Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Копырин А.Л. Дорога к озеру

Осень в этом году выдалась не плохой. Несмотря на небольшие дожди, на неделе выпадают и сухие дни. А уж если хороший день попадет на выходной, его надо использовать «на всю катушку». Именно так мы и поступили, в очередной погожий октябрьский выходной.

   Во многих средствах массовой информации сейчас активно пропагандируют здоровый образ жизни. Под этим подразумевают занятие всеми видами спорта, посещение спортзалов и тренажерных центров, скандинавская ходьба и просто прогулки на свежем воздухе. Вот именно последний пункт активного отдыха из вышеперечисленных, мы и решили использовать в очередной выходной.

   Но бесцельно гулять по городу или идти прогулочным шагом вдоль Рефта не интересно, и мы решили совместить приятное с полезным.

   Из разговоров со старшим поколением жителей нашего города известно, что еще каких то сто лет назад, через наш город проходило большое количество дорог в разных направлениях. Но те дороги, которые были проложены много лет назад и работали в режиме гужевого транспорта, в эпоху наших дедов и прадедов, на сегодняшний день не используются.

   Вместо них проложены новые дороги, по которым идет большой поток автотранспорта, и по ним, сейчас жители нашего города, в комфортабельных автомобилях, добираются в соседние населенные пункты или выезжают по делам в другие города.

   А что же стало со старыми дорогами? Вот одну из  таких дорог, которая на сегодняшний день не только не используется, а почти забыта, мы и решили пройти в очередной раз.

   На карте ХIХ века обозначена дорога от изумрудных приисков на юго-восток. Перед рекой Пышмой она раздваивается и одна идет через населенный пункт Ряпосова (современное село Светлое) на село Троицкое (современный город Богданович). А вторая, огибая озеро Беткулово с западной стороны, уходит на село Грязновское. Вот по ней, мы и решили пройти до озера Беткулово, которое на сегодняшний день находится вдали от проезжих дорог.

   Кстати, на картах начала советского периода на всем протяжении маршрута показано большое количество дорог, идущих в различных направлениях. На самом деле так и оказалось, но на сегодняшний день эти небольшие дороги или совсем незаметны или частично использовались покосниками и лесозаготовителями. И если не знать, что вот тут была дорога, скорее всего, ее и не увидишь, потому что подавляющая часть этих не широких, тележных дорог заросла кустами, а кое где покрыта посадкам сосны середины ХХ века.

   Наш пешеходный маршрут, по старой дороге, начался от автомобильной трассы за садами Светлой. С асфальтовой дороги, поворот отлично виден, потому что здесь совсем недавно работали лесозаготовители. От лесовозов остались глубокие колеи, которые вот уже второй сезон, не могут «затянуться» естественным способом.

   Углубившись в лес, сразу же вышли на берег небольшого ручья. Но перейти его не так-то просто. Ниже по течению, бобры построили целый каскад плотин, из-за этого, на, казалось бы, совсем небольшом ручье, образовались целые озера, со специфическим коричневым цветом воды. Это верный признак активной работы бобров.

   Работа бобров наблюдается и в лесу. От водоема вглубь леса, на расстояние наверно до трехсот метров, идут хорошо натоптанные тропы. А идут они в осинник, где этими трудолюбивыми животными устроен целый лесоповал.

   Повалив осину, бобры «пилят» ее на отдельные полешки. И затем перетаскивают в воду. В первую очередь они перетаскивают вершинку с мелкими сучками, эти ветки в зимний период, будут служить кормом бобрам. Остальное идет на строительство плотины и частично на строительство хаток, в которых обитают бобры.

   А именно вот в этом месте, на ручье, казалось бы совсем недавно, был аккуратный деревянный мостик. Его отлично помнили старожилы, как нашего города, так и из ближайших деревень. И неудивительно, наверно больше века, по этой дороге жители близлежащих деревень ездили на покосы. Но пришедшая перестройка, с каким-то там ветром перемен, выдула из наших деревень коров и о покосах теперь, наверно, уже более двух десятков лет, почти ни кто не вспоминает.

   В полукилометре от асфальта, старинная лесная дорога уже почти не видна. В лесу она «сплошняком» завалена мелкими соснами, упавшими под напором сильных ветров. И что интересно, все деревья, упавшие на дорогу, лежат перпендикулярно, нет ни одного дерева, которое бы упало вдоль дороги. Что это, «закон подлости» или природа сама не хочет доступа в лес техники и людей?

   А на открытых участках, при пересечении покосов или мочажин, трасса дороги заросла высокой травой и кустами. Еще пару лет назад, по этим дорогам, проезжали энтузиасты на квадроциклах, но на сегодняшний день, нет даже человеческих следов.

   А вот следов лосей и косуль предостаточно и на всем протяжении, пока мы шли по лесу, большое количество следов жизнедеятельности кабанов.

Это наверно можно отнести в заслугу Сухоложским охотникам. Около озера Беткулово, куда идет наш маршрут, большое количество подкормочных площадок для кабана.

   И не только кабаны получают круглогодичную «поддержку» от охотников. Для косуль и лосей, в большом количестве, можно наверно сказать, на каждом старом покосе, так же организованы подкормочные площадки, и устроены солонцы.

На одной из подкормочных площадок, на дереве прибита табличка с номером 59. А по кромкам некоторых покосов, произведены посадки рапса, овса и подсолнечника.

   Все эти работы не пропадают даром, количество зверя в этом районе хорошее.

Вот и нам повезло увидеть представителей лесного царства, в свободном состоянии, как говорили раньше — на выпасе.

   День был отличный, тепло, солнечно и порывами сильный западный ветер. А листва под ногами сырая, не шуршит и это дает возможность близко подойти к стайке косуль. Если конечно громко не разговаривать и не «шаркать» ногами по лесной подстилке.

   Справа от дороги, в зарослях кустов, на бугре, видимо учуяв запах человека, соскочили два косули. Скорее всего, они там грелись на солнышке и учуяв посторонний запах, соскочили и насторожились.

   Мы остановились и медленно, не производя резких движений, начали доставать фотоаппараты и кинокамеру. С фотоаппарата успели произвести несколько щелчков с приближением. А вот кинокамера при открывании крышки экрана, издает электронный музыкальный звук. Косули это конечно услышали и мгновенно «рванули» в густые заросли еловых посадок. Жаль. Хотя расстояние и небольшое, метров тридцать, и для человеческого глаза кажется совсем рядом, вот они. Можно даже рассмотреть черный блестящий нос, на морде косули. А вот для электронного объектива фотоаппарата, это расстояние большое.

   А дорога почти теряется среди густых кустов. В этом месте, наверно с десяток лет назад, была большая вырубка соснового леса. И после этого, на вырубе была произведена посадка сосны. Мелкие сосенки и елочки отросли плохо, а вот густые кусты и мелкий березняк, чувствуют себя здесь вольготно.

   Выруба различного срока давности, перемежаются с «гривами» соснового леса. Старшее поколение такие «гривы» высокого соснового леса, называли столбами. В прежние времена, здесь было много грибов и ягод. Вот и мы, по кромке одной из высокоствольных «грив», на участке свободном от травы, увидели ягоды брусники.

   Ягоды были темно вишневого цвета, даже ближе к черному. Количество очень приличное, потому как буквально за пять-десять минут, мы насобирали по две-три горсти. Они конечно переспели и имели немного приторный вкус. Но мы не отказали себе в удовольствии пособирать и отведать поздних даров уральского леса.

   От прежней дороги осталось одно название. И если еще в конце ХХ века, здесь можно было свободно проехать на УАЗИКе или на мотоцикле с коляской, то теперь на этой дороге, наверно даже мощный УРАЛ будет бессилен.

   А ведь в то время, когда народ умел работать,  по этой дороге ездили на покосы, по ней же вывозили сено на грузовых автомобилях и в зимнее время на тракторных санях. И, кроме того, здесь постоянно ездили на телегах сборщики сосновой смолы. Следы работы вздымщиков отлично видны на стволах почти всех оставшихся, пока еще на корню, больших соснах.

   Дорогу пересекает линия высоковольтных передач, за ней снова идут выруба, вперемежку с гривами соснового леса, а уже через пару километров, лес становится совсем другим.

   Сосны очень немного и только на высоких местах, а большие площади заняты березняком, вперемежку с кустами, обширные заболоченные низины и брошенные зарастающие ивняком покосы. На некоторых покосах, которые встречаются нам вдоль дороги, с краю посадки рапса и подсолнечника.

   Вот здесь то и расположена большая часть подкормочных площадок. Сделаны навесы, под ними порхалище для птиц. Рядом солонцы. А по кромкам полей, на столбах, устроены вышки охотников.

   И вот здесь, на кромке соснового леса и низины, заросшей густыми кустами и молодым березняком, мы встретили семью лосей. Ветер и яркое солнце не позволили зверям вовремя увидеть людей.

   А мы, двигавшиеся по лесной дороге неторопливым шагом, сразу рассмотрели движение темных крупных предметов в кустах, освещенных солнцем. Вытащив фотоаппараты, замерли.

