Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Аввакумова Г.П. Метрические книги кладезь знаний о жизни прошедшей

                        

 Столетний – оставленный Дом Бога,

   С опавшей штукатуркой, без дверей,

  Но в красоте неизреченно – строго

В терпении и вере ждёт людей…

                                                                 «Звательный падеж» Николай Покидышев.

         Каждый возраст приносит свои увлечения. Живая история странным образом воздействует на человека. Не менее странным образом и воздействует на человека и работа в архивах. Когда прикасаешься к  первоисточникам информации: когда родились, венчались, умирали твои предки, возникает чувство сопричастности к их жизни.

Запись, строка на бумаге приобщает нас ко времени описанной жизни, одаряет нас постижением непреходящего. И я, как и многие в моём возрасте, начала вспоминать жизнь своей семьи, себя ребёнком, перебирать семейные реликвии. Память настойчиво требовала возвращения не только к родителям, бабушкам, но и к истории рода, к тем рассказам и воспоминаниям на которых выросла.

       По рассказам бабушки Вассы Степановны Зыряновой (Таушкановой) узнала, что она родилась 13.08.1890г. в деревне Таушкановой Камышловского уезда Екатеринбургской губернии, вышла замуж в село Зырянское за Александра Григорьевича Зырянова, где и родился мой папа Павел Александрович Зырянов.


Васса Степановна Зырянова (Таушканова) и Саша Зырянов

Деревня Таушканова  относилась к церкви Богоявленской Пермской консистории, находящейся в селе Зырянском Камышловского уезда Пермской губернии до революции.  Васса Степановна Таушканова помнит, что храм был каменный четырёхпрестольный.

Первый деревянный храм во имя преподобного Сергия РадонежскогоЧудотворца, построенный в 1730г. сгорел в 1781г. 28 декабря. Второй, устроенный в 1782г. во имя того же святого однопрестольный храм в 1825г. был разобран и употреблён при постройке теперешнего храма. Тёплый  придел церкви  был освящен в честь Сергия Радонежского.  Главный престол и назывался Богоявленским.

К теплому храму были пристроены с боков два придела с престолами – в южном приделе в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы, в северном – во имя св. великомученика Георгия Победоносца, освященный 07 февраля 1900г.

 И это мне помогло в поисках своих родственников. Стихи Николая Покидышева (2) и написаны об этой церкви, когда она уже была разрушена. Ее, как и многие другие церкви, после революции постигла незавидная судьба. После того как в церкви сняли колокола и запретили проводить в ней богослужения, она использовалась под всякие хозяйственные службы. Церковь была очень красивая трёхпрестольная, сочетающая в себе несколько стилей. Как вспоминали мои родственники: церковь стоит на площади в самом высоком месте. Была она белоснежная с зелёными куполами и позолоченными крестами. Лёгкая воздушная она прекрасно вписывалась в зелень лесов. Она как бы парит над окрестностью. Хорошо, что метрические книги и исповедные росписи составлялись в двух экземплярах. Один экземпляр отправляли сначала в Пермскую, а затем в Екатеринбургскую Епархии и мы теперь можем их просматривать. В словаре – справочнике «Наша малая Родина» Аркадия Коровина о деревне Таушкановой написано очень мало: «возникла на речке Черной, впадающей в реку Синара, в XIX веке названа так, вероятно, по обилию степных тушканчиков». (3)  Со временем удалось уточнить, что деревня возникла не на речке Черная, а на речке Таушканке. И возможно совсем не связана своим названием с тушканчиками. Деревни Таушкановы были созданы в Курганской области на много раньше, и скорее всего наши родственники пришли из тех деревень. Существует версия, что прозвище Таушкан восходит к названию реки Таушка протекающей в Башкирии.  Скорее всего, это прозвище Таушкан получил человек, прибывший из этих мест. Таушкан со временем получил фамилию Таушканов.   

        Начались поиски сведений о родственниках  в архивах г. Кургана, г. Шадринска, г. Екатеринбурга. Обращались в Екатеринбургскую и Шадринские епархии.

        И метрические книги, и исповедные росписи находились в разных городах.

И я просмотрела исповедные росписи за 1802,1803, 1821-1826, 1848, 1857-1861г., метрические книги с 1861г. по 1918г.  В исповедных росписях  за 1802г. в  деревне Таушкановой описан 21 двор, значит, она возникла не в XIX веке, как написано в справочнике А. Коровина, а не позднее конца XVIII века. Искать пришлось, начиная с тех родственников, чьи имена были доподлинно известны. У Вассы Степановны отец был Степан Пигасович Таушканов, имя прадеда писалось то Пигас то Пегас. И даже для того времени оно было редким, его тезоименитство праздновалось всего один раз в год второго ноября. Его родственников найти удалось достаточно быстро, но только до его деда Екима Силиверстовича Таушканова.

        Поиск родственников по линии Зыряновых оказался более длительным. С поисками помогли представители фамилии Зыряновых. Они уже искали своих родственников, и на тот момент мы не знали, что нас связывают родственные связи, и что наши далёкие предки были родными братьями. И начав поиски с деда Александра Григорьевича Зырянова 28.08.1887года рождения, удалось проследить цепочку до Бориса сына Зыряна, который проживал в Кайгородском уезде Зюндинской волости Никольского прихода деревни Колыкса, год его рождения не известен. Его дети Матюшка, Ивашко, Осташко и Тимошка Борисовы сыны Зыряна пришли жить в Катайский острог на реке Исети в 1674г. (183г.) как они сообщили при переписи в 1680/81гг. (189) , 1681/82гг. (190) и  1682/83гг. (191).  До 1712г. они перешли на берега реки Синары и образовали деревню Зырянскую. В 1733г. когда освятили Сергиевскую церковь деревню стали называть селом Зырянским.

       Очень тщательно мне довелось просмотреть метрические книги с 1890г. по 1918г., которые хранятся в Государственном архиве Свердловской области в городе Екатеринбурге. С электронными копиями метрических книг помог Михаил Юрьевич Елькин.  В селе Зырянском крестьян с фамилией Зыряновы было значительное меньшинство по сравнению с представителями других фамилий: Пономарёвых, Пшеницыных. С 1914г. их становится ещё меньше, а 1918г. их можно сосчитать на пальцах. Произошло это, скорее всего от того, что у Зыряновых рождалось немного детей, и девушки выходили замуж и меняли фамилию. Правда и у Зыряновых и у других фамилий много детей умирало в раннем возрасте.

       Я раньше читала в литературе и слышала от бабушек, что когда девушка выходила замуж, особенно в другую деревню, она считалась «отрезанным ломтем». И могла приехать к матери и отцу только по большим праздникам. При рождении  у неё детей восприемниками чаще всего были родственники мужа, и редко не замужние сёстры. При просмотре метрических книг я поняла, что это было в действительности.

        Помню по урокам литературы в школе из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина сцену разговора Татьяны Лариной и её няни: « Расскажи мне, няня, про ваши старые года: Была ты влюблена тогда?». Няня ей отвечает «- И полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света меня покойница свекровь, « Да как же ты венчалась няня?» — Так видно бог велел. Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет».  Образ няни Александр Сергеевич списывал со своей няни Арины Родионовны Яковлевой, которая родилась 21 апреля 1758 года. Очень меня это удивило.

       И вот сейчас занимаясь своей родословной,  я, просматривая метрические книги и исповедные росписи, обращала внимание на возраст при венчании моих предков, и какой возраст записан в исповедных росписях у обитателей двора. И проследив по своей родне Зыряновым – Таушкановым убедилась, что в нашей родне и у других жителей относящихся к приходу сначала Сергиевской, а затем Богоявленской церкви села Зырянского таких ранних браков не наблюдалось.  Самый ранний возраст невест был шестнадцать лет, но и это было в редких случаях. Заметила и ещё одну закономерность, что чаше всего у наших родственников невесты были старше своих женихов года на два.          Женихам на момент женитьбы должно быть не меньше семнадцати с половиной лет, чтобы, когда родится ребёнок, ему было бы уже восемнадцать лет. Например, мой прадед Григорий Федотович Зырянов женился 22.05.1868г.  ему на тот момент исполнилось 17лет и 8 месяцев (17 8/12 так записано в метрической книге), а невесте Варваре Дмитриевне Пономарёвой было 20 лет. Его дед Алексей Родионович 1801года рождения венчался со своей женой Степанидой Трифоновной 1798года рождения. Ему было 17лет и 6 месяцев, а невесте 19 лет. Отец Алексея Родион Петрович 1776 г.р. также был моложе своей жены Гликерии Савиновны 1774 г.р. на два года. При венчании Родиону было 21 год, Гликерии 23 года. Петр Егорович Зырянов 1751г. р. был моложе своей жены на три года, Настасья Нефедовна родилась в 1748г. Дата венчания их не известна, когда родился первый из известных детей Родион, Петру было 25 лет, Настасье 27 лет.

        Такая же тенденция по возрасту супругов прослеживается по другим ближайшим родственникам: сёстрам и братьям Зыряновым.

          Среди Таушкановых такой постоянной зависимости по годам нет. Самая молодая невеста 16 лет была у моего прадеда Пигаса Степановича Таушканова 1838г. Во время венчания 16.01.1857г. ему было 19 лет, а невесте Ксении Григорьевне Котковой 16 лет. Его сын Родион в 19 лет венчался  24.01.1901г с Анной Панфиловной Колмогорцевой  16 лет. Внук Пигаса Степановича Семён Степанович 27.08.1887г.р. венчался 04.02.1907. с Аполинарией Алексеевной Плотниковой 01.01.1891г.р. ей было 16 лет. Как рассказывала его сестра Васса Степановна Зырянова (Таушканова) женились они по большой любви.

          Если мужчину заберут в армию, и он не вернется, останется память в виде родившегося ребёнка. При рождении мальчика дадут ещё земельный надел, так рассказывала моя бабушка Васса Степановна Зырянова.

         По родственникам со стороны мамы Лие Павловне Зыряновой (Байновой) почти такая же картина. Матвей Прокопьевич моложе жены на один год. Сын его Пётр моложе жены также на один год и женились они, когда им было около двадцати лет. Павел Петрович  моложе жены на три года.

        В метрических книгах, как известно, детей называли по святцам  и всех родившихся около дня святого или великомученика называли одинаково. Например, моя бабушка Васса Таушканова, родилась 13 августа 1890г., а её сестра, родившаяся 15 августа 1993г. была также названа Вассой. И в деревне и в селе одновременно жили несколько Петров Петровичей Таушкановых и Васс Степановных Таушкановых, это только по нашей родне, проживающих в деревне Таушкановой. И конечно в селе и в деревнях очень часто, чтобы не путать присваивали прозвища, как это велось из старины. Например, тётю Вассы Степановны Зыряновой (Таушкановой) Анну Никифоровну Пшеницыну (Таушканову) звали «Туканаихой». Часто людей с одинаковыми именами отчествами и фамилиями узнавали  по месту проживания. Александр Григорьевич Зырянов с Верхнего края – так называлась их улица, и Александр  Григорьевич Зырянов с Бардадынки. Также называли Пётр Петрович Таушканов (первый, старший племянник В. С. Таушкановой), другого тёзку называли второй или младший.

          Просматривая ведомости, я узнала, что фамилия Фроловы (мои родственники по В.С.Зыряновой), которые проживали в деревне Таушкановой, изначально носили фамилию Флоровы. Также как и все крестьяне, проживающие в деревне. И имя было Флор – мученик  тезоименитство, которого 18 августа, а не Фрол.  При рождении дочери Анны 08.09.1901г. пишут, что она родилась у крестьянина деревни Таушкановой Евстигнея Петровича и Варвары Евдокимовны Флоровых, присутствовали при крещении священник Константин Оранский и псаломщик Степан Кузовкин. При рождении 08.07.1903г. сына Степана пишут фамилию Фроловы, при крещении присутствовал тот же священник, но другой псаломщик Николай Силиверстов, очевидно, что с приходом нового псаломщика фамилия Флоров была изменена на Фролов. Произошло это по незнанию или по ошибке непонятно. В исповедных росписях и метрических книгах за более ранние года,  начиная с 1802г.  у всех крестьян написана фамилия Флоровы. И в 1904г. рождаются дети по имени Флор, и фамилия пишется Флоров.  И в одной семье оказались брат с сестрой с разными фамилиями. Сестра вышла замуж и сменила фамилию. А родители с сыном оказались с разными фамилиями. Впоследствии из – за этого возникли некоторые трудности с документами.

          Моё имя Галина такое распространенное с 1930г. по 2000 года, когда я пошла в школу у нас в классе было четыре Галины. Именно в церкви села Зырянского с 1890 по 1918 года оказалось редким. Даже не просто редким, а очень редким.  Галина была святая мученица, она была благочестивой христианкой и пострадала вместе с другими мучениками от язычников – идолопоклонников г. Коринфе. Дни памяти 10(23) марта и 16(29) апреля. Я насчитала всего двух девочек с таким именем. Галиной была названа дочь, родившаяся 08.04.1901г. у  псаломщика церкви села Зырянского Николая Петровича Силиверстова и его жены Елисаветы Михайловны Медведчиковой, внучки  хозяина Акчакульской заимки. Там проживали единственные в округе дворяне. Вторая Галина родилась в 1918г. у потомственного почетного гражданина г. Петрограда Алексея Алексеевича Будрина и законной жены его Анны Филадельфовны, также проживающей в Акчакульской заимке, дочери дворянина. Матери родившихся дочерей по имени Галина двоюродные сёстры. В XXI столетии имя Галина даётся девочкам также крайне редко. Детей  нарекают именами, которые в XX веке почти не встречались. Мальчиков у наших родственников зовут: Всеволод, Георгий несколько человек, Любомир, Лукьян, Захар. Девочек: Светлана, Даяна, Есения, Евдокия, Анастасия.

         Не зная, какая инфраструктура есть в селе и деревне, просматривая метрические книги можно узнать какие учреждения были в селе. В метрической книге подробно написано, кто является родителями и восприемниками у родившегося ребёнка и поручителями у венчавшихся на  брак. Указывался род занятий и социальное положение. Узнаём, что в селе Зырянском была земская повитуха Капитолина Васильевна Арефьева, она принимала роды. Был фельдшерский пункт, так как в 1913 году родилась дочь Мария у фельдшера Ивана Николаевича Голикова. Был медиком и его брат Косьма Николаевич Голиков медицинский фельдшер Зырянского пункта, у него в 1912г. родился ребёнок.  В 1916г.  в селе была своя почтово – телеграфная контора, начальником её был Николай Алексеевич Морилов, он был восприемником у ребенка.  Контора существовала и раньше, я спрашивала у бабушки, как быстро они узнали о войне 1914г., она сказала, что быстро, была телеграфная связь. Также в 1918г. учительница Зырянского училища Мария Алексеевна Сапожникова была  восприемницей  у сына Диодора родившегося 23.04.1918г. у дьякона сей церкви Михаила Петровича и Валентины Николаевны Поляковых. В деревне Таушкановой была земская школа грамотности её учительница Елена Васильевна Тутина в 08.12.1917г. была восприемницей у Анны Васильевны Фроловой. В литературе и в заметках из интернета пишется, что в селе было построено семь лавок купца Фигусова, а метрических книга пишется, что он был крестьянином.

        Так много интересного можно узнать, внимательно просматривая метрические книги и исповедные росписи.

Работа была представлена на 18-ю НПК «Возрождение родословных традиций», Рефтинский, 18.02.2023 г

Использованные источники:

1. Архив семей Таушкановых, Зыряновых, Байновых.

2. «Звательный падеж» Николай Покидышев стихи разных лет. Курган, 2015г.

3. Словарь – справочник по истории сёл и деревень Каменского района Свердловской области «Наша малая Родина» А.Коровин

4. «Евгений Онегин» А.С.Пушкин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты