Копырин А.Л. Вагонетка
Кто в детстве и юности не мечтал о путешествиях в дальние страны, об удивительных открытиях, старинных кладах, необычных находках?
А может и в нашем районе, совcем рядом с городом, можно сделать открытие? Или, как минимум, заглянуть в недалекое наше прошлое, которое, на сегодняшний день, можно считать уже историей.
Наш промышленно развитый район, давно пройден вдоль и попрек несколькими поколениями промышленников, строителей, геологов и представителей многих других специальностей.
А кроме того, по лесным просторам прошло бесчисленное количество старателей, хитников, горщиков, поисковиков различных направлений, туристических групп, пионерских отрядов охраны леса, зеленых патрулей и просто компаний «лесных шатунов», а так же одиночек и прочих любителей природы.
Казалось, ничего нового интересного и необычного в нашем районе уже нет. Но в разговоре с жителями нашего города узнали, что недалеко от поселка Шамейка, в лесном массиве, с давних времен лежит железная вагонетка. Товарищи, рассказавшие нам это, собирали грибы и случайно наткнулись на раритет.
Такую новость без внимания оставить было нельзя и поэтому, выбрав один из осенних дней, мы отправились на местность. Точного местоположения в предварительном разговоре нам указать не смогли.
Уже в поселке мы переговорили с местными жителями и они показали нам направление и рассказали, где примерно лежит старая вагонетка. Переправившись через речку Шамейку по живописному мостику, сделанному жителями в густых кустах, мы вдоль кромки леса, двинулись в указанном направлении.
В тот день, поиск наш закончился удачно, мы нашли кузов старинной вагонетки. Он лежал в лесном массиве на кромке покосов. Покосы, к сожалению, уже давно ни кто не использует и они постепенно зарастают кустами. Вагонетка почти полностью была скрыта растительностью и высокой травой.
Осмотрев металлическое изделие, пришли к заключению, что экземпляр почти в отличном состоянии. Металл конечно подвержен коррозии, но не испорчен ржавчиной до степени металлической трухи.
О крепости и состоянии металла, можно судить по отверстиям в боках вагонетки. Это вездесущие охотники тренировали глаз и пробовали свое оружие на пригодность стрельбы пулями. В стенках кузова, пробоины с выпуклыми краями, охотничьи пули прошили старый корпус вагонетки насквозь.
Корпус кузова оказался клепанным, очевидно в ручную, большими заклепками, которые притягивали листы металла к раме из профиля под уголок.
Именно такие вагонетки можно увидеть на старинных фотографиях конца ХIХ и начала ХХ века, применявшихся на асбестовых копях.
Подобные вагонетки фирмы «Коппель», емкостью одну кубическую сажень, имели широкое распространение на всех горных предприятиях Европы. Эти же вагонетки применялись в строительных целях и для транспортировки грузов, как конной тягой, так и паровозами.
Д л я с п р а в к и: Фирма Коппель
Германская компания Orenstein & Koppel (O&K) была основана в 1876 году Бенито Оренштайном и Артуром Коппелем. С 1891 года компания «Артур Коппель» начала поставки узкоколейных паровозов и другого железнодорожного оборудования для нужд промышленности.
Кроме того, уже в ХХ веке фирма выпускала карьерные экскаваторы, с паровым и дизельным двигателем. Многоковшовые и одноковшовые экскаваторы, а так же роторные. Экскаваторы имели гусеничный ход, некоторые модели экскаваторов передвигались по рельсам.
Первоначально компания продавала оборудование произведенное другими фирмами, но с 1892 года компания открыла собственные заводы в Германии. А уже в начале ХХ века в России, в С-Петербурге работал сборочный завод Артура Коппеля.
Основное направление деятельности завода, сборка паровозов и другого подвижного состава, в частности выпускались вагонетки различного назначения.
Перечень выпускаемый продукции, для того периода, был большой. Вагонетки собирались для ручной и конной откатки, емкостью 0,5 до 1 м3, для конной откатки 1,5 м3 и для механической от 1,5 до 5 м3.
Вагонетки емкостью до 1,5 м3 изготавливались в металлическом варианте с опрокидывающимся кузовом. Вагонетки емкостью выше 1,5 м3 изготавливались металлическими и деревянными, с откидывающимися бортами.
Ширина колеи от 600 мм до 1,5 метров.
С 1981 года компания прекратила работы с железнодорожным оборудованием и переключилась на выпуск только строительной и горной техники.
К 2004 году с неоднократным реформированием, сменой собственников и вхождением в другие корпорации, продукция фирмы стала продаваться под брендом корпорации Terex.
С этого периода компания продает на территории бывшего Советского Союза грейдеры, самосвалы, краны, колесные и гусеничные погрузчики и в том числе карьерные экскаваторы. Техника продается под маркой «Катерпиллар».
Идет время, меняются эпохи, вырастают новые поколения, а изделия германской фирмы «Коппель» уже в новом виде, продолжают работать в асбестовых карьерах Баженовского месторождения.
Точно такие же вагонетки, применялись на изумрудных приисках и на работах по золотодобыче, на территории нашего района, вплоть до середины 50- х годов ХХ века.
Опираясь на имеющуюся информацию, можно сделать заключение, что найденная вагонетка работала на золотых приисках на речке Шамейка.
С п р а в к а: о прииске Шамейка.
Работы по добыче золота на речке Шамейке, велись с первой четверти ХIХ века, до средины века ХХ.
Обнаруженная вагонетка находилась в лесном массиве. Что бы вытащить ее, требовалось конечно применение техники. На момент обнаружения, мы прикинули несколько вариантов транспортировки. Но попробовав перевернуть и перетащить изделие вручную вдвоем, пришли к заключению, что на руках, даже хорошим многочисленным коллективом, вытащить вагонетку из леса, будет большой проблемой.
Обговорив все возможные варианты, решили попробовать вывезти вагонетку из леса в зимний период, как говорили в старину «по санному пути». Но предварительно, даже по снегу, все равно нужно было осмотреть местность и выбрать трассу для перевозки «нестандартного груза».
В наше время транспортировка любого груза наверно не представляет особых проблем: надо только заглянуть в газету частных объявлений и можно считать вопрос решенным.
Но кто поедет на своей машине в лес, для вывоза какого то малозначительного груза, к тому же нужно проехать по болотинам и неизвестно каким ямам.
В этом случае наверно нужен человек заинтересованный, увлеченный и обладающий подходящими транспортными средствами.
Этот вопрос мы обсудили с Юрием Васильевичем Швецовым. Он человек энергичный, деятельный и самое главное, одно из его увлечений — старинная техника. Поэтому на реконгсценировку мы отправились с ним.
О Юрии Васильевиче можно написать не только целую главу, а наверно хорошую полномасштабную книгу. Приведем один пример: вот уже на протяжении более десятка лет, он является создателем и руководителем военно — патриотического клуба «Смерш».
До этого, в разговоре, когда мы обсуждали возможности транспортировки, он предложил вывезти вагонетку по снегу волоком на снегоходе. А дальше, уже на автомобильном прицепе, по городским дорогам привести в город.
До приезда в лес, было опасение, что вездесущие предприниматели, в виде сборщиков металлолома, могли вытащить раритет трактором или вывезти на автомобиле повышенной проходимости. И тогда все наши приготовления и расчеты, были бы бесполезны.
Приехав в зимний период на местность, после непродолжительных поисков, нашли старинный артефакт. Дальше мы прошли на лыжах по снегу, по всему маршруту и определили более приемлемый вариант транспортировки.
Всю работу по организации, транспорту и применяемым механизмам Ю.В.Швецов взял на себя. Кроме того была собрана команда добровольцев.
В мероприятиях по транспортировке находки принял участие и известный краевед нашего города С.В.Липачев.
В результате собралась внушительная группа из восьми человек, на трех автомобилях, с прицепами, а самое главное снегоход, сани и комплект разнообразного инструмента.
Выбрав определенный день, когда у всех был очередной выходной, вся группа на автотранспорте, выехала в поселок Шамейка. Остановившись на берегу пруда, разгрузили снегоход, развернули и приготовили прицепы, вытащили комплект инструмента и, пока все эти технические средства приводили в рабочее положение, вперед к месту нахождения вагонетки на лыжах вышли несколько человек.
К тому времени, когда снегоход с командой атлетически сложенных «грузчиков», на санном прицепе, прибыл на место, вагонетка была очищена от снега и подготовлена для погрузки. Но оказалось, что она примерзла ко грунту.
На то, что б оторвать от земли примерзшую вагонетку, также ушло определенное время. Но впереди наш ждал еще сюрприз — на сани она не входила, по габаритам вагонетка оказалась значительно шире. Пришлось вновь взяться за топоры, вырубить несколько поперечных плах, закрепить их на санях и уже сверху погрузить вагонетку.
Для молодых крепких мужчин помахать топором и затем сообща потаскать волоком железную вагонетку, большого труда не составило.
Погрузив вагонетку, закрепили ее проволокой, веревками и на буксире снегохода, медленно повезли к берегу пруда. А там по ровному ледяному покрову, притащили раритет на берег, и вот здесь пришлось немного повозиться.
На один из прицепов погрузили вагонетку, закрепили ее основательно, а на второй прицеп загнали снегоход, так же крепко закрепив для транспортировки.
Дорога до города по асфальту прошла без всяких эксцессов. В результате в нашем распоряжении появилась раритетное изделие промышленного назначения, как минимум начала ХХ века, а возможно еще и более раннего периода. Большого значения возраст вагонетки не имеет, важно другое:
Наличие вагонетки вблизи некогда развитого района активных золотодобычных работ, может свидетельствовать о том, что здесь велись широкомасштабные и активные горные работы. И по тем временам их можно классифицировать, как работы с большой производительностью и переработкой больших объемов горной массы.
Для расширения кругозора, можно сказать следующее. При туристических и экскурсионных поездках на горные предприятия других городов Урала, а так же на музейные комплексы таких старых, в плане горных разработок, городов как Березовский, Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Сенячиха, Сысерть, Нижний Тагил, вагонеток подобного типа, в музейных экспозициях не сохранилось.
Здесь же можно с гордостью добавить, что в нашем городе, еще некоторое время назад, кузова от старинных вагонеток были многочисленны и широко использовались садоводами под накопительные емкости под воду. До сегодняшнего дня, несколько кузовов от вагонеток различных по емкости, исправно работают на садовых участках в этих целях.
Этот факт, косвенно указывает на большое количество применявшихся вагонеток. А следовательно — и на масштабы работ в нашем районе.
А.Копырин.