Сухарев Юрий

Календарь

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Копырин А.Л. Дорога к озеру

  Во вторник, как потом сказали синоптики по телевизору, день оказался самым жарким, а мы отправились в большой пешеходный маршрут до озера Беткулова. В тени на градуснике было 37 градуса, на солнышке 42.3 и полное безветрие.

 

  На этот раз на маршрут мы вышли вдвоем, инициатором и вдохновителем был В.Н.Рубцов, известный краевед нашего города. И автор этих строк на этот раз шел проводником. В наших планах было пройти по лесному маршруту, осмотреть две старинные дороги, которые встретятся нам на пути, выйти к озеру Беткулово  и посетить местоположение старинной деревни Чебаки, которая на сегодняшний день не существует.

   Наш путь начинался от садов Светлой.  Здесь надо было выйди на кромку леса и дальше мы планировали пройти по старинной Грязновской дороге. Но на территории садов оказалось огороженное пространство с угрожающими надписями «Частная территория. Проход запрещен. Охраняется сторожевыми собаками» которые недвусмысленно напомнили нам грозным лаем и нам пришлось обходить изгородь с северной стороны.

   Местный крестьянин или, как теперь говорят, фермер, на пустующих просторах садов Светлой организовал фермерское крестьянское хозяйство. Разводит целый ассортимент сельскохозяйственных животных. Мы увидели у него проходящих вдоль дороги больших, толстых и важных гусей, мирно пасущихся лошадей и признаки других животных.

   Обойдя изгородь, у кромки леса увидели уходящую примерно в нашем направлении накатанную колею и не задумываясь свернули на нее. Как оказалось зря. Мы быстро поняли, что дорога ведёт не туда и нам пришлось в течении получаса, сквозь кусты и заросли выходить в нужную нам точку. В результате вышли мы как раз на то место, которое нас интересовало. Это было пересечение старой Грязновской дороги, с квартальной просекой, по которой планировали двигаться в Восточном направлении.

   Старая Грязновская дорога существовала с 18 века, она отмечена на старинных картах. До современного поселка Белокаменного, трасса дороги осталась неизменной на протяжении двух веков. По ней возили древесный уголь на Каменский завод. А когда на асбестовых приисках начали добывать каменную куделю, дорогу подремонтировали и привели в стояние соответствующее требованиям того периода. Объяснение простое. Готовую продукцию вывозили к железнодорожной станции Грязновской.

   В советский период ремонты дороги, начиная с 30-х годов, проводились регулярно. Что интересно, в определенный период по дороге запретили передвижение на лошадях и конных повозках. Чтобы не разбивать полотно дороги. При нарушении назначен штраф в 25 рублей. При повторном нарушении, судебная ответственность! По старой Грязновской дороге (в то время в документах написано шоссе) можно было ездить только на автомашинах. По этой же дороге до конца 50-х годов осуществлялось и автобусное движение до города Свердловска.

   До сегодняшнего дня дорога сохранилась в хорошем состоянии. И если учесть что по ее трассе в течении десятков лет, ходили груженные лесовозы, трактора и гусеничная техника, можно сказать что грунтовая дорога построена очень качественно. До сих пор по ней ездят лесники, охотники и любители лесных прогулок, а еще по ней любит прогуляться медведь, следы которого на грязи, можно увидеть в дождливый период.

   Зафиксировав информационные данные по старой Грязновской дороге на современные цифровые носители, мы двинулись по квартальной просеке на восток. К нашему удовольствию, или можно сказать, удивлению, но в любом случае это оказалось нам в помощь — по квартальной ездит фермер на своём тракторе. И дорога оказалась накатанной, так что двигаться по ней оказалось легко.

   Товарищ, видимо, оказался с юмором: высоко на дереве повешено большое старое колесо от трактора Беларусь. Возможно, это ориентир для поворота или чтобы не заблудиться, а может по современным межевым документам так метят границы своих участков.

   Выйдя на кромку огромных Шадринских покосов, мы с удивлением увидели давно забытую картину — покосы выкошены!

   На огромных просторах, лежали современные тюки сена. Хотя покосы выкошены не так идеально, как раньше косили местные жители литовкой, вручную. Где выкашивался каждый кусочек пригодной травы. Но все равно это очень хорошо.

   Хорошо, что хозяин используют старинные Шадринские покосы, хорошо что действуют дорога и, самое главное, фермер не оставляет без внимания упавшие деревья. Весь лесоповал сломленный ветром, а это деревья перекрывавшие дорогу на квартальной, выпилены и вывезены на дрова.  

   А на покосах осенью будет большое количество дичи. Сюда придут косули, кабаны и лоси и конечно же птица. В наличии зверья мы убедились, двигаясь по дороге. Здесь множество обглоданных кустов, «зашкуренных» осин и на дороге следы всех представителей животного мира. Есть солонцы и подкормочные площадки, а еще мы увидели в лесу старинную ловушку, сделанную уже по современным технологиям из металлической сетки. Значит, кто-то пытается возродить и старинные охотничьи промыслы.

   Порадовавшись участку хорошей дороги мы зашли в пересохшее болото и в течении часа пробирались сквозь высокую траву, густые заросли кустов и череду упавших деревьев. Тут же пересекали несколько сплошных вырубок, которые заросли густыми посадками. Здесь в этом районе мы не бывали уже больше пяти лет, многое  изменилось. Посадки сосны стали высотой более 5-7 м, много упавших деревьев, заросли кустов и откуда-то густые заросли крапивы.

   Большая заболоченная низина, в прежние годы здесь было несколько ручейков и можно было с трудом пройти в резиновых сапогах. А вот сегодня Владимир Николаевич прошёл по этому болоту в кроссовках.

   И снова мы потеряли полчаса времени на поиски выхода на квартальную. Ситуация на местности изменилась и мы с трудом нашли нужные нам ориентиры. В осенний период, когда лес просматривается хорошо, когда листва с кустов и лиственных деревьев опала, все видно издалека. А сегодня всё покрыто зеленью, пышные берёзы, кудрявые кусты, разросшиеся до неимоверных размеров. Вход на квартальную мы нашли, покрутившись на местности в течение получаса.

   Дальше двинулись по квартальной просеке, которая оказалась завалена упавшими деревьями. Некоторые деревья размером примерно в полтора метра, через которые нам пришлось перелазить. Деревья упали недавно и свежие густые сучки цепляются за одежду. Многие завалы приходилось обходить стороной. Обходя один из завалов, вышли на старый покос, который так же оказался выкошен.

   На этом выкошенном пространстве произведена посадка овса, клевера и гороха. Рядом сделана большая подкормочная площадка и на кромке покоса охотники соорудили большую вышку. Вышка сделана добротно, из  больших бревен, сверху установлена хорошая будка с окнами и закрывающейся дверью. Наверху рядом с будкой сделана обзорная площадка.

   Раньше сюда была дорога, но на сегодняшний день, когда вся квартальная завалена упавшими деревьями и со стороны квартальной подъехать невозможно, сухоложские охотники сделали другой подъезд, там так же устроена подкормочная площадка и привезена тракторная тележка овса. Еще полчаса хода и мы на перекрестке квартальной с Пироговским трактом.

 

   Пироговский тракт это тоже старая дорога, но построена она в 30-х годах ХХ века. Дорога шла из села Ряпосова (современное название Светлое) в сторону села Грязновского и перед речкой Ольховкой выходила на старую Грязновскую дорогу. Строили дорогу для соединения между селами с перспективой транспортного сообщения.

   Пироговский тракт известен всем жителям нашего города старшего поколения. По нему трудящиеся нашего города и школьники не раз ездили в сельскую местность для оказания шефской помощи местным колхозам.

   По дороге ездили на конных повозках, телегах, автотранспорте и в послевоенное время здесь ходили даже автобусы. Названа дорога по имени руководителя строительства Пирогова.

   На сегодняшний день, дорога находится в проезжем  состоянии, по ней можно проехать на автомобиле повышенной проходимости, и любители путешествий используют ее для передвижения на УАЗИках и квадроциклах.    Здесь уже накатана хорошая колея, это ездят, скорее всего, охотнадзор или лесники.

   Колея вела в нужную нам сторону, а идти по ней  намного легче и должна она была привести нас к озеру Беткулово.

 

   От пересечения со старой дорогой до озера нам осталась недалеко — 1/3 маршрута. Дорога, по которой мы движемся, виляет по покосам, а в некоторых местах выходит на средину покоса.

   Вдоль дороги, по которой мы идем, построено большое количество кормушек и солонцов. Это и понятно, место удалённое, рядом накатанная дорога, можно привезти подкормочные материалы и соль. Соль находится в каждом солнце и, что нам понравилось, она видимо положена совсем недавно.

Большие бруски соли размером с булку хлеба, ослепительно белого цвета с отверстием посредине. Этот технологические приемы при «отливе» соляных брусков, но внешне соль выглядит так аппетитно, что хочется и самому её попробовать.

   Через полчаса мы на развилке лесных дорог. Если влево пойдёшь — выйдешь к озеру Беткулова, где можно подойти к воде. Если вправо пойдёшь, тоже выйдешь к озеру на большую поляну, где был расположен дом.

   Мы выбрали первое, пошли налево, как истинные мужики и выйдя на берег озера осмотрелись. Здесь почти ничего не изменилось. С левой стороны развалины кирпичного дома, который когда-то здесь стоял. С правой стороны фундамент, на котором стояла силовая установка для земснаряда.

   Подход к воде хороший, а мы, двигаясь по дороге в такую жару, мечтали искупаться. Но на самом деле пришлось ограничиться, как бы сказать, омовением.

   В трех метрах от берега глубина уже по пояс, но там был большой слой ила, вперемежку с водорослями. Так что плавать здесь было почти негде. Мы зашли в воду, остудили наши «горячие» головы, поплескались  на мелководье пока не поднялась муть и выбравшись на берег, устроились в тени на обед.

   А уже через полчаса мы вновь шли по старой дороге, но уже вдоль берега озера. В прежние времена она была накатана и использовалась для проезда к отстойникам, в которых находилось большое количество сапропеля. Сегодня здесь в отстойниках выросли отличные мелкие сосёнки, которые в будущем будут большим строевым лесом.

   Следующая наша остановка должна быть на площадке, где с 30-х годов ХХ века стоял большой дом. Двигаясь  вдоль озера, мы шли по заваленной буреломом дороге. Всё заросло, этой дорогой уже никто не пользуется и поля, которые выходят на кромку к берегу озера, не паханные и не кошенные.

   Выйдя на высокое место, осмотрелись, что изменилось с прошлого года? Здесь стоит большой навес и рядом подкормочная площадка для косуль. Рядом сделан навес над столом и скамейками, в этом месте можно посидеть, пообедать или укрыться в сильный дождь.

   Но это никак не сравнить с прежними сооружениями, которые здесь были в прошлые годы. Прямо в откосе,  который выходит на кромку болота в прежние времена, была большая хорошая землянка. С печкой с нарами, здесь можно было ночевать даже зимой. А рядом, выше по склону, буквально в пяти метрах, стоял большой вагон, снятый с автоприцепа. Он был почти новый, блестящий с окнами, с дверями и, конечно же, с печкой. Но кто-то по неосторожности или по другим причинам его сжег и землянку так же.

   Для сравнения и справедливости надо сказать, что в прежние годы, скажем в начале двадцать первого века, на территории, которую мы прошли, было четыре землянки. Все они были обустроены и были обитаемы.  Хозяева смотрели за ними, поддерживали в жилом состоянии, заготавливали дрова и поддерживали в надлежащем состоянии.

   А мы подошли к единственной оставшиеся землянке. Форма у нее необычная, круглая и корпус сделан из огромной металлической трубы, а сверху такой же металлический колпак. Материалом изготовления она и обязана своим существованием, подозреваем, будь она сделана из дерева или традиционных материалов, «буйные» охотники или рыбками сожгли бы и ее.

   У входа расположена небольшая печка, в дальнем углу вместительные нары. Так что при желании и в любую погоду, здесь можно переночевать или обогреться. Или любителям лесной романтики нестандартно провести время.

   Дальше по дороге мы прошли до площадки, на которой в далекие годы ХХ века располагался дом. На сегодняшний день от него и ничего не осталось, кроме двух покосившихся столбов. Скорее всего, это или ворота или столбы навеса, но важен сам факт того, что здесь был дом, в котором во времена открытия охотничьего сезона собиралось до пятидесяти человек.

   А ещё в памяти старшего поколения жителей нашего города сохранилась информация о том, что в этом районе было подсобное хозяйство треста «Союзасбест».

   В наших планах на сегодня, было посещение площадки деревни Чебаки, которая перестала существовать в середине ХХ века, но исходя из лимита времени и наших физических возможностей, а было уже два часа дня, решили посещение деревни отложить до следующего раза.

   Осмотрев наши находки и запечатлев все на цифровые носители, мы наскоро перекусили и двинулись в обратный путь. Обратная дорога не заняла много времени. Если к озеру, преодолевая болота и бурелом, мы двигались в течение пяти часов, то обратная дорога у нас, заняла «всего» четыре часа.

   В самом конце маршрута мы прошли по территории брошенных садов. Здесь растет большое количество яблонь, с тяжелыми ветками еще зеленых плодов. Огромное количество кустов смородины, вишни, сливы и других плодовых насаждений и всё это на сегодняшний день  плодоносит.

   Глядя на огромную территорию полузаброшенных садов, возникает горько чувство запустения, как здесь так и в целом, все приходит в упадок. Сколько здесь потрачено времени, сколько вложено труда, сил и вот теперь это ни кому не нужно. Стоят добротные дома, на многих участках остались покосившиеся теплицы и «присевшие» баньки, некоторые участки еще обработаны…

   И опять рядом с городом, уже новое поколение неугомонных жителей, строят новые дома, разрабатывают участки, с энтузиастом садят плодово-ягодные кустарники и ждут урожая…

   А наш маршрут пройден, материалы собраны. Те цели, которые мы для себя ставили, выполнены. После соответствующей обработки материалов будет смонтирован фильм. А мы уставшие, но довольные, возвращаясь домой, обсуждали уже очередной новый маршрут, который выпадет, конечно же, на такой же жаркий день.

 

 

  Июль 2020 г.                А.Копырин

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты