Копырин А.Л. Деревня Чебаки
В июле месяце стояла очень жаркая погода. Несмотря на такую жару, наш коллектив совершил два выхода на территорию района с исследовательскими целями. Один из пройденных маршрутов мы планировали сделать большим, но ввиду аномальной жары (так характеризовали погоду по телевизору московские синоптики), до конечной точки маршрута не дошли.
А конечной точкой нашего поискового маршрута должна была стать старинная деревня Чебаки. Расположена она была в Сухоложском районе, восточнее озера Беткулово. На сегодняшний день ее на местности нет. На озере Беткулово мы бывали не раз, но с западной стороны. Подъезд к озеру в этом месте представляет определенные трудности, поэтому в большинстве случаев мы добирались сюда пешком. А вот с восточной стороны, как нам рассказали, можно подъехать к самому озеру.
В этот раз на маршрут вышли небольшим коллективом. Инициатором, проводником и вдохновляющей силой как всегда, был заведующий музеем завода АТИ, известный краевед нашего города Рубцов В.Н. Вторым участником мероприятия, шел бывший житель деревни Чебаки Вячеслав Борисович Билюшов. В.Н.Рубцов предварительно переговорил с ветераном, взял у него интервью и заручился поддержкой старожила на предмет роли проводника. И третьим участником мероприятия являлся автор этих строк.
До села Светлого мы доехали на автомобиле по асфальтированной дороге. Дальше пошла грунтовая дорога, которая буквально через полкилометра перешла в обычную полевую дорогу.
Дорога по полям в относительно хорошем состоянии, для автомобиля повышенной проходимости, а сухая погода все мочажины превратила в проезжие участки. Дорога петляла живописными местами вдоль кромки леса, через небольшие болотинки, буйно заросшие кустарником и выходила на бугры посредине полей.
Вот отсюда отрывались прекрасные пейзажи во всех направлениях. Наш проводник рассказывал где находились поля, каждое из которых имело свое название, лесные колки, которые тоже именовались в определенном порядке. Поведал нам где было много грибов и ягод, где росла малина, в каких перелесках в былые времена было много зайцев и с какой стороны приходили к деревне волки.
Первая наша остановка была на большом бугре посредине полей. Здесь в далекие времена советского периода был небольшой поселок, в народе носивший название «Цыганский».
Название напрямую связано с реформами проводившимися товарищем Хрущевым Н.С. В послевоенный период, а это 50-е годы ХХ века, приняли решение о переводе цыганского населения на оседлый образ жизни. Им построили дома и приучали к сельскохозяйственным работам. Но цыгане ходили по соседним деревням, занимались попрошайничеством, гаданием и ворожбой.
На момент строительства в поселке были бараки и жилые дома двухквартирники, баня и работала небольшая мельница. Но к 1960 году в поселке осталось несколько домов, цыган уже не было, а в домах, было временное жилье для учащихся ремесленного училища, которых привозили из Асбеста на уборку урожая.
В деревне Светлой остался только один цыган, которого все звали дядя Ваня, работал он с лошадьми на конном дворе. Участвовал в скачках, которые ежегодно проводили на ипподроме в Сухом Логу.
Далее наш путь в течении получаса проходил по полям. С левой стороны в далеком перелеске, по словам нашего проводника, в прошлые времена располагалась овчарня, там разводили овец. В восточном направлении за кромкой полей, был большой пчельник. А мы остановились на очередном возвышенном месте, недалеко от развилки полевых дорог.
Полевая дорога на всем протяжении оказалась относительно проезжий и в будний день, здесь было размеренное движение. Мимо проехал колесный трактор, который конечно может проехать везде, затем проехала легковая машина иностранного производства. А в кузове машины стояли ульи, видимо их везли для установки в отдаленном участке леса. Где то здесь недалеко от озера, на кромке лесного массива, местный предприниматель держал пасеку.
А мы, стоявшие на высоком месте, осматривались по сторонам. Именно здесь на пологих склонах, которые виднелись рядом с нами, была старинная деревня Чебаки.
Для справки:
Деревня основана в ХYIII веке. Просуществовала до 1974 г. Как считали местные жители, деревня располагалась в глухом месте. Но через нее проходила старинная дорога от села Рудянского, через Знаменское на село Грязновское. Именно по этой дороге в 1918 году, со стороны села Знаменского пришла новая власть в виде Красной конницы.
В послевоенный период в деревне было тридцать восемь дворов. Семьи в тот период были большие, меньше троих детей не было. А в некоторых семьях было по семь, восемь детей. Работала школа, с двадцатью учениками младших классов, была библиотека, магазин, клуб. В деревне была кузница и мельница. Сушка для зерна с каменным полом. Электрическая линия проведено от села Светлого в 1955 году.
Население занимались сельскохозяйственными работами. До 60-х годов ХХ века в деревне был колхоз Ильича. Впоследствии в виду укрупнения, населенный пункт был присоединен к селу Знаменскому и стал назваться совхоз «Путь к коммунизму».
В деревне была ферма, более 100 голов крупного рогатого скота и недалеко от деревни летний лагерь для скота от Знаменки. На озере Беткулово разводили уток. На конном дворе содержали около сотни голов лошадей.
В 1967 году в деревне уже оставалось всего пятнадцать дворов. В 1971 году в деревне остался последний житель Кокнаева Ефросинья. Она целый год жила в деревне одна. После того как она уехала, на территории деревни оставался целым один дом. Дом кузнеца, который стоял далеко в поле, но впоследствии его сожгли.
На старых картах есть обозначение, что кроме озера Беткулово, которое можно считать крупным, в северо-восточном направлении было два небольших озерца. Одно называлось Чебаки. Второе было намного меньше и не имело названия.
Современные старожилы такой информации не знают. Но рассказывают, что действительно в том направлении были два небольших озера, которые они называли Большое и Маленькое. Потом на этом месте, были проведены мелиоративные работы, и после осушения площади, на всей территории обустроены покосы.
Глядя на раскинувшиеся перед глазами поля, понимаешь что сейчас, ни чего не напоминает, что здесь на протяжении двух столетий, было большое поселение. На сколько хватает глаз, плавные рельефы полей и лишь вдалеке виднелся одинокий тополь. Около этого тополя был дом кузнеца.
А вот здесь прямо перед нами, когда то был магазин, вон там располагалась школа и вправо от нас, в западном направлении уходила целая улица с жилыми домами.
На старом архивном плане в центре деревни обозначена часовня. Предварительно Владимир Николаевич занес в навигатор координаты и вот теперь на месте, включили прибор и он показал, что стоим мы в десяти метрах от некогда существовавшей часовни. Значит, чуть дальше был клуб и за ним мельница, работавшая от дизельного двигателя.
Все это нам рассказал Вячеслав Борисович, который отлично помнил все местные строения. И конечно прошли на место, где когда то был его дом. Это место в памяти старожила останется навсегда.
Когда мы застыли у дороги и наш проводник, сняв шапку, стоял на месте родного дома, где то далеко сзади «заголосили» журавли. Их гортанные крики слышны отчетливо и эти звуки как вечная музыка природы, как воспоминание о далеких годах, о счастливом детстве, о родителях, о той далекой жизни, что стала уже историей.
Дальше наш путь пролегал в сторону озера Беткулова. На берегах озера мы бывали не раз, в разные времена года, но с охотничьим и рыболовным интересом. И подходили к озеру с западной стороны. Глядя на современные карты и разглядывая ситуацию в компьютере со спутникового снимка, нетрудно заметить, что озеро со всех сторон окружено болотами. В этом мы убеждались и на местности. Неоднократные попытки, в летний период выйти на берег озера через болото, имели отрицательный результат.
По рассказам старожилов в старые времена подходы к озеру были другие. Зеркало воды, занимало большую площадь и по берегам, не было густых зарослей кустов и болотистых берегов. Пастухи, гонявшие колхозное стадо на водопой, выходили на чистый берег. По рассказам, берега озера заболотились после пожара, который произошел в военное время.
А с обеих сторон озера были устроены хорошие причалы, на озере имелись лодки. На западном берегу стоял дом лесника и от него тоже имелся выход к воде, где был причал для лодок. В осенний период на озере собирались большие компании охотников и рыбаков.
Если смотреть объективно при современном состоянии местности, имеется всего два относительно приемлемых подхода к озеру. Один с западной стороны, там мы бывали не раз, второй с восточной. А вот здесь то мы еще и не были. Зато неоднократно бывал наш проводник, бывший житель деревни, Вячеслав Борисович.
Последний раз он был здесь в прошлом году. Подход к озеру проходит по топкому участку местности и мы предусмотрительно захватили с собой сапоги. На берегу озера в небольшом перелеске любителями активного отдыха обустроен уютный стан.
Здесь установлен отличный стол со скамейками. Все это затянуто современным непромокаемым материалом. Обложенное камнем кострище и рядом металлическая тренога с крюком для подвешивания ведра или чайника.
От стана натоптанная тропа в камыши. И к нашему удивлению, подход к озеру был выложен почти новыми деревянными поддонами, которые позволяли выйти к урезу воды, не замочив ноги.
Как впоследствии нам разъяснил еще один старожил деревни Чебаки, это вероятнее всего на озеро возили приехавших немецких гостей. На Сухоложский цементный завод приехали хозяева, как сказали старожилы, с проверкой. И оказалось, что они никогда, в живую, на природе не видели лебедей. А на озере как раз живет несколько белых лебедей. И вот иностранцы посетили озеро Беткулово, посмотрели на лебедей и как сказали местные жители, остались довольны (не зря на берегу построен отличный стол со скамьями).
А мы вышли на восточный берег озера, осмотрели прибрежные заросли, остатки старинного настила из толстых плах, который уже находился под водой.
И так же увидели лебедей. Белоснежные птицы находились от нас далековато, почти на средине озера. Они медленно и величественно плавали на небольшом участке. Наши попытки заснять на фотоаппараты успехом не увенчались. А вот съемка с кинокамеры, на максимальном приближении, позволила запечатлеть красивых птиц.
Но пока мы пытались заснять лебедей и давали друг другу советы, как держать камеру, что бы руки не тряслись и куда смотреть, от нас из кустов выплыл большой утиный выводок. Утята тут же развернулись и спрятались в камышах, а утка с громким кряканьем отплывала и пыталась «вызвать огонь на себя». Увидели мы ее поздно и так же попытались зафиксировать на кинокамеру.
После обеда обменялись мнениями и пришло время возвращаться назад. Кроме того мы планировали заехать в село Знаменское и если повезет переговорить со старожилами, ранее проживавшими в деревне Чебаки.
Двигаясь полевой дорогой, увидели журавлей, большая часть стаи находилась далеко от нас, почти на кромке леса, а вот один, вожак или охранник, стоял недалеко от дороги. Вот его мы и засняли. Журавль увидев остановившуюся машину замер вытянулся вверх, приспустил крылья и видимо приготовился взлетать. Но после пяти минут фотосессии мы уехали, а журавль проводив нас, «расслабился» и вновь начал что то искать на поле.
Проезжая по полям любовались природой, большие открытые пространства, перелески вдали, теплая солнечная погода и петляющая полевая дорога. А навстречу из-за перелеска выезжает одинокий автомобиль. Поравнявшись, съехали с дороги, что бы разъехаться и… наш проводник узнал за рулем автомобиля своего брата, который в прежние годы так же проживал в деревне Чебаки.
Конечно, остановились, горячая встреча родственников, совершенно случайно в чистом поле, приятная неожиданность. Переговорили, объяснили цель своей поездки, а братья в течении получаса оживленно разговаривали, вспоминали прежние времена, состояние местности вокруг деревни, как ходили за грибами, на охоту, за ягодами. Вспомнили родственников и товарищей кто живой, а кто уже в мире ином. Но время не ждет, на прощание сфотографировались, обменялись телефонами и разъехались каждый по своим делам.
В селе Знаменском нашли родственников Вячеслава Борисовича и еще в течении часа беседовали на темы «как ране было». Валентина Федоровна Больных, в девичестве Валова, по возрасту старше нашего проводника, а женская память цепкая и рассказала она нам еще много интересного.
Но самое главное она показала альбом с фотографиями, в котором сохранилось несколько старых фотографий, сделанных в далекие года середины ХХ века в деревне Чебаки.
Жители на краю деревни; следующая фотография эта же группа у колодца;
группа школьников;
дети у ворот своего дома…
но нас поразила другая фотография. Вернее, дата,вырезанная на столбе, у которого сфотографировались две девушки. 27 июня 1941 года.
С чем связана дата, ветераны не смогли нам объяснить. Можно предположить, что в этот день они узнали о начале войны или в этот день, на фронт ушла первая партия мобилизованных.
Мы долго рассматривали старинные фотографии, задавали вопросы, вспоминали старое, делилась мнения по прошедшим годам и относительно современности. С любительских фотографий, невысокого качества середины ХХ века, на нас смотрело остановившееся время и сама история ушедшего от нас навсегда периода.
Поблагодарив ветеранов за информацию и сердечно распрощавшись, мы продолжили наш путь. Дорога к дому всегда ближе и короче. А мы получившие за день большой объем информации уже обдумывали дальнейшие действия.
Материалов мы набрали достаточно. Плюс ко всему, нам еще пообещали, как дополнительный материал архивного характера, так и старые фотографии.
Деловая часть сегодняшнего дня была закончена, а впереди нас ждет большая работа по монтажу фильма и работа по систематизации и обработке полученных материалов.
Июль 2020 г. А.Копырин