Копырин А.Л. Пироговский тракт зимой
Раннее зимнее утро морозного январского дня. На кромке дороги у леса большие снеженые сугробы, вот именно отсюда группа энтузиастов решила пройти большой маршрут на лыжах. Ну, так как в лесу много снега и он глубокий, туристы заранее договорились осилить маршрут на широких охотничьих лыжах.
Маршрут начинается от кромки леса у поля, распаханного вдоль дороги и выходит на старинную дорогу, которая неровной извилистой лентой пронизывает лесной массив в южном направлении. А дорога эта называется Пироговсикй тракт. Здесь часть путешественников уже бывала много раз и в разные времена года. Но основная масса туристов здесь впервые, как и впервые одели на ноги широкие охотничьи лыжи.
Когда путешественники встали на лыжи и начали «топтать» лыжню, вокруг было еще темно. А уже через четверть часа, когда подошли к началу старинной дороги, видимость стала отличной. Вокруг светло, легкий морозец, щеки у наших спутников раскрашены морозом, на воротниках и шапках легкий куржак от дыхания.
Прямо на повороте с поля на старинную дорогу стоит пятиметровая елка. На фоне не высоких в рост человека еловых посадок вдоль дороги, она смотрится большой. Но нас заинтересовало совсем другое. На елке, ближе к верхушке, большое количество шишек и висят они гроздьями. А как раз в это время всходит солнце и сквозь верхушки деревьев на несколько мгновений утренними золотистыми лучами осветило эти гроздья. И мы как раз в этот момент успели их сфотографировать.
С этого поворота дорога уходит в лес и нам по ней сегодня нужно прийти как минимум десять километров. Мы двигаемся друг за другом размеренным шагом, натаптывая лыжню, последнему человеку двигаться можно без особых усилий как по асфальту. Через полчаса спокойного хода с правой стороны видны большие покосы, плавным поворотом уходящие на кромку высокого соснового леса.
Чистое пространство покосов, как поле, видно издалека. На всём протяжении покосы укрыты ровным покрывалом снега. А прямо посередине покосов видим занесённый след снегохода. В лучах утреннего солнца снег искрится мелкими ослепительно белыми звездочками. Картина просто фантастическая. Фотографируем, хотя знаем, что даже на экране компьютера при большом увеличении качество восприятия натуральных красок и оттенков все равно будет не таким. Осмотрев местность и сфотографировав утренние пейзажи двигаем дальше.
На очередном повороте с левой стороны, сквозь редкий лес видны такие же большие покосы, которые с пережимами тянутся на несколько километров в Южном направлении. И если пойти по кромкам этих покосов в нужном направлении, можно выйти к большому лесному озеру.
Мы там так же бывали не раз, но на сегодняшний день у нас задача другая, нам нужно по «белой тропе», обязательно на лыжах, пройти по всей протяженности старинной дороги. В конце нашего маршрута мы должны выйти на старую Грязновскую дорогу и уже затем выйти на основную современную асфальтированную автотрассу.
Двигаясь по снежной поверхности, смотрим по сторонам. Слева и справа заснеженный лес, видимость хорошая, наш путь пересекают многочисленные следы косули, в одном месте прямо поперек дороги проходит набитая тропа кабанов. На протяжении часа пути нам удалось увидеть только один след зайца.
Пройдя почти половину пути, выходим к старой дороге, которая пресекает Пироговский тракт наискосок. Вот здесь уже невооруженным глазом можно определить присутствие человека. И на старой дороге и здесь на нашем пути многочисленные следы снегоходов, которые идут в западном направлении. Если по ним пройти до конца, скорее всего они приведут к лесной дороге, которая выходит на асфальт.
А мы двигаемся дальше по нашей дороге. Здесь на небольшом участке старая дорога идет вдоль высоковольтной, которая уходит в направлении города Богдановича. На всем протяжении нашего пути по краям дороги вырублены кусты и свалены наклонившиеся деревья. Мы здесь проходили осенью, в самое живописное время, когда лес был раскрашен удивительной осенней палитрой. И обратили внимание, что дорога была прочищена. На тот период мы предполагали, что дорогу почистили лесорубы для вывозки леса. Потому что вдоль нашей старой дороги постоянно выделяют делянки на вырубку леса.
Но прочищена она было только до пересечения со старой дорогой, на которой мы стоим. Дальше вся дорога была завалена упавшими деревьями, по краям заросла кустами и завалена валежником. Но на сегодняшний день к нашему удивлению дорога прочищена, кусты вырублены, упавшие деревья пропилены, валежник убран. Создаётся такое впечатление, что здесь планирует открыть движение или какой-нибудь спортивный маршрут. Но скорее всего, по нашим предположениям, столь интересные работы проведены для лесозаготовительной.
Пройдя ещё с полчаса, мы вышли на пересечении дороги с квартальной просекой. Эта квартальная просека является границами между Богдановическим и Сухоложским районами. Здесь следы снегоходов и квадроциклов почти как на асфальте и наторена отличная зимняя дорога. А мы идем дальше, снега в этом году выпало достаточно и ходить на широких охотничьих лыжах одно удовольствие. Но, самое интересное, в этом году кроме наших следов в лесу мы не видели ни одного лыжного следа. Только следы снегоходов. Или вывелись энтузиасты охотники или народ стал жить лучше и вместо лыж, предпочитает передвигаться по лесам на снегоходах?
По времени мы уже прошли почти половину маршрута, а время как раз близкое к обеду и поэтому было решено развести костер и остановиться перекусить. Увидев упавшие деревья, около которых можно развести хороший костер, мы оставили лыжи на дороге и пошли за дровами.
Как только мы шагнули с лыж в снег, так и провалились намного выше колена.
Хороший жаркий костер в зимнем заснеженном лесу, это очень интересное явление, у многих путешественников и туристов есть многочисленные описания как люди отогревались у костра, спасались от стужи и непогоды, да просто отдыхали. Но самое главное преимущество костра, это место где можно перекусить, вытянув ноги слегка отдохнуть и… спокойно поговорить. Видимо свежий воздух физические нагрузки, отсутствие шума цивилизации располагает к душевным разговорам. Вот и мы, разведя костер, расположились на валежине и перекусили домашними деликатесами. Обычно в зимний период, устроившись на обед у хорошего костра, можно посидеть с часик, при морозной погоде минут сорок. Это если ни куда не нужно спешить и время у вас не ограничено. А у нас зимний короткий день и времени осталось не так много.
Собрав рюкзаки, мы уже думали двинуться в путь, но в это время услышали звук работающего мотора. Через несколько минут к нам подъехали два снегохода с прицепами и на них большое количество наездников. Оказалось, что охотники, увидев дымок от костра, решили завернуть к нам на «огонек».
Кто кроме охотников, в морозную погоду, может «шляться» по зимнему заснеженному лесу? Вот и на этот раз оказалось, что Сухоложские охотники развозили подкормку по местам охотничьих кормушек. А на снегоходах сидели по три человека. И что самое удивительное — один взрослый охотник и двое пацанов, видимо взяли своих детей прокатиться по лесам. Возраст у них примерно семь, восемь лет.
Остановившись у нашего костра, они тоже решили пообедать, ну и детям погреть руки и самое интересное для них подбросить в костер сухих дровишек. Беседа и общение у костра получились содержательными, но быстрыми. Расспросили у них о состояние дорог, по котором они проехали, о дорогах которые уходят на большие Шадринские покосы и про дороги, которые отворачивают в Восточном направлении.
Оказалось, что они проехали только по своим кормушкам и полного ответа на наши вопросы дать не могли. В свою очередь они спросили, откуда мы идём и конечно очень удивились нашим лыжным маршрутом. Потому что в последнее время в лесах почти никто не ходит на лыжах. С интересом и комментариями рассмотрели наши широкие лыжи, задали массу вопросов на эту тему и в свою очередь рассказали, как они на правах чистого энтузиазма расчистили от кустов и зарослей ракитника полотно и обочины Пироговского тракта. Оказалось, что содержание старинной дороги в мало-мальски приемлемом состоянии кроме охотников энтузиастов ни кого не интересует.
Но наш сегодняшний маршрут рассчитан по времени и мы двинулись дальше. Полотно дороги до поворота прокатано снегоходами, а дальше опять чистое белое безмолвие. Посматривая по сторонам, подходим к пересечению Пироговского тракта с квартальной просекой. Это граница Сухоложского и Белоярского районов, здесь установлены аншлаги и дальше по дороге в Южную сторону это уже территория государственного Богдановического заказника.
Что такое Заказник понятно любому охотнику, грибнику и тем, кто часто бывают в лесу, это наверно естественно. Но вот посмотрим на это с другой стороны. Буквально в двадцати метрах от границы на территории Заказника, вдоль дороги все снежное покрывало истоптано многочисленными следами. Здесь следы лосей, кабанов, но подавляющее большинство следов косули. Так и хочется сказать, что лесные звери умеют читать и они знают что на территории заказника охотиться нельзя. Поэтому прямо вдоль дороги большое количество следов, лежек и заметных участков где звери кормились.
Проходя дальше вдоль дороги мы были не то что удивлены, мы были поражены количеством лежек, которые были устроены не только на высоких местах, но и на южных склонах бугров, а так же у стволов толстых деревьев, но тоже с южной стороны. Значит, здесь звери грелись на солнце. А вокруг огромное количество следов, в некоторых местах площадки утоптаны косулями так, что держат вес человека.
Выйди на высоковольтную, мы осмотрелись и ответ почему здесь столько следов косули нашелся сразу. По краям высоковольтной линии рубят лес, его сложили штабелями. А обрубленные вершинки деревьев свалены в кучи. Вот вокруг этих куч и большое количество следов лесных животных, они приходят сюда кормиться.
Осмотрев всё это, сфотографировали и двинулись дальше. На высоковольтной хорошая накатанная колея от снегоходов, а на нашей дороге, по которой мы должны двигаться дальше, ни каких следов нет.
Ещё полчаса хода по трассе Пироговского тракта, который проходит по высокоствольному сосновому лесу, и мы дошли до кромки свежего выруба. Он занимает очень большую площадь и расположен между квартальной просекой, линией высоковольтных передач, металлические опоры от которой видны вдалеке, и старым Пироговским трактом.
Но ради справедливости надо заметить, что на месте выруба произведены посадки и молодая поросль ёлки и сосёнки, в некоторых местах выше человеческого роста. И здесь вдоль дороги большое количество следов косули, лёжки располагаются иногда рядом друг с другом, иногда на небольшом отдалении, но такое впечатление, что косули в этом месте столько, что даже не сосчитать.
А вот следов зайца нет на очень большом протяжении. И в этом же районе не наблюдается следов куницы и белки.
Осматривая следы косули и места расположения лежек, мы между собой пошутили, почему косули лежат поодиночке, хотя лежки буквально в метре друг от друга. Почему они не ложатся все вместе, как говорят в народе спина к спине. Прижавшись друг к другу наверно все равно было бы теплее. И каково было наше удивление, когда мы, пройдя метров триста, на кромке дороги на солнечной стороне склона увидели именно такое расположение лежек. Косули лежали рядом друг с другом, хоть не тесно прижавшись, но видимо соприкасаясь теплыми шкурами. В этом месте мы насчитали шесть лежек в ряд.
Еще полчаса хода и мы вышли на старую Грязновскую дорогу. Это уже почти конечная точка нашего маршрута. Здесь на развилке старинных дорог нет ни одного следа от снегохода, только следы косуль. Осмотревшись по сторонам, мы сфотографировались и зафиксировали состояние местности на этом участке. Двигаясь по старой Грязновской дороге на выход к цивилизации, поглядывали на часы, солнце клонилось за вершины деревьев, но было еще светло. Нам до асфальта остается еще минут пятнадцать неспешного хода по лыжне.
День прошел отлично. Солнечная морозная погода с утра, пройден большой интересный маршрут на лыжах по целине. По ходу движения сделано большое количество кино и фото съемок, зафиксировано состояние местности на цифровые носители и по материалам будут сделаны фильм, написаны статьи, а так же большое количество фото которые будут размещены на сайтах, с которыми мы сотрудничаем.
Но самое главное, это хорошее настроение, положительные эмоции, энергия и бодрость духа. И конечно коллектив, который прошел непростой маршрут с шутками и смехом. В конце маршрута уставшие туристы уже наметили другие не менее интересные трассы. Дело за не многим: нужно время, погоду и начальный импульс в виде команды – идем в следующую субботу!