Копырин А.Л. Каменский кордон
Как всегда неожиданно пришла весна и, по мнению синоптиков, в этом году она пришла очень рано. Как только установилась хорошая погода и в лесу начал таять снег, мы решили провести очередной экспедиционный выход, который запланирован был, конечно, заранее. На этот раз решили посетить Каменский кордон. По этому поселению есть много интересной информации, ну и, конечно, есть несколько вопросов, которые хотелось бы прояснить.
Проводником и инициатором мероприятия как всегда выступил заведующий музеем завода АТИ, известный краевед нашего города В.Н.Рубцов. От Рефтинского объединения краеведов на маршрут вышел Председатель РОРК Ю.М.Сухарев. Третьим членом экспедиционной группы шел специалист по современным цифровым технологиям А.Б.Шершнев и замыкающим в поисковой группе — автор статьи.
На этот раз большая часть маршрута была проделана на автомобиле, потому что в этом году погода стоит сухая и можно подъехать как можно ближе к объекту. А это почти больше половины маршрута, если сравнивать с движением на местности пешком. Поэтому мы проехали по лесной дороге, пока была возможность, и оставили машину под ёлкой. К нашему удивлению в лес к этому времени приехали и другие любители природы или отдыха на природе. А может быть эти товарищи приехали на работу или, уместно предположить, что это были рыбаки. Они точно так же как и мы оставили машину в лесу и ушли.
Мы двинулись по старой дороге, которая идёт почти параллельно речке Каменке и через полчаса вышли на площадку где раньше располагался Каменский кордон.
История Каменского кордона интересна как по временному периоду, так и разнообразным спектром деятельности жителей проживавших на его территории. Место это можно считать древним и было заселённо очень давно. В своё время, разговаривая со старожилом Бухаровым Т.Д., который жил на территории Каменского кордона с довоенного периода, спрашивал у него, когда основано поселение, с какого года живут там люди. Он ответили, что на подобный вопрос ему отвечали, что люди жили здесь ещё до турецкой войны. А когда это было, меня интересовал год, конкретного ответа найти так и не смогли. И вот Владимир Николаевич Рубцов, работая в архивах, нашёл более раннее упоминание об этом месте. В документах указано, что крестьянин Иван Бабенков построил в этом месте пильную мельницу в 1787 году, а в 1802 года мельница сгорела. На карте, которая датирована 1803 годом, написано «мельница крестьянина Бабенкова», а в 1803 году мельница уже не работала, об этом есть записи в архивных документах. Следовательно, даже на период строительства там уже проживали люди. Можно считать, что с этого времени на этой площадке велась активная деятельность.
Сам Каменский кордон, основан во времена отвода Монетной лесной дачи, ориентировочно 1813 год. Кордон находился в красивейшем месте, на крутых склонах речки Каменки. По рассказам старожилов на этом месте обосновались две семьи, которые занимались выжиганием древесного угля, они и основали это поселение.
Затем в этом районе работали золотодобытчики. Они провели работы по речке Каменке, вверх по течению до Каменского болота и вниз до реки Пышмы. Добычные работы велись по обеим сторонам речки Каменки и на всех прилегающих мелких ручьях на расстоянии 20 саженей. Работы велись до начала тридцатых годов ХХ века, по другой информации работы продолжались до 50-х годов, с перерывом в военное время.
По рассказам старожилов, в 1940 году по берегам речки Каменки виднелись следы свежих активных работ. Были видны отвалы, еще не обвалившиеся шурфы и канавы. На золоте работали не только по берегам. В лесу также велись работы. Северо-восточнее поселка была шахта. Второй шахтный ствол был в ста метрах от берега реки на левом берегу. Останки этих стволов были видны уже в начале ХХI века.
В Советское время, жители кордона занимались заготовкой леса, сбором сосновой смолы. Через речку Каменку был устроен основательный мост, еще в начале 70-х годов по нему ездили на грузовых машинах и тракторах.
Через кордон шла старинная дорога от села Белоярского в сторону Троицкого прииска, где добывали изумруды. До строительства в 1906 году новой дороги, совпадавшей с современной автодорожной трассой, эта дорога активно эксплуатировалась и являлась основной от станции Баженова на Изумрудные прииски. Эта дорога описана во многих исторических документах, все ревизоры, проверяющие, должностные лица и корреспонденты газет ехали на Изумрудные копи именно по этой дороге.
Жители кордона довоенного периода эту дорогу называли Изумрудской, здесь регулярно ездили на телегах. Во время войны дорога активно работала, по ней деревенские мужики на подводах возили лес на станцию Баженова.
Дорогу активно использовали и в 50-е годы ХХ века. В весенне-осенние сезоны, дорога у речки Каменки на Белоярской трассе была не проезжей. Грузовики, что бы проехать в Белоярку, сворачивали у Шпалзавода объезжали по старой Изумрудской дороге до Режика и вновь выезжали на Белоярскую трассу.
В середине 50-х годов на берегах речки Каменки расположилось отделение Малышевской ГРП. Было построено несколько домов, бараки для рабочих, дизельная электростанция. Имелись механические мастерские, автопарк и тракторная техника. Активные работы велись на протяжении нескольких лет.
От Каменского кордона до поселка Красноармейский (современный Красноармейский карьер) были проведены широкомасштабные геологоразведочные работы. Копались канавы, шурфы различных типов, в том числе заложено несколько разведочных шахт. Рабочие были из близлежащих поселков, а так же вербованные и привезенные из различных областей нашей страны, в частности из Карелии.
Автор впервые попал на эту территорию с бывшими жителями поселка в 60-х годах ХХ века. Домов уже не было, но на месте оставались частично заборы и отдельные столбы. Кроме того было несколько колодцев, как говорили жители, с отличной питьевой водой. Каждый колодец имел свое название, и мы поочередно пробовали воду на вкус.
А уже в середине 70-х годов летом большой компанией приезжали сюда на мотоциклах. Осенью через территорию кордона ходили в Каменское болото за клюквой. Можно привести пример, что за полдня набирали большое ведро клюквы. На противоположную сторону болота, из современного города Заречного на автобусе приезжали военные с семьями и так же собирали в болоте клюкву.
А в зимний период наша компания приезжала сюда на охоту. На электричке доезжали до Каменки и потом вдоль реки шли на лыжах через территорию кордона. Здесь в избытке были косачи и зайцы. Дойдя до болота, поворачивали на север, выходили на высоковольтную и к вечеру возвращались в город.
А в это посещение, в первой четверти ХХI века, мы осмотрели место Каменского кордона на правом берегу речки Каменки и площадку где был поселок геологоразведки на противоположном берегу речки. На сегодняшний день ничего не напоминает, что когда то тут кипела работа и жили люди. И неудивительно с того периода прошло уже более полувека.
Мы попытались найти старый ствол шахты, который несколько лет назад зиял черным провалом на левом берегу речки Каменки. Но времени было мало и наш беглый осмотр местности, не дал положительных результатов. А на месте кордона остались три полуобвалившиеся ямы, это от старых домов стоявших здесь.
На месте деревянного моста возведена добротная плотина с оборудованным сливным устройством. Слив для стока воды залит бетоном, остались направляющие от некогда существовавшего затвора, регулировавшего заполнение водоема. Все это остатки коммуникаций, построенных еще в советское время.
Плотина сделана для «подпора» воды для наполнения скважин расположенных ниже по течению на полкилометра. Так объяснили нам подъехавшие на автомашине Белоярские лесники. Оказалось, что они ранним утром ехали в лес для проверки сигнала о лесном пожаре.
В свое время, разговаривая с военными, которые располагались недалеко от Заречного, от них услышал информацию, что плотину делали они, и хотели организовать на водоеме базу отдыха. Но пришла перестройка и… и оказалось как всегда!
Площадка, где располагался кордон, распахана и видимо были произведены посадки подкормочных культур для лесных обитателей, это уже работа охотников. А дичи здесь видимо много. В лесном массиве во многих местах можно увидеть весенние «тычки» и свежие «бодунки», это гураны об ивовые кусты чешут рога, а так же большое количество следов, как лосей, так и косуль. И тут же прямо на поле мы нашли рог косули.
Кроме того увидели гадюку и пытались ее сфотографировать, но пока вытаскивали фотоаппараты, змея скрылась в прошлогодней листве под большой березой. Попытки выковырять ее на поверхность ни чего не дали – сбежала.
На другой стороне реки охотниками устроена большая подкормочная площадка, где под крышей развешаны веники и отличный солонец, с большим запасом соли. И работа эта проведена не зря, все вокруг истоптано лесными обитателями. По следам можно сделать заключение, что они регулярно приходят сюда.
Осмотрев площадки и зафиксировав ситуацию на современные цифровые носители, мы переехали ко второй части нашего маршрута, это современный поселок Каменка.
На некоторых картах предыдущих годов название этого поселка обозначено «Шпалзаводом». Местные жители с улыбкой рассказывали, как в перестройку в поселок регулярно приезжали предприниматели, что бы «приватизировать» или перекупить шпалзавод. Не верили, что завода, производившего шпалы нет с военного периода. Ездили по поселку на машинах сами искали, где располагается производство.
Для справки:
Поселок Шпалзавод был основан при строительстве железнодорожной ветки Асбест станция Баженово около 1925 года.
В тот период под этим понятием были объединены три небольших поселка расположенных в этом районе. Непосредственно сам поселок Шпалзавод, который располагался по обе стороны от современной железной дороги на станцию Баженова.
Поселок 21 км, в народном лексиконе назывался «Водокачка», находился южнее на речке Каменка. Здесь была станция заправки паровозов водой, стояло несколько домов и жил лесник.
Третий поселок, находился справа от дороги идущей на современную базу «Петушки», его назвали 145 квартал. Поселок считался крупным, здесь было несколько бараков и жилые дома, была своя пекарня.
Во времена строительства железной дороги, на 23 км. был построен завод по производству шпал без пропитки. К заводу проведена железнодорожная ветка с двумя тупиками.
На территории поселка был большой конный двор, кузница, гараж автотранспорта и тракторной техники. Была мастерская по изготовлению обуви, небольшой кирпичный завод. В поселке работала четырехклассная школа, был клуб и магазин, существовало свое кладбище.
В довоенный период население работало на строительстве и обслуживании железной дороги, на лесозаготовках. Объемы лесозаготовок в тот период были большими. В военный период, по речке Каменке, комсомольцами был организован сплав леса до реки Пышмы.
От поселка в различных направлениях, по лесу шло три ветки узкоколейки, по ним конной тягой лес доставляли на шпалзавод. На заводе, кроме шпалы изготавливали доску, брус. Часть круглого леса доставлялась на берег реки Пышмы для сплава.
В военный период на речке Каменка, трудящимися эвакуированного завода АТИ, был построен пионерлагерь «Каменка». Пионерлагерь активно работал до начала перестройки.
В послевоенный период на территории поселка Шпалзавод работал промкомбинат, выпускавший широкий ассортимент изделий из дерева: сани, бочки, колеса для телег, оконные рамы и т.д.
Численность жителей на довоенный период (1940 г.) старожилом Александром Тимофеевичем Флягиным, 1926 г.р., определена около 1 тысячи человек.
В этом районе интересующим нас участком, который мы наметили проверить, был район пионерского лагеря «Каменка», который располагался на въезде в поселок. По рассказам старожилов, с восточной стороны от ворот пионерского лагеря находилась кладбище военнопленных, недалеко от территории пионерлагеря.
Наши поисковые работы проведённые в этом районе, положительных результатов не дали. Скорее всего, мы не смогли наткнуться на место захоронения. Надо принять во внимание, что прошло больше полувека, могильные холмики могли быть сравнены с землёй и, кроме того, сейчас на территории этого участка ведётся активная хозяйственная деятельность. Жители посёлка заготавливают дрова, пилят сосны, вытаскивают хворост, естественно никаких ориентиров или других приметных знаком не осталось или мы не смогли их найти. К сожалению, человека, который нам рассказал о месте захоронения и о самом факте наличия на местности кладбище, в живых уже нет.
Спросить не у кого, местные жители, которые считали себя жителями посёлка Каменка, не слышали о таком факте. И о том, что на территории посёлка Шпалзавод в военный период содержались военнопленные, почти все жители посёлка Каменка представления не имеют. На этом наш экспедиционно-поисковый маршрут был закончен.
Думаю, ко второму вопросу мы ещё вернёмся после изучения документов, если такие найдутся. Ну и аналитической обработки информации, которая имеется в нашем распоряжении и которая поступит после работы с архивами.
Погода весь день была отличная, солнышко, небольшой ветерок, тепло. Лесные дороги ещё не растаяли, промёрзшая земля под ногами не проваливается. И так как это был первый выход в этом году, настроение приподнятое, эмоции положительные. Большой количество фотографий и видеосъёмки, все это будет оформлено в соответствующем виде, смонтирован фильм и статья с иллюстрационными фотографиями будет опубликована на сайте.
А.Копырин.