Сухарев Ю.М. Георгий Азряков – первый священник Успенской церкви Асбестовых копей
В 1985 г вышла в свет книга Алексея Ивановича Чечулина «Асбест». Интереснейшая книга читателями просто «проглатывалась» и вряд ли они, после первого прочтения, запомнили фамилию одного из многих героев повествования – священника Азрякова.
Между тем, Георгий Ермолаевич Азряков в определенный период был видной фигурой на Асбестовых копях. Это признавал и А.И.Чечулин. «Большинство рабочих, особенно сезонники, уповали на бога, хотя и знали, что Георгий Азряков, местный батюшка, любит балагурить и пить горькую, что не совсем приличествует духовному сану»[1].
Трудно сказать, характеризуя о. Георгия, пользовался ли автор чьими то свидетельствами, либо применил собственное видение. На единственной сохранившейся фотографии священника он не выглядит балагуром или бражником. Впрочем, спорить не будем, а просто приведем известные (на сей момент) сведения о жизни Георгия Ермолаевича. А также о его предках и потомках.
Азряков Георгий Ермолаевич родился 20 октября 1880 г [2]в г. Уральске – войсковом центре яицкого казачества. Выходец же он из мещанства. Мещанин это житель города, не относящийся к привилегированным сословьям, не находящийся на государственной службе. Ремесленники, приказчики, мелкие торговцы – вот примеры мещанского бытия.
О мещанском происхождении Георгия Азрякова известно из данных его сестры Анны Ермолаевны, служившей в 1905-06 годах в Екатеринбургском епархиальном женском училище помощником воспитателя[3].
Азряковы – фамилия редкая, если не сказать уникальная. Единственное гнездо ее носителей – в дореволюционном Уральске. Не часто, но встречается она в местной газете — Уральских войсковых ведомостях. Не вызывает сомнения, что все Азряковы этого казачьего центра – от одного корня.
Газета за апрель 1884 г сообщает, что некая ученица Азрякова внесла деньги за право обучения[4]. Еще одно извещение: в 1901 г Азрякова Анна окончила 8 класс женской гимназии со званием домашней учительницы[5]. Это сестра Георгия, Анна Ермолаевна, которая в 1905 г служила в церковно приходской (смешанной) школе имени Иоанна Кронштадтского при Казанско-Богородицкой церкви (единоверческой) г. Уральска (в этот же год переселилось в Екатеринбург, на службу в епархиальное женское училище)[6].
1905 г. Русско-японская война, взрыв патриотизма. Азряков Ф. делает пожертвование на сооружение иконы для поднесения Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу. Азрякова А. (вероятно, Анна) жертвует в пользу Общества Красного Креста деньгами, вещами и материалом для раненных и больных воинов на Дальнем Востоке. Азряков Ермолай вносит средства в пользу больных и раненных воинов в военных госпиталях на Дальнем Востоке, поступающие на имя склада Александры Федоровны в г. Харбине.[7]
Азряков Ермолай – безусловно, отец нашего героя. На одной из фотографий начала 20-го века двое Азряковых г. Уральска. Старший некоторыми чертами похож на Георгия. Не отец ли? Это очень вероятно. Впрочем, в книге «Люди старого Уральска»[8], где помещено фото, указано, что это Аггей Ермолаевич Азряков, получается — брат нашего героя.
Чем жили Азряковы? Обучение детей в гимназии стоит не дешево. Как видим, Азряковы могли позволить себе и жертвовать на нужды общества.
Возможно, ответ на вопрос даёт перечень персон, упомянутых в Уральских войсковых ведомостях за 1913 год. Азряков мастер получил за золочение напрестольного креста 5 руб.[9]
Упомянутая книга называет профессию Ермолая Азрякова: металлист. Жил на улице, которая стала называться Советской, в доме № 54 (2-я часть г. Уральска). Умер в 1922 году в возрасте 73 лет..
Но металлистами Азряковы были тонкой работы и умелыми. Аггей Ермолаевич за серебряные изделия в 1891 г был награжден комитетом Уральской областной выставки наградой второй степени. К 1911-13 гг он вел учет городских извозчиков и выдавал им жетоны. Часто жертвовал. В 1912 г был одним из благотворителей учрежденной для учащихся женской войсковой гимназии стипендии в память столетней годовщины Отечественной войны 1812 г. В 1915 г получил благодарность от студентов за помощь при проведении благотворительного вечера. Был присяжным заседателем (1915 г)[10].
Была еще одна заметная ветвь рода Азряковых в Уральске, ветвь Филимона (Фолимона) Азрякова. Скорей всего это брат Ермолая, но подтверждения тому пока нет.
Получается, Азряковы занимались работами с драгметаллами… Самым крупным заказчиком, ясно, являлась Церковь. Это может объяснить и вхождение мещанского сына Георгия Ермолаева в духовное сословие, обучение его в духовных учебных заведениях. Подавляющее число семинаристов в конце 19-начале 20-го века – дети духовенства, ведь большинство расходов на их обучение брала на себя епархия.
К 1900 г Георгий окончил два класса семинарии. Вообще, учиться в ней нужно было 6 лет. А до этого он, вероятно, одолел Уральское духовное училище.
Наконец мы выходим из области предположений (хотя и имеющих основания) в зону точных сведений…
5 октября 1900 г бывший воспитанник 2 класса Оренбургской духовной семинарии Георгий Азряков назначен и. д. псаломщика в завод Верхне-Авзяно-Петровский, Верхнеуральскаго уезда[11]. Псаломщик – нижняя должность церковной иерархии, но не осилившим весь курс семинарии приходилось начинать с нее. 6-го июля следующего 1901 г Азряков утвержден в этой должности[12].
Верхний Авзян (это сегодня Башкирия) от Оренбурга в 250 верстах. Глубинка. Но 20 августа 1901 г псаломщик Верхне-Авзяно-Петровского завода Георгий Азряков переводится к Оренбургскому кафедральному собору, главному собору огромнейшей епархии.[13]
4-го ноября он посвящен в стихарь и назначен иподиаконом[14]. Иподиакон это прислуга епископа во время Богослужения. Носить перед ним трикирий, дикирий и подстилать орлец может любой третьеклассник. Не для этого же Азрякова вытащили из Верхнего Авзяна…
Дело в том, что Георгия зачислили к собору сверх штата, и ставка иподиакона вводила его в штат, хотя и не по своей должности. Вероятно, он имел незаурядные церковно-певческие способности, нужные собору.
27 мая 1902 г епископом Оренбургским и Уральским Владимиром (Соколовским) сверхштатный псаломщик Оренбургского кафедрального собора, иподиакон Георгий Азряков определен штатным псаломщиком в тот же собор[15].
Епископ Владимир был человеком строгим и жестким. Духовенство, за нарушения (мнимые и реальные) летало по епархии с места на место, как церковные галки при бое колокола. Многие, кстати, от гнева владыки перемещались в соседнюю Екатеринбургскую епархию.
5-го августа 1903 г иподиакон Оренбургского Казанского кафедрального собора Георгий Азряков перемещен на псаломщическую вакансию к Михаило-Архангельской церкви[16]. Непонятно, было ли перемещение реальное или он оставался при соборе, но занимал ставку в штате другого храма. Скорей всего – второе. Ибо 30 ноября того же года Его Преосвященством Преосвященнейшим Владимиром иподиакон-псаломщик Оренбургского кафедрального собора Георгий Азряков рукоположен в сан диакона к тому же собору[17].
Диакон это уже степень священства. Епископ Владимир в это время прощался с Оренбургской епархией. 26 ноября 1903 г он переведен в Екатеринбурскую. Представим, что почувствовали перебежчики из Оренбургской епархии на Среднем Урале при этом известии…
На оренбургское место владыки Владимира назначен епископ Иоаким, до того бывший владыкой Гродненским. Новая епархиальная метла метет по-новому. И начинает всегда с кафедрального собора. За первую половину 1904 г почти все духовенство оного переместилось в Екатеринбургскую епархию, за владыкой Владимиром.
Епископ Иоаким компенсировал потери по своему. 20 июня 1904 г рукоположен… «хорист Русской Императорской оперы Василий Лушников в сан диакона к Оренбургскому кафедральному собору»[18].
Диакон Георгий Азряков едет вслед за владыкой Владимиром. В апреле 1904 г он уже служит в Екатеринбургском кафедральном соборе. Между тем, определения Оренбургской епархии о перемещении в Екатеринбургскую, не было. Лишь 23 августа 1904 г принят официально «иподиаконом к градо-Екатеринбургскому Кафедральному Собору — диакон Оренбургского Кафедрального Собора Георгий Азряков»[19].
Остановимся и на семейной жизни о. Георгия на тот период. Женился он не позже дня рукоположения в диаконы. Устав церкви иного для «белого» духовенства не предусматривает. Жена — Лидия Алексеевна. В 1904 году у них рождается сын Виталий. Похоже, он станет единственным выжившим сыном этой четы.
10 марта 1905 г иподиакон градо-Екатеринбургского Кафедрального Собора диакон Георгий Азряков переведен на псаломщическую вакансию к градо-Екатеринбургскому женскому монастырю[20]. В мае месяце он уже служит при Успенском храме Новотихвинского женского монастыря[21].
11 июля 1907 года родился, 12-го крещен младенец Владимир, родители: Екатеринбургского ново-Тихвинского женского монастыря диакон Азряков Георгий Ермолаев и з. жена его Лидия Алексиева. Восприемники: учитель Ек. Епархиальной псаломщической школы Лазаренко Роман Владимиров и жена диакона градо-Екатеринбургского Екатерининского собора Иевлева Елисавета Евгениева[22].
Дальнейших сведений о Владимире нет.
Как видим, в городе, где полно образованного духовенства, о. Георгий занимает должности ниже диаконской. Вдобавок к неоконченной семинарии, он выходец не из духовного сословья. У «поповичей» навыки церковного служения приходили с молоком матери. «Епархиалки» вспоминали, что когда в училище появился Павел Бажов, по неуловимым и необъяснимым признакам все сразу поняли, что новый учитель не из духовных (хотя тот и окончил семинарию).
27 марта 1908 года Георгий Азряков переведен штатным диаконом к церкви села Грязновского, Камышловского уезда[23].
Видимо, этим переводом епископ Владимир хотел дать перспективу своему оренбургскому ставленнику, о. Георгию. Дело в том, что в Грязновском с конца 19 века (не позже 1886 г) появилась при местном кладбище женская община[24]. Она долго не имела монастырского статуса и в 1904 г записана, как «не поступившая в ведение Епархиального Начальства в селе Грязнухинском на восток, близ железной Тюменской дороги 75 в., приют у кладбища, общежитие в числе 30 душ»[25].
Здесь было начато строительство храма для общины и в 1908 г церковь должна быть закончена. Видимо, к этой церкви и планировалось определить о. Георгия священником. Как потом и получилось.
В мае 1909 г епископ Владимир совершил поездку по епархии. 30 мая он прибыл по железной дороге в с. Грязновское, где совершил открытие женской общины, отслужил всенощную, божественную литургию и освящение нового храма.[26]
А через 2 месяца, за литургией по случаю дня рождения Наследника Цесаревича Алексия Николаевича, в Кафедральном соборе «рукоположен в сан священника к церкви Грязновской женской общины диакон Георгий Азряков. Слово произнесено Его Преосвященствомъ. По окончаниии литургии совершен был благодарственный молебен, к которому явилось духовенство городских и Верх-Исетского завода церквей, г. Начальник губернии, представители городских учреждений. За богослужением присутствовало много народу».[27]
18 марта 1910 года епископ Владимир (Соколовский) уволен на покой по болезни и назначен настоятелем Спасо-Андрониевого монастыря в Москве. Сменивший его епископ Митрофан тоже уделял внимание Грязновской женской общине.
16 мая 1911 г епископ прибыл в 2 часа ночи поездом на ст. Грязновскую. Здесь вагон Преосвященного был отцеплен от состава и оставлен до следующего поезда, приходящего в 9 ч.30 м. утра. В 6 утра к поезду подали лошадей. Трех часов владыке хватило осмотреть общину. Община насчитывала 98 насельниц.
Епископу все понравилось. «Храм этот не оштукатурен внутри до сих пор. Бревенчатые стены его нигде не имеют и малейших следов пыли. Видимо сестры с любовью следят за его чистотою».
По прибытии Владыки в храм местный священник Георгий Азряков совершил краткое молебствие.
Преосвященный посетил и это кладбище, затем на минуту зашел в дом священника, купленный для него у одного крестьянина за 2600 рублей, благословил семейство о. Азрякова и, наконец, посетил открытую в октябре месяце 1910 года церковно-приходскую школу при общине». Школа тоже понравилась. Там училось 18 девочек.[28]
Епархиальная газета сообщала, что «наиболее ревностно относились в отчетном (1911-м) году к церковно-школьному делу следующие лица, преподающее церковное пение в школах: …27) Грязновской—о. Азряков»[29]. Это подтверждает предположение , что к пению о. Георгий был весьма способен.
За 1912-13 учебный год епархиальный наблюдатель за школами констатировал, что обучении пению в ЦПШ Камышловского уезда ведется не правильно. «Более или менее правильно велись занятия по пению в школах: Грязновской (свящ. Азряков)…»[30].
Неплохо о. Георгий и законоучительствовал. В 1911-12 г «наиболее ревностно относились к своему делу законоучители и учащие следующих школ:… по Камышловскому уезду заведующие и законоучители… школ Грязновской—св. Г. Азряков»[31].
Ко дню Святой Пасхи 25 марта, по представлению Екатеринбургской Духовной КонсисторииПреосвященнейшим Митрофаном, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским, за ревностное и полезное служение Церкви Божией награжден набедренником Грязновской женской общины священник Георгий Азряков.[32]
Обычно священников награждали через 5 лет после рукоположения (если не было нарушений). Георгия Азрякова наградили через 3 года, что говорит об его ревностном служении.
Благословения церковноначалия, впрочем, не спасали от земных бед. 14 июля 1911 г умер, 16-го погребен священника Азрякова Георгия сын Аркадий 11 месяцев, от дезинтерии, похоронен около храма.[33]
16 июля 1911 умер, 17-го погребен священника Азрякова сын Георгий 2 ½ лет, от дизентерии, похоронен около храма общины[34].
И храма общины, и старого кладбища, около которого создавалась община, сегодня нет. Их место застроено…
11 марта 1914 г священник церкви Грязновской женской общины Георгий Азряков перемещен к походной церкви на асбестовых копях Екатеринбургского уезда[35].
История Походной церкви во имя иконы Богородицы Казанской исходит из 1897 г. Она и ее причт был нацелен на воцерковление кочующих вогул в местностях, прилегающих к Ивделю. Подробно ее история была представлена в нескольких моих статьях. Первым священником был о. Петр Мамин, последним – Аркадий Гаряев (ныне прославлен, как новомученик). Как раз о. Гаряев и поставил вопрос о замене походного храма. Тот имел вес 20 пудов, и возить её на оленях или лодке было совершенно невозможно. Находилась она последнее время в северном селе Петропавловском.
В июле 1910 г Мессионерский комитет в присутствии епископа этот вопрос рассматривал. Поступило такое предложение: «В 30 верстах от ст. Баженово есть асбестовые прииски, на которых живет до 30 тысяч человек пришлого православного населения. Работающие здесь все время работ остаются без храма. Такое ненормальное положение произошло от того, что заводом владеют иноверцы. Они выстроили школу, читальный зал и больницу.
О церкви заботиться некому. Духовные же нужды населения исправляются священниками соседних приходов».
Постановляющая часть заседания: «Так как, в настоящее время есть в продаже походные церкви весом до 5 пуд., то постановили и поручили Заведующему свечным заводом свящ. о. П. Нечаеву выписать легкую походную церковь для о. А. Гаряева, а находящуюся у него передать на асбестовые прииски».[36]
Очевидно, в декабре этого года она была передана священнику, определенному для этой миссии. С января 1911 г на приисках велась метрическая книга Екатеринбургской духовной консистории причту походной асбестовской церкви родившихся, сочетающихся браком и умерших. Божий храм был востребован – за 1911 год здесь было совершено 117 треб (крещений, венчаний, отпеваний суммарно).[37]
Первым походным священником копей был Михаил Пономарев. При всём обилии носителей этой фамилии среди духовенства, есть все основания полагать, что речь идёт о Михаиле Николаевиче Пономареве, окончившем 4 класса Екатеринбургского духовного училища в 1872 г. Значит, к 1911 г. отмерял он вторую половину шестого десятка.
Где была развёрнута походная церковь – мы точно не знаем. Скорее всего, ближе к Щучьему озеру, являвшемуся неким центром горняцких поселений. Не случайно именно здесь через несколько лет будет возведен Успенский храм. Поскольку помещение должно быть опрятным (в нём литургии служились) и отапливаемым (иначе как зимой крещения совершать), значит, это как минимум был барак.
Согласно метрической книге, о. Михаил Пономарев служил на асбестовых копях до 20 января 1912 г. А 9 февраля он, «заштатный священник», определен к Николаевской церкви Мостовского прииска, Екатеринбургского уезда.[38]
На его место к походному алтарю встал иерей Георгий Ермолаевич Азряков, первые два года формально оставаясь настоятелем церкви Грязновской общины.
В 1912 г он служит в Походном храме весь год с 10 января[39]. В 1913 г тоже (с 21 февраля священник Глубоковский Адриан и диакон Адрианов Виктор. С марта снова священник Азряков Георгий[40]).
Родилось в 1913 году м.п. 112 и ж.п. 102; браков 11; умерло м.п. 38 и ж.п. 20. Более всего до 1 года. Более всего от поноса — 13; несчастных случаев — 10; врожденной слабости — 8; воспаления легких — 8; сыпного тифа — 5.
В 1914 году: родилось м.п. 83 и ж.п. 85; браков 14; умерло м.п. 77 и ж.п. 72. Более всего до 1 года- м.п. 39 и ж.п. 39; от 1 до 5 лет — м.п.12 и ж.п. 12. Более всего от поноса — 40; чахотки-туберкулеза — 28; врожденной слабости — 26; воспаления легких — 21; несчастных случаев — 9; бронхита — 8; старости — 7.[41]
В 1912 г 19 июня (н.ст.) у Азряковых родилась дочь Людмила. По нашим сведениям, это единственная выжившая дочь в этом семействе. В ее паспорте написано, что родилась в «г.Асбесте».
К сожалению, в статистику смертности семейство Азряковых вносило свою чрезмерную долю.
28 августа 1914 года родился, 28-го крещен младенец Александр, родители: Походной церкви на Асбестовский рудниках Ек.у. священник Азряков Георгий Ермолаев и з. жена его Лидия Алексиева. Восприемники: Калужской губернии, Масальского уезда, Чертенской волости, д. Есиповой крест. Титов Василий Титов и крест. Титова Анфиса Симеонова.[42]
14 марта умер, 15-го погребен походной церкви на Асбестовских рудниках Ек.у. Священника Азрякова Георгия Ермолаева сын Александр 0,5 лет, от оспы.[43]
3 мая 1916 г родилась, 4-го крещена дочь Тамара этой церкви священника Азрякова Георгия Ермолаева и законной жены его Лидии Алексеевны. Восприемники: сын священник Азряков Виталий Георгиевич и дочь священника Азрякова Людмила Георгиева. Рукоприкладство свидетелей по желанию: мещанин г. Камышлова Пермской губернии Алимпиев Анатолий Иванов.[44]
13 августа умерла, 14-го погребена, священника сей церкви Азрякова Георгия Ермолаева дочь Тамара 1 года 3 месяцев, от коклюша.[45]
В начале 1913 г. управляющие крупнейшими рудниками Б.В. Лозинский и Э.Э.Сведберг возбудили перед владельцами асбестовых копей В.А. и С.А. Поклевскими-Козел, а также В.И.Жирардом де Сукантоном, ходатайство о сооружении православного храма на асбестовых приисках. Хозяева распорядились о немедленной постройке «исключительно на их средства». Видимо, уколы «Епархиальных ведомостей» в иноверии собственников асбестовых рудников были ими замечены.
Был создан строительный комитет, в который вошел и Георгий Азряков в статусе советника. Через Поклевских и их многочисленные высокие знакомства удалось получить согласие настоятеля С-Петербургского Адмиралтейского собора протоиерея А.А.Ставровского войти в состав строительного комитета «в качестве духовного пастыря, поборника и покровителя православной веры». Несмотря на покровительство сильных мира сего строительство затянулось и было закончено к лету 1915 г. Причина – начало Первой Мировой.
При строительстве применялись и ювелирные изыски. Кресты церкви заказаны не обычные, а «сплошь покрытые хрустальными и цветными шлифованными камнями», а над иконостасом должны были быть «хрустальные сияния».[46]
Возможно, это о. Азряков демонстрировал свои ювелирные познания, которые, как предполагаем, у него были.
Кроме церкви строился и дом для священника. Дом находился рядом с храмом и имел не маленькие размеры. После закрытия храма (1930 г) и освобождении дома священника в нем спокойно разместили «Совет, Райком партии, Райком комсомола».[47]
Освящение нового Успенского храма на Асбестовых копях состоялось 2-3 ноября 1915 г. Его совершил епископ Екатеринбургский Серафим (Голубятников).
«Пел… хор архиерейских певчих под управлением диакона Баталова. После литургии Его Преосвященство посетил местного настоятеля священника Г. Азрякова, сделал визиты владельцам и лицам из высшей администрации приисков и в 5 часов прибыл в здание конторы на прииске г. Поклевского, где собрались и др. почетные гости во главе с господином начальником губернии».[48]
Угощение, надо полагать, было не шуточным. Но в 6 утра следующего дня (4 ноября) владыка выехал в село Грязновское, где в церкви женской общины отслужил литургию. «Слово за причастием было сказано свящ. Г. Азряковым».[49]
Февральская революция – событие исторического масштаба. А.И.Чечулин так описывал происходящее на Асбестовых приисках (очевидно, использовал чьи-то воспоминания):
«3 марта 1917-го прииски узнали об отречении царя. Администраторы всполошились, устроили молебен в церкви на Поклевском, где после торжественной церемонии батюшка Георгий держал «историческую» речь:
— Вот, православные, — начал он, — бывают в жизни такие случаи, что заболевает, примерно, человек… Лечат его доктора тем и другим… Да… А больному все хуже и хуже, ничего не помогает, и приходится прибегнуть к последней мере – к операции. Вот и с нашим правительством произошло тоже самое. Получены известия, что царь отрекся от престола. То есть операция закончилась благополучно и нашу, так сказать, пользу, а главное, совершенно бескровно…»[50].
Такое отношение к крушению монархии было типичным в среде духовенства, выражалось официально на собраниях духовенства епархии и поддерживалось Синодом. Единственный человек в епархии, кто сказал: «Умрем за Царя!» — это епископ Серафим, недавний гость Асбестовых копей. И тот, под угрозой ареста, вынужден был осадить назад.
Исходя из этого, изображение о. Азрякова главарем черносотенцев, встречающих колчаковский отряд «со старорежимными знаменами», как это показано в книге А.И.Чечулина[51], представляется художественным вымыслом. После 1905 г Церковь поддерживала Союз русского народа («черносотенцев»). Однако к 1917 г эта организация сошла на нет, а Временным правительством после февраля 1917 г и совсем запрещена. Тем более странно было бы видеть Союз русского народа на Асбестовых приисках, где все хозяева и управленцы были инородцами, против которых и был нацелен Союз. Для о. Азрякова эти инородцы были благодетелями, построившими для православных храм, а дом — для него лично. Не поднял бы о. Георгий на приисках знамя национализма…
Только через полтора года после освящения Успенская церковь получила официальное признание. «Указом Святейшего Синода, от 22 Апреля 1917 г., за № 3681 дано знать о том, что при Успенской церкви на асбестовых рудниках открыт самостоятельный приход с причтом в составе священника, диакона и псаломщика, с тем, чтобы содержание причта новооткрытого прихода относилось на местные средства»[52].
Лишь после этого утвержден в должности штатного священника при церкви Асбестовских рудников священник Г. Азряков, 25 мая 1917 года.[53] С 17 апреля этого года в составе причта прибавился диакон Фирсов Иоанн[54].
7 декабря 1917 г родилась, 13-го крещена дочь Ангелина, диакона Успенской церкви Фирсова Иоанна Георгиева и законной жены его Лидии Стефановой. Восприемники: Священник сей церкви Азряков Георгий Ермолаев и учительница местного двухклассного училища Абаскалова Валентина Алексеева.[55]
В 1917 году численность населения приисков резко сократилась. Это видно по метрической книге: родилось м.п. 55 и ж.п. 50; браков 9; умерло м.п. 35 и ж.п. 41, более всего до 1 года — м.п. 11 и ж.п. 17; от 1 года до 5 лет — м.п. 8 и ж.п. 6. Более всего от врожденной слабости — 12; поноса — 11; коклюша — 6; нечастных случаев — 5.[56]
Священник Успенской церкви и ее прихожане следовали призывам епархиального собрания духовенства и жертвовали на нужды Родины. С 16 июня по 1 июля 1917 г в образованную съездом комиссию поступило 30 рублей от прихожан церкви Асбестовых копей[57].
Но нужды Родины все возрастали. Гражданская война. В июле 1918 г Советскую власть на Асбестовых рудниках сменила власть Сибирского правительства. Копи не стали ареной боев, удобно расположившись между актуальными для войск направлениями Екатеринбург – Реж и Богданович-Егоршино. Лишь случайные отряды и одиночные всадники появлялись здесь, настороженно осматриваясь.
Колчаковская команда на копях присутствовала. Были аресты красных активистов, расстрелы. Причастность к этому священника Азрякова никакого подтверждения не имеет. В январе 1919 г иерей Азряков Георгий Ермолаевич становится священником 46-го Исетского стрелкового полка[58].
Насколько известно, вступление в военное духовенство происходило добровольно. Вероятно, это было душевным порывом Георгия Ермолаевича.
До весны 1919 г Сибирская армия уверено продвигалась на запад. 46 -й Исетский полк наступал на Уфу в составе 12-й уральской стрелковой дивизии и добивался успехов.
26.05.1919 12-я Уральская дивизия передана Уфимской группе 3-й Армии. С этим связано, или нет, но с 12 мая 1919 г о. Азряков на своем приходе. В период отсутствия (с 16 января по 12 мая) его заменяли священники Троицкий Александр и Пикулев Иосиф.[59]
46 -й Исетский полк, как пишут историки Гражданской войны, почти полностью погиб зимой 1920 г в сибирской Щегловской тайге.
А в июле 1919 г Средний Урал вновь стал красным. Возвращению Красной Армии предшествовало массовое бегство (иногда это происходило в форме организованной эвакуации) духовенства, купечества, интеллигенции. Часть беженцев поскиталась по Сибири и вернулась, часть там осела, часть ушла в Манчжурию.
Азряковы Асбестовые копи не покинули. До конца года о. Георгий крестил, венчал, отпевал…
До 1920 г следить за деятельностью Георгия Азрякова нам помогала метрическая книга церкви. С 27 января 1920 г церковные записи прерываются, и примерно с 5 февраля в метрической книге идут записи сельсовета или ЗАГСа о рождении. Рудник называется: Государственный Асбестовский рудник Баженовского района Екатеринбургского уезда.[60]
Возможно это стало одним из сигналов, заставивших Георгия Ермолаевича круто изменить свою жизнь. В ГАСО в фонде Государственных асбестовых копей есть запись от 20. 09. 1920 г. В списке трудообязанных: Азрякова Лидия Алексеевна 38 лет — домохозяйка, Азряков Георгий Ермолаевич 40 лет — делопроизводитель.[61]
Каким образом Георгий Азряков расстался со священным саном («саморасстрижением», выходом за штат или на покой) мы не знаем.
22 мая 1922 г производилось изъятие церковных ценностей Успенской церкви с указанием веса и стоимости драгметаллов. Были изъяты дарохранительница серебряная позолоченная, Евангелие большое в серебряной оправе с позолотой, два серебряных креста, серебряный потир с дискосом, звездицей, лжицей и двумя тарелочками. Некоторые другие предметы включены в акт, но до поры оставлены в храме. Акт составлен при участии нового священника копей о. Александра Троицкого и «специалиста по определению металлов тов. Азрякова»[62].
Откуда Георгий Азряков мог иметь знания драгметаллов, говорилось выше. Дальнейших сведений о судьбе Георгия Ермолаевича нет. Его правнук Эдуард Викторович Азряков в 2021 г делал запрос в ЗАГС о дате и месте смерти прадеда. Оказалось, что в единой базе записей актов гражданского состояния РФ записи о смерти Г.Е.Азрякова в период с 1925 по 1940 г нет.
Между тем семья Азряковых проживала в Асбесте как минимум до 1930 г. В этот год Людмила Георгиевна Азрякова окончила здесь школу и, вместе с подругой Лидией Григорьевной Бакуевой, пытались поступить в Свердловский индустриальный институт. Это им не удалось. Причина – не пролетарское происхождение.
Людмила Азрякова уехала в Ленинград где поступила учиться железнодорожной специальности. Осталось ее ленинградское фото 1931 г с двумя ровесниками. Фото бабушки прислал мне правнук – Эдуард. Я перенаправил фото В.Н.Рубцову, сыну Лидии Григорьевны (в девичестве Бакуевой): нет ли, де, в его архиве других снимков этой подруги матери?
Вот его ответ: «Это фото сделано 31 июля 1931 г. в Ленинграде. Слева моя мать Лидия Григорьевна (тогда ещё Бакуева), в середине мой отец Рубцов Н. Ф. Ездили они туда за полгода до свадьбы. Других фото не нашёл. Продолжались ли потом встречи и переписка — не знаю».
В дальнейшем она работала на железной дороге. Работала машинистом паровоза. Как то судьба ее забросила на Западную Украину. Здесь в городе Чортков Тернопольской области 20 мая 1945 г родился ее единственный сын Виктор Павлович.
В 1952-53 г она переместилась на Сахалин и продолжала работать на «железке». Фамилию Азрякова носила до самой смерти. Умерла 15 сентября 1987 г в г. Невельск Сахалинской области.
В семьях её внуков (Александра и Эдуарда) есть сыновья, которые продолжат фамильную линию Азряковых.
Сын Георгия Азрякова, Виталий, 1904 г. р., обучался в Екатеринбургском духовном училище с 1915 г. Полный срок обучения составлял 4 года. Последний 4 класс выпал на 1918-19 гг — разгар Гражданской войны на Урале. Помещения училища использовались, как казармы; не было продовольствия для питания учащихся. Однако выпускникам дали возможность закончить образование. Известия Екатеринбургской епархии в номере от 14 января 1919 г извещали: « В Епархиальном училище с 1 февраля 1919 г нов. стиля вызывается к занятиям 4-й класс».[63]
В государственном архиве Западно-Казахстанской области Казахстана (г. Уральск) хранится личное дело работника Уральского губернского финансового отдела Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ГубФО) Азрякова В.Г. за 1919-1927 г.[64] Очевидно, что Виталий после духовного училища был отправлен отцом в Уральск.
Книга «Люди старого Уральска» показывает Азрякова Виталия Георгиевича как служащего 25 лет (вероятно, сведения 1929 г). Жена Гимазутдинова Роза Шиляновна, служащая 25 лет. В 1929 г родилась дочь Эльвира. Жили в Уральске на ул. Советской дом 124.[65]
Есть документы о его службе во время Великой Отечественной. В Красной Армии Азряков Виталий Георгиевич с 6 мая 1942 г. Был призван Ханкинским РВК Узбекской ССР, Хорезмской обл. (Ханкинский р-н). В боевых действиях участвовал с 18 июля 1942 г на Центральном фронте, с 28 августа 1944 г и до окончания войны на Белорусском фронте. 15 сентября 1943 г был контужен. Беспартийный.
По сост. на 30 июля 1945 г – сержант, командир отделения 41 Отдельной запасной роты связи 10 запасной стрелковой дивизии. Представлен к ордену Славы III степени.
В представлении к награде говорится: «Сержант Азряков В.Г. прибыл в 41 ОЗРС 11.9.44 г, где работал зам. ком. отделения, ком. отделения по подготовке, комплектованию и отправке маршевых команд в боевые части I Белорусского фронта, показав себя знающим свое дело, настойчивым и обладающим организаторскими способностями.
Будучи в переменном составе 11 З СП в бою с бандами-бендеровцами под Ковелем в сентябре 1944 г взял в плен и доставил Командованию двух разведчиков с их оружием.
Имеет Благодарность Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза Сталина за участие в боях за освобождение г. Смоленска и форсирование Днепра. […] Имеет контузию на Центральном фронте 15.9.43 г при наводке линии связи под огнем противника.
Делу партии Ленина-Сталина предан. Дисциплинирован. Морально устойчив. Инициативен. Требователен к себе и подчиненным.
30 июля 1945 г. Командир (подпись).»
Виталий Георгиевич был награжден медалью «За боевые заслуги» (27.09.1945 г) и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» [66].
Послевоенные годы жизни В.Г.Азрякова прояснить не удалось.
Такие сведения на сегодняшний день мы имеем о судьбе Георгия Азрякова, фигура которого 40 лет назад заинтересовала и Алексея Чечулина.
Статья представлена на III Чечулинских краеведческих чтениях, г. Асбест, 22.09.2022 г
[1] Чечулин А.И. Асбест._Свердловск:Сред.-Урал. Кн. Изд.,1985. С.69
[2] Историк С.В. Волков. База данных «Участники Белого движения в России» на январь 2016. Буква А.Стр. 75 http://swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdf/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_01-A.pdf
[3] Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1905 г № 19
[4] Уральские войсковые ведомости, 1884 г №16 от 22 апреля. С. 3
[5] Уральские войсковые ведомости, 1901 г № 45 от 25 ноября
[6] Памятная книжка и адрес-календарь Уральской области на 1906 г: Уральск, 1906 г
[7]Уральские войсковые ведомости. Список лиц, сделавших пожертвования на сооружение иконы для поднесения Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу. 1905 г № 5 от 30 января, приложение; Списки лиц, сделавших пожертвования в пользу Общества Красного Креста деньгами, вещами и материалом для раненных и больных воинов на Дальнем Востоке. Там же,1905 г № 2 от 09 января с.8; Пожертвования в пользу больных и раненных воинов в военных госпиталях на Дальнем Востоке, поступающие на имя склада Александры Федоровны в г.Харбине. Там же,1905 г № 7 от 13 февраля с.12
[8] Люди старого Уральска. [Т.] 1: А – Б: Уральск, Оптима, 2014 С.145, 146,иллюстр.
[9] Уральские войсковые ведомости.1913 г №13 от 14 февраля, с. 4
[10] Там же.
[11] Оренбургские епархиальные ведомости (ОЕВ)1900 г. N 20 от 15 окт.
[12] ОЕВ 1901 г № 15 от 1 авг с. 226
[13] ОЕВ 1901 г № 18 от 15 сентября с. 269
[14] ОЕВ 1901 г №24 от 15 дек
[15] ОЕВ 1902 г № 12 от 15 июня
[16] ОЕВ 1903 г № 17 от 1 сентября
[17] ОЕВ 1903 г№1 за 1 янв.
[18] ОЕВ 1904 г №14
[19] Екатеринбургские епархиальные ведомости (ЕЕВ)1904№17
[20] ЕЕВ 1905№6
[21] ГАСО ф.6 оп.13 д.57 л.9об-10; – МК об умерших Успенской церкви Ново-Тихвинского женского монастыря за 1905 год
[22] ГАСО ф.6 оп.13 д.78 л.51об-52; – МК градо-Екатеринбургского Екатерининского собора за 1907 год
[23] ЕЕВ 1908№14
[24] Журналы ЕДК за 1886 г. – ГАСО ф.6 оп.4 д.29 л.37-37об
[25] ГАШ ф.206 оп.1 д.126 л.2об; – Годовой рапорт благочинного 1-го округа монастырей и общин Преосвященнейшему Владимиру Еп. Екат. и Ирб. о истории монастырей. За 1904 год
[26] ЕЕВ 1909 №15 неоф c.222
[27] ЕЕВ 1909 №31 неоф
[28] ЕЕВ 1911№31 с.691-692; ЕЕВ 1911 №32 но с.710
[29] ЕЕВ 1912 прил. к № 6, отчет с.22
[30] ЕЕВ 1913 прил к № 50 оф отчет с. 16
[31] ЕЕВ 1913 отчет с.28
[32] ЕЕВ 1912№11 оф
[33] МК Рождество-Богородицкой церкви Грязновского села за 1910 год – ГАСО ф.6 оп.16 д.47 л.129об-130
[34] МК Рождество-Богородицкой церкви Грязновского села за 1910 год – ГАСО ф.6 оп.16 д.47л.129об-130
[35] ЕЕВ 1914№12
[36]Здравомыслов А., епарх. мис., свящ. На собрании Миссионерского Комитета под впечатлением Казанского миссионерского съезда. ЕЕВ 1910 №29 неоф.
[37] Горбачева Т., Пономарев А. «Миром Господу помолимся». История православия в г. Асбесте. Асбест, 2011 с.12
[38] ЕЕВ 1912№8
[39] ГАСО ф.6 оп.18 д.2 л.3. — МК Успенской церкви на Асбестовских рудниках за 1912 год
[40] Там же лл.7, 9
[41] ГАСО ф.6 оп.18 д.4 л.76об-77.— МК Походной Успенской церкви на Асбестских рудниках за 1914 год
[42] ГАСО ф.6 оп.13 д.236 л.52об-53; – МК градо-Екатеринбургской Свято-Духовской церкви за 1914 год
[43] ГАСО ф.6 оп.18 д.5 л.34об-35. — МК Успенской церкви Асбестовских рудников за 1915 год
[44] ГАСО ф.6 оп.18 д.6 л.13об-14
[45] ГАСО ф.6 оп.18. д.7 л.59об-60
[46] Горбачева Т., Пономарев А. «Миром Господу помолимся». История православия в г. Асбесте. Асбест, 2011 с.16-17
[47] Там же, с.23
[48] ЕЕВ 1915№46
[49] ЕЕВ 1915№46
[50] Горбачева Т., Пономарев А. «Миром Господу помолимся». История православия в г. Асбесте. Асбест, 2011 с. 33-34
[51] Чечулин А.И. Асбест._Свердловск:Сред.-Урал. Кн. Изд.,1985. С. 47
[52] ЕЕВ от 7 мая 1917 года №19, с.128
[53] Известия ЕЦ от 23 июня 1917 года, №12 с.4
[54] ГАСО ф.6 оп.18. д.7 л.13; — МК Казанско-Богородицкой церкви на Асбестовских рудниках за 1917 год
[55] ГАСО ф.6 оп.18. д.7 л.33об-34
[56] ГАСО ф.6 оп.18. д.7 л.68об-69
[57] ИЕЦ 1917 г № 14
[58] Историк С.В. Волков. База данных «Участники Белого движения в России» на январь 2016. Буква А.Стр. 75 http://swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdf/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_01-A.pdf
[59] ГАСО ф.6 оп.18 д.8 лл.3,11,13
[60] ГАСО ф.6 оп.18 д.9 л.13об; ГАСО ф.6 оп.18 д.9 — Асбестовские рудники 1920 год
[61] ГАСО Ф.120, Оп.1, Д.11
[62] Горбачева Т., Пономарев А. «Миром Господу помолимся». История православия в г. Асбесте. Асбест, 2011 с.20
[63] ЕЕВ, 1916 г № 20 от 15 мая с. 131; Известия екатеринбургской епархии 14 (1)-29(15) 1919 № 1 C .14
[64]ГАЗКО Ф.6 О Д.75 Лл.1-7
[65] Люди старого Уральска. [Т.] 1: А – Б: Уральск, Оптима, 2014 С.124.
[66]Информация с сайтов «Память народа» и «Подвиг народа».