Копырин А.Л. Разбудил
Середина декабря, погода стоит хорошая меньше десяти градусов мороза и вчера подсыпало снега, так что самое время с утра по свежей пороше пойти в лес с собакой и погонять зайцев.
Погонять зайцев, конечно, громко сказано, сначала его надо найти, этого зайца, а уж потом гонять. И как сказал один из моих товарищей, косули в лесах стало больше чем зайцев.
Наверно это так, потому что начиная со снежного периода следы косуль встречаются постоянно. А вот следы зайцев были в большом количестве только в начале сезона по первому снегу. И как высказал предположение один из наших охотников, что зайцев не так много.
Первый снег, выпавший в ноябре, пролежал долго, его заново не подсыпало наверно больше двух недель. И поэтому, объясняя большое количество следов, мой товарищ сказал, что зайцы радовались первому снегу и бегали в свое удовольствие. Действительно следов зайца было много, даже рядом с жильем и около садовых участков. А вот когда снег стал подсыпать в декабре, по следам выяснилось, что зайцев не так много или они сменили место проживания. В тех районах, где в начале сезона все было затоптано зайцами, к декабрю месяцу следов просто не осталось.
Приехав лес затемно, выпустив из машины собаку, двинулся в сторону болота, которое находилось в середине леса, там неделю назад собака погоняла двух зайцев. И я перевидел обоих. Как говорили мои старшие наставники, они всегда во всем сомневались, это один и тот же заяц. Мне большой разницы нет, один заяц или два. Просто надо собаке дать возможность поработать на свежих следах зайца, что бы выветрились из ее головы дурацкие мысли бегать по следам козлов.
В прошлый выход в лес, уже в конце дня, встретил знакомых охотников. Они порядком уставшие, организовывали загон на косулю между двумя вырубами. И бегали они по лесу интенсивно уже вторую неделю, потому что сроки купленной лицензии заканчивались.
Так происходило всегда. Стоило пойти в лес с лицензией, как зверь тут же убегал в другой район. Неоднократно разговаривая в городе со знакомыми охотниками, обратил внимание, как они жаловались на отсутствие зверя при выезде в лес с лицензией. У меня любой выход в лес, почти в любой район, всегда отмечался встречей с косулями или лосями. Стрелять их я конечно не собирался, а вот сфотографировать не против. Но когда видишь глазом соскочившего перед тобой зверя, кажется он стоит вот в десяти метрах, а пока достаешь фотоаппарат или телефон… Пока включаешь, звери передвигаются и уходят или в сторону или в чащу леса. И фото получается очень среднего качества. Но, несмотря на это, фотографировать все равно стараюсь при каждом удобном случае.
А вот следы косули в лесу встречаются практически везде. Вот и на это раз, двигаясь к болоту по кратчайшему расстоянию, надеялся дойти и не встретить свежего следа. Но псина бегает широко и где то опять прихватила след косули и молча ушла. Обычно собака прибегает, фиксирует свое присутствие и потом снова убегает. Пока шел по квартальной она прибегала много раз, а к тому времени, когда я пришел к болоту, она куда то ушла. Пришлось достать охотничий рог и начать гудеть.
С музыкальными способностями и со слухом у меня проблема, поэтому приходится извлекать простые громкие звуки как гудок паровоза. Товарищи, которые ходили со мной в лес, говорят, что слышно далеко и собака должна прибегать без проблем. Но псина куда то ушла или может по следам где то «работает», но мне от этого не легче.
Заячьи следы начинаются на самой кромке болота, правда они не свежие, но наверняка где то середине болота есть и сегодняшние. Как бы хорошо собака забежала в середину болота, подняла косого, а я вот тут его и подкараулил. Но…
Приходится самому залазить в середину болота, топтаться в кустах, перелазить кочки и внимательно поглядывать на заячьи следы. Хорошо болото промерзло, на отдельных участках идешь по льду, но вот если провалишься, тогда придется идти в лес, костер, просушка и т.д.
В середине болота следов конечно с избытком. Есть и свежие, а основное количество конечно старые. Есть и основательно присыпанные снегом, значит, заяц здесь живет давно. Да и как по другому, если он уйдет в большой лес, там его быстро «приголубят», а здесь в болоте в кустах среди всякого хлама, собака и та наверно найдет не сразу. Вот и я, потратив больше часа времени, зайца не поднял, сам весь в мыле и собака не прибежала, на что я сильно надеялся.
Выбравшись из болота, отойдя метров на триста в высокоствольный лес, на бугре увидел большую упавшую сосну. Отличное место для костра, ну и конечно для обеда. Выбирая место недалеко от болота в тайне надеялся, что все-таки псина придет и можно будет «взбодрить» косого, а если получится, то и взять в плен.
Скинув рюкзак, первым делом, конечно, потрубил в рог, несколько паровозных гудков во всех направлениях и снова за дрова. Периодически громко покрикивал голосом, звал собаку по кличке и кликал ее на «псину» и «собака иди сюда», но бесполезно. К тому времени, когда разжег костер и устроился на валежине с бутербродами в руке, я наверно раз десять потревожил лес своими громкими протяжными гудками. Но собака не пришла.
Перекусив домашними «деликатесами», запил все это горячим чаем из термоса и, вытянув ноги к догорающему костру, замер на десять минут. В лесу тишина, даже сучки в костре уже не потрескивают, костер догорает почти бесшумно. Легкий ветерок по кронам деревьев шелестит хвоей. Даже вороны не каркают. Сидеть становится прохладно, нужно двигаться и, наверно, надо пойти в обратном направлении, оставить время на поиски собаки.
Беру в руки охотничий рог, еще раз десять тревожу лес паровозными гудками во всех направлениях и вновь замираю. Прислушиваюсь, вдруг дурная псина вот сейчас и прибежит. Встав с валежины, еще несколько раз во все горло кричу в четырех направлениях по сторонам света и начинаю собирать рюкзак. Перед тем как засунуть рог в рюкзак, еще несколько раз произвожу не очень музыкальные громкие звуки. Тишина, собаки нет, костер почти потух, от углей поднимается сизый дымок. Кругом снег, пожара не будет, оставляю все как есть и развернувшись, медленно двигаюсь в восточном направлении, там квартальная и по ней можно выйти на дорогу и еще с часик пешком, а там высоковольтная.
Только начинаю спускаться с бугра, где сидел у костра, метрах в ста из кустов встает лось. Я замираю. Стрелять, конечно, не собирался, а вот сфоткать неплохо бы. Прикинув расстояние, понимаю, что для фото с телефона расстояние большое. Лось, темно коричневой масти, стоит ко мне левым боком, повернув голову в мою сторону смотрит, как мне показалось, из под насупленных бровей.
Мне даже показалось, что я понимаю его мысли:
— Ну, ты достал! Поспать спокойно не даешь! Орал тут целый час, ветки ломал, костер разжег, в трубу свою медную гудел, ну сколько можно…
Осуждающе качнув головой, он медленным шагом ушел в северном направлении.
Фото с сервиса Яндекс картинки.