Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. Морозный солнечный февраль

Февраль. Ранее утро. Из-за кромки туч всходит еще не проснувшееся солнце, легкий ветерок, морозец чуть больше десяти, искрящийся на солнце снег и большой темный лес. Настроение отличное, погода сегодня для большой зимней прогулки. Дышится легко и свободно, а впереди целый день. 

   На кромке леса, одеваем широкие охотничьи лыжи, осматриваемся, засекаем время и вперед. В лес сегодня иду без ружья, даже рюкзак с собой не взял. В карман бутерброд и небольшая пластиковая бутылка с водой. А рядом гончая собака.

   Собаке только полгода, с охотничьей точки зрения она еще бестолковая, но вот прыти у нее, очень много. Взял я ее конечно специально, что бы «набила лапы», проветрила организм, привыкала к лесу и самое главное, израсходовала хотя бы часть электричества. А то дома от нее прохода нет, ей надо играть, кусаться, грызть любые предметы, рвать рукавицы и так далее. Побегав по лесу, собака должна устать и хотя бы следующий день полежать в будке.

   Сегодня рабочий день, думаю что народу сегодня в лесу не будет. За прошлые выходные, кстати, тоже с хорошей погодой, любители природы вдоль и поперек прочесали все лесные пространства.

   Но на чистом снежном листе видно, что народ стал современный, на лыжах почти ни кто не ходит. А вот от снегоходов, следов хоть отбавляй. Они пересекают поля вдоль и поперек, а так же по прямой идут вдоль кромки леса. Это специалисты в камуфляже «пасут» лесную животину.

   Иду на охотничьих лыжах по следу снегохода. Хотя на кромке поля, снег надутый ветром твердый и можно идти прямо по целине. По следу идти хорошо, ширина следа от гусеницы у современного снегохода, позволяет свободно умещаться широким охотничьим лыжам.

   А на запорошенном следе снегохода, впереди можно рассмотреть и много следов лесных обитателей. Им видимо тоже, бегать по чистому полю тяжело, поэтому они для передвижения выбирают накатанные трассы снегоходов. Даже косулю «держит» след снегохода. Ну а лису и собак, неизвестно откуда сюда забежавших, тем более.

  Моя собака с радостным беззаботным азартом носится по следу снегохода. Первые пятнадцать минут ее не интересовали следы, мелкие птички, ямки вдоль следов снегохода. Она радовалась свободе от поводка, утреннему солнцу, хрустящему снегу под лапами и отличной погоде.

   Пересекаю след узких спортивных лыж, след сегодняшний, человек прошел раньше меня. Какой-то энтузиаст или крепкий спортсмен тоже вышел на прогулку. Человек пройдя по полю, понял, что идти тяжело и свернул по пересекавшему мой курс другому следу снегохода, к лесу.

   А я продолжил свой путь по накатанной трассе. На небе, красивое утреннее зарево от взошедшего солнца. В который раз пытаюсь фотографировать, но как потом выясняется не может современная электронная техника передать неповторимую расцветку утреннего солнечного великолепия. А вот глаз человека видит это, но зафиксировать в такой тональности, конечно, не может.

   След идет вдоль кромки поля, я продолжаю движение по удобной колее. Слева, почти до самого горизонта  поверхность огромного поля. Из-за выпуклого рельефа местности противоположной кромки леса не видно и создается впечатление, что белоснежная равнина бескрайняя.

   А при свете яркого солнца, видно как его лучи, далеко впереди тебя, почти касаются поверхности снега на поле и от этого снег искрится и переливается разными цветами. Пытаюсь фотографировать поверхность снега с переливами. Для простого глаза отдельные искрящиеся снежинки на поверхности белого покрывала искрятся так, что слепит глаза. Но вот в объективе фотоаппарата они бледнеют и, при последующем просмотре на экране компьютера, они кажутся совсем мелкими и невыразительными.

   А следов между тем прибавилось. Вдоль и поперек поля идут гонные следы косуль, в лесу по кромке леса следы косули тоже в избытке и по ним, сверху, крупные следы, скорее всего собак. На поле видны следы лисы, она здесь мышкует. Много накопано ям и цепочка следов извилистая. Моя собака тоже проверяет все лисьи покопки. Она забегает в лес, делает небольшой кружок и вновь выходит на след снегохода.

   В это время собаку замечает пролетающий ворон. Еще не заметив собаку, он медленно пролетая над лесом, издает неповторимые звуки, похожие на вибрацию металлической пластины. Подобные «мелодии» от воронов, мне и раньше приходилось слышать. Но ворон, увидев собаку, перестает «музицировать», а, вылетев на открытое место, замечает  человека и с карканьем начинает кружиться вокруг нас. Его сопровождение продолжается в течении часа.

   На одном из участков, где стыкуются два соседних поля, след снегохода уходит в лес вправо. Это нам не по пути и поэтому мы заходим в лес и двигаемся наискосок к следующему полю, проглядывающему сквозь деревья.

   Вот здесь сразу пришлось признать, что идти в лесу по целине очень трудно. Лыжи проваливаются, как говорил один из моих напарников, до средины колена, и через каждые пятнадцать минут приходится останавливаться и восстанавливать дыхание.

    А вокруг огромное количество лежек от косуль. Лежки расположены метрах в двадцати от кромки поля. Значит косули, останавливаясь на ночь, просматривают пространство на кромке поля. И при возникновении опасности у них есть выбор, нескольких путей спасения. 

 

   Сначала пытался сосчитать количество лежек, но потом оставил это бесполезное занятие. Удивило другое. Лежки слегка припорошены снегом, значит, скорее всего вчерашние, а вот следы собак (или волков) совсем свежие. В некоторых местах, в следах собак, снег еще пересыпается.

   Выйдя на поле, вновь вышел на след снегохода и, так же медленно скатываясь под уклон, вышел к пресекавшей след квартальной. По ней так же накатанный след. И мы с собакой двинулись дальше.

   Замкнуть большой круг удалось через пару часов. Выйдя на кромку поля, но уже с противоположной стороны, я медленно поднялся в гору. Собака осталась сзади, на свежих следах лисы. На мои команды и окрики не реагирует.

   В этом случае проводим небольшой эксперимент. Прохожу немного вперед, до кустов, снимаю лыжи и сквозь мелкий кустарник, иду в обратном направлении, под острым углом. Должно получится так. Собака пробегает вперед, вижу ее и смотрю, что она будет делать. Обычно по снегу собаки след «отрабатывают» зрительно, а вот когда на тропах много заячьих следов, тут они уже должны работать носом. Та же ситуация сейчас.

   Собака, пробегая по следу, возможно носом учует меня раньше, чем увидит, что следы повернули в сторону. Опытная собака с этим нехитрым тестом справится запросто, а вот моя собака, первый год в полевых условиях, как себя поведет?

   Затаившись за бугром снега, жду, когда она прибежит. Через пару минут, собака галопом проносится мимо и никакого внимания на пригнувшегося человека за кучей снега не обращает. Добежав до конца следов, она останавливается и начинает крутить головой. Уши слегка подняты и весь ее вид выражает недоумение: где хозяин? Затем по следам в кустах, делает круг и выбегает ко мне. И тут на ее морде «расплывается» радостная улыбка.

   Но успел я прочитать собаке мораль и наставление, что в лесу надо пользоваться носом, как далеко справа послышался звук мотора. И снизу, прямо к нам, выехал снегоход.

   За рулем восседал крепкий мужчина, одетый в камуфляж, на голове пушистая белая шапка, на руках огромные цветные варежки. За спиной ружье в чехле. Конечно остановился и мы поговорили в течении получаса.

   Охотник удивился, что я на лыжах прошел такое большое расстояние и еще больше удивился, когда узнал, что я без ружья. Показывая на кромку леса, сказал, что там бегает стая волков, пытаются загоном поймать косуль. Именно их он и пытался сегодня увидеть, но безрезультатно. Кроме свежих следов, самих серых разбойников, увидеть  не удалось. Обменявшись мнениями и поговорив на охотничьи темы (где, что, когда, кто и сколько видел), разошлись своими маршрутами.

   Охотник предложил вывезти нас на снегоходе ближе к дороге, но я отказался. Основная цель моего сегодняшнего марш-броска, «укатать» собаку, проветрить, дать хорошую нагрузку и своему организму.

   Последний час, мы медленно двигались по следу снегохода и выйдя в чистое поле, где снег от ветра заледенел, я даже слегка пробежался. Ветер в спину и ноги сами с удовольствием увеличили темп движения и перешли на легкий широкий шаг. Это конечно не спринтерская гонка и не коньковый ход, но лыжи хлопали досками на следу, как в старые добрые времена. А собака отстала от меня на полкилометра и плелась сзади маленькой черной точкой.

   Посредине поля пришлось остановился, что бы перевести дыхание, посмотреть на отставшую собаку и заснять лежки косуль в чистом поле. Видимо охотник на снегоходе был прав. Косуль преследуют серые хищники и что бы отлежаться за ночь, а возможно это и дневные лежки, косули лежали в чистом поле на вершине бугра. Отсюда видимость во всех направления отличная и любого приближающегося врага, косули увидели бы издалека. Прокопав снег до земли, они отлеживались здесь какое то время, а затем, всем стадом, ушли на противоположный край поля.

   Дождавшись собаку, я снова в быстром темпе двинулся ко кромке леса. Еще некоторое время ушло на завершающий этап сегодняшней прогулки и в конце пути осталось почистить лыжи от снега, загрузить их в машину, а вот собаку пришлось грузить вручную на заднее сиденье. Самостоятельно заскочить в машину она не смогла. На этом небольшой марш-бросок, солнечным февральским днем, можно считать законченным.

 

 

Февраль 2020 г.                А.Копырин

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты