Яшина Р.М. Бараба (главы из рукописи). Покровские свадьбы
«…Бел снег землю покрывает, не меня ль молоду замуж снаряжают…»
С 1-го октября в сёлах начинаются свадьбы. Наши старушки выпадение снега на этот день считают счастливым предзнаменованием для обрученных. Тогда девицы говорили — «БАТЮШКА ПОКРОВ ПОКРОЙ СЫРУ ЗЕМЛЮ И МЕНЯ МОЛОДУ». Вначале было сватовство.
Родители жениха и сваха приходили в дом невесты и вели разговор о свадьбе, о её дате проведения и о других делах связанных с этим праздником. Заходили в дом невесты со словами: » У вас товар, а у нас купец у вас девица, а у нас молодец…» Этот день ещё называли «рукобитье». Первый день свадьбы начинался в доме родителей невесты и назывался «ОБРУЧЕНЬЕ». В назначенный час, молодые едут в церковь венчаться. Свидетелями на свадьбах всегда были близкие родственники жениха и невесты. За праздничным столом невеста дарит подарки свекрови и свёкру, называя их при этом МАМА и ПАПА. Подарки для родителей жениха предназначались самые значимые. Это могли быть сорочка, сарафан или ткань собственного изготовления. Жениху невеста дарила рубаху и штаны (иногда несколько пар) полотенце из лучшего холста своей работы и красный кушак. Подаренный невестой красный кушак охранял его от лихого ока, наговора и чужих жён. Невеста наделяла подарками крёстных жениха. Было важно заполучить благосклонность и других членов семьи, даря им платки, полотенца, кушаки. Жених дарил свои подарки на смотринах, на дивичнике или утром перед свадьбой. Подарки жениха состояли из верхней одежды, обуви и украшений. Молодые получали подарки от гостей, как на Обрученье, так и на Сокола. Празднование второго дня свадьбы проводили в доме жениха и называлось оно — «НА СОКОЛА». Невеста приходит в дом жениха с приданным. Во время вручения подарков жениху и невесте родителями и гостями, музыкальное сопровождение проводили певчие женщины. На каждое отдельное поздравление они придумывали и пели интересные припевки.
В нашем селе для этого, на свадьбы всегда приглашали Лескину Зою Алексеевну (по мужу Голомолзина). Она набирала группу девочек, проверяла их голоса, учили тексты и пели. За проведение свадеб им давали какие-то денежки. Зою Алексеевну, за её красивый голос приглашали в Уральский народный хор, но она из-за потери зрения вынуждена была отказаться.
Лошади, на которых возили молодых и свидетелей на венчание, всегда были красиво украшены. На дуги вешали обязательно колокольчики и цветные ленты. На лошадь сверху накидывали красивое покрывало. Катание молодых и гостей проводили на нескольких подводах, чем больше подвод, тем богаче свадьба. Смотреть свадьбу приходило всё село, кричали – «свадьба едет, свадьба едет». Гуляли по несколько дней. С этого дня сваты становились близкими родственниками, и приглашались к друг другу на все последующие праздники в обязательном порядке. Родственники так же, за время свадьбы знакомились и становились одной большой семьёй. Выпивать спиртное молодым на свадьбе не разрешалось. Не разрешалось оно так же в течение целого месяца. Это делалось для того что бы у молодых родилось здоровое потомство. К этому крестьяне относились очень серьёзно. Выпить разрешалось только слабенькую «МЕДОВУХУ», отсюда и название этого месяца «МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ». (Медовуха-3%-6% алкоголя)
Обязательным обрядом на свадьбах того времени, который имел место до середины прошлого века — был обряд первой брачной ночи. Приходился он как раз на празднование в доме жениха, на «Сокола». Свахи или крёстные заходили будить молодых, затем показывали гостям невестину рубаху «Светощату» (с пятнами). Если невеста «Щестна», то жених выходил к гостям со словами: «Зимою мак не растёт — а у нас расцвёл», и благодарит тестя и тёщу за их добрую дочь. Для самой невесты «Честь» служит верным залогом будущего супружеского счастья. «… Кака невеста с поведением, так свахи крашеные придут, румяны, тарелку с красным цветком принесут, рубашку и бутылку красного вина.» Молодые гостей обносили вином с завязанной на бутылке красной ленточкой. Гости при этом, одаривали молодых деньгами или подарками.
Этот обряд не прихоть, придуманная кем-то. Он имеет глубокий, магический смысл и заложен в прапамяти наших предков. Через кровь происходило воссоединение двух родов. Поэтому родителей «сына рода» называют свекровью и свёкром, что означает — своя кровь. Брачная кровь на рубахе невесты обеспечивала магическую силу и самой рубахе. С этого момента рубашка становилась оберегом для женщины. Её хранили в укромном месте всю жизнь. Например, при тяжёлых родах рубашка помогала, её накидывали на роженицу. Важным действом магии в этом было то, что рубаха была первой, а ко всему первому, в древности придавалось магическое значение. (Первый сын, как наследник, первенец от скота, первины урожая). Такое значение придают и сегодня, например — первой зарплате, на первый зубик у ребёнка, дарят подарки и т.д. Битьё посуды на свадьбе так же символизирует прощание со старой жизнью и началом новой.»Посуда бъётся к счастью,»- так говорят и сегодня. Будет новая посуда- с ней и новое СЧАСТЪЕ. Жизнь молодых в эти дни делилась на ДО и ПОСЛЕ, ведь соединялись вместе по сути двое чужих друг другу людей. У каждого свои устремления, привычки, слабости и что бы начать новую жизнь, как завещали им родные, «совет вам да любовь» нужно было проявить терпение, часто многое зависело от женщины.
Моя бабушка в гостях у мужа на службе. 1912-1913г. С гитарой её 1-й муж Лескин Павел Григорьевич.
Про одну такую свадьбу мне рассказала Мария Дмитриевна. Она девчонкой бегала смотреть «НЕВЕСТУ». Свадьба была у Берсенёва Григория Лазаревича. (1923-1925годы). У Григория было пять дочерей и один сын Иван. Иван был очень красивым парнем. О нём мечтали все девушки в селе. Иван закончил 3 класса земской Барабинской школы. Невесту для него сосватали в деревне Чудово. Лидия была богатая невеста, грамотная и очень красивая. Её отец, единственный богатый человек в своей деревне. Его дочь Лидия закончила гимназию. Свадьба была на Иванов день, Престольный праздник села Барабы. Свадьба была по любви, по согласию, очень красивая и богатая свадьба. Лошади были богато украшены, На свадьбу пришло смотреть всё село. Устинья Антоновна Берсенёва (моя пробабушка) была приглашена на эту свадьбу — тамадой. На проведение свадеб её приглашали в другие деревни. Она выносила к столу разные блюда и к каждому из них была придумана своя прискаска. Преподносить гостям приходилось и зажареного поросёнка и запечёную большую рыбу. Столы на свадьбах всегда старались накрыть богато и красиво. Когда семью раскулачили, Иван и Лидия покинули село вместе со всеми. Но благодаря её образованию, они с Иваном были определены в город Екатеринбург. Свадьба проходила в доме усадьбе, которая находилась там, где сегодня стоит памятник погибшим воинам в В.О.В.
Воспоминания Марии Дмитриевны Рубцовой.
Мой прадед Антон Васильевич Лескин жил со своей семьёй на улице «Подбилейка», У него был дом с флигелем на одном дворе. Дворы раньше были очень большими, нужно что бы могла развернуться лошадь с санями. Не зависимо у кого какой был дом большой или маленький, а дворы были у всех одинаковы. Женщины работали только дома, управлялись с домашним хозяйством. Мужчины работали летом у себя дома на полях, в лесу на заготовке дров, на сенокосе, а зимой уходили работать в город. В городе работали до апреля месяца. В апреле начинается вывоз навоза на поля, пока не оттаяла земля. Сами сеяли пшеницу, овёс, рожь, ячмень. По осени убирали урожай серпами, молотили, веяли всё вручную. Ездили на мельницу, запасались мукой. Взрослые дети (брачные пары) жили отдельно от родителей, во флигеле. Антон Васильевич и его жена, оставались проживать в доме. В их доме было всегда чисто, уютно. Столы для обеда накрывали в доме прадеда. За стол садились всей семъёй. Молодые семьи во флигеле, жили все вместе до тех пор, пока не обзаведутся своим домом. Дети спали на полатях, там всегда тепло и просторно. Взрослые спали на полу «повалкой» Стелили потники, сделанные из овечьей шерсти. Укрывались одеялами то же из овечьей шерсти, только потоньше. Утром постель сворачивали и убирали на печь. Работу по хозяйству женщины распределяли поровну. Одна печёт хлеб и готовит еду, другая занимается с детьми, третья ходит за скотом и т.д. Затем, чтобы не было никому обидно, они менялись. Работой, в общем, то были заняты все, «от мала до велика». Жили ведь только своим хозяйством. Поэтому к зиме было насушено и трав и ягод и грибов. Сушили горох, бобы, морковь.
Из моркови запаривали вкусный и полезный чай. Питались натуральной и здоровой пищей. На столы ставили кроме супа и каши, хлебный квас, напитки ягодные, творог, кисели. Молоко всегда ставили на стол 2-х видов, сырое и топлёное. Наедались все досыта. Пища готовилась в русской печи, она более томилась, чем варилась, поэтому была и вкусной и полезной. Готовить несколько блюд в одной печи должна уметь каждая женщина. Пиво для праздников то же варили сами. Раньше мужики употребляли больше растительной пищи, чем сейчас, да ещё постились, а были сильные и крепкие. Как правильно вести хозяйство, детей приучали с детства. Под какую культуру и сколько отвести земли, каждая семья решала самостоятельно. В доме деда постоянно жил один из трёх недоумков, которые ходили по дворам и просили милостину. В деревне жители жили дружно, кто не успел убрать хлеб с поля, помогали. Пьянниц и лодырей осуждали.
«…Когда над селом Бараба пролетал первый аэроплан, все село бежало за ним. Одни кричали железная птица…, другие молились на ходу, боясь, что это пришли антихристы. При появлении первого трактора на селе, все смеялись. » Какой-то низенький, длинненький, сам едет и шумит…»