Копырин А.Л. От Старковского кордона по древней дороге
Теплый солнечный день, последняя декада апреля. Дороги сухие, трава в лесу еще не «встала», а значит, самое время пройти по лесу экспедиционно-поисковый маршрут. Темой очередного нашего исследования предполагалась старинная Старковская дорога. Опираясь на архивные материалы можно сказать, что в первой четверти 19 века на речке Старке уже работали государственные золотые прииски, следовательно, дорога уже существовала.
Как всегда инициатором и проводником на сегодняшнем маршруте шел известный краевед города Асбеста В.Н.Рубцов. Сопровождающими, помощниками и кино-фото операторами шли О.М.Кожевников, А.Б.Шершнев, председатель Рефтинского объединения РОиК Ю.М.Сухарев и замыкающим автор этих строк.
Наш маршрут начался со Старковского кордона. Кордон был построен на пересечении дорог в удобном на тот период месте. И через него в определенный период ХIХ века проходила граница Монетной и Режевской лесных дач. Это самый старый кордон на территории современного Асбестовского района, да наверно и на сопредельных территориях так же. И самое главное сохранилось здание старого кордона, а жилое пространство вокруг поддерживается немногочисленными жителями в приемлемом состоянии.
А вот все остальные кордоны на территории нашего района «приказали долго жить». От большинства кордонов остались только воспоминания у старшего поколения и даже площадки многих кордонов уже заросли лесом или находятся в необитаемом состоянии.
Лесные кордоны на всем протяжении своего существования играли значительную роль. Это был островок жизни на большом лесном пространстве, а передвигались в те былинные времена исключительно пешком и на лошадях, так что на кордоне можно было передохнуть, напоить лошадей, в непогоду укрыться от стихии, а так же сбившемуся с дороги запоздалому путнику спросить направление. Во многих исторических документах есть рассказы о том, как выехав в лесу на незнакомый кордон, путники спрашивали направление. Это непосредственно касается и нашего Старковского кордона. В записках Берснева З.С., участника Гражданской войны на Урале и в частности в нашем районе, есть упоминание и о Старковском кордоне, который посетили красные бойцы во времена боевых действий.
Здание кордона, построенного в конце ХIХ века, на сегодняшний день находится в полуразобранном состоянии. А еще пару лет назад дом, в котором располагался кордон, крытый тесовой крышей, имел вид почти жилого помещения. Что делать, время идет, все течет, все изменяется. Лесное хозяйство, видимо в соответствии с капиталистическими моделями, тоже переведено на современные цифровые технологии, которым не нужны лесники, не лесные кордоны, не сушилки в которых хранили сосновые шишки. Ну и чему тут удивляться, когда позвонил товарищ, работающий дальнобойщиком, и сообщил что везет саженцы сосны из Самарской области в Сухой Лог.
На сегодняшний день здесь на местности даже ландшафтная ситуация изменилась. В те далекие времена, когда кордон был построен, не было в видимости такого водоема и дорога проходила по другому. Можно сказать еще и об узкоколейной железной дороге, которая проходила через кордон, но это уже намного позже, об этом есть воспоминания старожилов, а так же упоминается в записях А.Т.Тотоонова, главного геолога Геологоразведочного Управления. А еще можно глянуть на спутниковые снимки через компьютер и четко увидим просеку уходящую от кордона на юго-восток в сторону некогда работавшего Лесозавода. Это почти средина ХХ века, кстати, просеку эту отлично видно на местности невооруженным глазом.
А наш коллектив внимательно осмотрел здание старинного кордона, запечатлели его на цифровые кино и фото носители, поговорили с местными жителями и двинулись в путь.
В первой четверти ХIХ века в этом районе были золотые прииски. В архивных материалах есть информация, что добывали здесь драгоценный металл в приличных количествах. Добычу проводили как рассыпного золота называвшегося в то время «песошным», так и рудного золота, которое в народе, да и в соответствующей литературе, именовали «коренным».
В рабочих тетрадях А.Т.Тотоонова есть записи военного времени, что и в тот тяжелый период здесь вокруг кордона работали артели старателей. Кроме того и геолог К.Е.Тарасов этот район прошел не на один раз поисково-челночным маршрутом. В военный период была большая потребность в извести и вокруг нашего города искали это ценное на тот период сырье.
А на сегодняшний день в лесном массиве прямо вдоль дороги можно наблюдать большое количество неглубоких ям. Это, скорее всего, старинные шурфы, которые от времени обвалились. Количество ям очень большое в некоторых видны суглинки, а в некоторых есть почти белая кварцевая порода, верный признак нахождения здесь желтого металла.
Есть и небольшой протяженности разведочные канавы глубиной около метра, это, скорее всего, тоже остатки старых разработок. И в записках геологов есть информация о нахождении в этом районе нескольких шахт. Эту информацию мы тоже хотели проверить и своими глазами посмотреть на остатки горных работ почти полутора вековой давности.
По этой теме можно сказать, что подобные шахтные стволы ХIХ века в отличном для обозрения состоянии находятся в поселке Золото, прямо рядом с дорогой.
Забегая вперед можно сказать что в этом районе шахтных стволов мы не нашли, но зато, при внимательном осмотре некоторых ям от шурфов, О.М.Кожевников задал резонный вопрос, а где порода поднятая из шурфа? Вокруг нет ни каких отвалов или больших куч горной породы, следовательно, большую часть породы увезли на переработку. Эту же тему можно дополнить таким фактом: еще несколько лет назад рядом с кордоном лежал большой кварцевый камень белого цвета, я задавал вопрос местным жителям, откуда он взялся? Мне ответили, что его еще в давние времена подняли из шахты. В какие времена уточнить не удалось, из какой шахты так же никто сказать не смог. А камня на сегодняшний день на месте нет.
Наш путь продолжился вдоль старинной дороги, двигаясь извилистым маршрутом, мы выходим на берег лесной речки Старки, которая в некоторых местах по ширине была меньше метра. А вот ширину поймы на многих участках можно определить более пятидесяти метров. Или так разливалась река, или это следы старых разработок от промывки русла Старки.
Дорога, идущая по лесу, извилистая и не наезженная, здесь нет колеи от лесовозной техники, нет и следов тракторов, которые часто встречаются на других лесных дорогах. Видимо здесь редко кто ездит, нам это конечно понятно, дорога эта давно заброшена и не используется даже работниками лесной отрасли.
Наш путь преградила высокая насыпная дамба, это уже следы работ конца ХХ века. Дамба это насыпь под железнодорожные пути, которые были построены от станции Изумруд до поселка Малышева. И если бы не «ветры перемен», сейчас здесь ходили бы поезда и мы бы имели железнодорожную ветку с ответвлением на поселок Рефтинский.
Дамбу строили основательно по всем правилам строительных нормативов. О чем свидетельствует сохранившиеся откосы, они как послойный пирог. Внизу скальный грунт, затем более мелкая порода и поверху идет отсыпка щебнем и балластная призма. А рядом, в хорошей сохранности, стоят геодезические репера.
Построенная дамба перекрыла сток речки Старки и с западной стороны образовался большой заболоченный водоем. Это просто рай для уток, которые при нашем подходе сорвались с поверхности воды большой стайкой. Несмотря на то, что дамба перекопана для отвода воды, в этом месте стока воды не наблюдается. Вода нашла себе другое русло и просачиваясь сквозь дамбу небольшим ручейком, течет метрах в пятидесяти от выкопанной канавы.
Этот маршрут у нас закончился рано. Находки со старинной дороги, которые сегодня попали в наши руки, не имеют особых отметин и можно сказать это простое ржавое железо. Обломки конских подков, болты и гайки это уже наследие ХХ века и сломанный перочинный нож, который по нашему мнению имел хождение уже в 60- годах ХХ века.
Но маршрут пройден задачи которые мы ставили для себя частично решены и, следовательно, все материалы которые есть в нашем распоряжении по этой теме будут опубликованы и по результатам проведенных работ будет сделан фильм.