Малорефтинский (Известковый) кордон. Известковые печи. 08.10.2024 г
На Малорефтинском (Известковом) кордоне бывали не раз, а В.Н.Рубцов, как минимум, раз в год. В основном, мимо него проезжали. Но несколько лет назад ходили на него с Ильинского кордона. Надо сказать, что Ильинский и Малорефтинский это бывшие кордоны. Малорефтинский исчез последним, сгорев году в 2012 г. Рядом с ним разместилось некоторое фермерское хозяйство, которое здорово мешало осмотреть площадку. Огромные псы на самовыгуле не сулили ничего хорошего пришельцам.
А осмотреть надо было вот с какой целью. На речке Норной, притоке Рефта, в её устье, покойный ныне Владимир Ильич Расщупкин обнаружил и обнародовал некие печи, которые он позиционировал как древние плавильные. Плавили в них, де, то ли железо, то ли золото.
Наша группа, осмотрев печи на Норной, постановила, что это печи для обжига извести. Выложенные камнем каналы – это воздуховоды для тяги в печи. Именно эти каналы и придают печи вид, ибо остальная часть это просто яма. Выложены они довольно искусно.
Нужно было найти аналог печам на Норной. Было известно, что такие были на Известковом, где добыча извести велась с дореволюционного времени до 1960-х гг. Первая попытка найти оказалась неудачной. Мы выявили огромные известковые карьеры, но печь не нашли из-за этих фермерских собак, будь они не ладны.
Фермерское хозяйство к 2024 г закономерно исчезло. Второе препятствие – ужасная дорога. В этом году уже полтора месяца нет дождей и дорога почти просохла.
Все срослось и 8 октября мы (А.Копырин, В.Рубцов, Ю.Сухарев) благословясь выехали. И доехали.
На площадке, где ранее размещался кордон и поселок Известковый (минимум 2 барака), сегодня куча камня из под фундамента и огромная площадка.
Река Малый Рефт. Цветность воды, с которой борются рефтинские коммунальщики,превращая ее в питьевую, действительно не фонтан.
Начинаем обследовать местность вблизи известковых копей. Вся она представляет из себя скопище старых ям глубиной 5 м и больше и огромный главный карьер. Сторож рассказал, что недавно в него упала косуля, сломав себе ноги.
Стоянка рыбаков.
Это, как мы предположили, фундамент дробильной установки для измельчения известкового камня.
А вот и печь.
Надо сказать, что свод воздухопровода здесь сделан менее искусно, нежели на Норной, и держится на растворе. Кроме того, наружная его часть завалена. Но это точно такая же печь, что и на Норной. Что и требовалось доказать.
Печей было две, но вторую, похоже, пытались переоборудовать для нужд фермера и нарушили. Хорошо, что мы зафиксировали последнюю.
Еще один интересный объект: питомник косуль, созданный в 1990-е гг Асбестовским охотхозяйством. Завозили сюда и косуль, но они стали пропадать от болезней. Вот что осталось от питомника…
Ну вот, выехали полдесятого, совершили маленькое открытие и в три часа были уже дома. Кстати, это был последний погожий день осени.
Ю.Сухарев