Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. Вокруг поселка Золото

По территории соседних Белоярского и Сухолжского районов протекает река Пышма, там было много водяных мукомольных мельниц. Эта тема имеет широкий интерес у тех, кто интересуется историей нашего края и краеведением. Были мельницы и реке Рефт, в наши руки попала информация о нахождении в Сухоложском районе двух мельниц. На одну из этих мельниц имеется представление документы и план места, где должна была находиться мельница. А также в некоторых изданиях есть ссылки на мельницу, её хозяина и есть документы об оплате налогов с этой мельницы. Но вот недавно была найдена информация о существовании рядом совершенно другой мельницы под названием Петрушинской.

   Изучив эту информацию и внимательно рассмотрев  карту, промерив расстояния между устьями речек и рассмотрев берега реки Рефт через спутниковые снимки, мы решили пройти поисковый маршрут вдоль берега, на участке возможного расположения мельницы.

   Выбрав погожий сентябрьский день, небольшим коллективом вышли на маршрут. В силу различных обстоятельств провести разведочные работы пошли втроем. Председатель Рефтинского общества РОРК Ю.М.Сухарев, краевед М.В.Шишминцев, который предварительно определили два места возможного нахождения мельницы, и автор этих строк.

   Посёлок Золоторуда (так на современных картах) как единица промышленного производства и поселения находится здесь со второй половины XIX века. В далекие времена здесь было нескольких приисков, которые находились вокруг современного посёлка, работы по добыче золота велись и в самом посёлке. Поэтому вокруг посёлка находится большое количество стволов  старых шахт. Они в своё время продуктивно работали, а на сегодняшний день заброшенны и завалены. Люди старшего поколения, которые жили в посёлке, рассказывали что когда они были детьми родители не разрешали бегать по лесу, боялись, что бы не провалились в старый ствол шахты или засыпанный шурф.

   Старые шахты — объекты конечно крайне интересные, но основная задача это определение местонахождения мельницы. Нужно пройти вдоль реки Рефт и посмотреть наличие всех возможных признаков. Такими признаками являются отсыпанная дамба, остатки каких-то деревянных сооружений, и конечно в идеальном варианте валяющиеся в реке каменные жернова. Кроме того на берегу должна быть выемка, котлован или как на сегодняшний день говорят небольшой карьер, откуда брали грунт для отсыпки дамбы. Важным элементом является  наличие дороги, по которой подъезжали к мельнице.

   Учитывая все эти факторы, мы прошли от устья речки Икрянки через речку Скачок, которые впадают в Рефт с левой стороны, почти до устья речки Овсянки, которая впадает с правой стороны. По берегу реки дошли до крутой излучины Рефта у высокой скалы. Здесь с правой стороны на высоком берегу находился барский дом, который в Советский период использовался как Дом Отдыха для трудящихся, работавших на добыче золотых песков в посёлке Золоторуда.

   Время для поисковых мероприятий мы выбрали не самое удачное, потому что ещё буйная растительность по берегам реки скрывают всё, что можно увидеть. На подходе к реке заросли кустов, лианы из хмеля которые буйно разрослись и висят на кустах, ограничивая видимость иногда до десяти метров. Предварительно Максим Валерьевич по спутниковым снимкам определил два относительно пригодных места для строительства мельницы.

   На месте старой мельницы на реке должен быть водоем или пруд, и рядом ровная площадка для размещения мельницы и вспомогательных строений. Кроме того должен быть обводной канал, по которому сбрасывали излишки воды.  

   На одном из предполагаемых участков под левым берегом проходит углубление, которое можно отнести к водоотводному каналу. Немного дальше возвышение похожее на дамбу, назовем его остров. Но надо учитывать, что в этом районе велись активные работы на золото вплоть до середины XX века. Так что все эти острова, могут быть насыпаны в результате того, что рабочие копали водоотводной канал для отведения основного русла реки. Так всегда делали при промывке любых небольших рек и ручьев. Параллельно копали отводной канал, по нему направляли воду и отрабатывали основное русло.

   Пройдя вдоль берега и осмотрев видимые участки, никаких остатков деревянных сооружений мы не нашли. Можно сказать, что и береговую черту осмотрели поверхностно, в виду буйной растительности по кромке берега. Глубина реки в обоих местах почти полметра, может быть даже меньше, это с учётом того, что этот год сухой, мало осадков и уровень реки очень низкий и не только здесь, но и в других местах.


   Двигаясь вдоль берега, мы нашли много интересных предметов и фактического материала. Например, старые дороги, по которым наверняка уже никто не ездит, но здесь на поверхности земли можно рассмотреть колею. Возможно она эксплуатировалась несколько лет назад, но для каких целей? Сосны большого диаметра стоят в целости, значит это не лесорубы. А с учетом, что на некоторых участках видны старые ржавые трубы уходящие в землю и сварные швы на трубах, можно сделать заключение, что это уже наверно в конце ХХ века проводились геологоразведочные работы.

   Через полкилометра мы нашли остатки каких-то металлических труб. В нашем понимании это могло относиться к переправе, которая возможно была здесь или брод. Есть вариант, что здесь тоже работала разведочная партия, брали грунт или закачивали химические растворы в землю. Тут же рядом стоят два деревянных столба, они затёсаны с отверстиями. С большой вероятностью можно предположить, что здесь был ворот.

Можно было бы сказать, что это сделано над шурфом, но никаких горных работ здесь не велось, ровная поверхность. Возможно ворот применяли для того чтобы из реки при помощи троса, вытаскивать вёдра с песком или ящики с пробами. По крайней мере мы не смогли квалифицировать точного их назначения.

   Максим Валерьевич был на этом участке порядка 15-20 лет назад и видел, что здесь были хорошие проторенные дороги, по которым можно было проехать или без труда пройти пешком. Что и делали многие молодёжные группы того периода. В своё время Н.А.Бархатова делилась своими воспоминаниями, как она со школьниками на велосипедах, ездила по тропинкам и дорожкам, которые шли по берегу реки. Автор, лет 15 назад, точно так же проезжал здесь на велосипеде по берегу по хорошим натоптанным пешеходным тропинкам. Растительность была не такая большая и берега реки видимо чаще посещались местным населением или рыбаками посёлка Рефтинского, а также может быть и приезжими. Потому что многие жители Артёмовского района ездили на рыбалку в район посёлка Золота.

   Двигаясь дальше, мы вышли к излучине реки, где на отвесной скале был выбит барельеф вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. В очередной раз осмотрели местность, сфотографировали и осмотрели расположенный рядом с дорогой заброшенный ствол шахты.

Рядом, в лесном массиве, на большой территории видны останки работы «чёрных копателей». Неизвестные лица с современными приборами посещают этот район регулярно и проводят поисковые работы.

В результате вдоль дороги валяется сломанные лопаты, металлические предметы от техники, ну и конечно конские подковы.

   Осмотрев всё это хозяйство, мы двинулись в обратном направлении. Наш путь пролегал к старой заброшенной фабрике, которая находилась на развилке дорог посредине леса. Сейчас здесь остались бетонные сооружения, которые выполняли роль фундамента.

   И на этом участке мы увидели, что активно работает геологоразведка. Вдоль дорог набурено большое количество свежих скважин и по результатам, которые написаны на табличках, можно определить, что работы проводились буквально неделю назад. Глубина скважин 137 м это самая большая отметка, которую мы прочитали, угол наклона скважины менее 45°. Все эти поисковые работы говорят о том, что скоро здесь будут произведены большие работы.

   Этот район мы посещаем регулярно. И каждый раз можно увидеть, что-то новое. Вот и сегодня, кроме свежих скважин и относительно неплохой отгрейдированной бульдозером дороги по которой можно проехать на легковом автомобиле, видны небольшие площадки с обеих сторон от дороги. Сюда видимо придет техника. А рядом уже набурены скважины, здесь же валяются брёвна с номерами скважин и другими отметками.

   Но заинтересовало нас конечно другое. От работы бульдозеров и другой техники, которая тут работала,- а это буровая установка которая при работе создаёт большую вибрацию, и видимо от этого обвалились перекрытия старых шахтных стволов. И обнажилась несколько старинных деревянных срубов, для нас это представляет очень большой интерес. Борта стволов выложены старинными плахами и уходят на глубину более 6 м. Один из стволов засыпан породой, у другого не видно даже нижнего перекрытия. Ну как не поинтересоваться глубиной.

   В одном случае мы бросили камень, в другой ствол  бросили в отверстие, которое виднелось с края, деревянную жердь. По деревянным стенкам жердь брякала до счета семь. В первом случае камень, летевший так же до счета семь, булькнул в воду.

   Хорошо видно стенки одного ствола. Мы хорошо его рассмотрели. Сверху поперек ствола идёт металлическая труба с муфтой которая закручена по резьбе и видимо основательно проржавела. Значит это уже период послевоенного времени. Труба конечно в ржавом состоянии, вся в дырах, но это остатки работ прошлых лет.

   Двигаясь дальше мы вышли к посёлку. На окраине остановились, что бы привести себя в порядок, осмотрелись и выпили чаю. Вдалеке услышали шум работающей техники. Для нас, знакомых с горным производством, звуки работающей дробилки ни с чем не спутать. И до нашего носа долетел запах химикат.

   Точно такой же запах стоит вдоль дороги, которая идёт от села Бруснятского на Екатеринбург. Вдоль  старой дороги уже много лет добывают золото химическим методом. Значит, подобный способ получения золотого концентрата работает и здесь.

   На обратном пути проехали по посёлку, увидели, что некоторые дома обновлены, сделаны новые крыши, металлические заборы, ворота. В некоторых домах  вставлены пластиковые окна. Около домов наведён порядок. А дорога всё также осталась грунтовой. И в том же месте стоит в посёлке заколоченный магазин, который не работает уже больше 50 лет.

   Есть и грустные приметы времени. На выезде из посёлка с левой стороны, там где раньше была метрологическая станция, стоял жилой дом. Ещё пару лет назад он был жилой, заборы стояли в целости, бегали грозные собаки, большой коллектив родственников собирал выкопанную картошку. Но сегодняшний день дом производит удручающее впечатление, крыша разобрана. В сарае крыша вообще провалились, заборы упали, огороды заросли. Даже подъезд к воротам зарос крапивой и лопухами. А над всем этим звук работающий дробилки и в воздухе летает химический запах обработки песков.

Октябрь 2022 г.                    А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты