Козынцева Н.Н. История Никольского храма и поселения: от Клепининской заимки до села
Статья была представлена на XV НПК «Возрождение родословных традиций» 8.02.2020 г, п. Рефтинский
Село Никольское Сысертского района на берегу реки Боевки имеет более чем двухвековую историю. Разрозненные сведения о ней — от устных свидетельств до выписок из архивных документов — можно встретить в интернет-сети. Есть и исследования, посвященные некоторым персоналиям[1]. Однако полноценного обзора истории поселения пока не было опубликовано.
В данной статье история населенного пункта кратко представлена в контексте приходской истории, очерчен путь развития заимки в достаточно крупное село с церковью, в приходе которой состояло 4–5 деревень и общим населением к началу XX века свыше 2600 человек. Затронута судьба церковного здания в советские годы, и возрождение приходской жизни в наши дни.
Фото FlyUral с сайта https://photosight.ru/photos/6884021/
Когда-то Никольское село принадлежало роду Клепининых. Происходившие из крестьян, затем ставших подъячими, а позднее и вовсе дослужившиеся до дворянства,[2] родоначальники дворянской ветви этого рода жили в Екатеринбурге, а в Никольском имели поместье.
Дом Клепининых, около 1910 г.Фото с сайта www.1723.ru
Оно возникло в 1793 году, когда основатель села, Григорий Иванов сын Клепинин, приобрел у прежней владелицы Аграфены Федоровны Яковлевой землю «с лесы, сенными покосы и негодными земледелству болотными и каменистыми местами, реками, речками и истоками, с рыбными и звериными ловлями и со всеми угодьи»[3].
Сразу после покупки земли новый хозяин принялся за ее обустройство и заселение приобретаемыми в Нижегородской, Саратовской, Симбирской и Пензенской губерниях[4] крестьянами. И попутно вел несколько судебных тяжб, возникших после сделки, из которых вышел победителем.
В целом, в 1820-1840 гг. по данным генерального межевания, у Клепининых значилось 4950 десятин земли[5].
План генерального межевания Екатеринбургского уезда 1790 г.
Новое поселение именовалось по-разному: Николаебоевской винокуркой, деревней или заимкой; Николаебоевским, Николаевским и, наконец, Никольским сельцом, а после постройки храма — селом.
По данным исповедных росписей в Николаебоевской деревне проживало:
В 1812 году: на 23 дома 238 крепостных крестьян, взрослых и детей, принадлежащих Григорию Ивановичу и его жене[6].
В 1815: на 24 дома 259 человек «господина Клепинина», взрослых и детей[7]. Очевидно, часть крепостных могла числиться за другими членами семьи Григория Ивановича.
Так в 1824 году только жене основателя села, Анастасии Андреевне Клепининой, принадлежало 205 человек, взрослых и детей, проживающих в 27 домах поселения[8].
В 1829: на ее же имя записаны 25 домов и проживающие в них 225 человек, взрослых и детей[9].
Село на плане 1829 г
В 1838: на 34 дома 310 человек, взрослых и детей. Они уже перешли по наследству сыну первых владельцев села, Андрею Григорьевичу Клепинину[10].
К сожалению, ревизских сказок крепостных крестьян села Никольского на данный момент в Государственном архиве Свердловской области не обнаружено. Поэтому стоит особо отметить документ «План дачи сельца Николае-Боевского», хранящийся в ГАСО и датированный 1829 годом. В нем содержится ссылка на 7-ю ревизию населения, которая проводилась в 1815 г., и в частности говорится: «винокуренный завод и при нем сельцо Николаебоевское, в коем по 7-й ревизии скаскам состояло за Господами Наследниками Клепиниными домов крестьянских тритцать семь и два господских, из коих в крестьянских дворах в них мужеска пола сто сорок пять, женска сто семьдесят девять душ»[11].
Также нужно сказать, что некоторое число крепостных проживало в Екатеринбурге при доме Клепининых, сведения об этом встречаются в метрических книгах и исповедных росписях церкви в честь Сошествия Святого Духа, к приходу которого относилась семья владельцев. Можно предполагать, что имела место некоторая ротация — отдельные семьи могли временно проживать в Екатеринбурге, выполняя хозяйственные работы в господском доме, а затем возвращаться в Николаевское сельцо. Во всяком случае, записи об одних и тех же крестьянских семьях можно встретить в и городских, и в сельских церковных документах за разные годы.
Так или иначе, число крепостных крестьян Клепининых со временем росло. В середине XIX столетия местный помещик, сын основателя села, Андрей Григорьевич Клепинин, продолжил дело отца по обустройству имения, которое за полвека существования достаточно разрослось. В ту пору семьям его крепостных крестьян из Никольского и образованной не позднее 1845 г.[12] неподалеку (на берегу озера Теняк), деревушки Андреевки приходилось отправляться на церковные службы за несколько километров, в соседнее село Щелкун, в храм Иоанна Предтечи или построенную позже церковь Знаменской иконы Божией Матери (до наших дней они не сохранились).
Но в 1846 году в Никольском была заложена каменная однопрестольная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца[13]. Стараниями землевладельца она была возведена на живописном месте, возле Никольского пруда и почтового тракта, ведущего из уездного города Екатеринбург в Челябинск.
Сохранившийся участок тракта
В октябре 1854 г. архиепископ Пермский и Верхотурский Неофит посетил село и освятил новый храм[14].
К слову, появление церкви не могло не порадовать и жителей деревень Андреевка, Верх-Боевка (раньше она называлась Ново-Боевкой), Щербаковка, Ново-Ипатово которые были причислены в приход Никольского храма. А значит, церковь и для них стала гораздо ближе, теперь им не нужно было добираться до Щелкуна на богослужения, как было раньше.
Правда, в самом начале своего существования приход переживал некоторые трудности: вскоре после освящения, за неимением средств к содержанию духовенства, храм был приписан к Щелкунской Знаменской церкви. Но уже в 1857 г. самостоятельность прихода была восстановлена[15].
Строитель храма А. Г. Клепинин позаботился и о том, чтобы новый приход имел своих священно- и церковнослужителей. По его ходатайству в Никольское был перемещен второй штат от Щелкунской Знаменской церкви (священник, диакон и псаломщик). Им были отведены пахотные и сенокосные участки, на пожертвованной землевладельцами Клепиниными земле были построены деревянные дома для причта, а жалование духовенству было положено Сысертской заводской конторой, т.к. крестьяне Верх-Боевки и Новоипатово являлись приписанными к этому заводу непременными работниками.
В Новоипатово в 1862 г. была заложена и в 1869 г. освящена собственная церковь в честь Михаила Архангела. После этого Никольский приход составляли жители самого села Никольского и трех рядом стоящих деревень: Андреевка, Верх-Боевка и Щербаковка. К началу XX века только взрослого населения (прихожан церкви) здесь числилось более 2600 человек[16].
К сожалению, на сегодняшний день в нашем распоряжении нет хоть какого-нибудь изображения старинной Никольской церкви. Зато в клировых ведомостях по этому приходу сохранилось ее описание: «Зданием каменная с таковою же колокольнею, ограждена каменною оградою, одноэтажная, крепка. Утварью достаточна»[17].
А вот что пишет бывший здесь проездом в сентябре 1882 года епископ Екатеринбургский и Ирбитский Нафанаил: «Церковь здесь небольшая, но благоустроенная и благоукрашенная, благодаря заботам и пожертвованиям здешних помещиков Клепининых, которые были при Богослужении, и после Богослужения пригласили меня со свитой на ночлег, в дом свой»[18].
Упоминал о «положительно красивом» Никольском и его «чистенькой церковки с фамильной усыпальницей» Д.Н. Мамин-Сибиряк в своей книге «По Зауралью. Путевые заметки». Писатель совершал свое путешествие летом 1886 года, когда в устройстве сельской жизни стали заметны перемены, порожденные отменой крепостного права, которое случилось четверть века назад. «…Нужно отдать справедливость зауральским помещикам, — писал он. — Место они выбрали прекрасное: кругом черноземные поля, недалеко лес, с гор стекают бойкие речонки, тут же под боком рыбные озера. Никольское положительно красиво, только старый барский дом с целой анфиладой пристроек, людскими, девичьими, конюшнями и всякой другой помещичьей благодатью заметно начинает рушиться — собственно дом, точно спрятавшийся в саду, еще поддерживается, а пристройки носят в себе очень неприятные следы «зубов времени»: облезлая штукатурка, точно вышелушенные кирпичи, проржавевшие крыши, ржавые полосы течи по стенам — словом, полная картина помещичьих «недохваток».
Фото Вадима Смородинцева с сайта http://ru.esosedi.org/RU/SVE/3039202/selo_nikolskoe/
У плотины красивого прудка стоит громадное деревянное здание, не то мельница, не то винокуренный завод — все покосилось и разрушается; через речку недалеко от чистенькой церковки с фамильной усыпальницей хлебные амбары, кирпичный сарай и тоже с наклонностями к разрушению»[19].
В 1905 году в Никольском вновь побывал правящий архиерей, это был уже епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир. Он отмечал в своем дневнике, что в приходе числится до 2500 душ. И был удовлетворен нравственным состоянием жителей — лишь 150 человек из них не были на исповеди[20].
К этому времени в приходе Никольской церкви (при которой, кстати, была небольшая библиотека), действовало также три школы. Это были церковно-приходские школы грамоты в Верх-Боевке (действовала с 1895 г.) и в Щербаковке (с 1903 г.). А в Никольском была открыта земская школа[21].
Кроме того, к Никольскому храму относилась деревянная Иоанно-Предтеченская часовня, с колокольней в 3 колокола, построенная в Верх-Боевке частично на церковные деньги и частично на пожертвования местных жителей.
Следующий архипастырский визит в Никольское состоялся 7 августа 1912 г., когда преемник владыки Владимира на Екатеринбургской кафедре, епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан, совершал обозрение церквей ряда населенных пунктов. Екатеринбургские епархиальные ведомости, публикуя дневник архиерейской поездки, уделяют внимание краткой истории Никольского села и созданию в нем церкви. Здесь же находим описание иконостаса сельского храма и упоминание об образе жизни местного населения: «Иконостас для храма был приобретен храмоздателем в готовом виде. Говорят, он строился для какого-то костела. Оригинальная конструкция иконостаса подтверждает справедливость этого предания. Вероятно, он стоил больших денег, ибо построен из разных ценных пород дерева — черного, красного и др. Прихожан в приходе числится 2755 д. об. пола. К храму Божию и к исполнению христианского долга исповеди и св. причастия они усердны, но в нынешнем году число бывших у исповеди и св. причастия по сравнению с прежним, несколько понизилось, так как вследствие неурожая взрослое население частью в поисках заработка, частью для сбора милостыни, находилось в отлучке».[22]
За все годы существования храма немало священнослужителей потрудилось здесь. Но один из них — священномученик Николай Бирюков — в наши дни прославлен в лике святых. С 1906 по 1914 год он был настоятелем Никольского храма, после чего был переведен в Каменский Преображенский женский монастырь, где его и застала революция, гражданская война, начавшиеся гонения на Церковь. Батюшка был обвинен в антисоветской агитации и расстрелян 2 сентября 1919 года.
В это время и в селе Никольском было неспокойно. Это нетрудно заметить даже по записям в метрических церковных книгах. Служит то один священник, то другой. Год-полтора или несколько месяцев (а в 20-е годы еще чаще) сменяются священнослужители. Некоторые приезжают совершить здесь службу только по возможности. Но на приходе еще стараются сохранить прежний уклад, например, порой по разрешению епископа из-за отсутствия священника усопших погребает один только диакон. О том, что религиозные традиции оставались значимы для местного населения, по крайней мере, в первое десятилетие утвердившейся советской власти, свидетельствует упоминание в отчетном докладе по перевыборам советов Сысертского района. В одном из его разделов отмечается классовая борьба вокруг этой политической процедуры и говорится: «в селе Никольском в престольный праздник «Николы» не состоялось перевыборное собрание по той причине, что религиозная группа ходила по домам и созывала в церковь на моление»[23].
