Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Белова О.А. « …Только я у Саньки, да Санька – у меня».(История жизни Веры Осиповны Чесноковой из рода Колобовых села Большое Седельниково)

Колобова Вера Осиповна по первому мужу Самборская, по второму — Чеснокова – это моя родная бабушка, мама моего отца Александра Ильича Самборских. Она жила с нами, в семье единственного сына, нянчила меня и  еще двух моих сестер Екатерину и Ирину, опекала нас в детстве, заботилась, защищала, ласкала, играла с нами. С ней мы проводили больше времени, чем с родителями. Доверяли тайны и секреты, вертелись возле жарко натопленной печи, когда она стряпала блины или пироги, лезли под прялку и крутили веретено, когда пряла; пытались шить толстой иглой начатые ей напольные коврики из  разноцветного «тряпья»; засыпали под ее баюкающие песни.

Немного повзрослев, стали приставать с расспросами об ее родственниках. У нашей мамы (ее снохи) Нины Алексеевны, уроженки села Кашино Сысертского района, была многочисленная родня. Мама в свои выходные от работы дни уезжала (можно сказать сбегала от нас) в родное село к своей маме, сестрам, братьям, племянникам, теткам и друзьям. Она не представляла  жизни без своего Кашино. Мы с сестрой удивлялись: «У мамы есть много родственников, а почему нет у папы и бабушки?».  На этот вопрос бабушка отвечала: « Никого у нас нет. Только я у Саньки,  да Санька – у меня». Санькой она называла своего сына Александра.

    Бабка наша и баба Таня — две мои родные бабушки.  Ближе, дороже и родней для меня, конечно,  была Бабка наша. У кашинской бабушки, бабы Тани — пятнадцать внучат. И если мы бывали у ней в гостях, то  в ее маленькой  избе как правило была «полна горница людей»; естественно, не хватало мест за обеденным столом, да и спать приходилось « вповалку».  Мне, изнеженной усиленным вниманием и заботой Бабки нашей, все это не нравилось. Я ревела и просилась домой. А баба Таня сердилась и выговаривала маме, что я — «не в их породу». Какие же они были для меня разные эти две  родные бабушки? Как будто из двух противоположных  эпох, несмотря на то, что обе родились в царской России в крепких крестьянских семьях, но с разницей в 12 лет. Детство одной закончилось с приходом Советской власти, а другая выросла в период коллективизации и всеобщего равенства.

    Родилась Бабка  наша в семье зажиточного крестьянина Осипа Колобова в 189..? году. Ее маму звали Ольга Парфеновна.  Отец баловал  дочку, позволял играть «в мячики», покупал красивые наряды, не заставлял работать в поле, этим занимались наемные работники.  Мать же относилась к ней строго, учила вести домашнее хозяйство, быть аккуратной, уважать старших. Грамоте дочку родители не выучили. Считали, что это для  девочки не обязательно. Жизненные  тяготы  начались с приходом Советской власти. Весь уклад крестьянской жизни пошатнулся. Еще с началом  Первой мировой войны 1914 года ходили ужасающие слухи, что никто не спасется в этой бойне. Многие мужики из их села уходили на войну, а обратно не вернулись. Старики пророчили хаос мироздания после Великой Октябрьской революции, и начавшейся Гражданской войны.

    Вера – молодая и беззаботная пыталась спорить и доказывать, дескать  « можно  спрятаться от пуль за камушек и так  выжить».  Над ее наивностью смеялись до слез. Понимали ведь – ребенок еще.

     В 1918 году девица Вера Осипова Колобова сочетается браком с военнопленным австрийской армии 17 пехотного полка Ильей Антоновичем  Самборским 1892 г.р., уроженцем села Бышев (Бишив  Велика) Львовской области. (2, стр.95).  Ему было 26 лет, ей —  всего… 16 лет. Где же и как произошло их  знакомство?

    С началом Первой мировой войны Илья Самборский как поданный Австро –Венгерского государства был призван на службу в 17-ый пехотный полк и сражался против русских . В одном из сражений он попал в русский плен.

   17-ый Краинский пехотный  (Австро –Венгрия) – словенский краинский пехотный  полк Единой армии Австро –Венгрии. Полк состоял из четырех батальонов, базирующихся в Лайбахе и Клагенфурте. В полк призывались уроженцы Гореньской, Доленьской,Нотраньской областей (Словения) и Белой Крайны. Национальный состав полка по состоянию на 1914 год: 86% — словенцы, 14% — прочие. Полк сражался на Восточном  фронте  Первой мировой войны против Русской армии, участвовал в Галицийской битве осенью 1914 года. В октябре 1915 года  17 –ый пехотный полк был переброшен на итальянский фронт и находился там до конца войны. После расформирования в 1918 году большая часть его военнослужащих попали в итальянские лагеря военнопленных.(5)

    Галицийская операция или битва – это совокупность наступательных и оборонительных операций русского Юго –Западного фронта против австро –венгерских войск в Первой мировой войне, проведенных 5(18) августа – 8(21) сентября 1914 года. Она проходила на 400- километровом участке фронта с участием 2 млн. солдат и 5 тыс. орудий, включает в себя  Рава – Русскую операцию, бой у Ярославиц, сражение у Красника, Люблин _холмскую операцию, битву при Комарове (Томашевское сражение), встречное сражение на реке Золотая  Липа, сражение на реке Гнилая Липа, взятие австро –венгерскими войсками Комарова, Галич – Львовскую операцию, взятие русскими войсками Львова, взятие русскими войсками Галича, Городокское сражение, Марнское сражение. Итогом Галицийской операции стали тяжелейшие потери в австро –венгерских войсках – 326 тыс. человек, из них  — 100 тыс. пленные, большое количество оружия, боеприпасов и продовольствия. Русские войска заняли  Галицию и часть австрийской Польши. Были сорваны планы германской армии в Восточной Пруссии. (6)

    Мой дед Самборский Илья Антонович, принимавший участие  в  Галицийской битве на стороне австро – венгерской армии  в составе 17- ого пехотного полка, оказался в русском плену.

     К 1917 году в России находилось 2,2 – 2,4 миллиона плененных военнослужащих  армий Центральных держав. Среди них были немцы, австрийцы, венгры, румыны, турки, болгары, словаки, чехи.  Военное министерство предполагало распределить большинство военнопленных  в Сибири и на Урале, в Казанском, Омском, Туркестанском, Московском и Петроградском военных округах. (1) Плененных  нужно было куда-то расквартировать, выделить им помещения под жилье, обуть, одеть, накормить, обеспечить работой.   Большинство из них заменили мужскую часть населения России, воевавшую на фронте, и трудились почти во всех сферах экономики. Жилья же не хватало на всех пленных, и по решению Главного управления Генштаба были организованы  более 400 лагерей в годы войны. В каждом военном округе действовало управление по делам военнопленных. На местах за их содержание отвечали земские управы. Согласно положению Гаагской конвенции 1899 и 1907 годов военнопленным гарантировались права на достойное обращение, сохранность личного имущества, свободу вероисповедания, получение медицинской помощи и содержание соответственно их чину. Типичный лагерь располагался на открытой местности, огороженной колючей проволокой, оборудован сторожевыми вышками. На его территории находились бараки вместимостью до 500 человек  с  нарами в два – три яруса или полуземлянки, дополненные хозяйственными постройками. Существовали лагеря пересыльные  (временного содержания) и трудовые. В трудовых лагерях бараки часто  заменялись землянками. Военнопленные, имевшие офицерское звание, жили отдельно от рядовых и получали до 1500 рулей в год.  В связи с ухудшением экономического положения России  постепенно довольство сократилось до 25 рублей. Питание рядовых военнопленных соответствовало нормам для русской армии. Это чуть более 1 кг хлеба, 136 г крупы, 25 г сахара и немного чая  — такой была дневная норма. Кроме того два раза в неделю выдавалось по 100 грамм мяса. Начиная с 1914 года ситуация стала ухудшаться, и начались снижения продовольственных норм. Военнопленные голодали, просили милостыню, искали еду на помойках, замерзали зимой в холодных помещениях. Хотя для них и было предусмотрено мытье в бане два раза в месяц, но  за  не имением сменного белья, грязные и вшивые, они заражались сыпным тифом. Часто эпидемия перекидывалась и на население близлежащих городов.  Инспекции и проверки  отмечали неудовлетворительную медицинскую помощь. Для пленных существовало много запретов; им нельзя было заходить в помещения, разговаривать с посторонними, заводить переписку, совершать покупки, получать газеты. Но в общем и целом на фоне ухудшившегося материального положения русской армии и гражданского населения в годы  Первой мировой войны условия содержания военнопленных в России  были признаны удовлетворительными. Военнопленные  трудились на строительстве дорог, на лесозаготовках, на промышленных предприятиях, рудниках и шахтах  Урала и Донбасса. Но самой желанной  была работа в сельском хозяйстве. Рабочий день длился 10-12 часов с перерывом на обед. За свой труд рядовые получали от 20 до 50 копеек в день. Остальную часть заработка забирал работодатель на содержание пленного. (1)

   Вот на такой весьма желанной работе в селе Большое Седельниково  оказался мой дед Илья Самборский, военнопленный австрийской армии. Там и познакомился с молоденькой Верой, дочерью Осипа Михайловича Колобова, которого не стало в 1914 году.

После свершения Великой Октябрьской революции и с началом Гражданской войны жизнь закрутила человеческие судьбы, резко меняя все привычное в них, весь уклад. Тогда у Веры начали появляться тревога и страх от незащищенности. Не спасала и вера православная. Строчки из «Интернационала»: «Вставай, проклятьем заклейменный!»  —  воспринимались как страшный конец жизни.  Ей шестнадцатилетней  девчушке  нужна была защита от обезумевшего мира. Появился муж старше ее на 10 лет. Русин по происхождению, тоже православной веры, но на момент заключения брака имеющий статус военнопленного австрийской армии. Он имел навыки крестьянского труда, потому что был родом из села,  говорил по -русски.

    Кто такие русины?  Русины – группа восточнославянского населения, компактно проживающая на западе  Украины (Закарпатье), востоке Словакии (Пряшевская Русь), в юго-восточной  Польше (Лемковщина), на северо – востоке  Венгрии, северо – западе Румынии (Марамарош), в сербской Воеводине и в хорватской Славонии.  Часть русинского общества живет в США (9тыс. человек). Самая большая община русинов ( около 26 тыс. человек) проживает в Словакии. Меньше всего русинов проживает в России ( 600 человек). Численность этого народа  по всему миру по официальным данным  от 55 тысяч (перепись в Европе) до 1,5 млн человек (по утверждению русинских организаций).(4)

Как известно из истории результатом Первой мировой войны  стала серия революций, а также распад и ликвидация четырех империй: Германской, Российской, Австро – Венгерской и Османской. Две последние были разделены на отдельные государства.

   Не решился мой дед Илья  уехать на историческую родину в Львовскую область. Как бы там сложилась его жизнь? Неизвестно. К тому  же он стал семьянином.  Так и остался навсегда  на Урале. И он был далеко не  единственным, кто сделал такой выбор. Вера сумела приблизить свой юный возраст  к возрасту мужа. Она каким – то образом  получила документы, в которых  оказалась на несколько лет старше своего настоящего возраста.    Именно  этот факт и усложнил мои поиски родословной по линии отца и бабушки в ГАСО. Пока я просматривала метрические книги Покровской церкви с. Большое Седельниково различных лет, не находя  никаких сведений, и уже была готова поверить бабушкиным словам : « Только я у Саньки, да Санька – у меня», как в 2022 году вышла книга под названием « Родословия седельниковцев, конец XVII – начало XX  века  »  автор Ксения Омигова. Поистине драгоценный подарок!  Это  научный  труд, в котором автор провела генеалогическую  реконструкцию  села Седельниковского и деревни Малой Седельниковой Арамильской волости Екатеринбургского уезда на основе документов государственного и церковного учета. В этой книге  из 34 историй коренных родов седельниковцев  содержится и родословная роспись шести поколений семьи  Колобовых, моих  предков  по линии моей бабушки Колобовой (Самборской) Веры Осиповны.

Фамилия Колобов происходит от прозвища Колоб, имеющего значения: «небольшое вздутие, опухоль», «ком, шар из теста», «небольшой круглый хлеб». Такое прозвище мог получить полный человек маленького роста. Первые представители рода Колобовых прибыли на Арамильскую землю в начале 1680-ых годов  из д. Сивой Сарапульского уезда ( Удмуртия). Это были братья Григорий, Максим, Тимофей. Большинство их потомков пределах Екатеринбургского  уезда Колобовы проживали в с Бобровском, д. Ключи, с. Горный Щит, с. Щелкунском, д. Авериной, д. Большой Седельниковой.  Егор  Филиппович Колобов – первый представитель рода, поселившийся в Большом Седельниково (2). Он был приписной крестьянин.

  Приписные крестьяне – категория  подзаводских крестьян, выполняющая работы за пределами  предприятия по перевозке грузов, ремонту дорог, заготовке дров, выжигу  древесного угля. Непременные работники – это крестьяне, заменившие в начале 19 века приписных крестьян. По указу 1807 года приписные крестьяне стали освобождаться  от обязательных заводских работ на заводах Урала. Непременные работники селились непосредственно на заводах либо жили в поселениях, называемых участками. Непременных работников еще называли  урочно – работающие. (3)

Поколение I

Филипп   *ок.1720

Жена – неизвестна

Дети: Егор *ок.1750

Поколение II

Егор Филипов Колобов  *ок.1750 +п.1824 (д. Большая Седельникова)

1781 – приписной крестьянин д. Большой Седельниковой Арамильской слободы, занимается перевозкой золотосодержащих руд на Пышминский завод.

1783 –приписной крестьянин д. Большой Седельниковой, проживает подворником  у Федора Герасимовича Черноскутова.

1803 –приписной крестьянин д. Большой Седельниковой, имеет в хозяйстве : 2 меринов, 1 кобылу, 1 яка, 2 овец, 4,5 десятины пахотной земли.

1811 – непременный работник д. Большой Седельниковой Арамильского участка

Жена  Агафья Андреева Колобова (1755 -1812)

Дети: Петр *1772, Акилина *1773, Демид *1775, Сидор *1787, Акилина *1791, Анна *1793, Степан *1795, Яков *1801, Иван *1805

Поколение III

Степан Егоров Колобов *1795  (д. Большая Седельникова)  +1844 (там же)

1803 – сын приписного крестьянина д. Большой Седельниковой

1811 – сын непременного работника д. Большой Седельниковой Арамильского участка

Жена 1. Федора Михайлова Колобова *1796  +1834/1838 (там же)

Жена 2. Ульяна Иванова Колобова  * ок.1810  + п.1857 (д. Большая Седельникова)

Дети: Петр *1819, Сергей*1829, Герасим *1829 ( приемный), Пелагея *1832, Михаил *1837, Ольга*1842

Поколение IV

Михаил  Степанов Колобов  *1837 (д. Большая Седельникова)   + 10.02.1906 (с. Седельниковское, от чахотки)

1838 – сын непременного работника д. Большой Седельниковой Арамильского участка

1850 – сын урочного рабочего Арамильского участка.

1857 –урочный рабочий  Арамильского участка, проживает во дворе старшего брата Сергея

1905 – сельский обыватель с. Седельниковского

Жена 1. Александра Павлова Колобова *1839 -1857/1879

Жена 2. (08.01.1879, с. Арамильское) Екатерина Иванова Колобова ( Воронкова) *1857 (д. Бородулина) + п. 1905 (с. Седельниковское).

Дети: Осип *1857, Екатерина (*до 1891), Николай *1888, Степан*1890, Надежда *1897, Алексей *1901

Поколение  V

Осип  Михайлов  Колобов   *07.09.1857  (д. Большая Седельникова)  +25.12.1914 (с. Седельниковское, от чахотки)

1905 – сельский обыватель  с. Седельниковского.

Жена 1. (25. 05. 1879, с. Арамильское) Александра  Никифорова  Колобова ( Черноскутова) *1858 ( с. Большая Седельникова)

Жена 2. Ольга Парфенова Колобова  *1869 (NN)  +п. 1909  (c. Седельниковское)

Дети: Василий *до 1884, Вера *1886, Агрипина *1895, Вера *1902, Михаил *1909

 Поколение  VI

Вера Осиповна  Самборская (Колобова), Чеснокова *  30. 09.1902 (С. Седельниковское) – 15. 10.1986, (п. Асбест Сысертского района)

1905 – дочь сельского обывателя с. Седельниковского

Муж 1. (15. 06. 1918, с Седельниковское) Илья Антонович Самборский *1892  ( с. Бишив Велика) – 07.06. 1934, с. Большое Седельниково, военнопленный австрийской армии 17 пехотного полка, русин, православный (2)

Муж 2. (05.07.1940, с Большое Седельниково) Егор Федорович Чесноков

Дети

Александр  (09.08.1934 с. Б. Седельниково – 12.06.1994 п. Асбест Сысертского  района).

   Илья Антонович умер в июне 1934 года. Он не дожил до рождения сына Александра два месяца, ставшего единственным из пяти рожденных  у них с Верой Осиповной детей выжившим (все остальные умирали младенцами). Спустя шесть лет Вера выйдет замуж за Чеснокова Егора Федоровича.  В 1950 году, когда сыну Александру исполнится 16 лет, она вместе с ним  переедет жить на рудник Асбест Сысертского района. Что стало с Егором Федоровичем, неизвестно. Александр начал трудиться в Сысертском Асборудоуправлении сначала в качестве  грузчика, после  — перешел на работу  в геолого- поисковую партию, рыл шурфы и канавы, выучился на мастера по бурению геологических скважин, работал в полевых условиях. Первая его дочь Екатерина Веприкова (Карамышева) родилась вне брака, когда ему было 18 лет. Вера Осиповна была рада внучке и с удовольствием помогала Елизавете Николаевне  Веприковой матери Екатерины  воспитывать ее. Александр работал и был кормильцем в их с мамой семье. Женился в 25 лет на Нине Алексеевне Суриной, уроженке  деревни Кашино Сысертского района. Моя мама Нина Алексеевна работала в поселке Асбест пекарем. Изумительный  вкус испеченного ею хлеба люди помнят  до сих пор. В начале 1960-ых годов народились мы с сестрой  Ириной. А как папа хотел мальчика! Надеялся, что фамилия Самборских не исчезнет. Кстати, фамилию  Самборских  как несклоняемую записали в метрике отца в сельсовете Большого Седельниково. Изначально его отец значится в метрической книге Покровской церкви как Самборский. Впрочем, нас называли всегда – Самборские. А папу на работе уважительно – Ильич. Работать он умел! На праздниках – играл на гармошке. Любил рыбалку. Гонял на мотоцикле. Однажды, когда мне было лет семь, он прокатил меня лесными дорогами  от поселка Асбест до села Большое Седельниково. Очень хотелось ему показать мне его малую родину. Это было незабываемое путешествие, которое я запомнила на всю жизнь. В Большом Седельникове он родился и вырос. Детство его выпало  на трудные годы Великой Отечественной войны. Получив четырехклассное  образование, он вместе с другими подростками  работал в колхозе конюхом и коновозчиком.  Его старшие товарищи Мандатов Петр  и Карелин Петр  к концу 1940-ых годов уехали из села на Сысертский  асбестовый рудник.  Мой отец с бабой Верой вскоре тоже решили переехать туда.

Поселились сначала  в доме – засыпушке  по  улице Первомайской, в 1964 году уже после его женитьбы на моей маме Нине Алексеевне, купили дом на улице Пролетарской рядом с хлебопекарней. Там они и прожили всю свою жизнь. В этом  доме прошло мое детство. Когда отец работал в Сысертской геолого – поисковой партии, то была возможность получить служебное жилье в городе Сысерть, но он отказался по причине смены места работы. Устав от жизни в полевых условиях, Александр Ильич перешел на работу в Сысертское Асборудоуправление. Работал в качестве бурильщика скважин  в карьере в горном цехе. После работы, уставший, частенько сидел на крыльце дома, курил сигарету и размышлял  о том, какой должна быть  жизнь.

     Его мама, Бабка наша всегда жила с нами. Пенсию государственную она не  получала. Не было стажа. Считалась иждивенкой сына. Она очень гордилась тем, что  живет в семье сына.   Без работы не сидела. Ее нанимали нянчить детей, присматривать за домом (домовничать), когда хозяева уезжали в гости, расстригать   старые вещи (ремки) для изготовления ковриков и половичков, теребить  и прясть шерсть и пух, стряпать на поминки и праздники, провожать в последний путь умерших (обмывать покойников) , или просто зазывали в гости на чай как собеседницу, при этом угощали щедро от души. В рабочем поселке Асбест  ее помнят как « бабушку Самборскую», маленькую ростом,  морщинистую старушку, вечно куда – то  «сугорившую» (идущую быстро, но мелкими шажками)  то в магазин, то по воду, то в лес по грибы и ягоды, то встречать  скотину из стада  или рейсовый автобус. У нее каждый день был полон забот и хлопот.  Она есть на многих фотографиях в семейных архивах асбестовцев на общих ежегодных праздниках  под названием « Массовка» — это  день строителя в августе. Такой  была «народной», иначе сказать — словоохотливой, отзывчивой и доброй.

   О своей же родне, и о том, почему  и когда  прекратила свое общение с представителями других веточек рода Колобовых, проживающих в Большом Седельникове,   она никому не поведала, сделала из этого тайну. А чтобы никто не задавал  лишних  вопросов на эту тему,  заготовила простой ответ: « Никого  из нашей родни не осталось. Только —  я у Саньки, да Санька – у меня».

   Были у моей бабушки Веры Осиповны многочисленные родственники.  На 1905 год в селе Седельниковском проживало 11 семей Колобовых.  Это подтверждает  поколенная роспись рода Колобовых, составленная Ксенией Омиговой,  автором книги « Родословия седельниковцев».  Благодаря сведениям, содержащимся в этой книге, можно составить родословную нашей семьи, начиная с 1720 года и дополнить ее  сведениями  о  последующих поколениях Веры Осиповны Колобовой —  это о нас, о наших детях (ее правнуках), которые появились на свет  при ее жизни:  Андрей и Владислав Карамышевы  (дети Екатерины), Михаил и Сергей Беловы (мои дети), Татьяна Корепанова (дочь Ирины). Светлана Корепанова, младшая дочь Ирины, родилась в 1995 году, когда уже не стало и ее дедушки, моего отца Александра Ильича. Младшей из правнучек Веры Осиповны предстояло познакомиться с дедом и прабабушкой  только по  рассказам и фотографиям  из семейного архива.

  Подрастают  мои внуки, и внуки моих сестер : Никита, Артем, Михаил, Александр, Илья Беловы; Игорь, Леонид, Евгений Карамышевы; Елизавета Корепанова. Они теперь продолжатели рода Колобовых, его потомки!

Список литературы:

   1.А.В. Тарасов  « Военнопленные  I  Мировой войны в Пермской губернии». История. 2014 г.

2. Омигова К.А.  Родословия седельниковцев, конец XVII – начало XX вв.: (генеалогическая реконструкция села Седельниковского и деревни Малой Седельниковой Арамильской волости Екатеринбургского уезда). – Екатеринбург; с. Патруши. – УМЦ УПИ, 2022. -662 с.

3.Школа краеведческой генеалогии:  учебно – методическое   пособие для начинающих родоведов/сост. Е. Ефремова. – Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. – 266 с.        

4.Электронный ресурс :  Русины – Википедия http://ru/m.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8B.

5.Электронный ресурс: 17-й пехотный полк (Австро –Венгрия) – Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/17-%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%BE%D1%82%%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA_(%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE-%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%8F)#

6. Электронный ресурс: Галицийская битва — Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0#

Комментарии запрещены.

Полезные сайты