Копырин А.Л. Брусчатка
На улице Промышленной ремонт. Строители сделали новый тротуар, установили металлические столбы освещения, новое полотно дороги закатано асфальтом, который заключен в массивные бордюры. Все это конечно хорошо, до тех пор пока не началось круглосуточное движение потока грузового транспорта. Но мы немного о другом.
На сегодняшний день улица Промышленная, наверно одна из самых старых в городе. Протяженность ее довольно таки значительная, от предприятия Вторчермет, у которого в справочнике адрес Промышленная 1 и до бытового комплекса Центрального рудоуправления.
Жители нашего города наверняка знают, но все таки нужно напомнить, что современная улица Промышленная состоит из нескольких частей, которые в свое время были улицами с другими названиями, а вот некоторых участков, как улица или дорога, не было совсем.
От перекрестка с улицей Садовой и до перекрестка с улицей Дзержинского этот участок назывался улицей Ленина. А вот дальше, в сторону Южного рудника, улица называлась Осоавиахима и шла эта улица до поворота на фабрику № 5. Это довоенный период и послевоенный. Следующий участок автодороги, от поворота на Пятую фабрику и до пересечения с путями на станцию Изумруд, построили уже во второй половине 50-х годов ХХ века.
Что интересного можно извлечь из этой информации?
Рассматривая старые фотографии, нетрудно заметить, что улица Ленина были вымощена булыжником. В довоенный период полотно дороги, именовалось «мощеным» и по ним, было запрещено движение, как гусеничной техники, так и перевозка больших грузов летом, на санном прицепе.
И вот в августе месяце 2018 года при проведении строительных работ улица Промышленная, на участке от улицы Ленинградской и до улицы Садовой, была перекопана в двух местах.
В центральной полосе нашей страны, где стоят древние города, при любых строительных работах, которые связаны с производством земляных работ, сразу вызывают археологов (очень наглядный пример строительство моста в Крыму). В нашем относительно молодом городе, наверно это излишне. Хотя известный уральский археолог С.Е.Чаиркин, в своей статье сказал, что в «…Асбесте еще не ступала нога археолога». Но вот нога асбестовского краеведа, успела побывать на земляных работах по улице Промышленной.
Какой интерес могут представлять раскопанные траншеи поперек проезжей части.
В районе перекрестка улицы Ленинградской, траншея не глубокая, неверно меньше метра. Здесь в асбоцементных трубах, поперек дороги, проложены кабеля связи. Это все нас не интересует, а вот стенки траншей представляют живой интерес.
Внимательно рассматриваем южную сторону. Она прокопана более аккуратно и здесь стенка траншеи почти отвесная.
Из стенки траншеи, на глубине примерно сорока сантиметров, торчат камни. Вот это есть булыжная мостовая мощеной дороги.
Сверху можно рассмотреть слой щебенки и потом уже несколько слоев асфальта. Вот так в свое время, при работах по реконструкции дороги, строители засыпали брусчатку щебенкой и сверху уложили асфальт.
Внимательно рассматриваем брусчатку. Камни небольшие, размер примерно двенадцать сантиметров на пятнадцать. Высота колеблется примерно в этих же величинах. Уложены в один ряд, плотно друг к другу.
Под брусчаткой, слой крупнозернистого зеленого песка. Такой песок раньше шел в отходы от Ильинской фабрики, которая располагалась в районе современного завода ЖБИ. Точно таким же песком, была отсыпана насыпь на завалочный бункер фабрики № 5. Насыпь эта, частично, существует и по сей день.
А вот ниже песчаной подушки, на которую потом уложили брусчатку, идет небольшой слой сантиметров в десять-пятнадцать, желтой глинистой породы, с мелкими камешками. Теперь такая порода называется дресва и ее активно используют садоводы. Еще ниже, мелкая щебенка, вперемежку с песчаной черной породой.
Вот такая картина, полотно современной автодороги во временном разрезе, предстала нашему взору. Внимательно рассматривая слои почвы и земляной подготовки, приходится сделать заключение, что ни чего нового пока не изобретено.
Наблюдая как у вновь открываемых магазинов, смуглолицые черноволосые ребята, из бывших «братских республик», вручную голыми руками, укладывают современную брусчатку и потом «пробивают» ее резиновыми молотками, можно повторить лозунг популярного в недавнем прошлом телеведущего Н.Фоменко: «…елы палы, как мы отстали…»
Но переходим ко второй траншее, которая прорыта в районе коллективного сада «Зимогор». Здесь траншея намного глубже и неудивительно, поперек дороги положено бетонное сооружение, которое называется новым модным словом водоспуск. А попросту труба квадратного сечения. Но на данном этапе, нас это не интересует.
Нас интересуют стенки траншеи. С одной стороны стенка осыпалась и слегка привалена свежей щебенкой. А вот с другой стороны траншеи, все видно наглядно.
Глубина траншеи здесь больше двух метров и внизу виден насыпной грунт. И не удивительно, на этом участке раньше было болото, остатки которого и есть территория сада, а с другой стороны дороги, там где расположены гаражи, хорошо просматривается низина. На картах 50-х годов, эта территория отмечена как болото Талицкое.
И в стенке траншеи, так же видна каменная кладка, это поверхность мощенной булыжником дороги. Внизу, точно так же, можно рассмотреть зеленый песок под булыжником и еще ниже, небольшой слой желтой, вперемежку с мелкими камешками, глинистой породы.
На одном участке, ковш современного экскаватора, нарушил не только каменную кладку, но и сломал несколько камней брусчатки и на сколе, хорошо видно фиолетовый оттенок, камня. И сразу же вспоминаются слова наших старожилов, которые рассказывали, как после дождя, промытая брусчатка отливала фиолетовым цветом.
Неоднократно сфотографировав, торчащие из стенки траншеи останки мощеной дороги, медленно отхожу и еще щелкаю фотоаппаратом. Что бы вылезти из глубокой траншеи, руки должны быть свободными. Складываю фотоаппарат в футляр и пытаюсь вылезти.
С первой попытки, как ни стыдно признаться, из ямы вылезти не могу. А может и к лучшему, среди песка ниже булыжников, из которых выложена поверхность мощеной дороги, замечаю какой то маленький темный, почти черный, продолговатый предмет.
Конечно пальцем расковыриваю песок и предмет оказывается, скорее всего монеткой. Он облеплен черным слежавшимся грунтом, сейчас рассматривать некогда, да и без очков, все равно ни чего не увижу. Монетку в карман и поднимаюсь наверх.
Поднявшись наверх, оглядываю наваленные в беспорядке небольшие кучи грунта. Среди них, лежит много камней, такого же размера, как выложенная булыжником дорога. Это и есть остатки дороги. А не набрать ли этих камней для нашего музея, такая мысль посетила меня у траншеи.
Образцов конечно набрать надо, но вот только из самой траншеи. Потому что в одном месте, идет такой ровный рядок камней, который образует почти прямую и плоскую поверхность дороги.
Пришлось вновь спуститься в траншею, выковырять из борта булыжники, сложить в мешок и с этим нелегким грузом, вновь карабкаться вверх. Наверно после выходных, схожу с этими каменными образцами, к геологам рудоуправления и они внимательно рассмотрев и классифицировав камни, назовут мне породы, из которых были изготовлены эти образцы.
Конечно на перспективу, у меня были планы приехать сюда в тот же день вечером, прихватив с собой кинокамеру и пригласить известного краеведа нашего города В.Н.Рубцова. Но дозвониться в выходной, до В.Н.Рубцова не удалось, а уже после обеда, траншея у коллективных садов была завалена.
Дома, осторожно почистив черный слежавшийся предмет, увидел маленькую монетку. Очистив ее от грязи и отложений, а так же оттерев окислы, увидел советскую копейку 1931 года. На одной стороне цифра один и год, на второй стороне герб Советского Союза и по кромке надпись «Пролетарии всех стран соединяйтесь».
Найденную в песчаном слое, под булыжной мостовой, копеечную монетку, можно наверно классифицировать как дату строительства мощеной дороги. Кто то из работников, выронил копеечную монетку. Недаром в те далекие времена, была в ходу такая шутка: «плохо что деньги делают круглыми, они сами из кармана выкатываются. Были бы квадратными, может быть задержались бы…».
Маленький кружок желтого металла. Одна копейка, некогда великой страны, которую строили наши деды и прадеды.
Глядя на эту монетку, можно мысленно перенестись в 30-е годы ХХ века, когда строили эту дорогу, засыпали болото, укладывали булыжник и потом здесь на телегах возили грузы.
А можно перенестись и в 50-е годы, когда на этой улице уложили асфальт. Вспомнить рассказы старожилов, как они молодые возвращались из парка, по деревянным тротуарам. А вот здесь, где сейчас проходит тротуар мимо сада, под ним кстати, тоже уложена труба. А в те далекие времена, здесь был деревянный мостик и молодежь, останавливалась и качалась на досках.
Как давно это было…
Сменилось название улицы, название страны, какой то там политической модели, а тут остались камни из булыжной мостовой, да маленькая копеечная монетка, вот наверно и все, что может напомнить нам, о тех великих временах.
А для нас, жителей города, потомков тех славных строителей, осталась дорога, по которой уже через месяц, непрерывной вереницей пойдут большегрузные автомашины. И водители, сидящие за рулем, наверняка жители других городов, да и наше молодое поколение, даже не узнают, что под несколькими слоями асфальта, лежит крепкий слой мощеной брусчатки, сделанный руками наших предшествующих поколений.
Жизнь продолжается…
А.Копырин