Сухарев Ю.М. Жизнеописание протоиерея Иоанна Владимировича Сторожева (+1927)
Все, кто знаком с обстоятельствами пребывания в Екатеринбурге семьи Романовых, вспомнят героя этой статьи. Отец Иоанн Сторожев – последний священник, совершивший богослужение в особняке Ипатьева за два с половиной дня до расстрела узников «Дома особого назначения». Однако его биография представляет интерес не только в связи с этим обстоятельством.
Иван Владимирович Сторожев по происхождению своему принадлежал к старинным арзамасским (Нижегородской губернии) купеческим родам…
– как по линии отца своего, так и по линии матери (урожденной Цыбышевой).
И Сторожевы, и Цыбышевы в первой половине XIX века были известными в городе церковными благотворителями[1].
Воцерковлённым человеком был и отец Ивана – Владимир Рувимович. Вячеслав Панкратов пишет: «Владимир Рувимович Сторожев остался в памяти арзамасцев, как наиболее ревностный защитник Спасского монастыря, когда поднялся вопрос о закрытии обители и передачи его зданий под духовное училище»[2].
В. Р. Сторожев, отец Ивана, скончался 2 января 1878 году в возрасте 35 лет и был погребён на кладбище Спасского монастыря. Иван родился через два месяца после смерти отца – 3 марта 1878 г. На руках его матери остались ещё и две дочери – десятилетняя Мария и четырёхлетняя Рахиль[3].
«Бабушка (Е.И.Сторожева – Ю.С.), оказавшись вдовой, воспитывала их (детей –Ю.С.) в глубоко религиозном духе» — писал Серафим Иванович Сторожев (сын)[4].
Вообще, положение Елизаветы Ивановны Сторожевой, оставшейся после смерти мужа с тремя малыми детьми, можно назвать трагичным. Но Бог милостив. Мы не знаем деталей, но в целом ситуация разрешилась, и из дальнейшего видно, что материальное состояние семьи было достаточным.
Среднее образование Иван Сторожев получает в Нижегородском дворянском институте императора Александра II. В конце XIX века в него принимали детей из всех сословий христианского вероисповедования. Затем юридический факультет Университета Св. Владимира в Киеве.
Иван Владимирович окончил полный курс и вышел из университета с дипломом 2-й степени.
В 1903 году он поступает на государственную службу: судебным следователем в отдалённом селе Воскресенское глубинного Макарьевского уезда Нижегородской губернии[5].
Очевидно, Иван Владимирович преодолевал время от времени тяжёлый путь до губернской столицы. Иначе трудно было бы объяснить факт его женитьбы в 1906 году на представительнице нижегородской элиты -Марии Дмитриевне Тихонравовой. Её матерью была Мария Андриановна, урождённая Горинова. Гориновы были известными в городе людьми, брат Марии — Петр Адрианович — был городским головой Н. Новгорода, дружил с писателем В.Г. Короленко, имел дачу в г. Сочи. В 1909-10 гг избирался нижегородским главой и другой её брат — Владимир Адрианович.
Мария Дмитриевна родилась 31 мая (ст. ст.) 1879 г в Нижегородской губернии. Образование получила домашнее (с учителем). Дополнительно окончила Музыкальное Отделение Императорского Русского Музыкального общества. О её дарованиях исследователи сообщают: «Она была талантливой пианисткой, превосходно рисовала, особенно удавались портреты. Участвуя в семейных концертах, не раз аккомпанировала молодому Федору Шаляпину»[6].
В 1907 году в молодой семье Ивана и Марии Сторожевых рождается первенец – сын Владимир. Через год на свет появился Дмитрий. А в 1909-м семья переезжает на Урал[7].
Иван Сторожев назначен участковым товарищем прокурора Екатеринбургского судебного округа Верхотурского участка. Место пребывания – Верхотурье. По должности своей он входил также в Верхотурский уездный комитет Общества попечения о тюрьмах[8].
От обители одного угодника Божьего – Серафима, он перемещается к обители другого – Праведного Симеона.
В 1911 году Иван Владимирович — товарищ прокурора по Нижне-Тагильскому судебному участку[9]. Здесь, в Нижнем Тагиле, в следующем году родится третий сын — Серафим.
Тогда же, в 1911 году, Иван Владимирович резко меняет амплуа. Он переходит служить присяжным поверенным в том же суде[10].
Есть свидетельства о высоком юридическом таланте И.В. Сторожева, особенно о его ораторских способностях. Безусловно, он мог бы стать высокоразрядным адвокатом, успешным и обеспеченным. Но в 1912 г Сторожев оставляет место присяжного поверенного. Он разочарован как в миссии обвинителя, так и в миссии защитника.
«Скажи мне, Господи, путь воньже пойду…». Иван Сторожев приходит к выводу, что первопричина несправедливостей мира в греховности человеческой. Общественные нестроения – её следствие. Стало быть, следует направить силы на христианизацию душ людских.
22 августа 1912 года Екатеринбургские Епархиальные ведомости публикуют сообщение: «Назначен на должность Екатеринбургского уездного Миссионера, с рукоположением в сан священника, окончившийкурс Императорского Университета Св. Владимира, поюридическому факультету с дипломом 2-й степени, присяжныйповеренный Иоанн Сторожев»[11].
Хиротония Иоанна Сторожева в сан диакона происходило 30-го августа за литургией в Александро-Невском соборе Новотихвинского монастыря, в день престольного праздника этого храма. За Богослужением присутствовал лично Начальник Пермской губернии И. Ф. Кошко[12].
В воскресенье 2 сентября 1912 г за литургией в Крестовой церкви Архиерейского дома рукоположен в сан священника новопоставленный диакон Иоанн Сторожев[13].
Восторженным письмом откликнулся на весть о рукоположении о. Иоанна его духовный руководитель — священник Н.-Тагильской Введенской церкви о. И.Воецкий[14].
А 16 сентября о. Иоанн служит литургию в Нижне-Тагильской Введенской церкви, где он раньше был прихожанином. Свою проповедь он предварил строкой из псалма Давида (пс.142): «Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою».
Далее о. Иоанн излагает своё видение миссии христианина, а по сути – свою миссию. «Будем подражать Христу! /…/ Мировые слезы, правда, нам не осушить, но зачем льется вот эта слеза, когда я могу ее отогнать словом участия; зачем это лицо скорбно, когда я могу своей помощью вызвать на нем улыбку радости »[15].
В конце 1912-го и первой половине 1913 г священник Сторожев сослужит епископу Митрофану в Крестовой церкви и других храмах епархии. Владыка всегда доверяет ему проповедь[16]. Епархиальные ведомости публикуют поучения на своих страницах[17].
В стране началась борьба с пьянством — в эту борьбу включили о. Иоанна, как искусного оратора. Целевой аудиторией для него была выбрана, естественно, интеллигенция[18].
Уже через месяц (!) после рукоположения иерей И.Сторожев удостоен награждения набедренником «в поощрение его дальнейших трудов в деле пастырского служения»[19]. Он назначается членом епархиального ревизионного комитета[20].
Священник Сторожев участвует и в «народных чтениях» — новой форме общения Церкви с паствой. Его выступления в лучших залах Екатеринбурга пользовались успехом[21].
25-29 июня 1913 года, о. Иоанн (со священником Михаилом Сушковым) совершили миссионерскую поездку на «Весёлые горы» вблизи Верхнего Тагила, где в эти дни ежегодно старообрядцами совершались богомоления на могилах, чтимых ими иноков.
Отчёт о поездке был опубликован в Епархиальных ведомостях. Сочинение выполнено хорошим слогом и представляет интерес, как этнографическое описание старообрядческих молений, происходивших в начале прошлого века на Урале[22].
16 августа 1913 года о. Сторожев назначается на второе священническое место при градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви[23].
А в сентябре того же года, Митрофаном, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским, он награжден» скуфьею«за отлично усердную службу и непрестанное проповедание Слова Божия»[24].
Это награждение тоже, что называется, от души, а не по регламенту. Да, о. Иоанн прекрасный проповедник.
Иногда его проповедь настолько риторична, что возникает вопрос: искренна ли? Вот, например Слово, произнесенное о. Иоанном своим бывшим коллегам — 22 Октября 1913 года в Екатеринбургском Окружном Суде при совершении чина освящения иконы, сооруженной чинами этого ведомства в ознаменование 300-летия Царствования Дома Романовых.
«Так и ныне — в годину единодушного всенародного празднования Трехсотлетия Царствования Державного Дома Романовых — вы, доблестные труженики великого и святого дела правосудия, воскрыленные духом при созерцании явной милости Божией, изобильно на протяжении веков изливаемой и во благоденствии и славе хранящей Боговенчанный Род Царей Наших…»[25].
По воскресеньям в различных храмах Екатеринбурга проводились религиозные беседы, в которых часто участвовал и руководил общенародным пением владыка Митрофан. Проповеди произносили священники Н. Сельменский, Н.Буткин и И.Сторожев. Народу присутствовало – до тысячи и больше[26].
Не оставлял о. И.Сторожев и миссионерской работы. 14 декабря 1913 г группа священников выехала в с. Песчано-Таволжское, Шадринского уезда, где жило много старообрядцев. Здесь миссионеры, в т.ч. о. Иоанн, пробыли два дня — служили в сельской церкви, затем беседовали на квартире местного настоятеля с десятком здешних «заправил старообрядцев». Простота обращения с ними произвела на «кержаков» хорошее впечатление[27].
13-го февраля 1914 г священник Сторожев перемещён к церкви Екатеринбургского Уральского Горного училища[28]. Здесь он выполняет обязанности настоятеля храма, а также преподаёт Закон Божий и русский язык[29].
А в марте месяце того же года епископ Митрофан переведён на Подольскую кафедру.
Прощание с епископом состоялось на вокзале пасмурным, холодным утром 7 апреля 1914 года. В противовес погоде расставание получилось тёплым и трогательным. Собралось огромное количество народа. Краткий молебен служили священники, сподвижники, близкие владыке по духу – оо. Л. Игноратов, А. Антонинов, Д. Пономарев, А. Здравомыслов, Н. Буткии, Л. Золотавин и И. Сторожев[30].
Из Подольска прибыл епископ Серафим. Он будет на Екатеринбургской кафедре следующие три года. Ему сразу пришлось решать серьёзную задачу: «Государь Император, Отец Отечества, питает особенное благоговение к обители св. пр. Симеона, почему и сооружает для раки Угодника особую сень, каковая и будет освящена 27 мая».
18 апреля епископ созывает церковную общественность. Поступает предложение -организовать паломничество в Верхотурье, в форме крестного хода из Екатеринбурга. Идея получает поддержку. Для проработки деталей избрали комиссию, состоящую в основном из ближнего окружения предыдущего епископа. Туда вошёл и священник Сторожев, в качестве секретаря[31].
Отец Иоанн составил организационные документы мероприятия, а также воззвание. Оно завершалось: «Принесем и мы в дар Святому Праведному Симеону наше чистое сердце, пойдем все, кто только в силах, к Его нетленным мощам, пред Ними изольем наше благодарение Господу Богу за Царя нашего, там помолимся, да оградит Господь Благочестивейшего Императора нашего на всех путях Его святыми Своими ангелы и да соделает нас достойными Его чадами…»[32].
27-го мая епископом Серафимом совершено освящение левого придела Крестовоздвиженского собора в честь св. Праведного Симеона, после чего состоялось перенесение св. Мощей Угодника из Николаевского храма в новый собор, и в новом приделе совершена первая Божественная литургия. Слово за причастным произнесено свящ. Иоанном Сторожевым[33].
Война поменяла вектор работы пастырей – помощь семьям фронтовиков (а очень скоро — погибших фронтовиков), раненым, беженцам, сиротам…
8-го августа 1914 г на собрании городского духовенства священник И. Сторожев избран в «Епархиальный Попечительный Комитет по случаю войны». По предложению Архипастыря решено организовать по воскресными днями религиозные чтения для воинов в местах их расквартирования. Организация их поручена особой комиссии, в состав которой избран и о. Иоанн[34].
В день всероссийского праздника трезвости 29 — 30 августа 1914 г священник И.Сторожев произносит проповедь большой силы. Ситуация требует этого.
«Отрезвляйся Великая Россия и трезвой встреть твоих сынов, когда они возвратятся увенчанные лаврами, с победного поля брани с дерзкими врагами, поднявшимися на веру и отечество наше!»[35].
Отец Иоанн входит с состав практически всех комитетов, комиссий, братств и советов, созданных епархией. Кроме Миссионерского комитета, где он работал по должности, иерей Сторожев член Екатеринбургского церковного Братства Св. Прав. Симеона — заведует книжным складом и епархиальной библиотекой[36].
Священники Сторожев и Буткин – главная сила и Проповеднического комитета[37].
Но 17 января 1915 год он переведён из Екатеринбурга на настоятельское место к градо-Ирбитскому Богоявленскому собору с возведением в сан протоиерея и предоставлением должности председателя отделения Епархиального Училищного Совета[38]. Через месяц (18 февраля) его назначили и благочинным церквей этого уездного города[39].
Однако, причина такого почётного перевода отца Иоанна на периферию не ясна.
В Ирбите священник И. Сторожев входит в состав организаций уездного масштаба: отделение Общества попечительства о тюрьмах, Комитет попечительства о народной трезвости, уездный Училищный Совет, уездное отделение Екатеринбургского Епархиального Училищного Совета, уездное Попечительство детских приютов[40].
Ирбитский Богоявленский собор был городским пунктом сбора пожертвований на нужды армии[41].
К 6 Мая 1916 г — дню рождения Его Императорского Величества – «за отлично-усердную пастырскую службу» протоиерей Иоанн Сторожев епископом Серафимом был награжден камилавкою[42].
А с 1 января 1917 года о. Иоанн Сторожев назначен настоятелем Екатерининского собора в епархиальном центре[43].
Итак, снова Екатеринбург. Поселилась семья, как пишет Серафим Иванович Сторожев, «у какого-то священника рядом с Ипатьевским домом на Васнецовской улице»[44]. На самом деле, улица называлась. Васенцовской (ныне – Луначарского). Семья священника, между тем, увеличивалась. В 1915 году родилась дочь – Елизавета.
А епископ Серафим всё чаще служит чин отпетия. Сам и объясняет: когда война, «когда оставшееся в тылу взбаламутились, только и можно отдыхать душой у таких старцев, кои не продавали веру свою, не кидались на болтливые затеи человечества»[45].
Старая патриархальная Россия в лице владыки Серафима отдыхала душой у гробов старцев…
Взбаламутившееся человеческое море не унималось.
День, 2 марта 1917 г, стал роковым для Императора, отрекшегося от престола. Роковым он стал и для епископа Серафима. Он отчасти разделил судьбу Государя. Отслужив пассию в Кафедральном соборе, Владыка сказал: «Кучка бунтарей окаянных обнаглела до того, что осмелилась посягнуть на священные права помазанника Божьего, нашего царя-батюшку … Умрём же за царя»[46]. Выступление едва не закончилось арестом епископа – этого требовали рабочие города[47].
Священник Сторожев, очевидно — в силу своего характера, не мог быть последним на пути к «светлому будущему».
8 марта в Екатерининском соборе состоялось первое «свободное» собрание духовенства. Председателем был избран о. И. Сторожев.
О. Иоанн, выразив собранию благодарность за избрание, сказал: «Великая честь выпала на мою долю руководить первым свободным собранием духовенства с паствой — с народом».
На очередь был поставлен вопрос об избрании представителей духовенства в городской Комитет общественной безопасности. И тотчас же представителями были избраны о.о. Сторожев и Игнатьев.
Духовенство обозначило порядок своего участия в первом национальном празднике 10 марта, наметив совершить на Кафедральной площади панихиду по павшим борцам с деспотизмом.
«Собранием решено послать приветственную телеграмму обер-прокурору Св. Синода, в которой выразить чувства единения, восторга по поводу обновления жизни отечества и выразить готовность Екатеринбургского духовенства трудиться ко благу освобожденной родины.
Редактирование телеграммы поручено—о. Л. Игноратову, о. Е. Львову, о. А.Игнатьеву и о. И. Сторожеву». Собрание уклонилось от резких выпадов в адрес епископа Серафима, ограничившись заявлением о «несолидарности» с ним. Духовенство преклонилось перед «героизмом, проявленным в деле низвержения старого порядка народными избранниками»[48].
Итак, священник Сторожев, член Комитета Общественной Безопасности. Кто сидел рядом с о. Иоанном в зале заседаний КОБа? Кадеты Л.Кроль, А.Ардашев (родственник Ленина), Н.Ипатьев (владелец того самого «расстрельного» дома), эсер А.Кощеев, анархист П.Жебенев, а также большевики, будущие участники и соучастники убийства царя: А.Парамонов, С.Мрачковский, В.Воробьев, П.Быков и Я.Юровский[49].
Следующее собрание екатеринбургского духовенства состоялось 13 марта. Председательствовал опять о. И. Сторожев. Вспомнив своё прокурорское прошлое, пресекал попытки защитить владыку Серафима: «С епископом здесь никто не судится и в защиту его прошу никого не выступать»[50].
По требованию Екатеринбургского КОБа Временное правительство удалило Владыку с кафедры. Епископ, сопровожденный 21 марта в Петербург прапорщиком Турусиным, в Екатеринбург уже не вернулся.
После его отъезда усилилась борьба между конфликтующими реформаторскими организациями: «Исполнительный комитет общих собраний мирян и духовенства г. Екатеринбурга» (председатель — священник Алексей Игнатьев, один из лидеров – о. Иоанн Сторожев) и «Организаторский кружок прогрессивного сельского духовенства» (председатель — священник Иоанн Минин). Третью силу представляли консерваторы, уступающие в численности (лидер – протоиерей Игноратов).
16 мая 1917 г состоялся епархиальный съезд. Священник Николай Тарантин так характеризует настроения съезда: «Одновременно с жаждой реформ участники Епархиального съезда обнаружили свои политические пристрастия, выразив полную поддержку Временному правительству, сдали большую сумму денег (более 30 тыс. рублей) на ведение войны и послали от имени съезда приветствие екатеринбургскому комитету партии эсеров, назвав эту партию «защитником трудового народа». Причём в приветствии было отмечено, что принципы эсеровской партии похожи на те, которые исповедуют служители и последователи Христа[51].
