Копырин А.Л. К Черному озеру
Любой поисковый маршрут начинается с информации. Кто-то что-то рассказал или где-то прочитал или есть воспоминания нашего старшего поколения о каких-то интересных объектах или промышленных сооружениях. А так же других объектах, которые можно отнести к периоду активного промышленного освоения нашего района.
Здесь можно сказать по фактическим откликам и вопросам, которые задают интересующиеся люди, вопрос узкоколейный железных дорог не безразличен многим. На сегодняшний день эта тема очень интересна и пользуется большой популярностью на просторах интернета. Вот и к нам поступила информация о возможном нахождении трассы узкоколейной железной дороги в лесном массиве южнее Чёрного озера.
Выбрав один из сентябрьских дней, мы решили проверить эту информацию быстро и оперативно. Проводником и инициатором мероприятия как всегда выступил заведующий музеем завода АТИ, известный краевед нашего города Владимир Николаевич Рубцов. От Рефтинского объединения краеведов на маршрут вышел Председатель РОРК Ю.М.Сухарев и краевед Н.В.Клюкин, который принимал участие во многих, иной раз очень трудных, поисковых маршрутах. И в этот раз с нами вышел на маршрут бывший житель нашего города, а теперь гость из С-Петербурга Р.М.Наумов. Он активно интересуется историй города и района и вышел с нами не просто ради спортивного интереса. А замыкающими в поисковой группе шел автор эти строк.
Предварительная информация о нахождении в лесном массиве узкоколейки была получена нами пару лет назад. На сегодняшний день появилась небольшая схема с районом возможного расположения железнодорожных путей. На основании схемы имевшейся в наших руках пришли к заключению, что предполагаемый район расположения узкоколейки находится южнее Чёрного озера. На современную карту перенесли ситуационную схему и отправились в путь.
Наш маршрут начался от берегов реки Большой Рефт. Выйдя на берег современного водоёма, который находится на базе отдыха «Бодрость» мы конечно удивились. Некогда полноводный водоём, который в прежние времена назывался Плотиной, где любили отдыхать и загорать большая часть населения нашего города, на сегодняшний день почти полностью обмелел. Если около самой плотины и шлюза вода ещё есть, то дальше в верховьях реки Рефт, куда уходит водное пространство за линию электропередач до самого Островного кордона, от реки остался двухметровый ручей. А по краям в сторону берега, обнажились донные отложения, которые полностью высохли и потрескались. Некоторые наши товарищи определили это зрелище как марсианские пейзажи, другие сказали что это пустыня Каракумы, ну и было сравнение с высохшими берегами Аральского моря.
Зрелище конечно удивительное. По фактической ситуации можно определить глубину водоема, в некоторых местах берега пологие, а на некоторых участках почти обрывистые. Там где растительный слой подходил к самому урезу воды, в берегах видны глубокие норы, скорее всего это работа бобров. На кромке водоема ближе к берегу есть песчаные отмели, а есть участки отсыпанные мелким фабричным щебнем, это скорее всего сделано на стадии строительства водоема. И в остатках донных отложений, почти на протяжении всего водоема видны пеньки. Некоторые с метр высотой, есть приличные в диаметре, но интересно другое. На торцевом срезе пенька, простоявшего в воде более полвека, отчетливо видны годовые кольца. Сейчас, когда пеньки наполовину просохли, эти годовые кольца имеют разную окраску черно-белого цвета. Через одно кольцо идут светлые и темные кольца, «как наша жизнь» — сказал один из наших товарищей, белое-черное…
Часть пути мы прошли по берегу отступившего водоёма, внимательно все осмотрели и конечно зафиксировали это явление на кино и фото цифровую аппаратуру. Дальше поднялись на берег в лесной массив и лесной дорогой двинулись в сторону Сорочьих искал. На Сорочьих скалах мы бывали много раз, но как оказалось не все. Некоторые наши товарищи, принимавшие участие в сегодняшнем походе Сорочьи скалы видели только на фотографиях и знают о них по рассказам знакомых. Поэтому решили завернуть и не упускать возможности лишний раз посетить, посмотреть и сфотографироваться на этом интересном объекте природы.
