Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Бархатова Н.А. Кому выпало жить

10«Не посрами свой род,  а

преумножь его славу

своими подвигами»

Народная мудрость

 

Посвящаю своему отцу Алексею Поликарповичу Малыгину

Занимаясь родословием села Бичур Ирбитского уезда (в настоящее время Артемовского района), я изучила пятнадцать колен Малыгиных. Все Малыгины Артёмовского, а так же Белоярского районов – родственники, так как происходят от одного пращура Афанасия Малыгина. Он «пришёл с сыновьями» на Урал из Кеврольского уезда,  Чакольской волости, Архангельской губернии. По  переписи населения («ревизским сказкам») пахал землю в 1645 году в деревне Лихановской на реке Салде. На карте Урала была в свое время деревня Малыгина, деревня Гора Малыгина (около п. Махнёво), осталась в настоящее время на карте только «Урочище Малыгина».

Интерес к тому, какой след оставили Малыгины в истории России и чем прославили свой род, свою фамилию, привел меня к открытию имени капитан — командора Степана Гавриловича Малыгина – русского исследователя Арктики, родившегося в тех же северных краях.

Степан Гаврилович с 1711 по 1717 год учился в Московской школе математических и навигационных наук, окончив школу начал службу во Флоте гардемарином, спустя четыре года был произведен в лейтенанты. В 1731 году он представил в Академию наук свой труд – первое в русском флоте руководство по навигации «Сокращенная навигация по карте де-Редукцион». Книга была одобрена и в 1733 году издана.

В начале 1736 года Степан Гаврилович был назначен начальником западного отряда Великой Северной экспедиции. Летом 1736 года на двух ботах «Первый» (под командованием Малыгина) и «Второй» (под командованием лейтенанта А.И. Скуратова) прошел от Долгого Острова в Баренцевом море через пролив Югорский Шар к низовью реки Кара, где оставил суда на зимовку.

Летом 1737 года вместе со Скуратовым провел оба бота от реки Кара в устье Оби через пролив между полуостровом Ямал и Белым островом (ныне пролив Малыгина).

В результате плаваний отряда Малыгина  были впервые составлены описание и карта побережья Северного Ледовитого океана от реки Печеры до Оби. Очертания южных берегов Карского моря в том виде, как они были определены Малыгиным, в течение долгого времени сохранялись на картах мира. Истинные и весьма разносторонние географические сведения, собранные Малыгиным о карте, до этого ещё мало известном науке, принесли ему вполне заслуженную славу выдающегося полярного исследователя и мореплавателя. Стоит удивляться и восхищаться смелостью мореходов, плававших среди льдов Арктики на деревянных, однопалубных одномачтовых, парусно-гребных судах изучавших край простейшими приборами. Но Степан Гаврилович отличался редкой решительностью и неутомимостью.

В 1738 году Малыгин был назначен командиром корабля и совершил плавания в Балтийском и Северных морях, участвовал в войне со шведами в 1741-1742 гг.

В 1750 году Малыгина назначили цейхместером, а в 1751 году – командиром корабля «Рафаил». К этому времени Степан Гаврилович Малыгин прослужил во флоте 35 лет. В 1762 году получил чин капитан — командора и был назначен начальником адмиралтейской конторы в Казани. 1 августа 1764 года Малыгин скончался.

Российские моряки и ученые высоко ценят выдающиеся заслуги замечательного русского мореплавателя и полярного исследователя Степана Гавриловича Малыгина всю жизнь отдавшего служению Отечеству и Флоту. Его имя увековечено в названиях:

— Ледокол-пароход «Малыгин» 1912 года постройки, водоизмещением 3200 т. участвовал в поисках экспедиции У. Нобиле (1928). В 1922-1939 гг. на «Малыгине» велись гидрологические исследования в Советской Артике. В 1937 году – дрейфовал во льдах вместе с «Георгием Седовым» и «Садко».

— Ледокол-пароход «Малыгин» 1914 года постройки.

— Мыс Малыгин на юго-западе острова Белый в Карском море.

— Пролив Малыгина между полуостровом Ямал и островом Белый, длина 63 км, ширина 9-27 км.

— Улица Малыгина в г. Тюмени.

— Улица Малыгина в г. Москве.

— Почтовая марка Ледокол «Малыгин».

Не посрамить свой род Малыгиных, приумножить его славу своими подвигами старались все мои предки. Кто в большей мере, кто в меру сил, а кто и пересилив себя в своем крестьянском труде и на поле брани. Крепко помнили: праздность – мать всех пороков и только труд – отец счастья и славы.

Изложить историю жизни и судьбы моего отца Алексея и ничего не поведать о его родителях и о той среде, в которой он был ребенком, потом юношей и возмужал, став гражданином и защитником Отечества – это значит не уразуметь, в чем смысл жизни, заповеданной мне.

Отец Алексея (*1913), мой дед, Поликарп Порфирьевич Малыгин (*1883 +04.04.1949) родился в семье крестьянина великоросса Порфирия Евлампиевича, в селе Бичур (из 9го колена от Афанасия Малыгина, пришедшего на Урал).

Первая жена Порфирия (*1947), мать Поликарпа, умерла рано, оставив ему двух сыновей. Порфирий вскоре женился на крестьянке Фетинье.

Общих детей у них не было, и она воспитывала сыновей Порфирия – Якова (*1870) и Поликарпа (*1883). Оба сына окончили церковно-приходскую школу (2 класса). Разница в возрасте у детей была в 13 лет. Якову было очень сложно привыкать к мачехе, он уже собирался жениться, все понимал, но с трудом принимал чужую молодую женщину за мать. В 1889 году Яков женился на 18-летней Пелагее Пименовне Лебедкиной из деревни Лебедкиной. Начал строить себе дом и все больше отделялся от брата Поликарпа, которому в это время было всего 6 лет! Порфирий жалел своего младшего сына Поликарпа, видя как неласкова к нему мачеха, учил его терпеть, держал около себя при любой работе, учил многообразному крестьянскому труду и в поле, и дома. Боронить надо, — посадит Поликарпа на коня и прикажет: «Не падай, дитятко, с коня-то, борись со сном-то! А лучше пой во весь голос, пой заливисто и громко, как я!» Лошадь тянет борону, на лошади – орущий во все горло ребенок.

Став взрослым, Поликарп сохранил привычку петь. Пел и когда работал, и когда отдыхал. Научился играть на гармони – отец купил ему на ярмарке гармонь и балалайку.

Жизнь крестьянина – это постоянная страда с раннего  утра и до позднего вечера. И эту науку осилил Поликарп так, что даже его отец удивлялся выносливости сына: целыми днями быть в работе. Вот уж Поликарпу 14-15 лет, отец затевает строительство дома для сына. У лесника испросили разрешения рубить лес. Зимой свозили его на будущую усадьбу на берегу речки Бичурки. Не обошлось и без «помочи» родных и соседей. Поликарп спешил, суетился – надо к свадьбе успеть!

В 1901 году в возрасте 17 ½ лет женился на 19-летней Екатерине Чепуриной. Малыгины чаще всего выбирали женихов и невест из рода Чепуриных. Невеста была из зажиточной семьи, с хорошим приданым, нравом веселом и живым, что вносило счастье в жизнь скромного, уравновешенного Поликарпа. Екатерина стала полной хозяйкой в их новом только что построенном доме на берегу речки Бичурки.

В доме, построенном на добре, всегда душевно тепло, по-христиански праведно. Порфирий учил сына: дом – это тоже Храм Божий, строй его на добре и любви. Иконы Пресвятой Богородицы и Николая Угодника Порфирий сам внес в дом сына, поставил на божницу и заповедал: иконы храните, как самое драгоценное, а если не будет сил, пустите их по реке. Как в воду глядел отец Поликарпа: во время раскулачивания в 1930 году пришлось Екатерине пустить по Бичурке речке любимые иконы (их уже к тому времени было много в доме), оставив себе любимую икону Пресвятой Богородицы.

Удивительно и чудесно – во дворе Поликарпа: под крышами навили, налепили множество гнезд ласточки. Красоту их я наблюдала в детстве: вот одна стремглав летит низко – низко над землей, взмывает, летит прямо на тебя, но один миг! Резкий вираж – и в высь! Еще мгновение, и она высоко в небе, как маленький черный комочек; еще вираж, и она вновь проносится рядом с тобой легко и изящно! Мой дед Поликарп и бабушка Катерина любили своих ласточек, и ничем не нарушали покой их гнезд.

Поликарпа, будучи уже женатого, забрали на военную службу. Служил он в городе Ирбите с 1904 по 1908 гг. Во время службы просил своего старшего брата Якова прислать ему лошадь, но брат по каким-то причинам лошадь не прислал, на что Поликарп сильно обиделся.

После службы в армии унтер-офицер запаса Поликарп Порфирьевич красивый лицом («баской», как говорили тогда), еще больше раздался в плечах, стал еще более  мужественным и очень  привлекательным. Он играл на гармони, на балалайке, знал много песен и чудно плясал. Екатерина была не так красива лицом, но была лучезарной – от нее исходило тепло со светом – любовь. Рассказывали о том, как они умели плясать: выплывает с платочком в руке пава, а за ней отбивает коленца добрый молодец, улыбчивый, с ясными голубыми глазами! И тут уже ни кто не мог удержаться! Плясали в праздник женатые и неженатые, молодые и старые.

Родилось в счастливой семье Поликарпа и Екатерины 12 детей, но выжили и стали взрослыми только двое: Петр (*26.06.1909) и Алексей (*07.03.1913). В 1913 году взяли в дочери и в няньки Веру Самсонову Малыгину (*1904). Вырастили ее и в свое время выдали замуж с хорошим приданым.

Семья Поликарпа имела в то время надел земли 6 ¾ десятины, еще 3 десятины под паром и 1 ½ десятины сенокосных угодий.

Достаток в семье по сравнению с другими семьями, был более чем скромный, так как взрослый работник был один Поликарп, а сыновья только подрастали. Много забот и работ ложилось на плечи Екатерины, но при ее неукротимой энергии и веселого нрава ей ничего не было в тягость. Это для современного человека, пользующегося разными механизмами, облегчающими труд, удивительно, как мог человек работать от зари до зори не один день, а целых полгода, когда придет страда, и труд этот его не угнетает, не озлоблял. Труд был радостным!

До самой старости Поликарп сохранил эту крестьянскую привычку отдаваться работе, не замечал ни времени, ни своих физиологических потребностей. Мне рассказывали бывшие колхозники уже в 21 веке, как Поликарп работал в колхозе:  спрашивают его уже под вечер: («Дедко Поликарп, ты хоть ел что-нибудь сегодня?» На что он отвечал: «Дак не помню!» Молодые восхищались его способностью без передышки  работать, работать и работать! Хоть сено косить, хоть хлеб убирать, да любую работу он любил даже жалкие трудодни в колхозе. Как в русском крестьянине укоренилось и передавалось от поколения к поколению добросовестное и любовное отношение к труду не как к проклятию, а как к высшему нравственному долгу? Об этом размышляют современные родоведы и краеведы, которым, конечно, не ведомо как Поликарп мог обрабатывать 6 ¾ гектара земли одной сохой и получать урожай зерна не только на прокорм семье, скоту, но и платить зерном налог, да еще 3 гектара залежной земли перепахивать несколько раз за сезон.

«Русский человек знал, что природа отпускает ему мало удобного времени для  земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля… Так великоросс приучался к чрезмерному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро… Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время, какой может развить великоросс, но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой привычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду». Василий Осипович Ключевский.

Поликарп глубоко верил, что надо жить так, как жили предки, соблюдая традиции: «Как отцы и деды наши, так и мы». Да, и лодыри были презираемы в селе. Праздность – мать всех пороков. «Бог труды любит», – говорил он.

Эту привычку к труду благородному

Нам бы не худо с тобой перенять.

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать!

Н.А. Некрасов

Так же самоотверженно отдаваться работе Поликарп передал своим сыновьям Петру и Алексею, но, самое главное – служить Отечеству несмотря ни на что.

После революции 1917 года Поликарпа мобилизовали в красную армию как бывшего унтер-офицера, и ему пришлось участвовать в Гражданской войне. Но в 1918 году Поликарп был уже дома. А когда красные заняли Бичур на Успенье Пресвятой Богородицы, и жители села убежали в леса от войны, то Поликарп стал на сторону белой армии и ходил взрывать железнодорожный мост в районе станции Самоцвет, чтобы препятствовать отходу красных под напором армии Колчака. Это ему припомнили большевики при раскулачивании в 1930 году.

EPSON MFP image

Чтобы сохранить семью, Поликарп с чадами и домочадцами бежал сначала в г. Нижний Тагил, а потом, растеряв детей, скитался с женой Екатериной по золотым приискам, расположенных в глухих леса, до 1936 года.

У Петра Полкарповича народилось перед ВОВ шестеро детей, а сам он погиб на фронте в 1942 году, рядовой пехотинец, и похоронен в деревне Елизарово, Калининской области.

Поликарп с Екатериной слезно плакали, молились за своего сына Петра (жили уже в Бичуре) и взялись помогать растить осиротевших шестерых внуков. Екатерина тогда сказала: плохо я молилась и не спасла Петра. Принялась усердно денно и нощно молиться за младшего сына Алексея, который тоже был на фронте. И Алексей вернулся с фронта домой в конце 1945 года.