Находясь на реформаторских позициях, лидеры «городских» оо. Сторожев и Игнатьев всё-таки пресекали в своих рядах попытки раскола Церкви по вертикали (выпады против Синода), «напомнив, что екатеринбургская церковь не революционная партия, а часть единой Православной Церкви».[52]
25 октября 1917 г власть перешла в руки большевиков, ни Церкви, ни многомыслия не терпящих.
17 апреля (30 апреля н.с.) 1918 г в Екатеринбург привезли бывшего Императора с семьёй и разместили в «доме особого назначения» (принадлежащем кадету Н. Ипатьеву).
В период с 30 апреля до расстрела Царской семьи, последовавшей в ночь с 16-го на 17-е июля 1918 г, священники Екатерининского собора Анатолий Григорьевич Меледин и Иван Владимирович Сторожев чередуясь, совершали богослужения – пять раз.
О. Иоанн, 8-10 октября 1918 г давая показания своему бывшему коллеге, члену Екатеринбургского окружного суда Сергееву И. А., сообщал: «Почему именно на нас, священнослужителей Екатерининского собора /…/, возложена была обязанность совершать богослужения в доме Ипатьева, я не знаю»[53].
Разводящий караула охраны «дома особого назначения» А.А.Якимов, между тем, показывал следователю Н.А.Соколову 7-11 мая 1919 г, — то, из какой церкви звать священников, – говорил ему комендант[54].
Всегда призывали батюшек из Екатерининской церкви. Почему — попробуем догадаться. Вероятная причина – политическая. Клир церкви с марта 1917 г известен, как приверженный идеалам свободы, освобождения народа от деспотизма (то бишь, самодержавия). Настоятель, священник Иоанн Сторожев – лидер церковных реформаторов. Да и о. А. Меледин пострадал при царизме за свои взгляды[55].
Священник Меледин служил узникам 21 апреля, 6 мая (50-ти летний юбилей Николая Александровича), 10 июня (Троица) – даты по старому стилю.
Отец Иоанн посещал Ипатьевский дом 20 мая и 1 июля (за 2 с половиной дня до казни Семьи). Причем, 1/14 июля по команде Юровского, был «отменен» Меледин, а «прислано» за Сторожевым[56]. Опять вопрос «почему», на который не ответили колчаковские следователи. Вот версия автора.
Юровский хотел показать либеральной общественности, что отношение к узникам со стороны власти (т.е. его, Юровского) вполне цивилизованное. Он знал, что скоро предстоит эвакуироваться, а в городе останется его мать, а также фотоателье, собственником которого являлся комендант ДОНа. Известно письмо Юровского к приятелю-врачу, в котором он просил позаботиться о них. Приличный имидж увеличивал шансы сохранить и жизнь матери, и имущество, после захвата города колчаковцами.
Отец Меледин фигурой был не публичной и для такой миссии не подходил. Другое дело священник Сторожев: лидер городского духовенства, интеллектуал с большим кругом знакомств. Юровский встречал о. Иоанна в Комитете общественной безопасности, слышал его речи, имел о нём представление.
И Юровскому эта пиар-акция удалась, как следовало из протоколов допроса следователями о. Иоанна и епископа Григория[57]. Но он не рассчитал, что подробности его участия в расстреле Романовых всплывут так быстро.
Это линия Юровский – Сторожев. Теперь собственно о богослужениях и узниках.
Для Сторожева было два образа Царских. Первый, это тот, который он штамповано, не проникаясь душой, славословил много лет: « Боговенчанный Род Царей Наших», «Державные Цари Наши», «Благочестивейший Наш Государь Император», «Державный вождь».
Второй образ сложился под воздействием масс-медиа: Распутин, царица-немка, материальная роскошь…
Теперь о. Иоанну открылся облик подлинный. Из протокола допроса видно, что внешне семья Романовых выглядела достойно. Высоким было её духовное (читай – молитвенное) состояние за два дня до смерти. И священник Сторожев единственный человек, который мог об этом свидетельствовать.
«Едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади нас члены семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва.
Еще в большей степени дано было пережить это, когда в конце богослужения я прочел молитву к Богоматери…».
О. Иоанн Сторожев засвидетельствовал «совершенно исключительные внутренние переживания за время нахождения там»[58].
Серафим Сторожев писал: «Что произошло в доме Ипатьева, я не знал, а отец не вдавался в подробности, так как воспоминания причиняли ему душевную боль…»[59].
25 июля 1918 года чехословацкие и русские части под командованием ген. С.Н.Войцеховского вошли в Екатеринбург.
Священник Сторожев поступает на службу в действующую армию в должность благочинного 7-й Уральской дивизии горных стрелков.
К весне 1919 г стало понятно, что военная удача отвернулась от Добровольческой армии. 15 июля пал Екатеринбург. Вместе с армией отступала на восток и семья Сторожевых.
Видимо Сторожевы не сразу отправились на Дальний Восток, а передвигались вместе с войсками. Крах Уральской дивизии наступил в конце 1919 г – 25 декабря под дер. Дмитриевкой (ныне Кемеровская обл.) она погибла почти полностью. Её остатки сдались красным 2 января 1920 г. у дер. Алтатской[60].
Дальнейший путь Сторожевых – по КВЖД во Владивосток. Но получилось иначе. Вот как излагает сюжет Серафим Иванович Сторожев. Сам он в то время был мал и пересказывает, скорее всего, слова матери.
«Эшелон благополучно доехал до Харбина. В Харбине мой брат Дмитрий захворал гнойным плевритом, и находящийся при этом поезде врач Владимир Алексеевич Казем-Бэк увез его в городскую больницу, так как требовалось сделать немедленную операцию. Наша семья осталась на время в Харбине, пока брат не поправится. Главным врачом в этом госпитале был доктор Егоров, который оказался соучеником доктора Казем-Бэка. Он, вместе с В.А.Казем-Бэком, уговорил отца обосноваться в Харбине»[61].
Временный приют семья нашла в доме доктора Егорова. В сентябре 1920 г о. Иоанн определён настоятелем Харбинского Софийского собора.
В 1923 году началась перестройка этого храма, которая продолжалась 9 лет. Возможно, по этой причине протоиерей Сторожев переведён с февраля 1923 года настоятелем Алексеевского храма при Коммерческих училищах КВЖД. Здесь же, а также в Новой смешанной гимназии, он исполняет должность законоучителя. Свято-Алексеевская церковь была домовой, размещалась в зале Женского Корпуса Коммерческого училища.
В октябре 1924 году Харбинское коммерческое училище попало под советскую юрисдикцию. Вскоре после этого преподавание Закона Божия в них было отменено.В 1925 году Св. Алексеевская церковь перенесена в Торговые ряды Косаткина на Зелёном базаре и стала существовать как приходская[62].
Купол церкви на Зеленом базаре, 1931 г
Усилиями о. Иоанна при Алексеевской церкви в октябре 1925 г. была открыта школа для детей бедняков района Зелёного базара на 70 учащихся. Ребят не только бесплатно учили, но и кормили, а наиболее нуждающимся выделяли одежду. Источником средств на содержание школы являлись церковные суммы, частная благотворительность и субсидия городского самоуправления[63].
о. Иоанн Сторожев, 20-е гг 20 в
Не осталось достоверных и точных сведений о общественно-политических воззрениях о. Иоанна — после увлечения либеральными идеями разделившего молитву с обречёнными царственными узниками, а затем увидевшего разгром России, познавшего горечь поражения, эмиграцию.
Представление об этом может дать известный круг общения Сторожевых. Это епископ Камчатский Нестор – глубоко почитавший семью убиенного Императора. Друзья семьи — «харбинские екатеринбуржцы» протоиереи Аристарх[64] и Николай Пономаревы. Кстати сказать, оба сына о. Иоанна (Владимир и Серафим) женились на дочерях о. Николая (Ангелине и Милице). Тот и другой Пономарёвы — военные священники белой армии. Оба «православные монархисты», а о. Н.Пономарев даже член партии легитимистов (1935 г)[65].
Есть все основания предполагать, что и о. Иоанн в то время был близок им во взглядах на желаемое устройство России. Эти основания умножаются, когда мы узнаем что и верная матушка Мария Дмитриевна Сторожева собственноручно заявляла в анкете БРЭМ о своих убеждениях – «монархистка» (1940 г)[66].
Протоиерей Иоанн Владимирович Сторожев скончался в ночь на 5 февраля 1927 года — от повторного кровоизлияния в мозг. Ему шел 49-й год[67].
Собрание духовенства Харбина, февраль (!) 1927 г. О. Иоанн Сторожев выделен на фото кружком.
На смерть друга о. Аристарх Пономарев написал стихотворение, которое так и называется.
Конец пришел его исканьям.
Среди нависшей тьмы ночной
С последним смертным воздыханьем
Ушел от нас он в мир иной.
Не стало пастыря Христова.
Златословесная свирель
Не возвестит нам больше слова,
Не вразумит, не скажет: «Верь!»
Конец пришел его страданьям…
Среди нависшей мрачной тьмы
С последним долгим воздыханьем
Во Свет вошел он, верим мы.[68]
Обратим внимание на строки «Конец пришел его исканьям (страданьям)», которые, вероятно, характеризуют одну из черт личности о Иоанна. Что ж, исканья, сомненья, увлечения, ошибки, страданья присущи большинству творческих, незаурядных людей.
Через 2 месяца после отца умирает сын Дмитрий, талантливый и перспективный художник, — в возрасте 19 лет от острой инфекции…[69]
На могиле в Харбине о. Иоанну был установлен обычный, как вспоминал Серафим Сторожев, «квадратный памятник». На одну из сторон прихожане прикрепили мраморную плиту с надписью (перефразирующей пушкинскую цитату): «Глаголом жёг сердца людей».
Видится, однако, что главной миссией о. Иоанна было то моление 14 июля 1918 г, разделённое с Семьёй Царственных страстотерпцев; то, переданное миру, свидетельство их духовного состояния.
В данном виде текст был опубликован: Биография протоиерея Иоанна Владимировича Сторожева (1878-1927) // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «История Свердловской области в архивных документах» 21 марта 2014 г. Екатеринбург, 2014. С. 182-196
- [1] Статистическое описание церквей города Арзамаса, составленное в 1849 году протоиереем И.Сахаровым. Нижегородские Губернские Ведомости № 25, 22 июня 1888 г;
- [2] Панкратов Вячеслав.«Во Свет вошёл он…» К 135-летию со дня рождения И. В. Сторожева http://arzvesti.ru/2012-02-13-12-11-24/item/782-%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%88%D1%91%D0%BB-%D0%BE%D0%BD
- [3] Там же;
- [4] Воспоминания младшего сына отца Иоанна Сторожева //Почта:- Московский журнал №4, апрель 1999;
- [5] Перов А.И. Хроника жизни одной русской семьи в ХХ веке// Балтика № 2 2006 г;
- [6] Панкратов Вячеслав.«Во Свет вошёл он…» К 135-летию со дня рождения И. В. Сторожева http://arzvesti.ru/2012-02-13-12-11-24/item/782-%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%88%D1%91%D0%BB-%D0%BE%D0%BD
- [7] Перов А.И. Хроника жизни одной русской семьи в ХХ веке// Балтика № 2 2006 г;
- [8] Адрес календарь и справочная книжка Пермской губернии 1910 год:- Пермь, Типо-Литография Губернского Правления, 1910;
- [9] Адрес календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1911 год:- Пермь, Типо-Литография Губернского Правления, 1911;
- [10] Адрес календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1912 год:- Пермь, Типо-Литография Губернского Правления, 1912;
- [11] Екатеринбургские епархиальные ведомости (ЕЕВ) 1912№35 оф.;
- [12] ЕЕВ 1912№36 ноф.;
- [13] ЕЕВ 1912№38;
- [14] К принятию священного сана Товарищем Прокурора И. В.Сторожевым // ЕЕВ 1912№38 ноф. стр. 923-924;
- [15] Сторожев Иоанн, священник. Слово, произнесенное 16 Сентября 1912 года при служении в Нижне-Тагильском Введенском храме//ЕЕВ 1912№44 ноф. стр.1045-1050;
- [16] Сторожев Иоанн, священник. Слово произнесенное при служении литургии Преосвященнейшим Епископом Митрофаном в Успенской женской общине близ г. Верхотурья// ЕЕВ 1912№39 ноф. стр. 927-931;
- [17] Сторожев Иоанн, священник. Слово, произнесенное 2 Января 1913 года при служении литургии Преосвященнейшим Епископом Митрофаном в Екатеринбургском Кафедральном соборе в день молитвенного торжества по поводу сооружения Екатеринбургским Обществом Хоругвеносцев иконы Святителя Иоасафа, Епископа Белгородского// ЕЕВ 1913№6 ноф. стр.143-147;
- [18] ЕЕВ 1912 № 41 ноф.;
- [19] ЕЕВ 1912№41 оф.;
- [20] ЕЕВ 1912№48 оф.;
- [21] ЕЕВ1913№6ноф.;
- [22] Сторожев Иоанн, священник. На „Веселых Горах». (Из отчета Екатеринбургского Уездного Миссионера.) //ЕЕВ 1913№51 ноф. стр. 1236-1245; 1913 №52 ноф. стр. 1262-1274;
- [23] ЕЕВ1913№34ноф.;
- [24] ЕЕВ 1913№36 оф.;
- [25] Сторожев Иоанн, священник. Слово, произнесенное 22 Октября 1913 года в Екатеринбургском Окружном Суде при совершении Его Преосвященством Преоевященнейшим Митрофаном, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским, молебна и чина освящения иконы, сооруженной чинами судебного ведомства и присяжной адвокатурой округа Екатеринбургского Окружного Суда в ознаменование Трехсотлетия Царствования Дома Романовых//ЕЕВ 1913№44 ноф. стр.1031-1033;
- [26] ЕЕВ І9І4 № 4 ноф.; ЕЕВ 1914№ 5 ноф; ЕЕВ 1914 №6 ноф; ЕЕВ1914 №7 ноф; ЕЕВ 1914 №9 ноф.;ЕЕВ 1914 №12;
- [27] Горохов Ф., священник. Из с. Песчано-Таволжанского Шадринскаго уезда. ЕЕВ1914№11 ноф;
- [28] ЕЕВ 1914 № 8 оф.;
- [29] Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1915 год;
- [30] ЕЕВ1914 №15 ноф;
- [31] ЕЕВ1914 №17 ноф;
- [32] Сторожев Иоанн, священник. К Верхотурскимъ торжествам// ЕЕВ 1914№18 стр. 389-391;
- [33] ЕЕВ 1914№18;
- [34] Заботы Архипастыря по удовлетворению религиозных потребностей воинов//ЕЕВ 1915№4 ноф;
- [35]ЕЕВ 1914№37 стр.811-816;
- [36] ЕЕВ 1915№8 ноф;
- [37] ЕЕВ 1915№9 ноф.;
- [38]ЕЕВ 1915№4 оф.;
- [39] ЕЕВ 1915№9 оф.;
- [40] Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1917 год;
- [41] ЕЕВ 1916 №44 оф.;
- [42] ЕЕВ 1916№21оф.;
- [43] ЕЕВ 1917№1-2 оф.;
- [44] Воспоминания младшего сына отца Иоанна Сторожева //Почта:- Московский журнал №4, апрель 1999;
- [45] ЕЕВ 1917№ 9 ноф.;
- [46] Тарантин Николай, священник. История храма Во Имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:- Екатеринбург, 2006;
- [47]Тарантин Николай, священник. История храма Во Имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:- Екатеринбург, 2006;
- [48]ЕЕВ 1917№ 12;
- [49]Мурзин Александр. Екатеринбург 1918 г.: Сначала будущие цареубийцы убили брата Ленина. А потом царя…//Литературно-краеведческий альманах «Уральская старина». Выпуск № 5, 2003 г.;
- [50]Тарантин Николай, священник. История храма Во Имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:- Екатеринбург, 2006;
- [51]Тарантин Николай, священник. История храма Во Имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:- Екатеринбург, 2006;
- [52]Тарантин Николай, священник. История храма Во Имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:- Екатеринбург, 2006;
- [53] Гибель Царской семьи. Материалы следствия по делу об убийстве Царской семьи (Август 1918 — февраль 1920) //Составитель Николай Росс:- Посев, 1987 Документ№60;
- [54]Там же, документ№199
- [55] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_9164;
- [56]Гибель Царской семьи, документ №225;
- [57]Там же, документ №225;
- [58]Там же, документ №60;
- [59]Воспоминания младшего сына отца Иоанна Сторожева //Почта:- Московский журнал №4, апрель 1999;
- [60]Веремеев Ю.Г. 7-я Уральская дивизия горных стрелков http://army.armor.kiev.ua/hist/7-ural-div.php;
- [61]Воспоминания младшего сына отца Иоанна Сторожева //Почта:- Московский журнал №4, апрель 1999;
- [62]Православные храмы в Северной Маньчжурии:- Харбин, Китай,1931;
- [63]Потапова И. В. Русская школа в Маньчжурии. 1898–1945 годы: монография / И. В. Потапова. – Хабаровск : Частная коллекция, 2010. – 186 с;
- [64] ГАХК. Р-830.Оп.1.Д.38108.Л.1 об;
- [65]ГАХК ф.Р-830 Пономарев Н.В. 1935 г л.1 об;
- [66] ГАХК ф.Р-830. Оп. 3. Д. 45474 л. 1 об.;
- [67]Панкратов Вячеслав.«Во Свет вошёл он…» К 135-летию со дня рождения И. В. Сторожева http://arzvesti.ru/2012-02-13-12-11-24/item/782-%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%88%D1%91%D0%BB-%D0%BE%D0%BD
- [68] Перов А.И. Хроника жизни одной русской семьи в ХХ веке// Балтика № 2 2006 г;
- [69] Там же.