Сухарев Юрий

Календарь

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  

Житник М.Ю. Безмолвные хранители традиций

Статья была представлена на XV НПК «Возрождение родословных традиций» 8.02.2020 г, п. Рефтинский.

Последние десятилетия общественный интерес к истории семьи растет и набирает силу. Внутренняя потребность многих знать корни своего рода – не любопытство и не мода. Общественное движение родоведов и краеведов, с его активной научно-методической,  воспитательной и издательской деятельностью, в силу своих возможностей, собирает и хранит  память рода.

         Работа над восстановлением истории своих предков помогает человеку сохранить себя через укрепление семейной памяти.        

Изучение истории своей семьи обостряет в человеке, по выражению академика Д. С. Лихачева, чувство причастности к народу, чувство «духовной оседлости». Это чувство свойственно всем возрастам. Об этом говорят и дети, участвующие в молодежных и школьных конкурсах, и многие взрослые, ведущие работу над родословием самостоятельно.

          Под термином «родословие» нужно понимать документально подтвержденную совокупность сведений о предках, связанных родственными узами, их именах, времени жизни, внешних и физических данных, социальном и имущественном положении, а также сведений о местах их проживания, основных событиях того времени и данные их биографий. Именно такое описание истории рода, оформленное как историческое повествование, будет наиболее интересно для каждого, желающего знать свои корни и историю жизни своих предков.

          Каждый родовед знает, что эта работа связанна с традициями духовной жизни рода.  

         Один из результатов родословного поиска –  научиться хранить семейные документы и реликвии, оформлять семейный альбом так, чтобы он стал наглядным пособием по истории семьи, знать имена, информировать о своём знании сородичей – вот неполный перечень задач, стоящих перед родоведами. И здесь возникает потребность в специальных знаниях, которых недостает всем.  

         Приходит осознание, что время безжалостно и надо успеть узнать у старших, которые должны передать родовую память по эстафете будущим поколениям. Только так можно сохранить культуру родовой памяти семьи. Не столько во имя знания прошлого, сколько для будущего. Потому что своя семья, свои внуки должны знать, кто они, откуда и чем их род для жизни и трудов наградил.

         А так как я занимаюсь поиском традиционной культуры не только своей семьи, а и семей живущих на Урале, я составила определенный перечень вопросов. Первым из которых — где вы родились?

         А далее: — Как зародилась семья и как выстояла в разных исторических событиях?

— Когда в семье появилась фамилия, сохранилась ли истории ее происхождения? Менялась ли она когда-нибудь? Есть ли традиционные имена в семье? 

          — Переселялась ли семья с места на место?

         — Есть ли семейные предания, связанные с местом жительства, предметы, привезенные со старого места?

          — Есть ли какие-то старинные документы?

          — Как в семье отмечали праздники?  

         И так постепенно я подхожу к главному для себя вопросу — о детстве.

         Наиболее понятным, доступным инструментом проявления интереса к традиционной народной культуре, а именно к истории детства, чем играли, что носили, в какой обстановке росли, какие люди  нас окружали – является кукла.

         И сейчас я с вами поделюсь какой опыт, а иногда и открытие  приобрела, изучая куклу и ее кукольное окружение.  С помощью куклы старшее поколение передает младшему свой жизненный и духовный опыт. Кукла служит универсальным языком народной культуры.

         За последние два года студией «Домоделка» были выполнены новые авторские проекты.

В проекте «Наше советское детство»  были собраны и представлены предметы быта, одежды, игрушки советских лет. Кукольная композиция «А у нас во дворе» — это любимый дворик детства 60-х годов, где протекала жизнь всех поколений с качелями, классиками и бабушками на скамейках.

Композиции «Поход с палаткой у костра», «Детские ясли», «Яркий праздник Новый год» с хороводом снежинок в марлевых платьях и ватным дождиком, «Принятие в пионеры», «Уроки за партами», «Лепка пельменей», «Зимние забавы во дворе» со снежной крепостью и всеми любимой горкой, но и конечно «Первомайская демонстрация».

 Проект «Встречаем Рождество и Святки» рассказывает нам о традициях связанных с этими праздниками — это колядовщики и ряженные, яркая «Рождественская коза», как будто пришедшая к нам с лубочной картинки с гаданием.

