Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Клюкина Н.А. История фронтовика Устинова Федора Власовича

В преддверии важнейшего праздника Дня Победы  в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов важно вспомнить тех, кто приближал победу и отдал жизнь за свободу своей Родины. Я  расскажу  об отце  Людмилы Федоровны Клюкиной (Устиновой), много лет преподававшей русский язык и литературу в школе № 17 п. Рефтинский.

      Устинов Федор Власович родился 5 февраля  1905 года в Челябинской области  Каменского района с. Черемховское. У  Устиновых Власа Ивановича и Марии Александровны было пятеро сыновей и две дочери, а   Федор был старшим.  Об остальных детях нет сведений, кроме имен – Петр, Игнатий, Василий.

   Федор  получил средне – техническое образование, будучи  уже женатым (со слов дочери Нины Ф.). Партийный.

      В тридцатые годы жил в Асбесте приблизительно  в 1930 – 1933 годы, работал в пожарной охране. Служил политработником.

Фото 1. Устинов Ф. В. 

     Устинов познакомился с Нохриной Ксенией Павловной, которая приехала в г. Асбест со своей сестрой Надеждой из села Филатово  Сухоложского района. Ксения работала в столовой, ей было 22 года. Они стали жить вместе, брак не регистрировали.  

   Федора часто направляли в командировки. Семья постоянно меняла место жительства, а причиной этого могло быть серьезное обстоятельство. Один из братьев Федора был репрессирован.

Старшая дочь Нина  родилась в 1934 году в г. Воткинске. Людмила родилась в 1936 году в г. Ижевске и младшая Валентина родилась там же в конце 1937 года.

Фото 2. Устиновы

Жили в г. Ижевске, после на севере, в Пермском крае.

 Фото 3. Ф. Устинов крайний справа в первом ряду.

Потом семья приехала в город Свердловск. Федор устроился на работу в пожарную охрану, поселился в  доме, который предоставили его большой семье.  Но и там он не чувствовал себя в безопасности. Весной 1941 года знакомый председатель колхоза сказал: «Я тебя так спрячу, что никто не найдет» и отправил Федора на дальнюю делянку в Сарапулку, что в  30-ти  километрах от города, где косили траву, что-то сеяли, разводили овец, лошадей. Бригадир Федор с женой Ксенией и с тремя детьми жил в одном из двух бараков  до начала войны.      

                    Однажды он уехал с отчетом в правление колхоза  верхом на коне в Свердловск и не вернулся. Устинова Федора призвали в ряды РККА в первых числах июля 1941 года. С семьей он не имел возможности проститься, весть об этом пришла в Сарапулку много позже.             

 Со слов дочери Нины: «Помню, мы сидели на кровати, а мама обняла нас и громко плакала. Сказала, что началась война».  Семья из Сарапулки смогла выбраться в Свердловск  только осенью 1943 года, когда похолодало, и по  болотистым дорогам можно было проехать на санях. Ксении дали лошадь и сани, она погрузила пожитки, посадила трех дочерей и отправилась в дом, который находился в районе Шарташа.  Ксения Павловна прожила в этом доме до конца своих дней. Умерла она в 1989 году в возрасте 82 лет.

  С родственниками Устиновыми связи не поддерживали. В письмах Федор сообщал, что письма своим родителям и родителям Ксении пишет, чтобы они оказывали всяческую помощь его семье. Ксения Павловна после войны узнала, что братьев Федора в живых никого не осталось.

Фото 4. Ф. Устинов крайний слева в первом ряду.

Федор Власович был призван в ряды РККА в начале июля 1941 года Сталинским РВК г. Свердловска.

     Первое письмо Федор написал 20 июля 1941 года из г.Алма–Аты, п/о 20 ; п/я 152  Литер А. «Прошло 2 недели как уехал от вас…». В одном из  последующих писем читаем: «Я служу в РККА в красной кавалерии… (Кавалерия погранвойск НКВД)».

     Отрывок из письма от 03 октября 1941 года из г. Алма – Аты.

…«Еще хочу сообщить Вам о том с кем я служу? Служу я исключительно с уральцами из Свердловской области. Где есть из вашего Сухоложского района. Из Казанки служит со мной Егор бывший зам. председателя колхоза в Козанке, со мной вместе служит из Сухоложья Сысолятин Павел когда-то в 1-й команде на Асбесте вместе работали. И есть еще много ребят, которых вы не знаете. По составу люди разные, но много есть людей, которые занимали большие ответственные посты. Например директора,  председатели колхозов, редактор камышловской рай. газеты и т.д. Вообще состав все грамотный, а поэтому не удивляйтесь, что все служат рядовыми, ну часть из нас работает полит. групповодами». Это было последнее письмо из г. Алма – Аты, т. к. он предупредил, чтобы не писали на этот адрес – ожидается перебазировка. Сразу написал письмо 03 октября 1941 года из г. Казалинск. Адрес: Казахская СССР  г. Казалинск,  п/о №1   Литер М.

      Город  Казалинск основан в 1853 году (город с 1867г.), расположен на берегу реки Сырдарья, недалеко от Аральского моря. В результате поисков в интернете выяснила, что в то время в погранвойска НКВД Казахского округа входил 11-й  Краснознаменный кавалерийский полк  Алма-Ата   п/я 152. По состоянию на 18.01.1942 года штат насчитывал 1206 чел., по списку 934. Начальник полковник Москвитин.

У Федора были слабые легкие, поэтому ему еще до войны приходилось лечиться в Крыму (есть фото 1934 года). Из  писем становится известно, что  он страдал от кашля, слабости, но не соглашался госпитализироваться и оставался в строю.

