Медведева Н.А. Павел Егорович Яргин
Павел Егорович Яргин – неоднозначная личность, его наполненная событиями жизнь – своеобразный мост, который связывает два старинных уральских завода – Режевской и Верх-Нейвинский.
Яргины – известная семья в Верх-Нейвинском заводе. Никита Семёнов Яргин родился в 1801 году. С 1813 г. служил в Верх-Исетском заводе «при обучении механизме» 5 лет. Затем в Верх-Нейвинском заводе сделал карьеру. Сначала был 7 лет служителем, затем помощником приказчика 15 лет, затем 1 год помощником управляющего и с 1841 г. стал управляющим Верх-Нейвинского завода.
Вообще, род Яргиных был довольно многочисленным в Верх-Нейвинском заводе. В конце XIX—начале XX века известны выходцы из этого рода Иван Фёдорович Яргин, окончивший Петербургский технологический институт. Жил в Колпино под Петербургом. В 1905 г. он был арестован за революционную деятельность. Александр Федорович учился в Томском технологическом институте, тоже революционер. Всеволод Федорович работал управляющим банком в г. Красноярске. Сергей Федорович был инженером-химиком. Жил и работал в Березниках, там и умер. Мария Федоровна окончила Бестужевские курсы.
Отец героя нашего рассказа Егор Никитович Яргин родился в 1834 г., с 12 лет уже служил при конторе Верх-Нейвинского завода при обучении письмоводству. Известен как служащий конторы и староста Николаевской единоверческой церкви в Верх-Нейвинском заводе. Построил дом в центре поселка Верх-Нейвинского завода. Двухэтажный, полукаменный, он до сих пор сохранился. Жена Егора Никитовича Евгения Марковна по воспоминаниям современников была очень властной, интересной, солидной женщиной.
Павел родился 19 февраля 1864 г. Крещён первого марта священником Михаилом Поповым. В 1891 г. окончил Санкт-Петербургский горный институт императрицы Екатерины II за счёт Главного правления Верх-Исетских заводов. Затем служил в Главном управлении имением наследников Стенбок-Фермор в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. На фотографии Яргина 1897 года из фондов Режевского исторического музея на груди у него знак Санкт-Петербургского горного института, утверждён в 1867 г.
Первым браком женат на дочери прусского подданного православного вероисповедания Марии Юльевне Лахмунд. Известны три его дочери и два сына. Найдена достоверная информация о жизненном пути лишь дочери Евгении и сына Александра. Судьба остальных детей пока неизвестна. Личная жизнь Яргина не была счастливой, первый брак распался. 15 ноября 1897 г. Главное управление имением наследников Стенбок-Фермор в Санкт-Петербурге выдало ему доверенность на полное управление Режевским заводом. По другим данным, он начал работать в Режевском заводе уже с 1893 г. Здесь он оставил о себе память, которая живёт до сих пор, хотя уже прошло около 120 лет. Несомненно, личность Яргина – очень яркая и противоречивая. Немало сведений удалось найти о периоде его пребывания в Режевском заводе местным краеведам Фёдору Павловичу Карташову и Владимиру Васильевичу Токареву.
Павел Егорович был одним из передовых инженеров своего времени. Он своевременно и успешно завершил переоборудование Режевского завода, закончил строительство и пуск мартеновского цеха. В 1905 году в Пермь на учредительное собрание Всероссийского союза инженеров и техников во главе с Яргиным ездили 12 человек из Режевского завода (от других заводов по 1-2 представителя). Работа Павла Егоровича высоко оценивалась администрацией Верх-Исетского Горного округа и Главным Правлением Верх-Исетских заводов и за свою инженерную деятельность П.Е. Яргин неоднократно награждался. В частности, он был награжден серебряной медалью в память царствования Александра III.
Он оставил память о себе как благотворитель. При деятельном участии Павла Егоровича в 1902 г. Режевском заводе были построены кладбищенский храм Иоанна Предтечи на Орловой горе и здание министерского двухклассного училища. Яргин был пожизненным членом Режевской комиссии общества попечения о начальном образовании в Екатеринбурге и его уезде 1903 г.
Жил Павел Егорович, как и все управляющие, служившие в Режевском заводе, в «круглом» господском доме на берегу заводского пруда. В 1892 году в Режевском заводе у супругов рождается сын Александр, в 1897 г. сын Сергей. Восприемниками Сергея были земский врач Режевского участка Калериан Яковлев Флоров и екатеринбургская мещанская жена Екатерина Георгиева Чернядьева, сестра Яргина. Известно, что позже гражданской женой Павла Егоровича в Режевском заводе стала его горничная Афанасия Андреевна Барахнина.
Яргин был человеком многогранным. Он владел отличной библиотекой, в которой насчитывалось свыше 1000 книг. Среди них произведения Маркса, Энгельса, Плеханова, Чернышевского, Дарвина, Фейербаха. Он щедро делился книгами. В каталоге его библиотеки сохранились отметки о выдаче книг интеллигентам и рабочим Режевского завода. Кроме того, он играл в самодеятельном театре. Сохранилась фотография, запечатлевшая участников спектакля по А. Островскому «Бедность – не порок». Павел Егорович сыграл роль Мити.
Яргин был большим любителем и знатоком лошадей. В Режевском заводе в один ряд с ним можно поставить Андрея Михайловича Ушакова и купца Фахрутдина Шафигулловича Богатеева. В Екатеринбурге с конца XIX века существовал ипподром на месте нынешнего Дворца молодёжи. На нём участвовали в бегах лошади членов «Общества охотников конского бега». 8 июня 1903 г. жеребец Костя, принадлежавший Яргину, пришёл вторым, выиграв приз в 70 рублей. У него было много лошадей: Орёл, Скворец, Тоська, Работник, Арабко, Серко, Рябок, Сухарь. Выступала на бегах и знаменитая яргинская тройка. 18 мая 1903 г. она пришла третьей.
Эта тройка вороных оставила свой особый след в истории Режевского завода. Начало ХХ столетия – особый период российской истории. Назревала революция. Её сторонниками были не только бедные слои населения. Множество образованных людей, понимавших необходимость перемен в стране, были вовлечены в политическую деятельность. Есть мнение, что Яргин стал членом нелегальной организации социал-демократов ещё в Петербурге. Но, во всяком случае, когда в Режевском заводе был организован кружок передовой интеллигенции, он стал во главе. Тройка Яргина доставляла в Режевской завод газету «Искра», прокламации и другую нелегальную литературу.
А 1905 году Яргин остановил завод в тот момент, когда рабочие все вышли на митинг, на котором выступал Яков Михайлович Свердлов. Помощник начальника жандармского отделения в Екатеринбурге 1 февраля сообщает, что «Яргин прогрессивного направления влияет невероятно вредно на рабочих». Есть данные, что он находился в родственных отношениях с Клавдией Тимофеевной Свердловой-Новгородцевой, женой Я.М. Свердлова. Этот вопрос требует дополнительного изучения.
В Режевском заводе циркулировали слухи, что на 1 мая назначено учинить беспорядки. Режевской сход 25 мая потребовал выселить из посёлка до 25 смутьянов, в том числе Яргина. Управляющий Режевского завода привлечён 24 июля к дознанию на основании свидетельских показаний, якобы он распространял противоправительственную литературу. Искали прокламации, но А.А. Барахнина надёжно спрятала их в теплице.
Сохранился любопытный документ, относящийся к делу об увольнении революционно настроенного заводоуправителя. В телеграмме из Петербурга, адресованной пермскому губернатору, говорилось: «Несмотря на обещания, Яргин не уволен, продолжает дерзко держаться… Прошу телеграфировать, уволен ли Яргин». Он долго не мог сдать должность, т.к. преемники, ознакомившись с настроением умов в Режевском заводе, отказывались. Со временем преемник нашелся. Так закончилась история жизни этого неординарного человека в Режевском заводе.
Далее Павел Егорович продолжал работать в интересах Верх-Нейвинского заводского правления. Затем был разъездным агентом страхового общества «Саламандра». Во время гражданской войны отступал с белыми на Дальний Восток. Вернулся. В его биографии нелегко разобраться. В письме в ОГПУ (1929 г.) написано: «Дело о восстановлении в избирательных правах Яргина носит затяжной характер. Просим срочно сообщить Ваше отношение к этому делу. И.о. секретаря облисполкома Беризин». Известно, что он трудился в областных организациях по распространению фабричнозаводского образования и являлся одним из авторов проекта восстановления Режевского завода в 1929 году. Павел Егорович преподавал немецкий язык в Верх-Нейвинской школе, причём до самого преклонного возраста.
Дочь Павла Егоровича Евгения поддерживала революционную деятельность своего отца. В Екатеринбурге на её квартире на Солдатской улице была подпольная типография, за что она подвергалась в 1906 году аресту. Затем Евгения Павловна вышла замуж за Михаила Аркадьевича Соколова. Супруги уехали в Ленинград. Михаил Аркадьевич стал профессором Ленинградского института точной механики и оптики по кафедре технологии приборостроения. Умер во время блокады в марте 1942 г. Похоронен на Серафимовском кладбище. Дети Соколовых проживали в Москве и Ленинграде.
Сын Павла Егоровича Александр Павлович Яргин окончил Петербургское реальное училище, затем Петербургский горный институт. Был горным инженером, как и отец. В 1918 году женился на дочери директора Надеждинского завода барона Евгения Александровича Таубе Ольге Евгеньевне. Работал начальником цеха Надеждинского завода. Был репрессирован. В 1929 г. был заключён в концлагерь на 5 лет за вредительство в народном хозяйстве, затем сослан в Западную Сибирь. Реабилитирован посмертно 14 мая 1991 года.
Павел Егорович Яргин умер в поселке Верх-Нейвинском в 1944 г. Могила не сохранилась. Его жизнь, полная противоречий, ещё требует изучения. Архивные документы откроют исследователям немало интересных фактов.
Н. Медведева
Режевское историко-родословное общество