В конце 20-х годов начинается кампания по закрытию храмов. До Сысертского района эта волна докатилась в 1930-м.
Принимаются постановления «имея в виду требование широких масс трудящихся рабочих, бедняцких и середняцких слоев крестьянства — района сплошной коллективизации о закрытии церквей в селах: Абрамовском, Н-Ипатовском, Никольском, Щелкунском и Сысертском с использованием их под культурно социальные нужды, а также остро ощущаемый недостаток в зданиях, могущих быть использованными для развертывания культурно-просветительной массовой работы среди колхозников»[24].
Надо сказать, эти меры не только не находят поддержки у населения, но даже встречают сопротивление. В районном центре на общих собраниях число протестующих не так велико, как в отдаленных деревнях. Жители обращаются к властям с просьбой не лишать их храмов, вернуть общине. Так поступают и прихожане Никольской церкви. Поначалу это удается: постановление президиума Свердловского окружного исполнительного комитета от 22 июня 1930 г. гласит: «Учитывая, что значительное количество верующих с. Никольского ходатайствует о возвращении церкви, и что фактически церковь не была изъята из ведения верующих <…> церковь оставить в распоряжении верующих»[25].
Однако положение общин шатко: постоянно проверяется «общее настроение масс» и там, где протестные настроения не слишком активны, храмы отбираются быстрее. Верующие сельчане даже сообщали о незаконном закрытии церкви «в самые верхи». Так никольцы жаловались в Москву, во Всероссийский центральный исполнительный комитет советов: «12 февраля 1930 года затребовали от часовни ключи, находящуюся в с. Никольском, отперли <…>, забрали церковную утварь и иконы, и на речьки сожгли. Кроме того, ходили по селу, по домам, забирали иконы и жгли. Кроме того, в феврале месяце первых чисел приехала местная милиция, отобрала от церкви ключи и запретила производить службу без всяких на ето законных причин и оснований <…>. На основании вышеизложенного мы, верующие граждане общины прихода четырех деревень в числе 378 человек, просим об открытии храма, который закрыт без всяких причин и оснований»[26].
На верхах отреагировали: «до решения ВЦИК церковь немедленно передайте в пользование верующих». Но все это был лишь вопрос времени. Прошло еще несколько лет, и к середине 30-х годов храм был закрыт для богослужений (последние метрические книги этой церкви, хранящиеся в ГАСО, — за 1929 год и несколько записей за начало 1930-го). Здание храма, как и предполагалось изначально, пустили «на культурные нужды». В старинных намоленных стенах обосновался сельский клуб и библиотека.
…Советское колхозное строительство набирало обороты. Сельский клуб был призван стать очагом культуры на селе. И в нем многое делалось для этого, жизнь кипела. В клубе «крутили кино», велась «агитационно-массовая работа», действовали кружки самодеятельности, проводились концерты и танцы. В местной библиотеке постоянных читателей насчитывалось несколько сот человек, в клубе оформлялись книжные витрины, изготавливались стенгазеты, плакаты, «боевые листки», сотрудники готовили лекции для населения. А в горячий период посевной, прополки и уборочной кампаний, центр просветительской работы переносился на полевые станы и фермы, имела место даже такая форма работы как громкие чтения и беседы по газетам и журналам, которые проводились регулярно.
Но жизнь духовная на селе угасала. Молодежь воспитывалась на коммунистических идеалах. И вероятно, чтобы даже очертания старинного храма, которые угадывались в переоборудованном и достроенном верандой доме культуры «не мозолили глаза», на сессиях сельсовета звучали такие предложения «в с. Никольское один клуб все село портит, хотя бы его перестроить из этого же кирпича»,[27] «усилить массово-разъяснительную работу в клубах и избах-читальнях, особенно на антирелигиозную тему. Считать недопустимым такое положение, когда в 10-х числах октября 1958 года в д.В-Боевке безо всякого контроля приезжий из Свердловска священник проводил среди населения религиозные обряды»[28].
К началу 60-х годов было принято решение о строительстве нового клуба в Никольском. Старое (бывшее церковное) здание снесли и почти на том же месте соорудили дом культуры, который стоит по сей день. Через несколько лет рядом с ним, на некогда церковной земле, выросла и средняя школа № 16.
Возможно, к решению о перестройке клуба, а по сути — разрушению здания старинного храма, подталкивали и в вышестоящих инстанциях. Поскольку в это же самое время, в конце 50-х, необходимость подобного шага столь же отчетливо вдруг осознали в соседнем селе Щелкун. Там озаботились поиском места для постройки школы и потому разрушили Знаменский храм, к тому времени и так уже приспособленный под хозяйственные нужды. К слову, не уцелела и Иоанно-Предтеченская деревянная часовня в Верх-Боевке. Только храму в Новоипатово — самому молодому из бывших окрестных церквей (освящен в 1869 г.) — повезло: с него были сорваны колокола, но сам он, крепкий, построенный на природной скале в своем основании, устоял. А потом десятилетиями медленно ветшал, приспособленный под склад. В наши дни в нем вновь совершаются богослужения, живет православная община, но процесс восстановления здания идет медленно, так как личных средств прихожан недостаточно для дорогостоящих реставрационных работ.
Так или иначе, в 1961 году в Никольском уже велись работы по разборке старого церковного здания на кирпичи. А в 1965-м строительство нового клуба приближалось к завершению. В 1974 г. рядом с ним выросло здание средней школы. Обе эти постройки примыкают к историческому месту, где некогда возвышался храм.
Никольский сельский дом культуры построен в середине 1960-х гг.
Надо сказать, что при строительстве могли быть разорены или же сровнены с землей (т.е. возможно сохранились на примыкающей территории, но не имеют никаких опознавательных знаков) захоронения, сделанные возле церкви еще в дореволюционное время. Вообще существовавший обычай погребать усопших возле храма распространялся на священнослужителей и выдающихся в местном приходе людей. В Никольском это были, в первую очередь, члены семьи землевладельцев. О числе произведенных в церковной ограде захоронений трудно сказать определенно, но то, что они были, можно утверждать уверенно. Вспомним, во-первых, слова Мамина-Сибиряка о «церковке с фамильной усыпальницей», а во вторых, приведем несколько документальных фактов:
1). 5 июля 1893 года в возрасте 78 лет от старости скончалась помещица села Никольскаго, жена поручика Андрея Григорьевича и на тот момент уже вдова Мария Ивановна Клепинина. 7 июля она была погребена на церковной территории, о чем свидетельствует запись в метрической книге: «по словесному распоряжению Его Преосвященства погребена под церковию».[29]
2). 11 февраля 1908 г. годовалый сын потомственнаго дворянина Александра Николаевича Клепинина, младенец Лев, умер «от худосочия». И через два дня также был «похоронен в ограде местной церкви по разрешению Преосвященного … от 12 февраля с/г»[30].
Однако некоторые члены семьи обрели место упокоения на общем приходском кладбище (оно, к слову, не меняло своего расположения все время существования поселения): 11 июня 1880 года в возрасте 43 лет от горячки скончалась дочь подпоручика артиллерии Андрея Григорьева Клепинина Анастасия (замужем она не была). Девица была погребена 13 числа на приходском кладбище[31].
Что касается самих основателей села, то они тоже не были погребены у церковных стен, как можно было бы ожидать. Так титулярный советник Григорий Иванович Клепинин, в 63 года скончавшийся от чахотки 2 декабря 1822 года в Екатеринбурге, вероятно там и был погребен[32]. Его жена, помещица Николаебоевскаго сельца Анастасия Ивановна, долгое время после смерти супруга управляла имением. Почила 10 июня 1847 г. в возрасте 81 года от водянки. Погребена была на приходском кладбище,[33] поскольку храм в Никольском был еще только в начальной стадии строительства.
Но вернемся в 1970-е.
Наверное, никто из свидетелей строительства сельского дома культуры и школы тогда подумать не мог, что спустя три десятка лет вновь будет своя православная община в Никольском. Уже 16 лет, с 2004 г., она собирается на молитву в предоставленном ей помещении одного из корпусов Никольской больницы. (О ней, к слову, уместно писать отдельную статью: благо в областном архиве сохранились документы, связанные с ее строительством).
Детская воскресная школа Никольского прихода.
Но здесь упомянем лишь то, что возводилась лечебница на средства Екатеринбургской уездной земской управы, и самое непосредственное участие в этом принимало третье поколение помещиков Клепининых — Николай Андреевич и Андрей Андреевич Клепинины.
Первый был активным деятелем земства, председателем управы, мировым судьей, второй — также мировым судьей, уездным гласным, земским начальником.
И думается, что двигали ими не только долг службы, но и любовь к родным местам).
Не так давно в современном Никольском приходе настали перемены. Сюда был назначен священник, постоянно служащий в воскресные и праздничные дни. Растет число юных прихожан, воспитанников воскресной школы. А главное ведется строительство нового храма, который также будет освящен в честь святителя Николая Чудотворца, ведь его имя носит и само село. Возводится он совсем рядом с тем историческим местом, где стояла старинная церковь, правда новый храм будет отличаться от своего предшественника — за неимением старых чертежей и фотографий пришлось создавать новый проект. Под одной крышей будет собственно храм, помещения для воскресной школы, трапезная. 18 июня 2017-го стало для никольцев исторической датой — в этот день состоялась церемония закладки храма, которую совершил в ту пору викарий Екатеринбургской епархии, епископ Среднеуральский Евгений (ныне епископ Нижнетагильский и Невьянский).
Современные технологии позволили возвести новую церковь в относительно краткие сроки — стены ее сложены из блоков. В строительстве приняли активное участие и местные жители. 19 декабря 2018 года, в день престольного праздника прихода, состоялось знаменательное событие — освящение купола и креста. В настоящее время идут работы по внутреннему обустройству храма.
Нынешние прихожане церкви пишут новую страницу в летописи Никольского села и храма, но хотели бы знать больше и о прошлом. Сбор краеведческих материалов и сведений о родословии местных жителей, по нашему мнению, может сыграть значительную роль и в становлении самой православной общины, и в воспитании сельской молодежи. Немаловажен он и для представителей взрослого поколения, выросших в отрыве от православной духовной традиции и только в преклонных годах пытающихся восполнить эту пустоту. В целом изучение истории малой родины и людей, прежде ее населявших, способно стать некой основой и для формирования психологии современного жителя села, переживающего в наши дни значительные трудности.
В этой связи в настоящее время ведется работа по нескольким направлениям:
- сбор краеведческой информации об истории храма и самого села, включая и дореволюционный, и советский период;
- сбор сведений о служивших в Никольском приходе священнослужителей как старинного храма, так и современной православной общины. На текущий момент составлен синодик священнослужителей.
- сбор генеалогических сведений на основе архивных материалов по всем фамилиям села Никольского и деревни Андреевка. В дальнейшем предполагается составление родословных росписей по каждой фамилии и также составление синодиков.
- В планах – публикация собранных материалов.
[1] Микитюк В. П. «Земец первого призыва» Н. А. Клепинин // Известия Уральского государственного университета. 1998. № 9. С. 41–44; Микитюк В. П. Дворянский род Клепининых // Журнал «Помещик». Екатеринбург, 2005. № 9. С. 66–69.
[2] Клепинин А. В. Родословная Клепининых // Материалы четвертой уральской родоведческой научно-практической конференции (15–16 ноября 2010 г.). Екатеринбург, 2010. С. 108; Более полная родословная роспись Клепининых: URL: http://godro.genealogia.ru/rsp/Klepinin-rsp.htm (дата обращения 10.01.2020).
[3] Дело Екатеринбургского уездного суда о купленной земским исправником Клепининым у вдовы бергешворена Аграфены Яковлевой земле и предъявленном на эту землю споре ротмистром Воиновым. ГАСО. Ф. 12. Оп. 2. Д. 50. Л. 1–2.
[4] Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. С. 95.
[5] Ларионова М. Б. Родственные связи Екатеринбургских помещиков (вторая половина XVIII века) // Уральский родовед. Екатеринбург, 2011. Вып. 10. С. 57.
[6] Исповедные ведомости Пермской епархии за 1812 год. ГАСО. Ф. 24. Оп. 23. Д. 7081-Б. Л.Л. 255–257.
[7] Исповедные ведомости Пермской епархии за 1815 год. ГАСО. Ф. 24. Оп. 23. Д. 7079. Л.Л. 84 об.–87.
[8] Экстракт, учиненный в Екатеринбургском духовном правлении из исповедных росписей за 1824 год. ГАСО. Ф.24. Оп. 23. Д. 7168. Л. 584–585 об.
[9] Экстракт исповедных росписей за 1829 год. ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 744. Л.Л. 1965 об.–1967 об.
[10] Исповедные ведомости церквей Екатеринбургского уезда 1838 г. ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 479. Л.Л. 2848 об.–2851 об.
[11] План дачи сельца Николае-Баевского Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Рукописный (1829). ГАСО. Ф. 59. Оп. 12. Д. 8858. Л. 1.
[12] Самое раннее упоминание деревни Андреевка обнаружено в метрической книге Знаменской церкви Щелкунской слободы (1845). ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 218. Л. 315 об.
[13] Приходы и церкви… С. 95.
[14] Клировые ведомости о церквях 4-го благочинного округа Екатеринбургского уезда (1903). ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 164. Л. 37.
[15] Приходы и церкви… С. 95.
[16] Клировые ведомости … Л. 37.
[17] Там же. Л. 37.
[18] Дневник, веденный его преосвященством, преосвященнейшим Нафанаилом, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, бывшим в то время викарием, во время обозрения епархии в 1882 г. // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886. № 18. Отдел неоф. С. 385.
[19] Мамин-Сибиряк Д. Н. По Зауралью: путевые заметки // Южный Урал. Литературно-художественный альманах № 8–9. Челябинское областное государственное издательство, 1952. С. 27.
[20] Отчет по обозрению церквей Екатеринбургской епархии преосвященнейшим Владимиром, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, в 1905 г. // ЕЕВ. 1906. № 18. Отдел оф. С. 393.
[21] Клировые ведомости … Л. 38.
[22] Дневник Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в Августе месяце 1912 года. // ЕЕВ. 1912. № 47. Отдел неоф. С. 1133.
[23] Протоколы заседаний (копии) Сысертской районной контрольной комиссии ВКП(б) – районного отдела рабоче-крестьянской инспекции (1931-1932). ГАСО. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 966. Л. 105.
[24] Дело о закрытии храмов в селах Аверинском, Абрамовском, Никольском, Щелкунском, Сысертском Сысертского района Свердловской области и пос. Сысерти. ГАСО. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 583. Л. 1.
[25] Там же. Л. 40.
[26] Там же. Л. 44–44 об.
[27] Протоколы сессий Никольского с/совета 1958-1959 гг. Архивный отдел администрации Сысертского городского округа. Ф. 85. Оп. 1. Д. 40. Л. 25 об.
[28] Там же. Л. 16 об.
[29] Метрическая книга Николаевской церкви Никольского села (1893). ГАСО. Ф. 6. Оп. 7. Д. 214. Л. 53 об.
[30] Метрическая книга Никольской церкви Никольского села (1908). ГАСО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 651. Л. 238 об.
[31] Метрическая книга Николаевской церкви Никольского села (1880). ГАСО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 108-Б. Л. 43 об.
[32] Метрическая книга города Екатеринбурга Сошествиевской церкви (1822). ГАСО. Ф. 6. Оп.1. Д. 54. Л. 32 об.
[33] Метрическая книга Знаменской церкви Щелкунского села (1847). ГАСО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 116. Л. 110 об.