     Имеется извещение, выданное 14.01.1946 года. Штамп « Кировский районный военный комиссариат 22 декабря 1945 г.» г.Свердловск

«Погиб на фронте. Похоронен: Курская обл. Поныровский р-он, деревня Снова 12 июня 1943 г.»

Результат поисков  на сайте «Память народа»:

  1. Красноармеец 1905, Место службы 10 сп.

Донесение о потерях. Убит 07.07.1943 г. Курская обл. Поныровский р-он, д. Снова.

  1. Красноармеец 1905г. Свердловская обл. г. Шерташ. Место службы 6 ГВ. сд

Донесение о потерях. Убит 12.07.1943 г. Курская обл. Поныровский р-он, д. Снова.

               10 сп прекратил существование 20.02.1943 г.

                

Строки из писем.             (Орфография сохранена)

 

1 августа 1941г. г. Алма-Ата.

… «Прошу Вас сообщить о себе, как Вы живете, как здоровье ваше и наших дочерей. Как они реагируют на мое отсутствие, т.е. часто нет вспоминают обо мне. А я вспоминаю о дочерях не один раз в день в особенности когда кушаю в столовой и кушаю яблоки каждый раз желал бы самыми лучшими кушаньями и лучшими яблоками угостить Вас, а потом уже угостить сам себя».

4 августа 1941г. г. Алма-Ата.

      … «Что же я теперь за герой? Если бы мне при полном вооружении, снаряжении и на боевом коне явиться в колхоз то надеюсь, чтобы меня никак не узнали, а узнали то бы так и ахнули. Я откровенно сам себя не узнаю при полном вооружении и снаряжении, да еще на коне то прямо герой лихой. Я теперь учти Нохрина из того тупика вышел. Теперь мне открыта широкая дорога…Я служу теперь в кавалерии погранвойск НКВД.

28 сентября 1941г. г. Алма-Ата.

… «Дальше кратко хочу описать своего боевого друга коня, вернее кобылицу темно рыжую под кличкой «Львица». Одна кличка говорит сама за себя, что это не конь, а зверь. Пожалуй и на самом деле  так. На такой лошадке надеюсь нигде не погибну в особенности она свои боевые качества показала в прошлых учениях, где меня не держали ни рвы ни овраги везде она меня переносила как птица или как действительная львица. Вот кратко и все».

26 октября 1941г. г. Казалинск.

… «Я нахожусь на берегу реки Сырдарья недалеко от Аральского моря.  Местность степная лесу кроме насаждений нет. Дуют сильные ветры и подымают такую пыль, что не видно солнца…

     Там служил то о войне только слышал и ее как — то не ощущал. Здесь находимся недалеко от железной дороги, а потому видим как проходят составы то с ранеными то с беженцами. Продуктов разных достать очень трудно..».

… « Теперь еще пару слов о милых дочерях. Прошу тебя как можно лучше береги их. Помни одно то, что  нас связывает  с тобой в одно целое это дети. А то знаешь по моему жизнь без детей не очень интересна и прочна. Теперь конкретно. Постарайся чтобы квартира у тебя была теплой, ребята одеты, не бегали не студились на улице, чтобы были обуты и последнее обеспечены питанием».

20 ноября 1941г. г. Казалинск.

      … «Дальше опишу своего нового боевого друга коня, который в связи с переменой места службы тоже новый. Я выбираю их сам. Беру самых лихих т.к. это хорошо сочетается с моим спокойным характером. Теперь я выбрал лихого коня масти гнедой под кличкой «Риск» не конь, а огонь. Правда очень опасен может не умелого человека дважды два изувечить, но ко мне начинает привыкать и пока у нас с ним идет дело хорошо, это по уходу за ним. А на занятиях идет дело только на отлично. В особенности дело идет хорошо при преодолении препятствий, которых нам с ним приходится почти каждый день преодолевать около десятка и он без заминки как птица перелетает их…а что касается наших коней, то  действительно они у нас лучшие из лучших. У нас не просто колхозные лошади, взятые по мобилизации. Наши лошади английские полукровки взятые из специальных конзаводов еще до войны. Так, что у нас худшая лошадь у рядового бойца, лучше чем у командиров других частей».

25 декабря 1941г. г. Казалинск.

      … « У меня в основном как тебе уже известно, что не совсем в порядке легкие и был беспрерывный кашель. Летом хотя и был кашель, но т.к. климат был благоприятный для моего здоровья то я сам себя чувствовал не плохо, притом питание было лучше чем теперь. В связи с наступлением холодов, при том как я уже писал немного урезали паек, кашель у меня снова начал усиливаться. Я вынужден был начать лечиться. Врач у нас хотя молодой, но оказывается ловкий парень. Я пролечился у него менее месяца и сам себя стал чувствовать очень хорошо. Лечусь в основном рыбьим жиром допиваю уже 3-ю литру…»

Это было последнее письмо 1941 года.

     Письма с фронта за 1942-1943 годы  имеются в наличии, но еще не изучены (в наше распоряжение не предоставлены).

Федор Власович очень трепетно любил своих дочерей, хотел, чтобы они были сыты, одеты, получили образование.  Ксения Павловна обладала сильным характером, много работала. Все дочери получили высшее образование: Нина — инженерное, а Людмила и Валентина — педагогическое.

Великое благо, что сохранились письма фронтовиков, бережно сохраненные для потомков. По ним мы можем узнать о человеке, о боевых качествах, о том, что для него дорого, и хотя мы понимаем, что существовала цензура, это облегчает нелегкий труд по восстановлению живой истории наших дедов и прадедов.

История о Федоре Власовиче не закончена, продолжение следует.

Член РефтО УИРО    Н.А.Клюкина

Комментарии запрещены.

Полезные сайты