В новом проекте «От крестьянки до горожанки», часть которого представлена сегодня в художественном салоне вы можете увидеть кукол разных эпох и сословий в традиционных нарядах.

Новыми композициями дополнены уже существующие проекты «Наш сказочный Урал»  по сказам П. П. Бажова

Самый трогательный, щемящий, по-настоящему близкий каждому человеку  с личными историями участниц студии, подкрепленный их детскими воспоминаниями и безусловной любовью проект «Дорогие сердцу мамы» пополнился новыми куклами и был представлен  в Музейном центре «Гамаюн» города Екатеринбурга.

Участниками студии изучены и освоены новые кукольные конструкции: конусные куклы, куклы из мочала и множество других.

Самым главным событием в 2019 году стало присвоение студии знания «Народный коллектив».

С первого взгляда традиционная народная кукла отличается, от тех кукол которыми  играли мы и играют наши дети, внуки.

         В наше время кукла – всего лишь игрушка, а в прежние времена она несла совершенно иной смысл.

         Познакомившись с нашими куклами, а именно студии народного творчества «Домоделка», вы сами сможете ответить, в чем их тайна, а может быть кукла без лица так и останется для вас тайной.

Этнографы и мастера по крупицам собирали и собираем материал, чтобы с помощью кукол рассказать о времени, традициях, обычаях и нравах в котором жили наши предки.

         Мастерство изготовления кукол   передавалось из поколения в поколение, главной особенностью которого являлось доброе расположение духа и добрые намерения. В этом их принципиальное отличие от злобных кукол Вуду, с которыми некоторые люди пытаются сравнить наши куклы.

         Когда же появились первые куклы? Пожалуй, никто точно не ответит. Одно можно сказать точно, что кукла несет в себе древнейшие представления о жизни, вере, человеческих ценностях, доброте и красоте.

         Изготавливают народных кукол безликими, так как по мнению историков, кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее недобрых сил, а значит, безвредным для человека. Это и есть одна из кукольных тайн.

         Но при всей ее безликости, она многолика, может смеяться и плакать. Кукол передавали по наследству, ведь делались они из материнского платка или родительской одежды, несущей в себе тепло родных людей как память рода. А когда она сделана мамой, то  способна стать оберегом.

         Познакомившись с традиционными народными куклами я узнала, что одни куклы служили оберегами дома, семьи, другие являлись обрядовыми и использовались в различных ритуалах, как всеми нами известная кукла «Масленица», были и игровые, предназначенные детям для забавы.

         Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. С помощью кукол дети познавали жизнь, проигрывали различные ситуации; свадьбу,  праздники  Рождество, Пасха, и многие другие,  даже похороны, при этом в точности повторяя за взрослыми обычаи, обряды, запоминая песни, прибаутки, пословицы и поговорки и донесли их до наших дней. С помощью кукол учились бережливости и порядку. Росли дети и росло их мастерство. Выйдя замуж, невеста вместе с приданным привозила в дом мужа и короб с куклами. Свекор со свекровью оценивали на сколько невеста трудолюбива, прилежна и аккуратна. Если молодая быстро справлялась по хозяйству, то ей разрешалось поиграть в куклы. Замуж  выдавали рано в 12-14 лет.

         Создавая куклу, мы вкладываем частичку своей души, своего характера.

Предки – хранители рода, продолжатели – дети, вот в этом и есть подлинная сила человека.

Сила рода нужна всем без исключения. В древние времена не случайно ставили семью на первое место, ведь именно в семье человек может получить поддержку, заручиться силой рода.

         Все мы знаем, что такое род – это цепочка поколений, объединенная кровными узами, иногда какими-то задачами и целями, и каждый из потомков является  носителем рода.

         Родословный поиск  объединяет сегодня людей разных поколений. 

         Можно и нужно взять из прошлого своего народа все лучшее и ценное, возродить те качества, которые позволили народу выстоять в годы самых тяжелых испытаний. Сила рода никогда не должна иссякнуть.

         Продолжаю работу по сохранению семейных традиций. Уже готова подборка материала по своей семье, занимаюсь этнографическим сбором материала с разработкой поэтапного плана  опроса людей, проживающих в городе Асбесте и заинтересовавшими меня своей самобытной историей. Обо всем этом с удовольствием поделюсь с вами на следующей конференции.

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты