Сухарев Ю.М. По родовым местам. Ч.4. Птичье. 19.06.2023 г
Ночью начался холодный моросящий дождь. Эффект непогоды усилил ледяной ветер, пробирающий до костей. Это несколько сократило нашу программу. Но осмотр главных родовых мест отменить никак нельзя. В Птичье, конечно, едем. Более двухсот лет наши предки были прихожанами Казанско-Богородицкой церкви этого села. Двести лет их хоронили здесь на погосте. Здесь крестили в 1898 г мою бабушку Марию Семеновну урожденную Кожевникову, в 1895 г моего деда Илью Васильевича Сухарева. Здесь их венчали в 1917 г.
Церкви нет с 60-х годов прошлого века. Недавно рядом с местом, где она стояла, водрузили поминальный крест. По району раньше ходила такая легенда: для того, чтобы снести храм, якобы требовалось согласие всех членов приходского совета. Хоть церковь и закрыта, но в исполкоме такой список был. Одна бабушка из этого списка уперлась и категорически отказалась дать согласие. Лишь когда она умерла, храм снесли.
Я в детстве видел эту церковь. Году в 1963-м приезжали с дедом Ильей в Птичье на автобусе – он сено косил где-то в окрестностях села, а я – за компанию, помогал немножко. Где церковная площадь – там была и автостанция. Вышли из автобуса, а перед нами церковь. Порушенная, конечно, примерно такого вида (фото с одного из шумихинских сайтов). Это был первый храм, который я увидел.
Птичье, как деревня, возникла около 1752 г. Сведения академика Палласа, посетившего это село в 1771 г, вписываются в логику заселения Карачельского форпоста и сомнений не вызывают. Около 1752 г – потому что деревни появлялись не единовременно. Крестьяне-первопоселенцы получали земельные наделы или покосы, строили там сначала времянки-землянки, работали здесь наездом, а жили, допустим, в Карачельском. Если место «любо» и пригодно для жизни (земли плодородные, сенокосные, в колодцах вода пресная), ставили избы и переселялись сюда. К ним подтягивались другие семьи.
Из села Кабаньего в Птичье переселились Жихаревы, Голубчиковы, Минины, Кожевниковы. Любопытно, что село Птичье, по сути, близнец Кабаньего. Тоже расположено у озера. Также удалено от слободского центра, являясь южным поселении слободы. И самым уязвимом, при нападении кочевников — а они всегда приходили с юга. Тот же Паллас сообщает о нападении киргизов на Птичье в 1759 г.
В 1774 г Кожевниковы показаны в исповедных росписях церкви села Птичьего Карачельского форпоста — пять семей Кожевниковых. Переселились сюда из Кабанского, предположительно, около 1760 г. В 1756-57 г царскими указами были приписаны к Кыштымским заводам Демидова часть Барневской слободы и Маслянский острог. В Барневской слободе такая горькая участь постигла село Полевское. Крестьяне поселений слободы, не попавших в приписку, находились в напряжении: не ждет ли и их судьба соседей? Слухи будоражили сознание. Это ли не причина сменить место жительства, удалиться от заводов?
Линия Ивана Трофимова Кожевникова (самого уже нет) представлены семьями его сыновей – Льва, Ефрема (брат Василий живет с ним одним двором) и Леонтия.
Другая линия представлена сыном Агафона Иванова Кожевникова Калиной и внуком Агафона – Павлом Ивановым (с ним одним двором жил его родной брат Василий). Это еще 2 двора.
На местности родственники Кожевниковы к 1782 году закрепились следующим образом. Лев (которого в ревизиях упорно именовали Леонтием) своим двором основался в селе Птичьем. Дворы Ефрема (с Василием) и подлинного Леонтия располагались в деревне Сажиной.
Представители другой линии (Агафон и Павел) имели свои домохозяйства в Птичьем. По крайней мере до 1850 г эта диспозиция сохранялась. Семьи множились и расширялись, но внутри своих поселений, перемещения из Птичья в Сажино, или наоборот, по мужской линии не наблюдалось. Ни одна ветвь не пресеклась.
В Птичьем 1850 г 20 дворов Кожевниковых. Часть этого рода (из птичанских) придерживалась старого обряда. В списке раскольников за 1859 г Кожевников Григорий Ефимович, 38 лет; Кожевников Егор Алексеевич, 50 лет;Кожевникова Якова Конова сестра — девка Фёкла, 64 года;Петра Кожевникова жена — Настасья Иванова, 52 года.
На обелиске памяти павших в годы Великой Отечественной 35 строчек с фамилией Кожевников (в это число входят и Кожевниковы д. Сажино).
Начали мы разговор с храма. Источники, со ссылкой на архив, сообщают, что первая церковь в Птичьем появилась в 1761 г. Естественно, она была деревянной. Паллас же указывает годом постройки храма 1758 г (через 6 лет после основания Птичьего). Разница в данных может объясняться тем, что архивы сообщают о времени освящения храма. Многие храмы и сейчас годами существуют без освящение престола (служат с антиминсом).
Казанско-Богородицкая церковь каменная построена в 1824 г, а освящена лишь в 1836 г. Вероятно, до 1836 г она достраивалась, иначе объяснить такую задержку с освящением не могу.
В 1911 г старостой храма был крестьянин Андрей Петрович Сухарев. Неожиданная для меня информация. Это родственник моего деда Ильи Васильевича: его прадед (Иван) и отец Андрея (Петр) были братьями.
Из священников Богородицкого храма больше всего известен Серафим Георгиевич Невзоров (11.09.1835. с. Куликово Челябинского у. – 31.08.1909, с.Карачельское Челябинского у.), служивший на этом приходе 35 лет. Его заслуги перед селом безмерны (школы, сад, столовые для голодающих…). Всем советую найти в Сети статью Фот Алены Гергардовны «Сельский протоиерей Серафим Георгиевич Невзоров: жизнь и пасторские труды». Одно только он сделал плохое дело – опубликовал сказочную версию появления села Птичье еще в 16-м веке…
Последние (одни из последних) священников села перечислены в Списке лиц лишённых избирательных прав за 1925 год. Птичанский с/с: Падерин Георгий 42 лет – священник. Сапогов Александр 43 лет – служитель культа. Падерина Анна 43 лет – жена священника. Сусликова Вера Егор. 39 лет – жена священника.
Плохая погода помешала нам лучше обследовать местность и побывать на кладбище села. Зато дала возможность познакомиться с библиотекарем и хранителем музея Некрасовой Татьяной Яковлевной. Я давно собирался побывать в музее, но все не случалось. Когда Татьяна Яковлевна узнала, что мы родственники почетного члена колхоза Кожевникова Федора Семеновича (он младший брат моей бабушки Марии Семеновны, т.е. дядя моего отца Михаила Ильича), то с готовностью согласилась показать материалы о жизни этого заслуженного человека. Приятно, что в селе Федора Семеновича помнят через сорок лет после смерти.
В альбоме воспоминания Ф.С.Кожевникова. Я узнал немало удивившего меня, но это отдельная тема. Достаточно сказать, что Федор Семенович, попав в плен и оказавшись в концлагере в Норвегии, сумел бежать с товарищами и (через Финляндию!) выйти к своим!
В музее еще много чего интересного, и предметы быта, и фотографии.
Татьяна Яковлевна опубликовала пост о нашей встрече на странице библиотеки в ОК.
Тепло распрощавшись с ней едем в Сажино.
Фото автора, со страницы птичанской библиотеки в ОК и из Сети.