Сухарев Ю.М. Древние печи в устье реки Норной
Реакция на иформацию В.А.Расщупкина о найденных им древних печах в устье реки Норной (левый приток реки Рефт, километрах в 7 от поселка Золоторуда вниз по течению) в головах местных краеведов претерпела некоторую эволюцию: от неверия до убеждения: «что-то там такое есть». Сюжет «Вести-Урал», где был показан створ печи, способствовал этому. Кроме того год назад мы были в тех местах, видели много ям, которые приняли за былые землянки. В одной из ям, действительно, были тогда выявлены остатки кладки от какой-то непонятной печки.
Несмотря на то, что по погоде и времени года сезон экспедиций мы считали законченным, проявили желание ознакомиться с находками и, с согласия В.А.Расщупкина, посетили его базу.
В состав бригады, кроме автора этих строк, вошли А.Копырин, М.Шишминцев, а также Серухин Николай Александрович — сторожил этих мест. Он родился в Ирбитских Вершинах, позднее жил в поселке Золоторуда и на Кирилловском кордоне.
Километра два, от поселка Золоторуда до бывшего поселка «Дом отдыха», едем на машине. В одном месте автомобиль приходится выталкивать усилиями экспедиционеров.
Для Николая Александровича эти места родные. Здесь он рубил лес на дом…
А тут, в т.н. «поселке Дома отдыха»,исчезнувшем 70 назад, жил до войны его дед, работавший на золотодобывающей фабрике…
Вот заброшенная шахта…
На вершине горы было раньше красно от ягоды, вспоминает он…
Дальше километров 5 пешком.
Подходим к устью Норной. База Расщупкина обозначена большим количеством оборудования.
На берегу Норной видны элементы промывочной техники.
Приисковая землянка. Такие, думаю, стояли здесь и сто лет назад.
Скважина дает воду — признак цивилизации.
Палатки остались с лета.
Площадка, заросшая бурьяном, выдает присутствие здесь некогда человеческой деятельности.
Рефт красив здесь и в это время года.
В стороне от лагеря Расщупкина находим первую печь. Она устроена таким образом: яма, глубиной метра 3-4, диаметром метров 6; рядом яма с меньшим углублением, примерно метра полтора; в образовавшуюся между ними перегородку врезана топка печи, выполненная из расклинованного камня.
Так она выглядит снаружи большой ямы.
А это внутри большой ямы.
Крупный план.
Поковырявшись в топке лопатой находим кусочки извести. Почему не мела, например? Версия, что это известь базируется и на информации Серухина Н.А. — жители поселка Золото ходили в устье Норной за известковым камнем (сообщение Осиповой, которой сейчас 9-й десяток).
То есть мы предполагаем, что это печь для выжига извести. А где они брали известковый камень? Ведь смысл в печах есть только при его наличии, и где-то близко.
Рядом находим яму (и их здесь много), где присутствует камень, похожий на известковый. А.Копырин берет его, попробует показать специалистам.
Вторую печь находит М.Шишминцев рядом с землянкой
В топке находим камень, в структуре которого присутствует известь, как мы думаем.
Это довольно большая топка, не лишенная изящества, высотой см 80. Больше здесь и основная яма, метров 10 диаметром.
Внутри топки образовались сталактиты.
Любопытно сравнить эту печку с известными изображениями печей для выжига извести.
А это израильская известковая печка, которой чуть не 2000 лет. Похоже?
А вот два снимка печей по выжигу извести, находящихся в Челябинской области по речке Сухарыш (прислал Максим Шишминцев). Чем не копия наших?
А вот третья найденная печь. В.А.Расщупкин говорит, что есть ещё, как минимум, две печки на левом берегу Норной.
Яма тоже диаметром метров 10 и поглубже первой.
Теперь вопрос: сколько им лет? Наше мнение, их построили в 19-м веке или начале 20-го. Известь была нужна при строительстве каменных зданий (чаще, церквей), как раствор для кладки. Раствор составлялся такой — ведро песка, ведро гашенной извести. Нужна была известь и Сибирской бумажной фабрике (в Курьях), она применялась в технологии. Впрочем, это все нужно доказывать, что вполне реально, так как бюрократия 100-200 лет назад была ещё та и без бумажки ничего не делалось.
Ю.Сухарев.
P.S. Пишет В.Н.Рубцов:»Точно такие же арки из камня были на Известковом (Мало-Рефтинский кордон), а сами печи были обрушены. Их было несколько. Это подтверждает и мой знакомый, который жил там, в 70-е годы. Когда они закончили работать неизвестно, но после войны печи ещё работали. Решением Исполкома №13 от 07. 01. 1953 года был сделан отвод под известковый карьер в 14 кв. Такую же вертикальную, заглубленную в грунт печь я видел на берегу Белоярского водохранилища у Заречного. Горловина диаметром метра 3 и высотой от земли метра 1,5 была из камня. Всё остальное было в воде. Это было перед последним подъёмом уровня в 60 годы. Помнится, что была ещё и яма для гашения. Остатки извести были ещё свежие. Сейчас, наверное, всё под водой. Известняк брали где-то рядом«.