Здесь же устроили небольшой перекур, благо на вершине сохранилась скамейка. Сначала конечно спустились к подножью скалы, прошли, посмотрели в каком состоянии находится каменные кладки и конечно немного покритиковали современных путешественников и туристов, которые бросают банки из-под пива, пустые пластмассовые бутылки и какие-то особо грамотные (это, скорее всего, тинэйджеры) засыпали подножие скалы рваными бумажными остатками, наверняка очень интересной книги. Выбрав место сфотографировались около этого объекта и, поднявшись на верх, отдохнули на скамейке.
Для справки:
Сорочьи скалы, находятся в верховьях реки Б.Рефт. Старое название Серый камень, Обора (с ударением на вторую букву О), Соколиная гора. Известны с ХIХ века. В документах путешественников ХХ века описаны как Березовая гора. Морфологический памятник природы.
Дальше наш путь лежал почти строго на север. Ещё несколько километров мы шли по хорошей наезженной дороге, конечно же обращали внимание на засохшие грибы грузди, маслята, бычки. При движении осмотрели боковые отходящие тропы, которые можно различить по хорошо утоптанной траве. И зрительно зафиксировали несколько елок, сохранивших остатки Новогодних нарядов. Кстати сказать, в таком виде они стоят вдоль дороги уже несколько лет.
К обеденному времени мы приблизились к площадке, которая обозначена на схемах как предполагаемая площадка нахождения узкоколейки. Обед прошел, как говорили раньше по телевизору, «…в теплой дружественной обстановке…»
После обеда мы осмотрели ближайшую местность, сделали небольшой круг по лесным просторам, которые находятся вокруг предполагаемого места узкоколейки, но к сожалению не нашли никаких признаков узкоколейной железной дороги. К таким признакам можно отнести узкие просеки, ведущие в любом направлении. Кроме того должны быть земляные насыпи, на которой располагались железнодорожные пути или остатки шпал, ну и в самом лучшем варианте, где-нибудь должна валяться кривая рельса.
При одном из наших экспедиционных походов в северную часть Асбестовского района, это в район головных водозаборных сооружений, мы, также двигаясь по лесу, нашли сочленённые три рельса, которые в отличном состоянии, конечно изъеденные ржавчиной, лежали на поверхности земли. Есть еще один косвенный признак, по которому можно определить районы интенсивной рубки в середине прошлого века. На площадях больших вырубов, которые подвергались сплошной вырубке, в современное время растет береза. Это проверено на практике по территории за Северо-пролетарским отвалом и в районе базы «Чайка». А здесь в районе южнее Чёрного озера лес смешанный и с большим преобладанием ели, а так же много мелких высохших болот.
В обратный путь мы решили двинуться по другой дороге, чтобы не возвращаться по пройденным тропам. И может быть увидеть что-то новое или возможные признаки хотя бы прорубленных просек. В этот раз современная цифровая техника нас подвела, а может магнитные бури на солнце или какие другие аномалии. Но три современных телефона в середине леса отказывались показывать карты. Пришлось пользоваться старым проверенным прибором под названием компас.
При движении по лесной дороге увидели ответвление вправо, которое было хорошо натоптано, по компасу сориентировались, оно идёт в нужном нам направлении. Недолго думая, повернули и через полчаса вышли на берег лесного водоёма. Внимательно осмотрев местность, увидели, что это скорее всего какой-то старый заброшенный прииск. Владимир Николаевича определил его как прииск, работавший на цветные камни. При возможности всё это будет проверено в архиве.
А сегодня по ситуации на местности горные работы состоят из двух четырёхугольных неглубоких разрезов. На сегодняшний день они заполнены водой и заросли болотной растительностью. По южной части прокопана ещё одна горная выработка, которую можно отнести к сливной канаве, но ширина её порядка 15 м и она идёт зигзагом. Скорее всего это тоже часть горных разработок. С левой стороны небольшое болото, куда видимо и сливалась вода. Современный вид говорит о том, что конечно всё заброшено и разработки эти можно отнести наверное в середине XIX века, период когда открыли изумруды на речке Токовой. А возможно здесь проводили работы и 50-х годах прошлого века, когда Малышевская ГРП активно работала вокруг города.
А сейчас сюда протоптана хорошая тропинка с посёлка Изумруд и на местности мы увидели, что оставлены рогатки от удочек, значит сюда приходят рыбаки. Оказалось, что в водоеме есть карась. При нашем приближении рыба начала плескаться и В.Н.Рубцов определил не только наличие рыбы, но и название.
Дальше было принято решение вернуться на тропу, по которой мы шли, и оказалось, что совсем рядом квартальная просека. По ней мы двинулись в Восточном направлении в надежде подсечь любую дорогу которая идёт на юг. А в результате наш путь пролёг по лесу, по густым посадкам, по заброшенным покосам, по сухим на наше счастье болотам с высокими кочками. Некоторые болота преодолели поперёк, а другие, как оказалось, прошли вдоль. Немножко поплутав, как говорят, на ровном месте и пройдя приличное расстояние по буреломам вышли на квартальную.
На квартальной мы увидели, что здесь относительно хорошая дорога всё натоптано и ходят люди. Было принято решение идти по квартальной и спокойно шагая прогулочным шагом, поглядывали по сторонам для того чтобы найти дорогу в Южном направлении. В одном месте увидели железобетонный пасынок. Сначала мы решили, что это сооружение от столба для линии электропередач. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это бетонная пирамида. Её можно было отнести наверно к прошедшим векам, но сбоку находилась петля из стальной проволоки значит, это изделие советского времени и скорее всего после военного периода, когда здесь работала Малышевская ГРП.
Этот бетонный столб, установленный на пересечении квартальных, скорее всего при помощи его выставлена и закреплена какая-то граница. Вокруг мы не нашли никакой дополнительной информации, точно так же как не увидели на самом столбе ни какой маркировки. Наша дорога продолжилась и дальше в течение нескольких часов мы двигались в обратном направлении, чтобы прийти в начальную точку нашего маршрута. По мере движения нам пришлось несколько раз останавливаться передохнуть, выпить чайку, перекусить.
Но в конечном итоге вновь вышли на берег водоёма базы «Бодрость» и прошли вдоль кромки леса. К нашему удивлению на грязи оказались свежие следы. Из леса выходили косули и пытались перейти на противоположную сторону водоёма, но так как грязь оказалась очень вязкая и видимо они провалились глубоко. Не дойдя до уреза воды, они вернулись обратно и ушли в лес. А возможно они ходили напиться воды, потому что все лесные ручьи пересохли. Такие следы косуль и лосей на берегу водоема мы увидели в нескольких местах.
На сегодняшний день наш маршрут пройден информация получена, результат немного огорчает, мы не нашли даже вероятного района где могла работать в прежние годы узкоколейка. Но с другой стороны этот маршрут и информация о нахождении в этом районе узкоколейки повод для опроса местных жителей старшего поколения и для того чтобы обратить внимание на архивные документы, когда будем проводить поиск других артефактов.
Изучая документы по одной тематике можно наткнуться на какую-то информацию, которая несёт параллельные факты или по отправке людей на лесозаготовительные работы или выделение инструмента, а так же гужевого транспорта, что в послевоенные годы имело широкое распространение. Есть ещё много второстепенных тем, которые могут пролить свет на данный вопрос.
Значит у нас осталась ещё не закрытая тема и возможно мы сюда вернёмся, может быть даже и неоднократно, но, по крайней мере, двигаясь в этом районе мы будем иметь в виду, что где-то здесь была узкоколейка и возможно под слоем земли лежат костыли или рельсы. И скорее всего надо будет теоретически определить, от какого пункта могли идти узкоколейки. Возможно, дорога существовала для лесозаготовки и производились вывозка древесины на поселок Изумруд или на поселок Свердлова. Есть вероятность, что лесозаготовки проводились от Островного кордона. Зная направление расположения железнодорожной ветки, можно ориентировочно определить откуда она шла. Так что впереди у нас ещё много интересных маршрутов.
Сентябрь 2022 г. А.Копырин