Копырин А.Л. На старом прииске
Наш город уникальный, не будем перечислять все его достоинства, скажем кратко, вокруг города в прежние времена добывали очень много цветных камней, а также золото и ещё какие-то полезные ископаемые. Вот по этим следам древних разработок наш небольшой коллектив решил пройти в очередной день глубокой осени. День выдался сырой пасмурной, но без осадков и пока ещё земля не так грязная, не завалена слякотью и не залита осенними долгими дождями, мы решили пройтись в сторону одного из приисков, который работал в XIX веке.
Движение по лесу в спокойном ритме прогулочным шагом, экологически чистая обстановка вокруг нас, нет никаких промышленных предприятий. Ближайшая дорога, по которой очень редкое движение, находится в полукилометре, а может и больше, и мы идём по лесной тропе заваленной упавшими листьями. Слева и справа стоят большие сосны с огромными зелёными кронами и хвойный аромат пропитывает насквозь, щекочет ноздри, остужает голову и раскладывает мысли в режиме спокойного отдыха.
На кромку горной границы прииска подошли осторожно, без криков, шума и без разговоров. Выйдя на кромку отработки, постояли, послушали. Когда здесь работают современные работники, которых в прежние времена называли хитниками, вдалеке удаётся услышать обрывки разговоров или приглушенный стук горных молотков. А на сегодняшний день полная тишина, вышли на бровку затопленного карьера, посмотрели, полюбовались тёмной прозрачной водой, отливающий изумрудной зеленью.
И посмотрели сквозь прозрачное зеркало водной поверхности туда в темную глубину, с краю видно скальные образования, которые затоплены на сегодняшний день. Стоя неподвижно, можно понаблюдать как перед вами изредка проплывает небольшие рыбки и ещё какая-то живность успевает шевелиться в последние дни положительной осенней температуры.
А мы медленно двинулись вдоль старых разработок, которые начаты старателями с середины XIX века. В начале советского периода здесь начались работы организованные уже в промышленном масштабе. И в середине XX века приняли размер настоящих промышленных отработок. Работы велись энергично с размахом, что бы не терять время всю площадь, занятую открытыми разработками прошлого периода, отгрузили экскаватором. Все горные породы, определённые геологами, вывезли на поверхность, часть породы, которая определена как перспективная, пошла на обогатительную фабрику, другая часть в отвал.
Вот именно в этих отвалах на сегодняшний день упорные любители кайлы и лопаты копают шурфы, роют ямы, прокладывают канавы и пытаются найти что то интересное в брошенных отвалах. Парни, которые здесь работают, видимо слегка не уравновешенные или, как говорили раньше, бесшабашные: копать подземный ход без всякой крепи, а над тобой десять метров грунта, который в любую минуту может обрушиться или «сесть», как говорят хитники, тут надо иметь незаурядную смелость.
Осматриваем горизонтальный подземный ход или, говоря квалифицированным горным языком, выработки, называемой штольней. Но в нашем случае это наверно можно назвать норой, в диаметре примерно метр, неровные края и с потолка местами висят крупные камни. Выработка длиной метра три и в конце поворачивает направо, ползти туда дальше, что бы сфотографировать, а не то что работать, я не решился.
В недокопанной выработке лежат небольшие горные лопаты, коротенький ломик и каелка с короткой рукояткой, которыми удобно работать в стеснённых условиях подземной норы.
Сегодня работников на месте не было, но на деревьях развешаны свитера, рабочие штаны в виде американских джинсов, в углу под навесом стоит обувь. Всё это видимо выставлено на просушку, в отдельном варианте висят рукавицы и перчатки. В эпицентре раскопок построена небольшая хижина. Это жилище, расположенное в лесу или, как говорили раньше, на дикой территории, представляет, конечно, определённый интерес. Но пользоваться этими временными жилищами, землянками, навесами, балаганами и лесными избушками надо уметь.
Пользоваться мы, конечно, не будем, но посмотреть что находится внутри, конечно, интересно. Самое главное это металлическая печка типа буржуйки, она снаружи обложена кирпичами для большого сохранения тепла. Те, кто бывал и ночевал в лесных избушках и землянках, всё это хорошо понимает. Мы проявили только чисто спортивный интерес в обзорном варианте.
С правой стороны в углу — нары, по стене прибиты полки, на импровизированном столе набор посудного инструмента, который хранится здесь. Мы ничего не трогали, только осмотрели внутренне пространство жилища. Нас больше интересовали результаты земляных работ и мы пошли смотреть результаты работы неизвестных товарищей.
Видимо они работали на этом участке всё лето, но в разных местах. В большом количестве видны прокопанные ямы, шурфы, небольшие канавки, брошенные забои. Можно сказать, даже удивляет. Мы повидали много подобных видов разработок, не говоря уже о промышленной разработке карьеров. Здесь в некоторых ямах стоят большие негабаритные камни окопанные вкруговую. Или здесь что-то нашли, а возможно просто была порода, которая могла подсказать, где находится цветные камни.
Тут же рядом валяется большие кварцевые булыжники разных размеров, это верный признак того что здесь может быть песок жёлтого цвета, на который скорее всего они внимания не обращают. Потому что для извлечения жёлтого песка нужны промывочные ёмкости, а по результатам увиденной работы можно заключить, что работников интересует только цветные камни.
Интересные образцы, которые могли скрывать в себе что-то более существенное, раздроблены молотками или каёлками. Отходы валяются тут же. Масштабы разработок очень хорошие, из увиденного можно сделать заключение, что здесь работал не один человек, наверняка крепкая бригада единомышленников. Глядя на все эти разработки, остаётся только удивляться, сколько у людей энергии сколько желания работать. Сколько сил, труда положено для того чтобы раскопать эти ямы. А землю копать не так легко и если учесть что здесь копают не землю, а горные породы, в которых есть негабаритные камни и другие булыжники различной величины, которые надо обкапывать выворачивать и выбрасывать, всё это — большие физические нагрузки. Но люди работают, значит есть ради чего. А может быть это просто убеждённые маньяки, которым интересно получить результат или получить удовольствие от тяжёлой физической работы… Назовём этих людей скромно — энтузиасты.
Осмотрев результаты разработок, двигаемся вдоль старых отвалов. А вокруг открываются отличные виды: с одной стороны большой затопленный карьер с другой густой сосновый лес.
В некоторых местах видны остатки костров, кое-где костровище совсем свежие, здесь видимо готовили пищу или кипятили чай. А возможно варили кашу или похлёбку. Но исходя из прошлых встреч с работниками-энтузиастами каменных разработок, можно сказать, что большинство из них питается современными методами. Горячей водой из термоса заливают китайскую лапшу и обед готов. У некоторых с собой наблюдались колбасные изделия различных сортов, а в одном варианте я видел остатки обедов с большим количеством молочных пакетов. Или человек любил молоко или от тяжелой работы у него заболевание и он не мог есть химические китайские препараты, которые съедобны только в горячем виде.
Двигаясь дальше, видим что работники почти везде проверили содержание и наличие в отвалах отходов цветных камней. Последний раз здесь пришлось побывать весной. Вдоль кромки карьера наблюдались выноски в виде вешек из пластиковой арматуры, на которых были привязаны сигнальные ленты. Тогда мы предположили, что здесь будут проводиться какие то официальные возможно вторичные горные или разведочные работы. На сегодняшний день ни одной вешки не сохранилось. Значит, в организованном порядке здесь не будет производиться ни каких работ, а возможно эти работы отложены на последующие периоды.
Те разработки, которые мы видели, произведены частными лицами в своих интересах. Жаль, что сегодня мы не встретились с народом не поговорили, не посмотрели результаты их тяжёлой работы и может быть кто-нибудь из них рассказал бы какой-нибудь интересный случай, легенду или байку. С этой позиции можно сказать такое интересный сюжет. При разговорах с большинством энтузиастов, которые занимаются каменными работами, никто не может рассказать ничего интересного. Легенды, байки или другой интересный материал, который произошли с ними или с их товарищами, видимо «прошел» мимо или они не обращают на это внимания. Один раз за всё время общение с лесным народом удалось услышать пару легенд или случаев, а возможно это было просто враньё.
Тем не менее, все интересные и необычные случаи представляют определённый интерес. Наверно все знают, что Бажов записал легенды, сказки, были, мифы, которые тогда существовали на территории, где он работал. Придав материалам приемлемый вид, написал книгу «Малахитовая шкатулка». В Советский период его книги с Бажовскими сказами гигантскими тиражами издавались не только в нашей стране, но и за границей. Вот если был бы такой человек, который мог рассказать о наличии интересных сюжетов в современном варианте, возможно, появилась бы новая книга.
Мы выходим на тропу, которая ведёт нас в сторону города. Сегодня мы увидели много интересного, всё это запечатлели на современные цифровые носители и постараемся сделать небольшой фильм. Бывая на этом участке ежегодно в разные времена, интересно посмотреть какие происходят изменения, сколько здесь бывает работников, какого возраста. А самое главное хотелось бы увидеть результаты тяжелого труда. Понятно что они не хотят это афишировать, не хотят рассказывать опасаясь конкурентов, ну и, наверное, чтобы официальные органы не наступили на ногу. А мы возвращаемся в сторону дома, последний раз выходим на кромку залитого водоёма, осматриваем его в очередной раз фотографируем и по осеннему разноцветному лесу, который пахнет прелой осенней листвой, возвращаемся домой.
Декабрь 2024 г. А.Копырин