   Лоси шли в нашу сторону спокойным шагом. И только один из наших товарищей включил кинокамеру, она опять издала музыкальный звук, лоси на мгновение замерли, подняв свои огромные уши.

   Лосиха и теленок, который ростом чуть пониже, стояли в мелколесье, освещенные солнечными лучами. Темно коричневый цвет шкуры, поднятые уши со светлой опушкой вокруг ушных раковин и высоко поднятые морды, они нюхали потоки воздуха. Глядя на них, нам казалось, что прошло уже минут пятнадцать, как мы наблюдали лесных великанов.

   В это время, как специально, порывы ветра стихли и установилась звенящая тишина. Торопливые щелчки фотоаппаратов, которые звери конечно услышали, они развернулись и рысью удалились в чащу кустов.

   Лоси ушли, а нам остались волнующие эмоции от встречи с лосинной семьей. И если мы первоначально видели только лосиху и одного теленка, то когда они развернулись и побежали, мы ясно увидели убегавших вслед за лосихой двух телят. У всех троих, задняя часть шкуры (пониже поясницы) светлого цвета, обычно специалисты в этом случае говорят: звери в белых штанах.

   До озера, нам осталось пройти совсем немного и двигаясь по дороге, мы обсуждали неожиданную встречу с лосинной семьей.

   На подходе к озеру, старая дорога почти потерялась, зато по кромкам покосов и полей виляла новая дорога, относительно хорошо наезженная. Идти по ней одно удовольствие.

   А на самом берегу остались сооружения советского периода, это отстойники, куда с озера Беткулово сливали озерный сапропель. Планировалось, что его будут вывозить на поля в качестве удобрения.

   Но на сегодняшний день, все это очевидно позабыто и позаброшено, а в отстойниках, куда залили дефицитное и экологически чистое удобрение, уже выросли сосны, так что при нынешней экономической модели, ни кто и не вспомнит о выполнении когда то важной и нужной в экономическом плане «Продовольственной программы».

   Осмотрев подходы к озеру, в очередной раз все сфотографировали и по остаткам старой, уже почти заросшей дороги, прошли вдоль берега к месту, где когда то был большой деревянный дом.

   На высоком берегу озера, стоит остов сгоревшего автомобильного прицепа, который в свое время использовался как домик для рыбаков и охотников. Тут же рядом, сделана большая подкормочная площадка, для представителей животного мира. Под крышей, развешано большое количество веников и чуть дальше солонец.

   Еще одной из достопримечательностей этого района, можно назвать металлическую землянку. Так ее называют те, кто часто бывает в этом районе. Сделана она из огромной трубы, на половину высоты вкопана в землю, сверху приварена такая же металлическая крыша, и внутри есть печка буржуйка.

   Сохранность этого сооружения, можно объяснить материалом, из которого она изготовлена. Железо не горит, иначе от нее давно бы остались одни головешки и обвалившаяся яма, как от других землянок, которых в прежние времена, на берегу озера было несколько.

   Когда здесь были землянки и в наличии был деревянный дом, который именовали кто бараком, кто казармой, здесь всегда был народ. Рыбаки выезжали на озеро на лодках ловить рыбу, охотники ждали пролета северной утки. Компаниями сидели у костров, разговаривали, общались и… культурно отдыхали.

   А старинная дорога, которая проходила мимо деревянного дома и уходила на юго-восток, сейчас еле просматривается, остатки ее можно рассмотреть среди зарослей кустов и молодого березняка, но это в том случае, если вы знали, что тут была дорога.

   Определившись по времени, пришли к заключению, что пора идти в обратном направлении. Это с учетом времени на обед. В теории по трассе дороги, можно пройти и дальше и выйти к автодороге на село Грязновское или к поселению Красный маяк. Но в начале пути, это в наши планы не входило и возвращаться нам надо обратно, откуда начинался наш путь.

   Можно сказать, еще совсем недавно, разговаривая со старшим поколением жителей нашего города, с теми кто сегодня по возрасту «работает» на диване, около телевизора и слушая их разговоры, удивлялись. На дорогу до озера, пешком, они тратили целый день. А мы прошли половину дороги за три часа.

   Возможно современное поколение, привыкшее часто перемещаться на большие расстояния, относится к длине пути по другому. А еще предварительное изучение карт, знание направления движения и время, посчитанное заранее, наверно все это и помогает преодолевать большие расстояния.

   А у одного из наших товарищей, на это есть особое мнение. Он говорит: люди стали выше ростом, ноги длиннее, вот они и ходят быстрее и дальше…

   Нам остается только улыбнуться и предположить, что помогает нашему передвижению, пропаганда активного образа жизни!

               

                      

 

 октябрь 2018 г.               А. Копырин.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты