Сухарев Ю.М. Площадка бывшего шахтерского поселка Черемшанка, 03.10.2021 г
Посещение поселка Черемшанка, расположенного вблизи жд.ст. Рефт, задумывалось давно. Осложняло дело то обстоятельство, что возможности подъезда поближе к площадке обычным автотранспортом практически нет. А в дождливую погоду не добраться и транспортом с высокой проходимостью, разве что квадрациклом.
Но в этот безводный год появилась возможность подъехать лесной дорогой к «железке» Егоршино-Богданович, а оттуда лишь километра 4-5 пешком до Черемшанки. В этот раз выехали втроем (я, Максим Шишминцев и Владимир Рубцов).
Теперь о поселке. Угольные копи Черемшанки входили в Егоршинское месторождение «черного золота», наряду с другими четырьмя (Бобровская, Ключи, Бурсунка, Клара и Лара). Начало разработки Черемшанского месторождения отнесем к началу 20 века, хотя точных данных нет. Известно, что его собственником был Верх-Исетский завод, принадлежащий наследникам графини Стенбок-Фермор, Надежды Алексеевны.
В 1918 угольные копи национализированы. А в 1920 г Черемшанская оставлена на консервации до 1924 г. В 1926 г она была передана Облтопу. По данным Административного справочника 1926 г «Черемшанская копь, в 23 верстах от ст. Егоршино. Бездейств.». В 1927 г. «Черемшанка» была официально закрыта. Бараки с нее перевозились на другие месторождения Егоругля.
По материалам разведок 1927 — 1931 годов были подсчитаны запасы каменного угля Черемшанки. Общая величина запасов по категориям B+C1+C2 определялась цифрой 2037,0 тыс. т.
В конце 1930-х годов на Егоршинские копи направлены шахтеры метростроя. Кроме разработки Буланаша, им поручили и расконсервацию шахты на Черемшанке. Установили копёр и стали срезать крепеж крышки входа. При этом в створ шахты попала искра. Произошел взрыв, копер снесло. Из людей никто особо не пострадал. Но было возбуждено дело и через следствие прошло 8 человек. Резчику по фамилии Вовочкин дали 8 лет за вредительство.
Более лютое наказание получили черемшанцы Зырянов Михаил Пименович 1910 г.р., м.р. Зырянов Павел Пименович 1902 г.р., проживали – Свердловская обл., Егоршинский р-н, п.Черемшанка, контрольный пункт, работали – электросети ст. Егоршино, первый электрообходчиком, второй электромонтером.. Арестованы 19 июля 1937г, осуждены 27 сентября 1937г. Расстреляны 1 октября 1937г.
Но в военное время шахта работала, работала еще и в 1950 е г. В 1969 г, по данным Сухоложского исполкома, в Черемшанке «недействующие угольные копи».
В 1920-е годы в Черемшанке было также пильное и кирпичное производство, в 40-70-е гг лесоучасток.
Теперь о поселке. По одним данным он появился (как населенный пункт) в 1912 г, по другим – в 1917 г. В 1928 г в Черемшанке проживало 7 семей, в них 15 мужчин и 12 женщин (всего 27 человек), из них 19 русские и 8 – татары.
В 1949 г, по воспоминаниям Коковиной, народа было значительно больше, работала 7-летняя школа, куда ходили учиться и дети со ст. 205 км (Рефт).
В 1969 г, по данным книги «Город Сухой Лог и Сухоложский район (ч.7), где поселок Черемшанка и ст. Рефт представлены вместе, здесь домовладений 49, население 307 человек. В поселке участок Химлесхоза и недействующие угольные копи. Начальная школа (31 чел. учащихся), детский садик (16 детей); фельдшерский пункт. Радиоузел. Красный уголок (зрительный зал на 30 мест). Население обслуживается двумя магазинами: Ирбито-вершинского сельпо и Трансторгпита.
Этот же источник сообщает о том, что «в 1942 году от разъезда 205 км была построена узкоколейная железнодорожная ветка (длиной 3,5 км) к шахте Черемшанка, которая была демонтирована в начале 1950-х годов в связи с консервацией шахты». Однако ветка показана и на карте 1920 гг… Вероятно ее разобрали в 1920-е, а во время ВОв снова восстановили.
В 1928 году Черемшанка относилась к Ирбитсковершинскому сельсовету.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20.08.1943 Черемшанка и п. 205 км. включены в черту рабочего поселка Алтынай.
В 1991 г образован Алтынайский сельсовет, куда включены и пос.Рефт (205 км), пос.Черемшанка.
Точной даты нет, но по косвенным признакам в конце 1990 г Черемшанка сошла на нет совсем.
Итак, едем…. Дорога не ахти, но Нива справляется. В этот раз и днище не зацепили.
С обочины сорвалась тройка косачей. Один из тетеревов сел на дерево и сделал вид, что его нет…
Все. У «железки» оставляем машину.
Кружит первый робкий снежок. Температура около нуля.
Пройдя километра 3 вдоль ЛЭП, сворачиваем на лесную дорогу к поселку.
Довольно скоро замечаем створ бывшего железнодорожного полотна.
Находим костыль, малого размера, еще какую=то железнодорожную железяку…
…а чуть позже и рельсу узкоколейки. Да, была узкоколейка.
Много больших и глубоких шурфов.
Около одного из них находим остатки какого-то инструмента.
Узкоколейка выводит нас к дамбе пруда. Обочины покрыты антрацитом.
Вот и пруд.
Дамба…
Одна из площадок поселка…
Находим несколько жестянок с одинаковым вырезом и указанием ГОСТа. Получается, они прикладывались к какой то местной продукции…
Панель от радиоприемника 50-х гг…
Основная площадка поселка.
А здесь, похоже, было кирпичное производство.
Остатки строений…
Еще один прудик.
Виды площадки.
Кирпичное серьезное здание. Ни столь разрушенное, сколь недостроенное, как мне кажется. Назначение не понятно.
Довольно скоро находим кладбище. Количество захоронений — несколько десятков. Есть совсем утраченные надгробья, однако металлические сохранились хорошо. За несколькими уход продолжается. Годы захоронения: сороковые -конец 90-х.
Кольчурин Виталий И. 1940-1969
Оставляем это печальное место…
Пытаемся найти шахты. И находим. Первая, правда, не понята: то ли заваленная шахта, то ли глубокий шурф…
но следуем указателям…
... и находим центральную, обвалившуюся, но с явным стволом.
В подтверждение возраста — кованный гвоздь.
Видимо, отвал этой шахты…
Из находок на площадке — также медная бляха, видимо, украшение конской упряжи.
На обратном пути история с косачами повторяется: все взлетели, один остался на дереве и дал себя сфотографировать.
Ю.С.