Сухарев Юрий

Календарь

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Копырин А.Л. Красный маяк. Дорога

Наверное, все в школьном возрасте, когда слышали о путешествиях и географических открытиях, сами мечтали совершить путешествие и найти что-нибудь удивительное, открыть неизвестную землю или хотя бы маленький остров. В середине ХХ века с большим интересом читались книги о путешествиях и приключениях. А если еще по этим книгам был снят фильм, даже старшие поколение наших родителей с удовольствием смотрели эти фильмы и не по одному разу.

   И вот теперь, уже будучи взрослыми с серебристыми   висками, мы открываем старую карту и смотрим на ней запечатленное время конца ХIХ начала ХХ века. Какое  огромное количество дорог зафиксировано на старой бумажной карте. И на том участке, где на сегодняшний день располагается наш город, и вокруг, на территории соседних районов.

   Вокруг нашего города конечно уже всё изменилось кардинально. Даже те артефакты и остатки горных работ начала XX век уже подвержены невозвратному   изменению. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что остатки старинных дорог все еще присутствуют на нашей территории. А если еще и посмотреть при помощи современных компьютерных методов на карты местности со спутника, можно без труда заметить, что старые дороги, несмотря на то, что прошло уже более века, просматриваются в лесных массивах.

   Большую часть старинных дорог даже в соседних районах мы уже прошли, но есть еще участки, где не ступала наша нога. Вот эти участки хочется увидеть своими глазами, пройти и поинтересоваться, вдруг можно обнаружить что-то интересное.

   Совсем недавно мы ездили на территорию деревни Чудовой, это было старое и большое поселение, которого не существуют уже больше половины столетия. И через него проходила старинная дорога.

   А известно это стало из ветхих архивных документов и рассказов старожилов, которые застали еще довоенный период и помнят рассказы своих родителей, про то, как по этой дороге передвигались путники,  шли святые люди и ехали крестьяне на телегах в соседние деревни. И дорога эта на старых картах, проходит от села Знаменского, через деревню Чебаки, мимо озера Беткулова в сторону села Грязновское.

   С западной стороны озера Беткулова лесной район  мы изучили полностью, на предмет нахождения старых дорог, артефактов и каких-то старинных изделий. А в недавней поездке с восточной стороны местный житель бывшей деревни Чебаки показал бывшее местоположение деревни, рассказал о географических и ландшафтных особенностях.

   Но нас всё равно интересовала дорога, которая отмечена на старых картах. Если ориентироваться на современные карты, с учетом наложения старых путей, можно сказать, что дорога в южном направлении выходила к современному поселку Красный Маяк, рядом с которым в ХIХ веке был лесничество. Вот именно эту дорогу мы решили пройти со стороны поселка Красный Маяк.

   Заезд с асфальтированной дороги хороший, но это при условии, что пока стоит тёплая погода и светит солнце. Дорога идет по кромкам полей до речки Ольховки и если пройдёт хороший дождь, здесь уже не проехать на обычной технике.

Единственное, что может помочь, это трактор. Но мы идём в сухую погоду, по кромке леса дорога хорошая, кое-где видны грибы, а вот ягод нет.

   Но поглядывая по сторонам, иногда даже неприятно и стыдно за современных высокообразованных людей. По кромке леса много остатков современной цивилизации. Иногда огромными кучами навален бытовой мусор. Не знаю, как это нравится местным жителям, но жителям промышленного города это сразу режет глаз. Шифер, старая мебель, пластиковые пакеты, бутылки в неограниченном количестве и большое количество досок.

   Это вообще вызывает недоумение потому, что в посёлке Красный Маяк у многих домов лежат целые поленницы березовых дров. Почти во всех огородах видны трубы русских бань. Неужели эти деревянные остатки заборов, какие-то доски и ещё что-то нельзя сжечь.

   Но мы идем дальше, выходим на речку Ольховку и с удивлением останавливаемся на мосту. Раньше на этой речке, были большие затопленные водой в обе стороны огромные водные пространства. На сегодняшний день в западном направлении от моста, точно такая же болотина, всё затоплено, всё заросло, но это очевидно заслуга бобров.

Они соорудили под мостом большую плотину и вода стоит относительно высоко. А вот с восточной стороны моста, там, где строители бобры не работали, вместо большой затопленной болотины, течёт полуметровые мелкий ручеек. Вследствие этого обнажились берега, видна кофейная жижа, сапропель, гумус и  наверное от этого, а может от ветра, прибрежные заросли камыша загнулись в разные стороны.

   Когда-то речка Ольховка, была относительно полноводная, через нее построен неплохой бетонный мост своеобразной конструкции. С боку, вдоль основных плит для расширения полотна моста укрепили две бетонные балки и мост был пригоден для проезда автотракторной техники. Здесь в  зимний период проезжали трактора и лесовозы. Вот именно поэтому они видимо и сломали одну из балок и на сегодняшний день, проезд по этому мосту тяжёлой техники представляет опасность.

   Ну а на автомобиле повышенной проходимости, с хорошим шофером, на мотоцикле с коляской, уже не говорим об одиночном мотоцикле, а тем более в пешеходном варианте здесь пройти без проблем.

   Но мы идем дальше, дорога ведет нас сквозь сосновый лес, вверх с небольшим уклоном. Пересекаем большую современную ЛЭП и удивляемся, дорога отсыпана крупной щебенкой. Скорее всего готовили дорогу для каких-то своих целей, можно предположить, что дорогу отсыпали специально для того чтобы в середину леса  проехали лесовозы. На дороге остались старые колеи от лесовозов, примерно трёхлетней давности, свежих следов пока не видно, кроме следов квадроцикла. Кое- где встречаются большие колеи заполненные водой и болотистые участки, которые так же затоплены. В этих колеях и болотинах сидят утки. И при нашем приближении они с кряканья и громким хлопаньем крыльев взлетают с воды.

   Встречается несколько болотистых участков, которые пересекают старую дорогу. Один из таких участков оказался довольно топкий, и надо было попробовать найти обход. В право уходит едва заметная тропинка, двинулись по ней и вышли на старую заброшенную дорогу, скорее всего эта дорога вела на покосы.  Двигаясь по ней предположили, что она должна выйти на новое высоковольтную линию, которая идет в сторону старинные деревни Чебаки.

    Но дойти до высоковольтной линии оказалась не судьба, дорога уперлась в несколько свеже заросших вырубов. Искать дорогу в сплошном кустарнике, это  большая потеря времени. Двигаясь обратно все внимание сосредоточили в северном направлении, должен где то быть выход через болотину на высокое место, и на небольшом участке с удивлением увидели что в болоте растет белый мох. Мало того на кромке болота стоят  пропиленовые мешки наполненные мхом.

   На современном этапе в нашем городе мы уже давно не встречали, чтобы кто-то пользовался мхом. Хотя в старые времена и даже в середине XX века были умельцы и просто мужики с руками, которые применяли мох  при строительстве домов, бань и других сооружений сделанных из бревен. А здесь, прямо в лесу, стоят мешки полностью набитые мхом. Осмотрев мешки с наружи, сделали несколько фотографии и пошли дальше.

   Двигаясь по лесу мы периодически включали навигатор, чтобы посмотреть как работает электронная аппаратура в лесу. С одной стороны хотели сориентироваться по расстоянию, а с другой было интересно, не сбились ли мы с дороги, которая нарисована на старых планах. К сожалению вся современная цифровая техника хороша пока ты сидишь дома у компьютера или у тёплой батареи. А вот в середине леса она не работает. Возможно, сквозь кроны деревьев не проходит спутниковый сигнал или нет покрытия сотовых сетей, но аппаратура не работает.

   А вот современный телефон обладает геодезическим позиционированием и показывает на своем экране небольшое изображение. По нему тоже можно сориентироваться, хотя бы в относительной системе, по расстоянию. На экране видно ваше местонахождение и нанесены крупные водоемы и реки. Вот по ним-то и можно определить расстояние, конечно при условии, что человек немножко понимает в этом вопросе.

   Двигаясь дальше, мы вышли к большому вырубу, который зарос мелкими густыми кустами. След квадроцикла, который еле проглядывался на старой дороге, на этот раз был хорошо различим. Водитель развернулся, придавив несколько мелких кустов, и уехал в обратном направлении. Мы осмотрели выруб с краю и определить в каком направлении шла старая дорога не смогли. Глянув на часы, определились со временем и стало понятно, что времени у нас только на обратную дорогу.

   С первой попытки полностью насквозь пройти по старой дороге не получилось. Но еще все впереди. Впереди золотая осень, так что возможно при удачно сложившихся обстоятельствах, мы еще пройдем этот маршрут, если не в этом году, то в следующем.

 

 

  Август 2020 г.                А.Копырин

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты