детям. У неё всегда была на лице улыбка и очень приятный голос. (Дочь Попова Лилия Владимировна 1925гр. Уехала в г. Екатеринбург).
ШКОЛЬНИКИ 1945-1946гг. Владимир Владимирович Попов-директор школы, позднее будет преподавать немецкий язык, ранее носил церковные одежды и преподавал «Слово Божие» Его дом пятистенок стоял рядом с конторой колхоза.
В 1949 году школа стала семилетней. К этому времени был сделан придел к школе и два дома для учителей. Один из них стоял так же на берегу озера, поодаль от школы через эту мокрую полянку. Владимир Владимирович в это время преподавал немецкий язык. В Барабинскую школу приезжали учиться дети из деревни Каменное Озеро. В1956 году в школе было уже 172 ученика. Для размещения мастерских и расширения интерната, был привезён бревенчатый барак из города Асбеста. В нём удалось разместить столовую, слесарные мастерские и кухню. Котловое питание школьников, живущих в интернате, было организовано только в 1957 году. На паях удалось принять на работу повара.
***
В преклонном возрасте чета преподавателей Поповых нуждалась в помощи. Дети Марии Васильевны Берсенёвой ходили к ним полоть грядки. За это их угощали чаем, с разными вкусностями. За стол усаживались дети, сами хозяева: Владимир Владимирович, Александра Ивановна и их маленькая собачка. У собачки был специальный, высокий стульчик. Детям, которые тоже любили животных, такое чаепитие было забавным и интересным.
***
Черепкова Анна Карповна говорила раньше, что семья Поповых носили церковные одежды, значит «Слово Божие» в школе преподавали именно они.
***
Шантарин Дмитрий Александрович был бобылём, так считают жители села, значит он обрабатывал церковные земли, принадлежащие часовенке села Барабы или Грязновской церкви.
***
Отчёт ЧЕБАКОВСКОЙ школы.
Перечень книг пришкольной библиотеки, к сожалению только одной этой деревни, но на примере этой школы, можно понять какие книги читали наши родители в детстве. Книги написаны конечно до революции, новая власть как известно, очень долго пользовалась тем, что было создано до неё. Список приведён не полностью, т.к. очень длинный.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Екатерина — 2-я
- Гениальный Помор.
- Добрый сын.
- Капитан Бонн.
- Лесные люди.
- Матросские досуги.
- Крепость. Якутские разсказы и т.д.
Дальше идут книги целенаправленного учения.
- Орудия для обработки почвы.
- Вода. Печное ремесло.
- Смоляное и дегтярное производство.
- О жизни растений.
- Верёвочно-канатное производство.
- О великих и грозных явлениях природы.
- Устроение дальноземелья. Крестьянские зерносушилки.
- Токарь самоучка.
- Подземный огонь. Дерево.
- Почвоведенье. Глиноведенье.
- Практическое огородничество.
- О табаке.
- Первые учителя винопития. О дурной болезни.
- Что такое заразная болезнь. О холере.
- Как поддерживается жизнь человека.
- Как устроено наше тело и как оно работает.
- Первая помощь при несчастном случае.
- Наука о жизни и др.
Так же перечисляются все школьные принадлежности: глобус, компас, карты Российской империи, лупа, магнит, весы и фунтовый разновес, счёты, счёты на подставках, бумага и т.д.