Зорихина Ю.С. К вопросу о народных традициях
Данная тема интересует меня в течение нескольких десятилетий. Сначала разобралась с понятием традиция. «Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, общественный порядок, норма повеления, идеи».[1] Выберем первый компонент — обычаи.
«Обычай- установившееся вследствие неоднократного неуклонного применения в течение длительного времени правило…»[2]. Когда они появились? В давние-давние времена, когда появился человек. Это «одна из форм общественного сознания; система знаний, вскрывающая закономерности в развитии природы и общества и способ воздействия на окружающий мир»[3].
Обычаи первых поселенцев Урала пришли к нам из глубины веков. О них мы узнаем из книг ученых- археологов, которые проводили раскопки в нашем огромном крае. В нашем районе стоянка «Кокшаровский курган», где исследователи работают по сей день. Это специалисты Екатеринбургского университета. Они ведут раскопки на святилище. Это уже проблеск к обычаю народа, проживавшего в глубокой древности на нашей территории.
Первые поселенцы Урала- это племена. В Салдинском районе- манси. Они нам в наследство оставили немного памятников. Это рисунки на скалах, не исчезнувшие в течение веков, но и не изученные потомками. Это культурное наследие, которое должно охраняться государством. По ним мы сможем сделать выводы, какие же у них были традиционные обычаи. Пока могу озвучить один. Ели они из глиняной посуды. Роспись её неповторимая- в науке получила название «кокшаровской». Углубляться в этот далекий мир я не буду, ибо это не является целью моего исследования. Древние ученые многих стран оставили исследования на эту тему. Каждое племя имело свои обычаи.
Они в корне изменились после покорения Урала русскими. Поход Ермака изменил народонаселение Урала, а следовательно и обычаи. Надо упомянуть, что Урал был лакомым кусочком и для татар. Совершая набеги, они внедряли свою культуру в суровый край. Местные князьки уже не могли сохранять свои обычаи. Обрядовая и календарная культура менялись. Пришедшие русские вытесняли веками накопленный жизненный опыт. Справка из летописи: «… царство Сибирское взяша и многих живущих тут иноязычных людей под его государеву рук подвели и к шерти его привели; татар, и остяков, и вогулич привели к шерти по их верам на том, что им быть под его царскою высокою рукою до веку, покамест … стояти и ясак им государю давати…»[4].
Народные традиции местных аборигенов канули в лету.
На Урале появились календарные обычаи, семейные. « К календарно- производственным обычаям относятся те, что связаны с земледелием, охотой, скотоводством, временами года. Семейные обряды включают 3 больших цикла: свадебный, родильно- крестильный, похоронный»[5].
С приходом православия на Урал (Степан Храп или Стефан Перский) меняются и народные обычаи. «Какой же гнев на истуканов охватил преподобного Стефана, как возненавидел он их за премногую их мерзость. Безмерной ненавистью возненавидев их, до конца он их ниспроверг, идолы попрал, кумиры сокрушил, богов их с землею сровнял, ибо боги сии лишь истуканы…»[6]. С приходом русских появились храмы, монастыри. Народные традиции питались Божьими традициями. Народ стал жить по канонам, по православному календарю. Этому способствовало развитие промышленности в крае. Традиции- конгломерат многих территорий, откуда прибывали люди. Хохлы, башкиры, чуваши, русские- все уживались на бескрайних просторах Камня. Одно у них было общее- тяжелый рабский труд. К крестьянским традициям прибавились заводские. Раньше и многих профессий не было. Появились, например, углежоги, а вместе с ними и новые обычаи, рудознатцы тоже не отставали, свои традиции вводили. Летом, во время сенокоса, заводы не работали. Такова была милость заводчиков. Простой люд умело готовился к крестьянскому труду, песни особые пели, косить становились в особом порядке и т.д.
Совершались крестные ходы во имя святых, в праздники не работали. Чтились рабочими праздничные дни хозяев (дни рождения и т.д.)
1917 год принес разруху в размеренную жизнь населения. Традиции вытеснялись, зарождались новые. Эпоха социализма ярко отразилась на быте и трудовой жизни людей. Всё старое искоренялось Атеизм не оставлял места православию. Но оно жило в тайниках души человека, соблюдалось Несмотря на жестокое наказание. Лучшие и смелые талантливые люди сохраняли в записях народные традиции.
Хочется описать одну из них, имеющую место на Руси с давних времен, пережившую века.
Всесвятская седмица совпадает с древнеязыческой игрищей- гульбищей в честь Косромы и Ярилы. «Последнее имя торжественно с Яровитом, Яр- Хмелем, Светлояром и другими Божествами, чествовавшимися в качестве покровителей земного плодородия- во всех его многообразных прявлениях, начиная с растительного мира и кончая человеком. Эту предшествующую Петрову посту неделю во многих местах зовут Русалочною»[7].
Собирались красные девицы в простом наряде за околицей, становились в кружок на лугу. Одна из девушек изображала по жребию Кострому. К ней все девушки подходили грустными, кланялись, затем клали на широкую доску и уносили на берег реки. Девушка притворялась спящей. На берегу её будили, потом относились к воде и начинали купаться.
Затем дома переодевались в праздничный наряд и шли на улицу хороводы водить.
Поскольку в нашем районе были выходцы из Костромского уезда, то и обычай сохранялся.
Советская власть, широко внедрив в быт людей колхозную жизнь, заботилась и о традициях. Появились праздники Первой борозды, Урожая. В ХХ веке широко отмечали красные даты календаря, и это всё «становилось» народным обычаем. Демонстарции, застолья с пением новых песен («Прокати нас, Петруша, на тракторе», «Едут новоселы» и т.д.) становились нормой социалистической жизни.
Я сделала Программу по литературе Урала, чтобы внедрить в жизнь маленьких уральцев нормы жизни родного края разных эпох. И они прижились. Мы колядовали, отмечали День Козьмы и Демьяна, строили снежную стену и воевали стенку на стенку. Всего и не перечислишь. Надеюсь, им это запало в душу. А иначе как же сохранить такой феномен как «уральский характер»!? Он формировался веками в будни и праздники. А в полной мере проявился в Великую Отечественную войну.
Грянула война, принесшая столько горя народу, неожиданно для простого человека, того, кто творит народные обычаи. Она красной строкой вписала обычаи и жизнь огромной страны. 9 Мая… Великий праздник. Он был, есть и будет народной традицией.
Хочу описать, как члены поискового отряда «Память» отмечали в родном городе начало войны- черную дату в календаре.
В 4.00 по Московскому времени они собирались на берегу пруда, главной достопримечательности города в годы войны, месту, куда свозили военные «экспонаты» на переплавку в 40-е годы 20 века.
Построение. Митинг, во время которого каждый говорит о близком, участнике войны. Рассказ волнующий, но короткий. Бумажный голубь с написанным именем торжественно передается в лодку, где сидят трое лучших поисковиков. В заключение митинга они везут «голубей» на середину пруда и на фоне восходящего солнца опускают на воду. Белая вереница долго плывет по воде. Звучит гитара. Песня «Журавли». Она в этот момент по- особому тревожна.
А дальше для поисковиков начинается работа. Во- первых, по договоренности с батюшкой храм открывают в 7 часов и люди могут поставить свечи, идя на работу. Поисковики же стоят на службе.
Затем часть детей заступает на Пост №1- мемориал павшим. И люди, идущие на работу, невольно вспоминают своих близких, павших за независимость Родины.
Часть детей возлагают цветы ко всем памятным местам города, связанным с эти событием. Они выезжают на базу отдыха, где в годы войны поправляли здоровье раненые, и проводят минуту памяти. Далее следуют в Нижнюю Салду, именно военкомат в годы войны располагался там, и тоже возлагают цветы.
В кафе поминальный обед. Правда, за свой счет. Но это не главное. Главное- формируется традиция, которая, может быть, будет жить в семьях этих мальчишек и девчонок. Война-то уже становится историей!
В 12.00 памятовцы присутствуют на митинге. После него идут на кладбище, именно на нем покоятся те, кто выжил, вернулся домой с Победой, подарил радость общения матерям, отцам, женам, детям, внукам. Большая часть из них покоится на Аллее Славы, которую специально отвели для участников войны.
Будет ли жить традиция после меня, не знаю, но зерно было брошено в души детей.
Список литературы:
- История Урала с древнейших времен до конца 18 века. Ек-рг, Ср- Урал. кн. изд-во, 1995 г.
- «Малая советская энциклопедия», гос-ое научное изд-во «Сов-ая энциклопедия», т. 6, 9.
- Коринфский А. . Народная Русь. Белый город, М., 2007 г.
- Цыганенко Г.П. «Этимологический словарь русского языка». Киев, «Радяньска школа», 1989.
[1] «Малая советская энциклопедия», гос-ое научное изд-во «Сов-ая энциклопедия», т. 9, стр. 438.
[2] Там же, т. т. 6, стр. 807
[3] Цыганенко Г.П. «Этимологический словарь русского языка». Киев, «Радяньска школа», 1989 г., стр. 253
[4] История Урала с древнейших времен до конца 18 века. Ек-рг, Ср- Урал. кн. изд-во, 1995 г., стр. 52.
[5] «Малая советская энциклопедия», гос-ое научное изд-во «Сов-ая энциклопедия», т. 6, стр. 771.
[6] История Урала с древнейших времен до конца 18 века. Ек-рг, Ср- Урал. кн. изд-во, 1995 г., стр. 71.
[7] Коринфский А.. Народная Русь. Белый город, М., 2007 г., стр. 244
Статья представлена на НПК «Возрождение родословных традиций» 26.02.2022 г, п. Рефтинский.