Алексей Поликарпович мой отец. Семья моего отца была раскулачена, когда ему было 16 лет. Чтобы не посадили в тюрьму за то, что родители нажили своим крестьянским трудом, убегал от властей без документов, без денег, скитался до 1936 года, когда кулаков уровняли в правах с гражданами страны. Получив паспорт, сразу пошел на службу в Красную армию на два года, где получил военную специальность: повар. Женился на своей бичурской Любови Архиповне Козловой, приехал жить в город Артемовский.

EPSON MFP image

Только устроился на работу  и получил жилье в казарме — началась Великая Отечественная Война. 28 августа 1941 года ушел на фронт автоматчиком в пехоте. Был ранен в голову в районе города Калач, излечился в госпитале, и снова на фронт.

EPSON MFP image

В составе 4-го Украинского фронта младший сержант  артиллерист (после госпиталя был направлен в артиллерию) освобождал от фашистов Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию и Австрию. Был награжден медалями: за Отвагу, за взятие Будапешта, за взятие Вены, за Победу над Германией, Юбилейными медалями после войны.

 EPSON MFP image

 После окончания Великой Отечественной войны 9 мая 1945 года его часть больше чем полгода стояла в Болгарии в городе Пловдиве. Мой отец рассказывал, что ни в одной стране так не встречали русских солдат, как в Болгарии: со слезами на глазах, радостно обнимали и приговаривали: «Братушки, братушки!» И их язык нам понятен, говорил мой отец.

Пока стояли на Пловдиве много общались с местным населением: вели задушевные беседы, вместе пели болгарские и русские песни. Мой отец был музыкально одаренным человеком: играл на гармони, виртуозно  играл на балалайке, любил петь и плясать. Как он плясал: летал над землей!

Когда в 1958 году мы узнали, что в Пловдиве на высоком постаменте был воздвигнут 12-метровый монумент – памятник советским воинам, освобождавшим Болгарию от фашистов,  и что народ назвал этот памятник ласково «Алеша», в нашей семье был праздник: этот памятник воздвигнут в честь нашего отца!

И песня «Стоит над горою Алеша, Алеша, в Болгарии русский солдат» стала любимой в нашей семье.

8 сжат

После войны мой отец, вернувшись, домой, в Артемовский, построил дом для семьи, которая умножилась детьми. Потом около 30 лет работал плотником, каменщиком в Стройуправлениях трестов «Егоршинуголь» и «Облколхозстрой». Мы, его дети, всегда гордились своим отцом, и, особенно, когда шли с ним мимо домов, построенных его руками в городе Артемовском. Мой отец Алексей Поликарпович Малыгин – великий труженик, отважный защитник Родины был и остается примером доброты, стойкости, великого трудолюбия, честности и такой же великой скромности.

EPSON MFP image

 В конце 1980-х годов в Болгарии к власти пришли прозападные руководителя, и знаменитый памятник был объявлен «символ советской аккупации». Мэрия Пловдива несколько раз пыталась его демонтировать. Но горожане организовали круглосуточное дежурство и отстояли «Алешу». Попытки снести любимый в народе памятник были и позже. Но в 1996 году Верховный суд Болгарии постановил, что монумент является памятником героям Второй мировой войны и не может быть разрушен.

EPSON MFP image

Когда нашего отца Алексея Поликарповича не стало в 1981 году, у меня появилось желание съездить в Болгарию, которую мой отец полюбил всем сердцем. Я проехала всю Болгарию вдоль и поперек: порт Варна, города и местечки:     Шумен, Велико Тырного, София, Долина роз, Шипка, Казанлык, Габрово, Соколовский монастырь, Албена, наконец, Пловдив! Посетила много кладбищ, где покоятся наши русские воины разных войн. Кладбища в то время были ухожены.

У памятника «Алешка» я плакала.

В чем смысл жизни, раз нам выпало жить? Наши старшие поколения заповедали: смысл есть только в постоянном напряденном труде, он один —  отец счастья и славы рода своего.

Источники

 

  1. ГАСО. Ф. 6. Оп. 9. Д. 1629
  2. Государственный архив в г. Ирбите Ф.р – 4. Оп. 1. е. х. 1 – 21 (1920г.)
  1. Александр Базаров «Храм на крестьянском горе» ж. Урал №7, с. 3-31
  2. Фатей Шипунов «Великая Замятня», ж. «Наш современник» №9-13 1989г.
  1. Олег Платонов «В двух шагах от обрыва» ж. «Наш современник» №1, 1989 г, с. 3-33.
  2. «Российский энциклопедический словарь» Москва, 2000г, с. 695, с. 887.
  3. Домашний архив Бархатовой Н.А.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты